Раздел IV. Лицедеи, скоморошки, клоуны бездарные

Владимир Короткевич
Начало: "Слово двух свидетелей" http://www.proza.ru/2014/07/10/946

 Предыдущая часть: " Раздел третий. суд " http://www.proza.ru/2014/07/14/1324 

                Короткевич В.С. (26 ноября 1930 — 25 июля 1984)

       РАЗДЕЛ   ЧЕТВЁРТЫЙ.    ЛИЦЕДЕИ, СКОМОРОШКИ, КЛОУНЫ БЕЗДАРНЫЕ

                (Евангелие от Иуды)
                (перевод с белорусского языка)


                Але злы дух сказаў у адказ: «Ісуса ведаю і Паўла
                мне вядомы, а вы хто?»

                Дзеянні, гл. 19, ст. 15

                Вачыма намізаюць, і ў дуды равуць, і хары авечыя і іншыя
                на вобразе Божым носяць, і беса цешуць, і, плешчучы
                далоньмі, клічуць: «Лада! Лада!» Сірэч бес і бог бесаў
                Ладон. А таму дуды іхнія і жалейкі ламаць і паліць.

                Сярэдневяковы загад аб ліцадзеях



Днем накануне в городке Свислочь произошла грустная и скорбная история: жители впервые познакомились с лицедеями, а те — с гостеприимством местных жителей.

Еще и поныне существуют нетеатральные города, — что уж говорить про те времена?! Но даже тогда, когда только батлейка и странствующие жонглеры несли в массы свет искусства, этот городок был самым нетеатральным из всех нетеатральных городков.

Редко-редко бороздили тогда Белую Русь уединенные лицедейские фургоны. Редко-редко вырастало из их борозд что-либо достойное. Ходили иногда с мистериями бурсаки-школяры, певцы, циркачи. Иногда попадались вечно голодные актеры-профессионалы. На всех их, кроме батлейщиков, смотрели с недоверием. Фокусы их напоминали волшебство и не были святым делом вроде лирных пений. И, потом, слишком часто после их ухода исчезали из-под стрех сыры и колбасы, а с заборов — сорочки и прочее.

Поэтому, когда в тот день притянулся в Свислочь прорванный холщовый фургон, запряженный парой кляч, жители не ждали от него ничего хорошего. Не ждали, но смотреть пришли, ведь посчитали фургон за неслыханно большую батлейку.

Мистерия началась ближе к вечеру, под огромным общинным дубом. Две доски, положенные на задок фургона, вели с него на помост, с которого, бывало, читал проповеди странствующий проповедник или провозглашал объявления панский паюк.

Сидел на этом помосте и выездной суд, когда приезжал в городок.

А теперь это была сцена, и кулисами у нее были с одной стороны фургон, с другой — ствол древнего дерева. Мужики сидели на траве и таращили глаза на дивное зрелище. Куклы — это не страшно, а тут живые люди делали такое, от чего спаси нас, Господи Боже.

Людей тех было тринадцать. По-видимому, совсем — не зря. И делали они, на мысль мужиков и мещан, дело неправедное: готовились распинать Христа. Никто не видел, что работа эта людям непривычная, что они мучительно стараются и что из этого ничего не выходит.

Пилат в хламиде из бумаги стоял столбом посредине помоста и вращал глазами так, что бабы обмирали от ужаса. На ветке дуба стоял человек в одежде ангела, которому, по всему было видно, надо было вскоре спуститься на помост за душой распятого. Очень высокий и сильный, широкоплечий, со смешным лицом и густыми бровями, он держал на груди концы голубых крыльев, чтобы не зацепились, и шептал что-что человеку, который стоял под ним, в тени:

— Ну, какой из Богдана Пилат, Иосия? Недостойный Пилат.

— Пхе, — сказал голос из тьмы. — Пилат недостойный быть не может. Не привязывайся к нему, Юрась. Знай свои крылья и стой себе. Смотри себе, как Шалфейчик миленько висит.

Один из распятых уже разбойников — по типу расстрига, по носу пьяница — покосился на них и застонал, закатив глаза.

Пилат показал рукою на крест и, изогнув довольно значительное брюхо, провозгласил:

— А вот влейте ему уксусу в рот, чтобы не думал страдать за человеческий род. Принесите гвозди из осины для собачьего сына.

— Для человеческого сына, — подсказал распятый Шалфейчик.

— Сам знаю, — во всеуслышание сказал Богдан-Пилат. — Хам ты.

Зрители, кто боялся, а кто и шептал. Шептали двое в одеждах странствующих торговцев. Сидели они сбоку, откуда виден был ангел на дубе.

— Знаешь, что мне кажется? — спросил один.

— Ну?

— Этот, на дубе... Каплан из Ванячэ приказывал его искать. Это, по-моему, тот, что на огневом змее слетел. Мы еще его встретили в пуще. Спал на горячей земле.

— Быть не может этого, — флегматично ответил второй.

— Я тебе говорю. Смотри, лицо, какое смешное. У людей часто ты такие видел? Опять же, крылья.

— Не может этого быть.

— Знаки небесные забыл? Чего он на проклятом месте спал? Чего говорил, что никаких дьяволов не боится? И запомни... и каплан, и магнат наш его искать приказали. Жечь таких надо. Сатана это.

— Быть э-то-го не может.

— Смотри, и корд тот самый.

— Этого не может быть.

В это время в толпе раздался вздох ужаса. На сцену из фургона вывалились два эфиопа. Один был здоровый, как холера, второй тонкий и очень женоподобный. Но оба были черные, как дети самого сатаны. Доски прогибались под их ногами, ведь они тянули под руки человека из породы тех, под которыми подают в беспамятстве лошади. На человеке был золотистый парик, а из-под него смотрела тупая, но довольно добродушная морда.

Толпа взвыла от ужаса.

— Черти! — кричал кто-то.

И тут с дуба раздался ангельской красоты голос. Был он мягкий, звучный и сильный. Это, спрятавшись за ствол, чтобы не заметили, говорил человек с крыльями.

— Тихо вы. Не черти это — эфиопы. Сажей они намазались.

— Ври! — крикнул кто-то.

— Правду говорю. Зовут их Сила и Ладысь Гарнцы.

— Христа зачем распинаете?!

— И он не Христос. Нарочно он это. Дровосек он бывший. Зовут его Акила Киёвы.

— Ну, смотри, — немного успокоилась толпа.

Эфиопы тянули Акилу-Христа к кресту. Акила упирался. И ясно было, что Гарнцам не под силу вести его.

— Слышал? — спросил один торговец у второго. — Голос этого, крылатого, слышал? Голос тот самый.

— Не может э... Правда твоя, брат. Тот самый голос.

Толпа весело хохотала, следя, как летают эфиопы вокруг Христа.

— Дай им, дай!

Акила крутил руками, цеплялся, но все же шел вперед. Наконец мавры, скрежеща зубами, взволокли его на крест.

— А ну, прибивайте, чтобы не сбежал! — рычал Пилат.

И только тут кое-кто в толпе понял: это тебе не шуточки. Кричали-кричали, а тут, вишь ты, Бога распинают.

— Хлопцы, — спросил легковерный голос, — это что же?

— Бог... Почти голый.

— Одежду делят.

Ангел начал шептать тому, кто стоял ниже него:

— Скажи Автуху и Леону, пусть не делят.

«Солдаты» не обращали внимания на шепот. Делили со вкусом и со знанием дела. Над толпой висел размеренный — как по гробу — грохот молотка.

Акила на кресте закинул голову, закатил глаза и выпустил дух. Эфиопы отступили, чтобы с видом художников полюбоваться своею работой. И тут случилось непоправимое.

Под весом Акилы крест сложился вдвое (так его было удобнее перевозить в фургоне: связанный, с приступочкой для ног, с надписью «ІNRІ», которая только что так величественно венчала Акилову голову). Крест сложился, и под ним, показывая небу зад, стоял огромной перевернутой ижицей Акила Киёвы, несостоявшийся Иисус.

— Хлопцы, это что же? — спросил кто-кто. — Что же это, у Господа Бога нашего зад был? А ну, спросим у этих.

— Еретики!

Спасая положение, Юрась спрыгнул на легких крыльях вниз. Опустился на помост. И тут закричал один из странствующих торговцев:

— Этот! Этот! Он на огневом змии спустился! Хватать его приказано! Это сатана!

Воздух разорвал свист. Толпа пришла в движение и начала надвигаться на помост... Ангел лихорадочно отдирал от помоста крест. Распятый разбойник вместе с крестом бросился в фургон. Но в воздухе уже замелькали гнилая репа, лук и прочее. Лошади рванули с места, бросив людей.

...Они убегали полевой дорогой изо всех сил, потому что сзади, не очень догоняя, но и не отставая, с гиком бежали преследователи.

Впереди всех летел легкокрылый ангел. Лицо у него было одухотворенным. Золотистые — свои — волосы реяли по ветру. Вился хитон, открывая голые икры.

За ангелом летел сумасшедший фургон. Лошади вскидывали оскаленные храпы, рвались изо всех сил и все же не могли догнать Братчика. В фургоне дребезжало оружие и остатки реквизита.

За фургоном лупил из последних сил его хозяин, лысый Мирон Жернокрут, а рядом с ним задыхался под тяжестью креста «распятый разбойник» Шалфейчик.

Он отставал и отставал, и вместе с ним отставал конвой — два эфиопа. За ними во всю бежали остальные лицедеи в разнообразной одежде. И наконец, наступая им на пятки, рука к руке, ковыляли два солдата, могучий в чреве Пилат и Акила-Христос. Христос был голый, потому что одежду его несли солдаты.

— Наддай! — бешеным голосом кричал тот человек, какого ангел называл Иосием.

Они бежали, а за ними с улюлюканьем и свистом валила толпа разъярённых преследователей.

...Кто хочет убежать — убежит. Эти убегали и убежали. Всего через какой-то час они перестали слышать голоса за спиной, а еще минут через тридцать приходили в сознание на небольшенькой полянке.

Журчал под ногами ручей, словно говорил о тщетности человеческих усилий. Садилось за вязами огромное красное солнце. Жернокрут горестно ойкал в фургоне: пытался сложить поломанные копья.

Пилат отсапывался, надувал толстые щеки:

— Отрясем прах этого города... вух-х... с ног наших... Хамы... Это они так... белорусского дворянина... Пусть я не буду Богдан Роскаш... пусть я... не от Всеслава происхожу, а от свиньи, от гиены, от обезьяны... когда я им этого не попомню.

Акила-Христос сидел над ручьём, щупал синяк под глазом, поливал его водой:

— Это... Бьются как... Пусть оно...

И ему вторил, также щупая синяки, Жернокрут:

— Остерегайтесь же людей: ведь они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас.

Отцепленные крылья отдыхали рядом с Братчиком.

— Не так вы это, — вдруг с грустной улыбкой сказал он.

— А как? — гневно спросил лысый Жернокрут. — Этот я лицедей. Я знаю, как оно играть надо. А вы тут все — сброд. Учите тут меня, а провал — из-за вас. Из-за вас мне все поломали. А это все денег стоит.

— Что им в твоих мистериях? Они люди темные. Это не то, что привычные школяры. У нас, бывало...

Жернокрут вдруг встал:

— Слушай, Юрась Братчик... Знаем мы, что ты за школяр. Говори, что это там кричали про огневого змия? На ком это ты приземлился?

— Кричали потому, что бедные, темные люди, — твёрдо сказал Братчик. — Я школяр из Мира.

Мирон Жернокрут взорвался:

— А били... Били нас из-за кого?

— Били нас за то, что мы скверно играли. И еще потому, что они никогда не видели такого. Что им в твоих мистериях? Тут надо, как в сказке про осину и распятие. Гвозди не полезли в руки, а осиновые колышки полезли (они, мужики, знают, ведь осиновый гвоздь и в бревно полезет). И тогда распятый затрясся и заклял осину: «Чтобы ты всю жизнь так тряслась, как я сейчас трясусь». Т а к о е они знают. Т а к о м у   они поверят.

— А что, — сказал Роскаш. — Правда.

— Правда! Правда! — передразнил Жернокрут. — Мне лучше знать. Я — хозяин.

— А как этот ты, хозяин, один очутился на дороге с фургоном целого позорища, в котором человек пятнадцать было? Нашел где?

Жернокрут шлёпнул губами, вроде ящик захлопнул.

— Вот что, — сказал «ангел». — Мошенничать, так мошенничать. Что нам в этих бедных городках? Пойдемте сразу в большой город, в Городню. И совсем без разных там вещателей переоденемся за стеной и в город. И — товар лучшей стороной.

— В Городне людей больше, — сказал, щупая синяки, Акила.

— Так что?

— Ты Христа в Городне сам играй, — сказал Юрасю Акила. — Я тяжелый на бегу. Для меня эта работа очень вредная.

Продолжение. "Раздел V. анафема" http://www.proza.ru/2014/07/16/1163