Интересные находки как результат исследовательской

Татьяна Бузнякова
«Интересные находки как результат исследовательской работы по научному описанию предметов из коллекции «Живопись»
   
     Коллекция «Искусство живописи» небольшая по количеству, но привлекающая внимания специалистов. Всего в коллекции «Искусство живописи» насчитывается 427 единиц из них: 258 предметов основного фонда и 169 научно-вспомогательного.
      В собрании музея хранятся военные портреты, произведения на исторические сюжеты, со сценами военных действий. В коллекции музея сохранился ряд парсун и портретов, некогда входивших в состав первой картинной галереи Дона, созданной еще атаманом Данилой Ефремовым. Выделяются портреты «М.И.Платов», работа художника В.А.Тропинина. Пожизненных изображений атамана Платова сохранилось не так  много, а работа столь замечательного мастера, как Василий Тропинин, и вовсе делает полотно уникальным. Портрет был написан сразу после окончания Отечественной войны 1812 года, поскольку грудь атамана и генерала украшают высшие военные награды. Здесь Матвей Иванович Платов представлен во весь рост, с атаманскими регалиями в руке, войсковым знаменем и саблей с надпись. «За храбрость». Портрет М.И.Платова в 1972 году был передан на постоянное хранение в Старочеркасский музей из Новочеркасского музея донского казачества. В 1978 году полотно было отреставрировано, но в 2012 году картине снова потребовалась помощь реставратора. Этим занялся художник-реставратор В.И.Ефремов , отреставрированная картина займет свое место в экспозициях Старочеркасского музея. Интересны работы: «Богатый казак»,  художника А.О. Жданова, «Степан Ефремов», «Ф.П.Денисов», «А.Ф.Краснощеков», «Генерал Д.М.Мартынов» и другие портреты знаменитых казачьих фамилий написанных неизвестными художниками в XVIII-XIX веке.   
      Обращают на себя внимание и женские портреты, где на полотнах запечатлены казачки в традиционных кубелечных нарядах, старинных головных уборах. Портрет «Богатая казачка» худ. неизвестен ХVIII век, портрет « Неизвестной в казачьем костюме» нач. XIX века , портрет «Донская казачка с девочкой» XVIII век.
  Заслуживают особого внимания работы донских художников конца  XIX-нач. XX века:  И.И.Крылова: «Разлив в Старочеркасске», «Станица Старочеркасская», «По дороге в Аксай», «Ратная церковь», работы Е.Г.Черепахина – известного донского художника-иконописца и фотографа. Казак с верхнего Дона, он стал одним из первых донцов, кто окончил Императорскую академию художеств. Будучи в Старочеркасске, он видимо выполнял заказ в Старочеркасском женском монастыре. Отсюда его работы: «Портрет игуменьи», «Портрет монахини», «Портрет игуменьи Иннокентии». На всех портретах авторские подписи Е.Г.Черепахин и год 1880. Необыкновенно красив натюрморт В.Ф.Абашина «Фрукты» конца ХIХ века.
    Донская тематика, станица Старочеркасская отражена в работах современных художников ХХ века: П.С.Келлера – «За Доном», «Дикое поле», Н.Овечкина «Вольница», Г.Курочкина «Гибель Булавина», В.Кулишова «Старочеркасск», П.Сафонова «Старочеркасск», «Берег Дона…..», «Донские казаки в море», «Ночной Старочеркасск» и другие его работы, написаны в 80-х годах, в своем  творчестве художник предпочтение отдает донскому пейзажу. Особую страницу в живописи Б.Т.Спорыхина, Л.А.Спорыхиной составляют работы о станице Старочеркасской, на полотна перенесены практически все памятники архитектуры, виды улиц, казачьих куреней, множество пейзажей и натюрмортов /18 работ/. В фондах музея хранится более 30 работ художника-реставратора М.Е.Соколенко. Завораживают яркие, красочные этюды казачьих станиц А.П.Зимина – их в коллекции 28 единиц хранения.  Родился А.П.Зимин в 1913году,  архитектор, краевед с 1960-х годов возглавлял областное отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Составил «Краткое описание памятников архитектуры г.Ростова –на-Дону». Зимин занимался созданием карты памятников истории и культуры края. Им сделаны подробные описания церквей, зарисовки станиц Старочеркасской,  Кочетовской,  Марииновской, Усть-Белокалитвенской.
Я не буду рассказывать о каждом художнике, у нас в коллекции   хранятся, картины 58 известных и не очень представителей этого искусства. Многие работы написаны неизвестными мастерами, я остановлюсь на нескольких произведениях искусства Х1Х века, хранящихся в фондах Старочеркасского музея.
1. Картина художника Н.А.Драгунова «Майдан в Черкасске» 60-е годы, так этот экспонат зарегистрирован в книге поступлений под № 145. Акт приема в музей отсутствует, откуда были взяты данные, что это работа Н.А. Драгунова, выполненная в 60-е годы неизвестно. Действительно расцвет творчества Н.А.Драгунова приходится на 60-е годы, но проявил он себя больше, как  талантливый иллюстратор  детских книг,  оформитель детских открыток. Вместе со своим другом художником Б.Н.Крыжевским создал живописные произведения на темы истории донского казачества. У нас в коллекции их совместные работы имеются под названием «Разинский стан», «Угон беглых с Дона».
В 2011  году картина «Майдан в Черкасске» прошла реставрацию.  Реставрация проводилась в реставрационном центре «Дон», вел работу реставратор высшей категории В.И.Ефремов. По результатам исследования живописного полотна, реставратор пришел к выводу – это работа ХIХ века. В прошлом картина уже неоднократно подвергалась реставрации, по всей поверхности просматриваются записи в местах утрат, причем каждый реставратор использовал разные краски: темперу, масло, гуашь. В 40-е годы некоторые фрагменты картины, с которых начала осыпаться краска, были заклеены микалентной бумагой. Картина дважды была продублирована:  поволока на картон, а затем на фанеру, по углам картина обрезана, находилась без подрамника в багете. Художник-реставратор В.И.Ефремов рассказал,  сложность состояла в том, чтобы отделить живописный слой от фанеры и картона. Поэтому для спасения поверхность картины была покрыта двумя слоями осетрового клея, затем живопись была отделена и перенесена на современный прочный холст. Утраченные места дотонированы масляной краской. В результате полотно выглядит, как будто только написано. На картине изображен майдан – главная площадь казачьего городка Черкасска. Время действия ХVII век, на заднем плане изображена деревянная церковь, а история деревянных церквей в Черкасске заканчивается в 1688 году, когда третья по счету деревянная церковь сгорела. Полотно многофигурное, отличается живостью образов, яркими красками. Для уточнения датировки картины реставратором были приглашены специалисты. Знатоки говорят, что по стилю картина напоминает работы известного донского живописца  Николая Овечкина, но написана она гораздо раньше. Есть предположения, что это большой эскиз, был подготовлен автором для какой-то выставки или же для показа заказчику. Вероятно, сама законченная работа была вывезена во время Гражданской войны или же закончить её художнику помешала начавшаяся первая мировая война, которая переросла в революцию и гражданскую войну. Как бы там не было, в любом случае у нас остался эскиз, безусловно выдающегося художественного произведения конца ХIХ века, посвященного казачеству. Благодаря успешно проведенной реставрации посетители нашего музея могут увидеть эту работу.
    
2. Портрет «Девочка со свечой» художник неизвестен ХIХ век. Зарегистрирован в 1972 году в книге поступлений под №11, акт приема  отсутствует. Но просматривая, списки экспонатов за 1944г. Старочеркасского музея донской старины я нашла запись: «Портрет. Неизвестный художник «Девочка со свечой», х/м из коллекции атаманов Ефремовых. Этот предмет входил также в число экспонатов музея им. Степана Разина, образованного в станице Старочеркасской 1 марта 1921 года. Всего экспонатов числилось 1050 единиц, среди которых были и уникальные – это мебель, посуда, картины, принадлежащие роду Ефремовых.
В одном из журналов «Караван истории» за 2010 год была опубликована картина художника Павла Брюллова, хранящаяся в Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева под названием «Неудавшееся свидание». Эта картина один в один наша «Девочка со свечой».  Художники иногда тяжело расставались со своими картинами, порой специально запрашивая высокую цену. Более того часто копировали работу, поэтому встречались картины, которые существовали в нескольких экземплярах. Вероятнее всего, такое случилось и с нашей «Девочкой со свечой». Портрет был осмотрен художником-реставратором В.И.Ефремовым, который отметил что холст старый, живопись сверху покрыта несколькими слоями лака, что конечно затруднить реставрацию. Сейчас картина находится на реставрации надеемся, что при раскрытии живописи, будут обнаружены авторские записи. Что поможет окончательно поставит точку в авторстве. Небольшая справка о художнике. Брюлловы русский дворянский род. Конечно же, среди русских живописцев хорошо известен Карл Павлович Брюллов. Павел Брюллов его племянник. Он родился в 1840 году, в 1863 г. окончил Санкт-Петербургский университет физико-математический факультет. Затем он учится в Академии художеств, где  успешно совмещал занятия архитектурой с освоением рисунка и живописи. В 1874 году он получает звание классного художника-архитектора третьей степени. Он очень дорожил своими работами, но так и не добился большого признания, хотя за их высокий художественный уровень их приобретали и П.М.Третьяков и члены императорской семьи. С 1872 по 1914 годы он становится постоянным участником экспозиций товарищества художников-передвижников. За свою высокую эрудицию, за безупречные человеческие качества П.А.Брюллов пользовался большим уважением в художественной среде страны. В 1893 году он был удостоен звания действительного члена Академии художеств, а с 1897 по 1912 год занимал должность хранителя музея Александра III /ныне Государственный Русский музей/.
И еще о 2-х работах известных художников ХIХ-нач.ХХ века .
В 1975 году из Новочеркасского музея наряду с другими картинами поступил портрет под названием «Голова старика», зарегистрирован под №1743, художник неизвестен, время создания тоже. В 1993 году картина прошла реставрацию, холст продублирован на новую основу. Подрамник остался старый, на котором написан, черной тушью, дарственный текст. «Голова старика» передана в дар Гос.Дон.об. музею Боткиной дочерью х. М.П.Боткина». Почему в книге поступлений не указан автор неизвестно, реставраторами определено время написания кон.ХIХ века. Несомненно, что это работа Михаила Петровича Боткина – русского художника, гравёра, академика исторической живописи и выдающегося коллекционера. Родился  художник в 1839 году в Москве, в семье известного чаеторговца П.К.Боткина. Его брат знаменитый врач-терапевт Сергей Боткин. С 1856 года он учился в Императорской Академии художеств. Затем прожил несколько лет в Германии, Франции, Италии. Здесь он сблизился со многими русскими художниками и, в особенности с Александром Ивановым. Возвратившись из-за границы, в 1863 году он выставил в Академии художеств свои работы: «Вакханка с тамбурином», «Плач на реках Вавилонских» за что получил звание академика. С 1879 г. М.П.Боткин занимает видное положение в Академии художеств – член совета Академии художеств, императорской Археологической комиссии, директор музея Императорского общества поощрения художеств. М.П.Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени. Многие свои работы он передавал в музеи. Лично владел уникальной коллекцией  произведений прикладного искусства, в его собрании были и редкие картины старинных мастеров: Петнтуриккио, Боттичелли, Андреа Мантенья. М.П.Боткин умер в Санкт-Петербурге 22 января 1914 г. В 1920 г. художественные собрания были переданы в Гос.Эрмитаже. Таким образом, работа М.П.Боткина хранится  и в нашей коллекции.
              В списке первых предметов зарегистрированных  в музее в 1972 году под № 155 числится живописное произведение «Станица Старочеркасская» автор худ.И.И.Крылов.  Долгие годы картина экспонировалась на выставке «Старый город Черкасск».  Реставрация не осуществлялась, холст был старый, поэтому пошла деформация , в результате утраты грунта и  красочного слоя. В местах сильных утрат красочный слой был заклеен папиросной бумагой. В 2010 году живописное произведение прошло реставрацию. Реставрация проводилась в «Реставрационном центре «Дон», художником-реставратором Ефремовым В.И. При расчистке картины в правом нижнем углу открылась авторская подпись «ИКалмыков». Т.е. картина не принадлежала кисти И.И.Крылова.
Калмыков Иван Леонидович родился 26 января 1865 г. в Новочеркасске. Сын донского казака. Окончил Новочеркасскую войсковую гимназию. С 1884 по1889 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Где обучался у таких известных художников, как В.Е.Моковский, В.Д.Поленов, И.К.Айвазовский.  В 1890-1904 годах работал в Москве, летом ездил по родным местам, собирая сюжеты для будущих работ. В 1904-1907 гг. участвовал в выставках ТПХВ (товарищество передвижных художественных выставок) и московского общества художников. Экспонировал свои картины на международных выставках в Риме, Вене, Мюнхене. Много путешествовал по Италии и Швейцарии, побывал в Японии, Индии, Африке, Южной Америке. К 1912 г. серьезно увлекся декоративной керамикой и создал в Москве декоративно-художественную и облицовочную мастерскую. Вел преподавательскую работу  в Московском Строгановском училище. В начале 20-х годов был командирован в Индию для сбора художественной коллекции музея училища. В Россию не вернулся. Эмигрировал в США.
В России творчество И.Л.Калмыкова почти не известно и забыто. Вместе с тем художественный критик и историк искусства А.Н.Бенуа причислял его к наиболее одаренным и талантливым художникам конца ХIХ века. Произведения И.Л.Калмыкова находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, галерее современного искусства в Риме.
      Таким образом, и у нас в коллекции хранится работа выдающегося донского художника. Где на прямоугольном полотне легко узнаётся родной пейзаж. Светло-серая полоса Дона с лодками у берега сливается с необъятной ширью зеленой степи, уходя за линию горизонта в небо. На переднем плане сельская дорога, казачьи куреня утопающие в густой зелени лета. Над куренями возвышается Донская церковь с зелеными куполами, расположенная на атаманском подворье, обнесенном кирпичной беленой стеной. На подворье видны зеленые крыши одноэтажных строений и красное кирпичное 2-х этажное  - монастырской гостиницы. То есть изображены здания Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника,  место, где мы  работаем в 21 веке.
       И наконец картина «Казаки» художника Ивана Алексеевича Владимирова  нач.ХХ в. Картина была приобретена в 1984 года у коллекционера из Ленинграда Р.С.Ханукаева.  Автором оказался  российский художник, известный как художник реалистической школы, баталист. В 1891-1893 гг. учился в Петербургской Академии художеств. Был художественным корреспондентом в период русско-японской (1904-1905), балканских (1912-1913) и 1-й  Мировой войн. Он ежегодно проводил лето на Сев.Кавказе, бывал на Дону, привозя материал для картин. Автор цикла картин посвященных русско-японской войне, к которому относится и его работа «Казаки». Которая помещена в экспозиции «Быт и культура  г.Черкасска». На картине изображены два казака на лошадях в форменной одежде периода 1884-1912 гг. светло-серых гимнастерках и брюках синего сукна с красными лампасами. Казаки вооружены пиками, при полной боевой амуниции.  Работы Владимирова были признаны известными художниками, удостоены больших и малых серебряных медалей. Его произведения  хранятся во многих музеях и частных собраниях, в том числе и в коллекции Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
            
                Хранитель коллекции «Живопись»     Т.А.Бузнякова