Купцы Ворогушины в Новосиле

Антонина Балабанова
               

    Есть в западной части г.Новосиля старое заброшенное кладбище, служившее последним приютом горожанам до середины прошлого столетия. Но узнать имена почивших здесь можно лишь ранней весной. С наступлением лета буйные заросли сирени скрывают от глаз людских разбросанные плиты, заросшие бурьяном, оскверненные могилы…
     Читаю надписи на поваленных мраморных плитах: «Воздвигнут сей памятник Новосильскому купцу и кавалеру Казьме Сергеевичу Гребенникову…», «Протоиерей Александр Захарович Шаховцев», «Потомственный почетный гражданин Николай Иванович Ворогушин»…
    Почетный гражданин…Что кроется за этим званием?
   «ВXIX веке общество стало перед необходимостью особо отмечать людей, имеющих заслуги перед городом… В 1832 году Николай I ввел единое городское сословие почетных  граждан. В иерархии сословий они писались третьими после духовенства и дворян. Получить почетное гражданство было  непростым делом. Требовалось представить доказательство о доходах и свидетельства о личных качествах, среди которых главное место занимали честность и порядочность (из книги «Почетные граждане города Орла»).
    Каким же он был, новосильский купец,  Потомственный почетный гражданин – Николай Иванович Ворогушин, в доме которого теперь размещается краеведческий музей, где я и пишу эти строки?
    Камень  донес до нас только даты его жизни и смерти: 25.XI.1826 г. – 4.X.1909г. Об остальном рассказали архивные материалы.
    Из переписи «О торговых, промышленных, ремесленных и хозяйственных заведениях по городу Новосилю на 1880 год» видно, что купцу принадлежали: оптовый склад вина ; ренсковый погреб (« ренсковый погреб» -торговое заведение, производило продажу только на  вынос русских и иностранных виноградных вин, портера, пива, медов… в количестве не более трех ведер» - Российский историко-бытовой словарь, - М.1999 г.);
Одна бакалейная лавка сдавалась купцу Грязнову. Кстати, личная печать купца с надписью «Ренсковой погреб Н.И.Ворогушина в Новосиле» хранится в музее.
    В 2002 году  москвич Георгий Владимирович Саначин, работая над составлением родословной, побывал в Новосиле, на родине своих предков-священников и  передал в музей уникальный материал, полученный им в Тульском архиве.
    Это ведомости о Соборной Успенской церкви (за 1908 и 1916гг), послужные списки священнослужителей, ведомости об учителях церковно-приходских и земских школ и, наконец, «Ведомость Тульской Епархии за 1908г. «О старосте Соборной Успенской церкви г.Новосиля – Потомственном почетном гражданине Николае Ивановиче Ворогушине».
   В октябре 1875 года в Тульскую духовную консисторию благочинным церквей г.Новосиля, настоятелем Собора  священником Иоанном Поповым  был отправлено «Прошение об избрании церковных старост: к Соборной Успенской, приходской Николаевской и кладбищенской Казанской церквам».Хочу донести слог, которым писались всего-то сто с лишним лет назад подобные послания:
   «Вашему Высокопреосвященству, милостивейшему Архипастырю имею счастие всенижайшее донести, что на наступившее трёхлетие на должность церковных старост к церквам г.Новосиля избраны: к Соборной Успенской церкви –купец Николай Ив. Ворогушин, к приходской Николаевской –купец Алексей Петров. Гребенников и кладбищенской Казанской – купец Семён Фёдоров. Ларионов.»  Предоставляя для этого все необходимые документы («приговоры»), податель прошения далее пишет: «…осмеливаюсь всепокорнейше просить Вашего святительского благословения на избранных, да будут они сильны понесть труды Св. служения Храмам Божиим, мудры в употреблении дорогих пред Господом лепт и честны в самом распределении их».
     Но вернёмся к «Ведомости…» Из графы «Усердно ли проходит должность и в чем выражается усердие» можно узнать, что было сделано Н. И. Ворогущиным в бытность его старостой. Так, с его приходом была оснащена необходимой утварью, расписана и приготовлена к освящению трапезная Соборной церкви. В 1883 году основное здание церкви, простоявшее здесь 120 лет и изрядно обветшавшее, было разобрано и на его месте осуществлена закладка нового величественного храма, который был закончен уже в 1886 году. Храм  был красив и снаружи и внутри: «… выкрашен масляною краскою, со священными изображениями в куполе, украшен изящным дубовым иконостасом с резьбою». В 1893 году сей  храм с благословения преосвященнейшего  Иринея был освящен местным благочинным протоиереем Иоанном Поповым. С этого же года Ворогушин становится и представителем Попечительства Успенской церкви (должность  почетная и уважаемая).
    Из особой графы ведомости  узнаем, каков же личный вклад купца в дело строительства церкви. Во- первых, по его просьбе было пожертвовано разными лицами 9525 рублей. Во- вторых, из собственных средств было уплачено за   иконостас 5500 рублей, за церковную утварь 1400 рублей, в возмещение перерасходованной церковной суммы по постройке храма им пожертвовано 6930 рублей (Для сравнения: кружечный и кошельковый сбор церкви составлял в 1907 году 700 рублей).
    «Приходно-расходные церковные книги, - отмечается в документе, - ведутся исправно и  хранятся в целости». Очевидно, по завершении строительства Успенской церкви в 1896 году Николай Иванович Ворогушин получил золотую медаль «За усердие»; в 1898 году был награжден званием личного почетного гражданина, а в 1906 году – «Всемилостивейше награжден званием Потомственного Почетного Гражданина». Было ему  тогда 80 лет. Через три года Ворогушина не стало, а место церковного старосты занял его сын Иван…
 Успенский Собор был обезглавлен ещё до решения ВЦИК, как и Николаевская церковь, что хорошо видно на снимке 1939 г. В Соборе открылся кинотеатр, а в Никольском храме клуб, и  до конца 80-х годов здесь продолжал оставаться клуб местного профтехучилища. Собор же был окончательно разобран после войны на нужды почти полностью разрушенного  города.
   «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствие Твоем», - начертано на могильном камне.
     Мы сегодня являемся свидетелями возрождения церковной жизни, возвращения России к своим духовным началам. Восстановление разрушенного и утраченного – трудная задача.
    Пусть напутствием новым поколениям новосильцев послужат слова иеромонаха Домаскина (Орловского), которые я прочитала в «Сборнике Орловского церковного историко-археологического общества»: Прошлое не должно быть утеряно, на прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому собрать воедино сокровище духовное – наш долг перед будущим поколением».