Урок второй

Алексей Филиппов 3
Техника  преподавания  изобразительного искусства   ( пьеса со множеством действий)

Действующие  лица :                Учитель
                ученик
                хор




                Урок  второй

Тот  же  натюрморт:  зеленый  чайник,  синяя  вазочка,  желтое  яблоко,  синяя  фоновая  драпировка,  красная  центральная,  на  столе,  желтая  на  фоновой. На  планшете  форматом  А-2  линейный  рисунок  натюрморта,  по  композиционному  эскизу,  с  построенными  предметами.

                Учитель :

Сегодня  нужно  сделать  цветовой  эскиз,  для  этого  возвратитесь  к  композиционному  и  работайте  на  нем,  большой  лист  пусть  отдыхает  пока.
Вам  нужно  создать  цветовой  аккорд  данного  натюрморта.  Для  этого  стоит  опять  забыть  о  предметах.  Предметы  -  суть  цветовые  пятна,  которые  вы  должны  привести  в  гармонию,  создав  те  же  отношения  что  и  в  натуре. 
Вообще :  в  учебной  работе  стоит  думать  не  о  каждом  натурном  цвете  в  отдельности,  пытаясь  его  лихорадочно  подобрать,  а  нужно  стараться  увидеть  что  один  цвет  делает  с  другим,  каким  он  его  делает.  Поэтому  ваш  взгляд  должен  фокусироваться  не  на  каком-то  отдельном  цвете,  а  , минимум -  на  двух  похожих  цветах.  Другими  словами :  лучше  не  фокусироваться  на  натурном  цвете,  который  вы  стараетесь  подобрать,  а  смотреть  на  другой,  похожий  цвет;  только  тогда,  краешком  глаза  вы  и  увидите  истинный  цвет  натурный.
Цвет  сам  по  себе  не  имеет  смысла,  он  становится  лишь  в  отношении  с  другим  цветом  и  со  всеми  цветами  натюрморта.
Перед вами  шесть  цветовых  пятен:  три  предмета  и  три  драпировки.  Вам нужно  создать  аккорд  из  шести  коллеров…
В  основе  психологического  действия  этого  натюрморта   лежит  сильный   цветовой  и  тональный  контраст  синей  фоновой  драпировки  и  желтой  драпировки   и  желтого  яблока.  Синий  и  желтый  представляют  царей  двух  царств:  холодного  и  теплого.  Поэтому  в  первую  секунду  секунды  глаз  зрителя  воспринимает  именно  этот  аккорд.
Для  себя  вы  должны  сделать  в  вашем  сознании  черно-белую  фотографию  этого  натюрморта.  Прищурьтесь,  и  расположите  цвета  от  темного  к  светлому.  Конечно,  это  будет  вашим  субъективным   решением,  но  вы  должны  каждому  цвету  найти  место  в  монохромной  иерархии.  Скажем,  явно  синяя  фоновая  драпировка  -  самая  темная,  затем  следует  зеленый  чайник,  светлее  его  красная  драпировка  в  центре,  на  столе,  потом  -  синяя  вазочка,  желтая  драпировка  заднего  плана  и,  самое  светлое  пятно  -  желтое  яблоко  переднего  плана.  Это  все  вы  держите  в   голове,  создавая  цветовые  контрасты. 
Что  касается  цвета :  у  вас  несколько  похожих  по  цвету  пятен,  которые  нужно  растащить,  преувеличив  разницу.  Похожи  -  синяя  фоновая  драпировка  и  синяя  вазочка,  желтая  драпировка  и  яблоко,  зеленый  чайника  не  имеет  себе  конкурентов  и,  поэтому  зеленый  лучше  сделать  сложным  и  пассивным,  используя  меньше  зеленой  краски,  зритель  и  так  будет  воспринимать  его  очень  зеленым,  в  соседстве  с  красной  драпировкой.
Что  касается  похожих  цветов,  то  их  оттаскивают  друг  от  друга  по  цвету,  решая  субъективно  их  отличие,  но  вы  должны  ясно  показать,  чем  отличаются  синии  и  желтые  пятна  в  вашем  натюрморте.  Скажем :  синий  фоновой  драпировки  не  только  темней  синего  вазочки,  но  в  нем  еще  стучится  коричневый  или  красный,  смешивая  краски,  вы  подберете  глухой  и  глубокий  синий,  который  будет  немного  уходящим,  аккомпонируя  драмматургии  центральных  и  передних  цветов.  Синий  вазочки,  относительно  него  не  только  светлый,  но  и  стремится  к  желтому  или  зеленому.
В  цветовом  эскизе  следует  преувеличить   это  отношение  синих.  Ваша  основная  работа  происходит  на  палитре,  где  и  создаются  глубокие  и  ясные  тона,  предметы  на  эскизе  красятся  плоско,  без  оттенков.
Два  желтых  -  драпировка  заднего  плана  не  только  темнее  яблока,  но она  еще  движется  к  зеленому  или  черному,  в  ней  стучится  некий  горчичный  оттенок,  яблоко  же  горит  светлым  желтым,  слегка  стремящимся  к  оранжевому  или  розовому…
Красная  драпировка  как  и  зеленый  чайник -  не  имеет  себе  конкурентов,  ее  нужно  делать  через  земляные  красные,  прибавив  немного  кадмиев,  зритель  и  так  будет  читать  ее  очень  красной,  в  соседстве  с  зеленым  чайником.
Итак :  вы  создаете  шесть  цветовых  коллеров,  которые  воссоздают  натурные  отношения  этого  натюрморта.
Вы  работаете  темперой,  это   очень  удобная  краска  в  учебном  варианте.  В  начале  учебного  процесса  ей  работают  густо,  покрывно.  Можно   довольно  долго  перекрывать  слои,  пока  не  найдете  нужного  цветового  аккорда.   Слои   должны  быть  разной  консистенции.  Первый   слой  более  жидкий,  но  покрывной,  бумага  не  должна  светиться,  второй -  гуще,  третий  -  совсем  плотный.  Перекрывать  можно  лишь  по  высохшему  предыдущему  слою.  Каждый   последующий  слой  гуще  предыдущего.  И  проще  его.  Скажем :  в  первом  слое  вы  используете  три  краски,  во  втором  -  две  и  в  третьем  -  две  близких  или  одну.  Если  так  работать,  итоговый  коллер  будет  лишь  набирать  силу  и  глубину.
Темпера  темнеет  при  высыхании,  берите  на  тон  выше.  Белила  используйте  лишь  там,  где  без  них  нельзя  обойтись.  В  данном  случае  -  лучше  их  вообще  исключить.  Коричневые  высветляют  охрами  и  желтыми,  синии  -  голубыми,  красные  оранжевыми,  зеленые  желтыми  и  т. д.  Создавая  на  палитре  коллер,  используйте  не  больше  трех  красок.  По  массам  -  они  в  подчинении.  Одна  -  основная,  строительная,  две  других  -  вспомогательные.  Основной  -  много,  второй  меньше,  третьей  еще  меньше.  Если  их  использовать  в  одинаковых  количествах  они  могут  поругаться  в  смеси,  создав  грязь.  Коллера  заднего  и  среднего  планов  могут  состоять  из  трех  красок,  коллера  переднего  плана  -  из  двух  или  одной  или  из  двух  близких.  Работайте !

                спустя  время :

 Вы  как  бы  сделали,  ответив  задаче,  но  почти  все  ваши  цвета  -  слишком  просты,  каждый  о  себе  говорит  как  о  главном.  Не  хватает  глубины  тонов  заднего  и  среднего  планов.  Месите  больше  на  палитре !  Почувствуйте  себя  средневековым  алхимиком.  Не  забывайте :  Живопись  -  это  мистическая  категория…

                Хор :

               
                Цвета  как  люди,  как  звуки,  как  слова
                Энергия  Природы  в  не  нас  и  в  нас
                Рождает  цвет  и  он  живет  в  соцветье
                С  другими  мирриадами  оттенков
                Один  в  касанье  с  каждым  и  со  всеми
                Меняет  тон.  И  все  меняют  тон
                С  одним  в  касаньи