Античность

Марина Сильвер
    История и Древней Греции, и Древнего Рима столь многообразна, что нашла отражение в очень большом количестве произведений той эпохи, т.е. примерно от 8 в. до н.э. и до 2 в. н.э. На основе этих произведений впоследствии появилось множество других литературных произведений, ставших впоследствии классическими. Здесь вспоминается аналогия шекспировской «Ромео и Джульетты» с «Антигоной» Софокла. И таких примеров найти не сложно, т.к. набор античных произведений очень велик. Именно поэтому, очень нелегко выбрать какое-то одно для более подробного анализа. И все же, я предпочитаю, обратиться к одной из самых выдающихся драм Древней Греции,- трагедии «Царь Эдип», которая принадлежит перу Софокла.
    Следует отметить, что Софокл был не единственным, кто создал драматическую трилогию о царе Эдипе, и не первым. Первым был Эсхил и его трилогия : «Лаий», «Эдип», «Семеро против Фив». Некоторые ученые полагают, что конец последней пьесы этой трилогии Эсхил написал много позднее, основываясь на произведении Софокла «Антигона». В свою очередь, «Антигона» Софокла развивается таким образом, что современные ученые проводят параллель с произведением Еврипида «Финикиянки». Так или иначе, но именно произведения Софокла считаются лучшими литературными трагедиями Древней Греции. Конечно, Софокл, как образованный человек, многое прочел, и многие идеи и сюжеты придумал не он, но он смог придать им совершенно иную форму, сделав акцент на конфликте между человеком и роком /судьбой/, который зависит от помыслов самого человека. Именно этим и славятся драмы Софокла, дошедшие до наших дней, включая и трилогию, посвященную царю Эдипу : «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне».
    Если вдуматься в сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип», то здесь очень ярко показано, что происходит тогда, когда человек совершает поступки, не задумываясь ни над их значением, ни над их последствиями. Ведь не соверши Эдип убийства, которого он сам даже и не заметил, все могло бы сложиться совсем иначе. Вывод прост : в судьбе человека все зависит от его же поступков, от того какой путь выберет или какое решение примет. Но когда поступок уже совершен и механизм грядущих событий  запущен, причем сам человек об этом еще и не подозревает, что же будет тогда? Вот именно об этом и повествует Софокл в драме «Царь Эдип». Именно этот вопрос он ставит в этой трагедии, и последовательно развивает действие.
    Но прежде, чем перейти непосредственно к анализу данной драмы, обратимся к личности и фактам жизни самого Софокла. Ведь это не секрет, что литературная гениальность многих авторов зависила прежде всего от их личности, порой гениальной. Итак, Софокл. Родился он в 496 году до н.э., в местечке Колон близ Афин. Это место Софокл впоследствии прославит на тысячилетия в своей драме «Эдип в Колоне», - заключительном произведении своей знаменитой трилогии.
    Софокл родился в обеспеченной семье, - он был сыном богатого владельца оружейной мастерской – Софилла, и принадлежал к знатному роду. Потому, Софокл получил хорошее образование. Это дало ему возможность рано начать писать трагедии. И уже в возрасте 28 лет он одержал свою первую победу на литературном турнире, как автор лучшей тетралогии, победив самого Эсхила, который также участвовал в конкурсе. При этом, одна из пьес, входивших в состав той самой тетралогии,и называющаяся «Триптолем»,- имела ярко выраженное патриотическое значение. Вообще по произведениям Софокла видно, что он любил свою родину, что несомненно говорит в его пользу. Давно ведь известно, что «человек, нелюбящий свою родину ничто любить не может».
    Но вернемся к судьбе Софокла, который помимо литературной деятельности, активно занимался общественной жизнью Греции. В 443 году до н. э. он занимал ответственную должность председателя комиссии казначеев эллинской, т.е. союзной казны. В обязанности Софокла входило распределением податей между союзными государствами. А 441 году до н.э., Софокл участвовал вместе с Периклом в походе против острова Самоса, в качестве стратега, что несомненно говорит об незаурядном уме Софокла. Тем не менее, как воин он не проявил особого таланта. А его современник, поэт Ион Хиосский, напишет в своих воспоминаниях от встречи с Софоклом, следующее : « Очень живой и общительный человек, а также гениальный поэт, но заурядный политик и стратег ».
    В период Пелопоннесской войны, Софокл примкнул к аристократической группировке, и в 411 году до н. э. был избран в комиссию десяти пробулов, которые должны были выработать план нового государственного устройства. В конце своей жизни Софокл занимал должность жреца. Умер он в преклонном возрасте в 406 году до н.э.
    Следует отметить, что всю свою жизнь Софокл прожил в родной ему Греции и на протяжении всей своей жизни, неизменно пользовался любовью и уважением сограждан. Что же касается его творческой деятельности, то Софокл создал примерно 123 драмы, но до наших дней из них дошло только семь : «Аякс», «Трахинянки», «Электра», «Филоктет» и трилогия о царе Эдипе. Во всех своих произведениях Софокл подчеркивает роль божества. Ничто в жизни человека не происходит без ведома и воли богов, но если человек переходит дозволенные границы, то он на себе познает всю полноту гнева богов, - вот философия Софокла. Софокл был одним, из немногих, кто верил в торжество Правды и Справедливости, у кого были высокие моральные установки, и который отражал все это в своих произведениях. К тому же Софокл один из тех авторов, кто симпатизирует своим героям несмотря на то, какими бы дурными делами они не славились, - он представляет их более человечными, чем, возможно, они есть на самом деле. И здесь явно чувствуется личность самого автора.
    Ну, а теперь, обратимся к драме «Царь Эдип», принадлежащей  перу Софокла, содержание которой кратко можно передать, как следующее :
    Эдип, еще не царь, встречает на дороге какого-то человека, / который на самом деле царь Фив и его отец – Лаий /, и убивает его, даже не обратив особого внимания на свой поступок. Затем Эдип сам становится фиванским царем, избавив город от чудовищного Сфинкса путем разгадки его загадки, и женится на жене предыдущего царя Иокасте – своей матери, не подозревая об этом. Захотев узнать волю богов, Эдип посылает Креонта, который и убедил Эдипа в необходимости этого, – брата Иокасты, в Дельфы, в обитель бога Феба.
    Именно с этого места и начинает свое повествование Софокл, оставив предысторию в контексте, - она становится понятна по ходу прочтения драмы. Далее события развиваются следующим образом :
    Креонт приходит с ответом, что Эдип должен покарать изгнанием или кровью убийцу Лаия. Эдип дает клятву эту исполнить, не зная еще о том, что убийца он сам. Затем Эдип посылает гонца к Тиресию – слепому старцу – прорицателю, который вначале заявляет, что не скажет ни слова, для его же, Эдипа, блага. И говорит следующее:
« Не мне тебя повергнуть суждено,
Сам Аполлон тебе готовит гибель ».

« Сам себе ты враг ».
    Когда Эдип обвиняет Тиресия во лжи, тот отвечает вот
что :
« По-твоему, я вздорен, что ж ?  Но мудрым
Я звался у родителей твоих ».
    Эдип в замешательстве :
« О ком сказал ты? Кто меня родил? ».
    Но ответа он не получает, - ответ уже дан. Тиресий уходит, ведомый мальчиком. Из его слов выходит, что убийца Эдип, но он, естественно, в это не верит, и обвиняет Тиресия и Креонта в заговоре и лжи. Эдип хочет убить Креонта, но заступничество Иокасты и хора /фиванские старейшины/,спасает жизнь Креонту, которого Эдип изгоняет из Фив. В последующеем своем разговоре с Иокастой, Эдип начинает осозновать, что, скорее всего, убийца Лаия он сам, еще не до конца веря в это, он одержим страшным предчуствием недоброго.
Он вспоминает и рассказывает Иокасте, следующее :
«…Здесь Феб ответом ясным меня
Не удостоил; но в словах вещанья
Нашел я столько ужасов и бед :
Что с матерью преступное общенье
Мне предстоит, что с ней детей рожу я
На отвращенье смертным племенам
И что я кровь пролью отца родного…
Ах, столько горя предвещал мне бог,
Что я решил покинуть край коринфский…».
    И по мере того, как он говорит, ему и всем вокруг становится ясно, что убийца Лаия, он – Эдип.
    Здесь Софокл вновь делает акцент на одной детали : скажи Приемные родители правду Эдипу,- он не пошел бы в Дельфы к Фебу, не скажи Феб в свою очередь один вариант, из возможных развитий событий Эдипу, тот не решил бы покинуть родной край. Софокл показывает, что в случившемся виноват не только один Эдип. Но вернемся к трагедии. Далее действие развивается следующим образом :
Один из старцев говорит :
« И мы в тревоге; все ж пока свидетель
Не выслушан, надежды не теряй ».
Но все надежды Эдипа рассеиваются при появлении Ев-
форба – коринфского царя, а затем и пастуха. Выясняется,что Иокаста собственноручно отдала младенца пастуху, чтобы тот убил его. Такой поступок объяснялся тем, чтобы не сбылось предсказание богов и сын не стал убийцей отца. Но пастух пожалел младенца и отдал Евфорбу, который отнес его в другие края.
    Здесь снова Софокл описывает очевидное : не будь этого пророчества богов, Эдип жил бы с родителями и ничего бы подобного не случилось. Или не прислушайся Иокаста к пророчеству, и оставь ребенка во дворце, тоже. И самое главное, что показывает Софокл : не обращайся бы люди к богам за пророчествами – ничего бы не было. Боги могут предсказать лишь один, из возможных вариантов, но тогда почему их пророчества всегда сбываются? Потому что это уже фатум,- когда все зависит не одного человека, а как минимум от десяти, и каждый из них действует так, что предсказание, так или иначе, исполнится. Ведь останься Эдип с родителями, неизвестно как все сложилось бы, возможно, он бы все равно убил отца, например, в пьяной драке или еще почему-либо, хотя и маловероятно, но возможно. Софокл ясно показывает, что людям только вредят пророчества, и что гораздо лучше обходится без них. Человеку совсем излишне знать все о своем будущем.
Далее действие в этой драме, развивается следующим образом :
Пастух произносит :
«   Коль ты младенец этот, то нет судьбы несчастнее твоей ».
    Затем события развиваются в стремительном ритме : Иокаста кончает жизнь самоубийством, -повесившись. А Эдип выкалывает сам себе глаза. Затем его участь суждено решать, вернувшемуся Креонту. Тот позволяет Эдипу проститься с детьми и уйти, ведомым пастухом.
    Трагедия эта настолько глубока, многогранна и неоднозначна, что нельзя ее рассматривать лишь с одной позиции вины Эдипа. Да, он виноват в убийстве. Этот его поступок жестоко наказан впоследствии, показывая, что проблемы и споры лучше решать более мирным путем. И Эдип усвоил этот урок. В самом конце драмы, он произносит такие слова, обращенные к своим детям :
«…Да будет ласков жребий ваш, да будет
Он легче доли вашего отца ! ».
    В заключении остается отметить, - Софокл показал, что не бывает абсолютно невиновных людей, каждый совершал той или иной нехороший поступок. Впоследствии, в мировой литературе появится множество оценок этого произведения, весьма неоднозначных, как впрочем и само произведение. И наверное, почти невозможно будет найти в мировой литературе, исключая Библию, конечно, произведение равное по накалу сюжета. Несомненно одно : раз произведениями Софокла до сих пор зачитываются и до сих пор спорят о них, спустя более 2500 лет, значит их автор обладал несомненным талантом. Конечно, он был не единственным талантом среди античного мира Древней Греции, к тому же был еще и Древний Рим, который также славился мудрецами, но почему-то именно софоколский «Царь Эдип» остается славен до сих пор, ухитряясь выживать из века в век, из тысячилетия в тысячилетия, обретая бессмертие у всех народов Земли. Нет, конечно, сохранились и другие произведения античных авторов, но это, возможно, в силу своей неоднозначности, и возможно, благодаря Зигмунду Фрейду и его «Эдипову комплексу» так популярно в 20-21 веках, когда люди все чаще предпочитают смотреть кино, нежели читать литературные произведения.
    Вывод прост : если произведение действительно великое, оно выживет ни смотря ни на что.

2006г.