последние мирные месяцы

Маргарита Школьниксон-Смишко
1914 год начался для Розы болезнями друзей:
Ханс Дифенбах лежал в больнице в Берлине,  другой симпатичный Розе молодой человек  - Брандель Гекк  находился после серьёзной болезни в санатории. Луизе Каутская с конца апреля до середины сентября провела в немецком госпитале в Риме.
Костя продолжал молчать, но ко дню рождения Розы перед своим большим путешествием, при котором он побывает в  Персии, Костя сделал Розе такой подарок, о котором она просила два года назад:

«Франкфурт (Майн), 8.03.1914

Только сейчас нашла первый свободный момент, чтобы поблагодарить тебя за чудесную книгу. Я была так рада, но из-за путешествий, школы и собраний не было времени даже вздохнуть. Три собрания в Бадене (Пфорцхейм, Фрейбург и Карлсруэ) были грандиозными. Самоё хорошее сегодня в Карлсруэ, в Фестхалле — 6000 человек, хор из 150 певцов, в начале и конце. Настроение у всех было замечательным.Теперь мне нужно в Мюнхен, на этой неделе и в воскресенье в Берлин в «Новое время».
Меня интересует, что вы ответили Левину* и когда ты отправишься в путь. Не теряй времени...».

* Во время Костиного путешествия Левин д.б. замещать Костю в редакции «Равенства», Клара Цеткин даже пообещала ему постоянное рабочее место.  Роза в тот же день написала Кларе и пожурила её за непредусмотрительность , ведь когда Костя вернётся, ему нужна будет работа. Роза напомнила Кларе, что по-характеру Косте трудно будет найти новое рабочее место. Костя собирался путешествовать целый год, но Роза была не уверена, что он не вернётся раньше. Так и получилось.

В 1914 году на Розу из-за её агитационых речей  посыпались новые обвинения, их цель  - упрятать её в тюрьму. Уже в октябре 1913 года на неё было заведено дело, потому что Роза  25.09.1913 и 26.09.1913 на собраниях во Франкфурте призывала рабочих в случае войны не стрелять в их классовых друзей из Франции и других стран.
20.02. 1914 г. она за это Франкфуртовским судом была приговорена к году тюрьмы. Но Розу это не остановило.
7.3.1914 года , т.е. через два дня после её дня рождения Роза на собрании во Фрейбурге заклеймила жестокое обращениие  офицеров и старых служак по отношению к новобранцам. Военный министр подал на неё в суд за оскорбление офицеров, унтер-офицеров и солдат немецкой армии.  Однако на процессе в Берлинском суде (с 29.06.1914 по 3.07.1914)  в пользу Розы выступило свидетелями более 1000 солдат — жертв насилия. Под таким давлением фактов классовая юстиция предпочла перенести процесс на неопределённый срок.
Эти 1000 свидетелей нужно было сначала собрать, тоесть Роза и её друзья тщательно готовились к защите.
Так 13.6.она ещё думала, что на суде будут от 145 до 200 свидетелей.
18.06. Роза отправила  редактору газеты «Бергийский рабочий голос»  В. Диттманну письмо с просьбой , чтобы он попросил выступить на суде отца солдата, покончившего с собой из-за издевательств над ним старых солдат.( Об этом случае он упоминал в своей речи в рейхстаге*.)

Опасное время всегда придавало Розе сил и энергии. Так в апреле она, как ни в чём ни бывало, отправилась в 3-ёх недельный отпуск в её любимую Швейцарию. Во второй половине мая Роза пишет Кларе Цеткин:

«Дорогая Клара!
Кроме Фрейбургского мне грозит ещё один процесс. В чём дело, мы**  не могли установить. И так они хотят меня замучить процессами, но я не позволю им испортить моего хорошего настроения***. Партийное руководство и фракция обходятся со мной как с преступницей****.
Когда ты приедешь? Из-за того что Розенф(ельд) с часа на час ожидает моего ареста, к моему большому сожалению мне пришлось отменить собрание в Эльзасе.
На Троицу я хочу с тобой поехать и насладиться весёлыми праздничными днями — кто знает, как надолго мы будем этого лишены. Ещё раз: когда же ты приедешь?
                Поцелуй
                Твоя РЛ.»

* пройдёт 15 лет и люди забудут невзгоды войны. В 1929 году на митинге в Гамбурге, когда один молодой инвалид войны попробует выступить за мир, его никто не поддержит, даже наоборот. (см.главу "говорит Гёбель, Гамбург" из сборника "Из воспоминаний Балдура фон Шираха")

** на фото Роза со своими адвокатами ("мы") тот, что по-старше с тросточкой - др. Курт Розенфельд, по-моложе - др. Пауль Леви, они и на фото перед Берлинским судом.

*** оно было связано и с новой влюбдённостью. см. главу Пауль Леви

**** ещё в конце февраля Роза в письме Паулю Леви сообщила, что партийное руководство Берлина запретило собрание с целью протеста против Розы