Прежде всего хотелось бы отметить, что представление о психологических типах личности и особенностях характеров,- у большинства философов различны. Некоторые из них, ссылаясь на тексты, написанные их предшественниками, а иногда даже современниками, пытались дать свою оценку человеческой личности, подразделив характеры на энное количество типов, которых, опять же, у каждого из философов, различное количество. Поскольку рассмотреть работы всех авторов не представляется возможным, остановимся на основных понятиях, характеризующих наиболее важные направления мышления философии и психотерапии 19 - 20 веков. А именно теориях Артура Шопенгауэра, Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Конечно, в процессе
повествования мы коснемся теорий и других авторов, но подробнее
рассмотрим только работы этих трех гениальных философов и ученых.
Перед тем, как приступить к трудам данных авторов, стоит вспомнить наиболее древних авторов, создавших великий философский спор, из которого и началась история европейской философии как науки,- Платона и Аристотеля. Многие философы на протяжении уже более, чем двух тысяч лет, опираются в своих трудах на основы, заложенные именно этими двумя авторами, привнося, конечно же, и свои свежие идеи и мысли.
" Аристотель разделяет блага человеческой жизни на три класса,- блага внешние, блага душевные и блага телесные. Я, со своей
стороны, сохраню от этой классификации только ее трехчленность :
то, от чего зависит разница в жребии смертных, может быть, на мой взгляд, сведено к трем основным пунктам. Вот они :
1. Что есть индивид - то есть личность в самом широком смысле слова. Сюда относятся, следовательно, здоровье, сила, красота, темперамент, нравственный характер, ум и его развитие.
2. Что имеет индивид - то есть всякого рода собственность и владение.
3. Чем индивид представляется. Под этим выражением, как известно, понимают, каков он в представлении других, то есть, собственно, как они его себе представляют. Таким образом, здесь мы имеем дело с их мнением о нем, которое проявляется в троякой форме - как честь, ранг и слава.
. . .
Перед подлинными личными преимуществами,- великим умом или великим сердцем, все преимущества ранга, рождения, хотя бы даже королевского, богатства и т. п. - то же самое, что театральные цари перед настоящими. ", - именно так представлял себе индивидуализации человека Артур Шопенгауэр, ставя положительные личностные качества человека выше всего остального. Здесь следует признать абсолютную правоту Шопенгауэра. Основой же характера, этот автор, считал Волю и Взгляд на мир.
" . . . Одни и те же внешние происшествия и отношения отзываются на каждом человеке совершенно различно, и при одной и той же обстановке каждый все -таки живет в своем особом мире.
. . .
Мир, в котором живет каждый из нас, прежде всего зависит от того, как мы его себе представляем,- он принимает различный вид, смотря по индивидуальным особенностям психики : для одних он оказывается бедным, пустым и пошлым, для других - богатым, полным интереса и смысла. " , - А.Шопенгауэр. К этому остается добавить, что пусть и для не многих, и все же, взгляд на мир и социальный уровень могут не совпадать,- но это всего лишь исключение, подтверждающее общее правило, о котором и говорил Шопенгауэр. Что же касается непосредственно самих типов личности, то Шопенгауэр выразил все, на что иным философам пришлось затратить несколько томов своих сочинений, - в одной короткой и четкой фразе, к которой добавить просто нечего, да и не нужно. Это говорит о бесспорном таланте мысли этого философа. Итак, вот эта фраза : " Равным образом меланхолик видит трагедию в том, где сангвиник усматривает лишь интересный конфликт, а флегматик - нечто малозначительное ".
Применительно к творчеству остается заметить, что оно невозможно без главных составляющих личности, о которых и говорил А.Шопенгауэр, - воли и личностного / особого / взгляда на мир. Конечно, - следует признать, что в мире много людей, считающих себя творческими, на самом деле таковыми не являющимся. Печально, но факт, - они действуют только из корыстных побуждений, а на любое творчество, иногда и свое в том числе, как и на искусство в целом, - им наплевать.
Здесь не верно было бы утверждать, что это вопрос только нашего времени. Высокий и низкий жанры, как и высокоразвитые и низменные люди, присутствовали во все времена, и даже до нашей эры. Об этом спорили еще Платон с Аристотелем, где первый утверждал, что в искусстве важно содержание : красота, гармония, возвышенность идей , а второй считал, что важнее красивая форма, а содержание не так уж и важно. К сожалению, в наше время большинство считает также, как и Аристотель. К счастью, есть и те, кто пытается сохранить "чистоту жанра", а именно красоту и эстетическую ценность содержания. На таких людях и держится мир искусства вот уже более двух тысяч лет, и именно их имена вписаны в мировую историю, как великие. А о тех, кто придает значение только форме, - забывают уже через несколько лет, а то и месяцев. И это абсолютно справедливо, неискренность не нужна народу,- он всегда почувствует фальшь. Здесь следует отметить,что Аристотель был прежде всего ученым, и довольно выдающихся для своего времени, и лишь потом философом, к тому же он выдвинул лишь теорию в противовес платоновской, которой впоследствии воспользовались многие поколения, не исключая и сегодняшнее. Конечно, можно долго гадать выдвинул бы он ее не будь Платона,- скорее всего нет, но одно остается неизменным ,- его имя все равно бы вошло в историю, как имя ученого.
Здесь следует отметить, что Карл Гюстав Юнг в своем Введении к книге " Психологические типы ", использовал как эпиграф выражение Г. Гейне на эту же тему. Вот оно :
" Платон и Аристотель! Это не только две системы, но еще и типы двух различных человеческих натур, которые с давних времен, облаченные во всевозможные одеяния, в той или иной степени, противостоят друг другу . . . ".
Далее Гейне, в этом же эпиграфе, говорит о том, в чем по его мнению заключается это противостояние. Здесь остается добавить, что каждый человек по -своему обозначает этот спор, со своей точки зрения. У Гейне он такой, у другого философа - другой, у еще какого -либо человека - третий. Но все и всегда, при обсуждении этой темы, сходились на одном : это две разные личности. Одна - духовная, другая - материальная. И пока в мире существуют представители и того, и другого типов, - спор, ведущийся уже около 2500 лет, будет продолжаться.
Ну, а теперь, обратимся непосредственно к мнению К. Г. Юнга по этому вопросу. Юнг, будучи психиатром, а впоследствии и врачом - невропатологом, за годы врачебной практики, выявил, что :
" Помимо множества индивидуальных различий, в человеческой психологии имеется и целый ряд типических различий, и в первую очередь выделяются два различных типа, которые я обозначил, как - интровертные и экстравертные ".
Далее Юнг дает краткое пояснение :
" Человеческая жизнь устроена так, что судьба человека обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его
собственным субъектом. И так как все мы в известной степени близки к тому или иному типу, то, естественно, всегда склонны осознавать все с точки зрения собственного типа. Подчеркиваю это сразу, чтобы заранее предупредить возможные недоразумения.
. . .
Все было бы сравнительно просто, если бы каждый читатель знал, к какой категории принадлежит он сам."
Затем Юнг подчеркивает всю сложность самоопределения. Это сложно еще и потому, что, как говорит Юнг :
" В каждом человеке действуют оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип ".
Далее Юнг обращается к истории античной и средневековой мысли. Здесь он говорит следующее :
" Разделение на 4 темперамента, унаследованное нами от древних, есть типизирование, почти лишенное психологических свойств, потому что темпераменты в значительной степени характеризуются психо -физической окраской ".
Затем он снова обращается к истории, включая и библейские тексты, а также различные типы мышления в разных культурах. В частности, упоминается о Богословских спорах в раннехристианской Церкви. Здесь Юнг показывает себя прогматтиком и это выглядит странно, вот почему : Юнг был верующим человеком, воспитанным религиозной семье, в которой к тому же поощерялись занятия оккультизмом. Но обратимся вновь к его трудам. В данной главе своего сочинения Юнг рассматривает номинализм - духовное начало и реализм - материальное начало. Из прочитанного, создается впечатление, что, в своих изысканиях, в различных религиях и культурах, Юнг пытается найти " корень " для своих психологических
исследований. Здесь же, им , затрагивается проблема универсалий и рассматривается теория бессознательного. При этом упоминаются труды Фрейда и Адлера, которых Юнг, по своему мнению, причисляет к экстравертному и интровертному типам соответственно. Далее автор рассматривает " Идеи Шиллера о проблеме типов ", включая и рассмотрение основных человеческих инстинктов. В этом же труде, Юнг называет творения и идеи Артура Шопенгауэра, гениальными. А идеи Зигмунда Фрейда, наоборот, - все время противопоставляет своим собственным. Но именно на этом -то противопоставлении и основано большинство трудов К. Г. Юнга.
Далее Юнг рассматривает типы в поэзии по Шиллеру. И от них переходит к анализу противопоставлений в личности Аполлонического и Дионисийского начал. Затем следует обзор типов человековедения, базирующийся на мнении Джордана.
Следом идет опять же рассмотрение поэтических типов, но на
этот раз, наиболее подробное. Автор обращается и к строкам поэтов и к строкам из различных религий / верований /. Особенно заметно здесь становится, что Юнг, возможно, намеренно все время как бы меняет точку зрения, то говоря в защиту духовного начала, то поддерживая анархические идеи Шопенгауэра и его последователя - Ницше. Юнг пытается сохранить нейтралитет, говоря :
" Мир сам по себе нейтрален. Мое " да " и мое " нет " создают в не различия ".
Здесь, он конечно, просто выражает давно известную до него мысль : " неважно , что произошло. Важно мое отношение к этому ".И в своих текстах, Юнг старается не говорить ни " да " , ни " нет " .
Затем Юнг переходит к " Типическим установкам в эстетике". Далее следует описание психологических типов по Джемсу и проблем типов в современной / для Юнга / философии. Следом Юнг переходит к "Проблеме типов в биографике".
Эта теория основывается на сопоставлении биографий наиболее выдающихся людей и сравнивается с их типическими психо-логическими установками. Но такой способ нельзя считать достоверным, - чтобы определить тип нужно личное общение с
изучаемым индивидом.
Так или иначе, а Юнг подразделяет типические установки на два типа : классический и романтический. Эта теория основана, опять же, на естественно- научной методике ученого Вильгельма Оствальда.
И, наконец, автор, то есть Юнг, добирается до собственного описания типов личности, в 10 -й главе своего обширного труда. Типы личности он разделяет на два основных : экстравертный и интровертный. Далее следует подробное описание поведения этих типов. Итак, Юнг считал, что :
" Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что
ориентируется преимущественно не на объект и не на объективное данное, как экстравертный, а на субъективные факторы ".
И далее :
" Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен.
. . .
Все его сознание направлено на внешний мир, ибо важное и доминирующие решение приходит к нему извне ".
И здесь же, Юнг упоминает о том, что :
" Самая чистая форма невроза у экстравертного типа - истерия ".
И это понятно почему, - человек отдающий всего себя окружающим постепенно теряет свою личность, и самого себя. Но здесь же следует заметить, что интровертный тип также не идеален и может впадать в другие крайности : огромный субъективизм и такая же тяга к уединению. Идеальным мог бы считаться тип, происходящий от смешения этих двух, - " золотая серидина " так сказать. Но, увы, в природе не существует такого типа, но каждый человек может становиться именно таким типом, но только на время, затем снова и снова неизменно возращаясь к своему обычному типу.
Но обратимся снова к теории Юнга, который так делит свои типы : экстравертный и интровертный, подразделяя их, в свою очередь, еще и по следующим параметрам :
а. Общая установка сознания.
б. Установка бессознательного.
в. Особенности основных психологических функций, - которые подразделяются на :
1. Мышление.
2. Мыслительный тип.
3. Чувство.
4. Чувствующий тип.
5. Общий обзор рациональных типов.
6. Ощущение.
7. Ощущающий тип.
8. Интуиция.
9. Интуитивный тип.
10. Общий обзор иррациональных типов.
В данных характеристиках дается более детальное описание экстравертного и инторвертного типов, но суть их все же остается прежней.
Свой труд Юнг заканчивает главой 11, называемой -
" Определение терминов ", где подробно излагает значения как философских и психологических, так и простых понятий.
В завершении хотелось бы обратиться, хотя бы кратко, к Зигмунду Фрейду и его Бессознательному, основная мысль, в котором сводится к следующему : " наш разум не всегда является хозяином в собственном доме ". Фрейд вообще предпочитал к проблемам подходить изнутри, и именно так их решать. Если внимательно прочесть его труды на различные темы, то станет ясна первопричина всего происходящего внутри каждого индивида, в психическом и эмоциональном плане.
И стоит заметить, что этот автор более объективно и доступно излагал свои мысли, нежели другие. А многие затем на критике его трудов сделали себе имя, но это, как говорилось в начале, была лишь попытка придать хоть какую-то форму своем неудачному повествованию.
А теперь обратимся непосредственно к трудам Зигмунда Фрейда. Фрейд, будучи в первую очередь врачом и ученым, а лишь потом философом, - все свои литературные труды создал на личном врачебном опыте работы как с психически больными пациентами, так и здоровыми, страдающими небольшими неврозами . Методом работы Зигмунда Фрейда с истериями и неврозами - гипнотерапия. Этот метод Фрейд хотел использовать на благо пациентам, доказав что под гипнозом пациент выговаривает все то , о чем в нормальном состоянии никогда не вспомнит , что несет ему облегчение на подсознательном уровне. Это по своему значению равно аристотельскому катарсису , - то есть облегчению через страдания. Причем, что немаловажно, Фрейд доказал , что раздвоение личности - реальной и под воздействием гипноза , происходит и у психически- больных, и у психически- здоровых пациентов. Но обратимся снова к катарсису , теперь уже по Фрейду. Итак , в понимании Фрейда это выглядело следующим образом :
" Катарсис в гипнотерапии происходит только в том случае, если пациенту в процессе гипнотерапии и психоанализа удается выйти на действительную / вытесненную из сознания / причину его невроза ".
Иногда это случается неожиданно для самого пациента и выглядит как insight - термин введен самим Фрейдом для данного явления , в переводе означающий - озарение. Но здесь же следует отметить и то , на что впоследствии обратил внимание и сам Фрейд , а именно : под гипнозом у пациентов нередко наблюдались искажения действительных фактов. Но именно исследования и практика в области гипноза, и натолкнули Фрейда на интересный и замеченный им феномен , который совершил революцию в научном мире психоанализа. Феномен состоял в
том, что появляющиеся в гипнотическом состоянии проявления бессознательного , вытесненные за порог сознания, - при пробуждении от гипноза пациентом не вспоминаются. Так Фрейд подошел к теории Бессознательного. Основа этой теории заключена в том , что у бессознательного есть свой темный угол , и добраться туда можно только в гипнотическом состоянии. Этот угол настолько отдален, что другого пути туда просто нет , и представляет собой ту область сознания , которая отвечает за инстинктивные действия человека. То есть , человек понимает , что совершать какое - то действие не стоит , но уже не может остановиться , - это уже не в его власти , здесь действует бессознательное. Фрейд хотел укратить эту часть бессознательного , чтобы помочь людям справляться с их демоническими наклонностями и научиться контролировать свое тело даже в состоянии " аффекта ". Остается добавить , что исследования в этой области ведутся до сих пор. Но ни этих исследований , ни понимания откуда берутся такие реакции не было бы если бы не эта теория великого Зигмунда Фрейда.
Также Фрейд разработал схему личности , которая стала также , как и теория Бессознательного , поистине революционной и очень многозначимой для всего мира. Итак схема эта состоит из :
Ид / Оно / , Эго / Я / , Супер - Эго / Сверх - Я / , -
именно в таком порядке. Фрейд поставил бессознательное
на первое место. И хотя впоследствии , многие пытались это оспорить , - с основой теории Бессознательного не спорил никто. И даже оппоненты Фрейда , не соглашаясь с данной формулой , теорию Бессознательного признавали верной, и уже на ее основе строили свои концепции.
Остается отметить , что Фрейд внес неоценимый вклад в научную психотерапию , дополненный впоследствии многими врачами и философами , но так до сих пор никем не превзойденный.
Также следует признать огромную роль бессознательного,
которое в течении суток может множество раз управлять на-
ми, а мы об этом и не подозреваем. И не будь Фрейда с
его теорией Бессознательного, и до сих пор бы и не дога-
дывались бы.
Но если Фрейд ориентировался на какую - либо отдельную личность / пациента / , т. е. на его индивидуальные особенности , то Карл Густав Юнг ввел такое понятие , как Коллективное бессознательное , где уже не индивидуальный опыт, а опыт всего человечества запечатлен в мифологических и религиозных образах - архетипах. Не стоит также недооценивать этот вклад Юнга в психологию, поскольку он провел коллосальную работу по изучению древних мифов, философией,
религий и ритуалов различных народов. На основании этих
теоритических изысканий Юнг вывел 6 основных архетипов :
1. Персона.
2. Эго.
3. Тень.
4. Анима.
5. Анимус.
6. Самость.
А теперь обратимся к схеме личности Юнга :
Самость - Эго - Сознание , где " Эго " - сознательный компонент психики , а " Самость " - центр и Сознательного и Бессознательного.
Стоит также сказать несколько слов об оппоненте З.Фрейда, - Альфреде Адлере. Адлер считал , что на личность индивида влияет социум , и отдельно от него, нельзя рассматривать становление личности индивида.
Фрейд же считал наоборот : окружающая среда лишь декорации , которые могут меняться , но личность индивида остается неизменной.
Далее можно бесконечно продолжать список великих врачей и философов , и разбирать их теории , но лучше обратимся к конкретным вопросам.
Что касается способностей и одаренности , то здесь возможно предположить , что те , кто мог бы стать выдающимся в какой - либо области , так себя и не раскрыли , и даже если они и пытались , то их труды на данном этапе развития были просто не нужны. Общество , не говоря уже о правительстве всегда осторожно и настороженно относилось ко всяческим отрытиям и принципиально новым взглядам. Вспомнить хотя бы Леонардо да Винчи , который был не только художником , но и изобретателем / он создал чертежи пароплана и даже деревянного танка и многие другие / , но на родине, - в Италии после этого его сочли шарлатаном и он был вынужден бежать во Францию , где и доживал свои последние годы. Это наверное самый яркий пример , когда по-настоящему новые и полезные человечеству открытия на том этапе эволюции просто не были восприняты обществом правильно. Здесь же стоит упомянуть Эйнштейна , чья теория Относительности не только совершила революцию для всей человеческой эволюции нашей планеты и перевернуло представление о мире в целом , но и была принята и оценена , как научная и удостоилась Нобелевской премии , которую и вручили лично Эйнштейну , при его жизни. То есть в целом можно говорить о том , что человеческий гений должен совпадать с нужной эпохой. И еще стоит отметить , что человеческий гений всегда индивидуален , - он не может быть массовым . Конечно , можно справедливо утверждать , что среди какой -то нации больше гениев в той или иной области, но идеально - гениальной нации не существует. Хотя фашисты пытались это оспаривать , считая только немецкую нацию идеальной , которая должна распространиться по всему миру и править им , причем основывалась эта теория опять же на массовом сознании. Индивидуализация личности фашистам была очень невыгодна , т. к. массами проще управлять . Наверное именно поэтому первыми книгами , которые жгли , еще в предвоенное время, пропагандисты фашизма на немецких площадях , были книги Зигмуда Фрейда. Его самого и всю его семью арестовали и их несомненно ждала бы казнь , если бы не заступничество высокопоставленных чиновников ряда стран , включая США и Великобританию, куда и удалось выехать семье Фрейда перед началом Второй Мировой Войны. Это удалось только потому , что война еще неначилась , а казнь столь известного человека и всей его семьи могли вызвать преждевременные подозрения в отношении планов Германии , что тогда было для нее никак не выгодно. Но это уже история , хотя и имеющая отношение к биографии великого Зигмунда Фрейда. Но все же вернемся к философии и психологии.
Если говорить о значимости биографии автора в его творчестве , то тут есть неоспоримое зерно истины. Вспомнить хотя бы Фрейда , мечтающего в детстве стать полководцем и завоевывать всемирную славу , обстоятельства жизни которого сложились таким образом , что он вместо армии попал на медицинский факультет и там уже решил заняться научной деятельностью , которая и привела к исполнению мечты - он завоевал весь мир , но не как полководец , а как ученый. Или вспомнить Юнга , мать которого увлекалась оккультизмом, - видимо отсюда и возникло желание изучения древних мифов, религий и того подобного. Или вспомнить Адлера , у которого была напряженная обстановка в семье , и который впоследствии и создал теорию Порядка рождения , - имеется ввиду детей в семье.
Но обратимся к следующему интересному вопросу ,- о задатках личности. В мире много теорий , которые себя не оправдали и это одна из них , за редкими исключениями , скорее подтверждающими правило. Можно привести множество примеров , когда потомки знаменитых людей ничем не прославились и таких примеров большинство. Но остановимся на исключениях : Зигмунд Фрейд и его младшая дочь Анна Фрейд продолжившая дело отца и также создавшая несколько своих теорий, основанных
на теориях отца ; Отец - А. Дюма и его сын А. Дюма , которые оба прославились на литературном поприще. Конечно , такие примеры есть и других областях исскуства . Вспомнить хотя бы гениального Моцарта , который был сыном музыканта в доме которого собирались лучшие в то время музыканты Вены, что естественно повлияло на мальчика , но здесь не стоит забывать, что играющих в консерваториях музыкантов тысячи, а гениев единицы. Как впрочем и во всех остальных областях и культуры , и науки , и техники , и медицины и всех прочих видов профессиональной деятельности человека.
В завершении остается отметить только одно : человек, при условии, конечно, что он психически здоров - это то, что он сам из себя делает. А психологические типы - это, конечно, хорошо, но они в течении всей жизни могут меняться - так часто случается. Более редко бывает, когда один тип кардинально меняется на другой, но и такое тоже встречается. И хотелось бы заметить, что даже знание своего типа никак в жизни не поможет человеку, т. к. даже видя свои недостатки, он не сможет измениться насильно. Если это когда и
случится то только на бессознательном уровне,- вначале он и
сам этого не заметит, конечно, возможно, в будущем и осознает это, а возможно и нет.
Вообщем - то, неважно к какому психологическому типу принадлежит человек, лишь бы он оставался Человеком.
2005г.