Запад есть Запад, Восток есть Восток...

Алекс Джет
("Баллада о Востоке и Западе". Джозеф Редьярд Киплинг(1)).

  В ретроспективе последних событий, один из актуальнейших, вечных вопросов "Что делать?"(2), вновь обретает силу и жизнеспособность, встает в полный рост. Как говорится, если вопрос правильно поставить, он будет долго стоять. В нашем случае он стоит с того самого момента, как современная "ненька" обрела долгожданную независимость. Тогда же вдруг вскрылись гнойные абсцессы "вільної спільноти", крепко и глубоко уходящие вглубь украинской истории. Противоречия внутри страны, так или иначе, коснулись всех: от нарождающегося крупного воровского капитала, до невесть откуда появившихся бомжей, стремительно усеивающих дно социума.
  Будем откровенны и честны сами с собой до конца: Украина разделена и была таковой изначально. Различия эти принципиальны и существенны, чтобы махнуть на них рукой и делать вид, что каждый год с такой помпой отмечающаяся "соборность" - одно из величайших достижений нации. На самом деле у граждан с украинским паспортом в кармане, живущих в разных концах страны, гораздо больше факторов, которые их разъединяют, нежели тех, что объединяют.У нас различные культура, язык, религия, пресловутый менталитет, историческое прошлое и совершенно асимметричные его оценки, видение будущего. И герои наши облеченные в гранит на площадях - герои-антагонисты. Что нас объединяет? Болельщицкий футбольный азарт и отношение к ЛГБТ-сообществу? Слишком мало для решения проблем насущных. Вкупе все это не сплетается в гордиев узел(3) и различия не столь непреодолимы, как кажется, если бы не одно "но"... Ни Запад ни Восток не готовы идти на компромиссы, и два столичных Майдана - яркая тому зарисовка.
  Нетерпимость порождает непримиримость, непримиримость же a priori не допускает альтернативы и возражений. Когда каждая сторона считает себя правой с монополией на светоч истины, когда новоиспеченные современные Данко(4)  убеждены, что только им известен путь к процветанию и счастью, идти куда-либо трудно. Для современных европеизированных дикарей гораздо проще топтаться на площадях или крушить памятники на сувениры. А непримиримость эта лезет из всех щелей и видимо согревает сердца не хуже бочек с горящими поленьями или "майданной" каши из полевой кухни. Зайдите на молодежные форумы в соцсетях, почитайте, что пишут "евроинтеграторы" и приверженцы ТС. Такого вала негатива, оскорблений, угроз, бескультурья еще редко где встретишь. Сплошное хамство и амикошонство. Западная "культурная элита" считает своим долгом и призванием, очевидно, данными свыше, открыть для "неумытого быдла" двери европейского рая и чуть ли не силой привить ему "демократические ценности", промышленный же Восток сожалеет, что не добил фашистских подонков в свое время, "вон как они головы высоко поподнимали". Этот перманентный  то затухает, то разгорается от неосторожных слов и движений. И конца края ему не видно. Мы не умеем разговаривать и слышать друг друга, оттого так нарастают поляризация и агрессия.
  Одно из необходимых условий устойчивости любой власти - монополия на насилие. Милиция или армия могут использовать насилие легитимно, для поддержания порядка, пресечения преступлений и функционирования самих институтов власти. Сегодня государство стремительно теряет эту монополию, а по законам диалектики, которые невозможно отменить или переписать, власть, утратившая право на насилие, приближается к точке невозврата, за которой убийства, хаос и разрушения будут яркими свидетельствами паралича всей системы.
  Лично я против вступления Украины в Евросоюз ни сейчас, ни в обозримом будущем. Откуда это неистребимое желание к кому-то присоединиться, ухватиться за чью-то юбку, чтобы вели, указывали путь? От давних обид и страхов? Очевидно. Сколько супостатов зарилось на наши черноземы, поля и реки, сколько видных женихов заглядывалось на чернобровых Оксан и Маричек? Ан нет, "ще не вмерла Україна". Без подмоги, правда, не обошлось. И от кого? От лютого недруга, могучего северного соседа, в союзе с которым край наш действительно расцвел вешним садом. Это правда, сколь бы ни бесновались представители "титульної нації", втихомолку становившиеся в ряды КПСС, сколь бы ни извергали хулы и желчи на советское прошлое. Их можно понять - извечная послеродовая травма рождающая комплекс неполноценности, мешающая быть объективным к своей истории. Как можно понять панический страх при слове "федерализация". Ведь Украина пока еще не только агросектор и пивные заводы, но прежде всего тяжелая промышленность: металл, уголь, авиация, космос, требующие научную мысль, специалистов высокой квалификации - словом все то, что отличает индустриальное государство от банановой республики. Так сложилось, что этот базис компактно размещен на востоке, лишившись которого "національно свідомі" лишатся и материальной подпитки, а это смерти подобно. Но в свете вышеизложенного, уверен - "разделенный дом" предпочтительнее плохо скрываемой ненависти и гражданской войны. И лучше разделившись перегородкой,   ходить друг к другу в гости, чем живя под одной крышей, время от времени хвататься за топор.

(16-18.XII.13.)

Примечания:
1. Киплинг - Киплинг Джозеф Редьярд (1865 - 1936 гг.), английский писатель, поэт и новеллист, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1907 г.). Автор книг: "Книга джунглей" (1894 г.), "Вторая книга джунглей" (1895 г.), "Семь морей" (сборник стихов) (1896 г.), "Ким" (1901 г.), "Пути и открытия" (1904 г.) и др.
2. "Что делать?" - роман (1862,1863 гг.) русского философа, журналиста и литературного критика Н.Г. Чернышевского (1828 - 1869 гг.), в котором он раскрыл новые философские и социальные идеи своего времени, фактически обосновав их приход через слом "старого порядка" (революцию). В России до 1905 года роман был запрещен.
3. Гордиев узел - согласно древнегреческой мифологии, чрезвычайно сложный узел, завязанный фригийским царем Гордием () и впоследствии разрубленный Александром Македонским (356 - 323 гг. до н.э.) с помощью меча. В переносном смысле "гордиев узел" подразумевает всякое запутанное сплетение обстоятельств, а выражение "разрубить гордиев узел" - значит разрешить любое сложное, запутанное дело прямолинейным, решительным способом.
4. "Данко" - герой третьей части рассказа классика русской, советской литературы А.М. Горького (Пешкова) (1868 - 1936 гг.), "Старуха Изергиль" (1894 г.), пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью "горящего сердца".