Психологические типы личности

Марина Сильвер
Прежде  всего  хотелось  бы  отметить,  что  представление  о психологических  типах  личности  и  особенностях  характеров,-  у  большинства  философов  различны.  Некоторые  из  них,  ссылаясь на тексты,  написанные  их  предшественниками,  а  иногда  даже  современниками,  пытались  дать  свою  оценку  человеческой личности, подразделив  характеры  на  энное  количество  типов,  которых, опять  же,  у  каждого  из  философов,  различное  количество.  Поскольку   рассмотреть  работы  всех  авторов  не  представляется  возможным,  остановимся  на  основных  понятиях,  характеризующих  наиболее  важные  направления  мышления  философии   и   психотерапии   19 - 20  веков.  А   именно  теориях   Артура   Шопенгауэра,  Зигмунда   Фрейда  и  Карла   Густава   Юнга.   Конечно,  в   процессе
повествования   мы   коснемся   теорий   и  других   авторов,  но  подробнее
рассмотрим   только   работы   этих  трех  гениальных   философов   и   ученых.

    Перед  тем,  как  приступить  к  трудам  данных  авторов,   стоит вспомнить  наиболее  древних  авторов,  создавших  великий  философский спор,  из  которого  и  началась  история  европейской  философии как  науки,- Платона  и  Аристотеля.  Многие  философы  на  протяжении уже  более,  чем  двух  тысяч  лет,  опираются  в  своих  трудах  на  основы,  заложенные  именно  этими  двумя  авторами,  привнося,  конечно же,  и  свои  свежие  идеи  и  мысли.
    " Аристотель  разделяет  блага  человеческой   жизни  на  три  класса,-  блага  внешние,  блага  душевные  и  блага  телесные.  Я,  со своей 
стороны,  сохраню  от  этой  классификации  только  ее  трехчленность :
то,  от чего  зависит  разница  в   жребии  смертных,  может быть,  на мой  взгляд,  сведено  к   трем  основным  пунктам.  Вот  они :
    1.  Что  есть  индивид -  то  есть  личность  в  самом  широком  смысле  слова.  Сюда  относятся,  следовательно,  здоровье,  сила,  красота,  темперамент,  нравственный характер,  ум  и  его  развитие.
    2.  Что  имеет  индивид -  то  есть  всякого  рода  собственность  и владение.
    3.  Чем  индивид  представляется.  Под  этим  выражением,  как  известно,  понимают,  каков  он  в  представлении  других,  то  есть,  собственно,  как  они  его  себе  представляют.  Таким  образом,  здесь  мы имеем  дело  с  их  мнением  о  нем,  которое  проявляется  в  троякой форме -  как  честь,  ранг  и  слава.               
                .          .         .
               
    Перед  подлинными  личными  преимуществами,-  великим  умом или  великим  сердцем,  все  преимущества  ранга,  рождения,  хотя  бы даже  королевского,  богатства  и  т.  п. -   то  же  самое,  что  театральные  цари  перед  настоящими. ", -   именно  так  представлял  себе  индивидуализации  человека  Артур  Шопенгауэр,  ставя  положительные личностные  качества  человека  выше  всего  остального.  Здесь следует  признать  абсолютную  правоту   Шопенгауэра.  Основой   же  характера,  этот  автор,  считал   Волю   и   Взгляд  на  мир.
     "  .  .  .  Одни  и  те  же  внешние  происшествия   и  отношения  отзываются  на  каждом  человеке  совершенно  различно,  и  при  одной   и той   же  обстановке  каждый   все -таки   живет  в  своем  особом  мире.
                .      .      .

    Мир,  в  котором   живет  каждый  из  нас,  прежде  всего  зависит от  того,  как  мы  его  себе  представляем,-  он  принимает  различный вид,  смотря  по  индивидуальным  особенностям  психики :  для  одних он  оказывается  бедным,  пустым  и  пошлым,  для  других -  богатым, полным  интереса  и  смысла. " , -  А.Шопенгауэр.  К  этому  остается  добавить,  что  пусть  и  для  не  многих,  и  все  же,  взгляд  на  мир  и  социальный  уровень  могут  не  совпадать,-  но  это  всего  лишь  исключение,  подтверждающее  общее  правило,  о  котором  и  говорил  Шопенгауэр.  Что   же  касается   непосредственно  самих  типов  личности, то  Шопенгауэр  выразил  все,  на  что  иным  философам  пришлось затратить   несколько  томов  своих  сочинений, -  в  одной  короткой  и четкой  фразе,  к  которой  добавить  просто  нечего,   да  и  не  нужно. Это  говорит  о  бесспорном  таланте  мысли  этого  философа.  Итак, вот  эта  фраза :  " Равным  образом  меланхолик  видит  трагедию  в том,  где  сангвиник   усматривает  лишь  интересный  конфликт,  а  флегматик -  нечто  малозначительное ".
     Применительно  к  творчеству  остается  заметить,  что  оно  невозможно  без  главных  составляющих  личности,  о  которых  и  говорил  А.Шопенгауэр, -  воли   и   личностного  / особого /  взгляда  на  мир.  Конечно, -  следует  признать,  что  в  мире  много  людей,  считающих  себя творческими,  на  самом  деле  таковыми  не  являющимся.  Печально, но  факт, -  они  действуют   только  из  корыстных  побуждений,  а  на  любое  творчество,  иногда  и  свое  в  том  числе,  как  и  на  искусство в  целом, - им  наплевать.
Здесь  не  верно  было  бы  утверждать,  что  это  вопрос  только нашего  времени.  Высокий  и  низкий   жанры,  как  и  высокоразвитые и низменные  люди,  присутствовали  во  все  времена,  и  даже  до  нашей  эры.  Об  этом  спорили  еще  Платон  с  Аристотелем,  где  первый утверждал,  что  в  искусстве  важно  содержание : красота,  гармония, возвышенность  идей ,  а  второй  считал,  что  важнее  красивая  форма,  а  содержание  не  так  уж  и  важно.   К  сожалению,  в  наше  время большинство  считает  также,  как  и  Аристотель.  К  счастью,  есть  и те,  кто  пытается  сохранить "чистоту  жанра",  а  именно  красоту  и эстетическую  ценность  содержания.  На  таких  людях  и  держится  мир  искусства  вот  уже  более  двух  тысяч  лет,  и  именно  их  имена вписаны  в  мировую  историю,  как  великие.  А  о  тех,  кто  придает значение  только  форме, -   забывают  уже  через  несколько  лет,  а  то и  месяцев.  И  это  абсолютно  справедливо,  неискренность  не  нужна народу,-   он  всегда  почувствует  фальшь.  Здесь  следует  отметить,что  Аристотель  был  прежде  всего  ученым,   и довольно  выдающихся  для  своего  времени,  и  лишь  потом  философом,  к  тому  же  он  выдвинул  лишь  теорию  в   противовес  платоновской,  которой  впоследствии  воспользовались  многие  поколения,  не  исключая  и  сегодняшнее.  Конечно,  можно  долго  гадать  выдвинул  бы  он  ее  не  будь Платона,-  скорее  всего  нет,  но  одно  остается  неизменным ,-  его имя  все  равно  бы  вошло  в  историю,  как  имя  ученого.
    Здесь   следует    отметить,  что   Карл   Гюстав   Юнг   в   своем Введении   к   книге  " Психологические   типы ",  использовал   как   эпиграф   выражение   Г.  Гейне   на   эту   же   тему.   Вот   оно :
    "  Платон   и   Аристотель!   Это  не  только  две  системы,  но   еще и   типы  двух   различных   человеческих   натур,  которые  с  давних  времен,  облаченные  во   всевозможные   одеяния,  в   той   или   иной степени,  противостоят   друг   другу . . . ".
     Далее   Гейне,  в   этом   же  эпиграфе,  говорит  о  том,  в  чем   по его   мнению   заключается   это  противостояние.   Здесь  остается  добавить,  что   каждый   человек   по -своему   обозначает  этот   спор,  со   своей   точки   зрения.   У   Гейне   он  такой,  у  другого   философа -  другой,  у   еще   какого -либо   человека  -   третий.   Но  все  и  всегда, при   обсуждении   этой   темы,   сходились   на   одном :  это   две  разные   личности.   Одна -   духовная,   другая -   материальная.   И   пока   в   мире   существуют   представители   и   того,  и   другого   типов, - спор,   ведущийся   уже   около   2500   лет,   будет   продолжаться.
    Ну,  а   теперь,   обратимся   непосредственно   к   мнению   К. Г. Юнга   по  этому   вопросу.   Юнг,  будучи   психиатром,  а   впоследствии   и    врачом -   невропатологом,   за   годы   врачебной   практики, выявил,  что :
    " Помимо   множества   индивидуальных   различий,   в   человеческой    психологии   имеется   и   целый   ряд   типических   различий, и   в  первую   очередь   выделяются   два   различных   типа,  которые  я   обозначил,   как   -     интровертные   и   экстравертные  ".
     Далее   Юнг   дает    краткое   пояснение :
     " Человеческая   жизнь   устроена   так,   что   судьба    человека обусловлена   объектами    его   интереса,   тогда   как   судьба   другого   более   обусловлена   его   собственной   внутренней   жизнью,  его
собственным   субъектом.   И   так  как   все  мы   в   известной   степени   близки   к   тому   или   иному   типу,   то,   естественно,   всегда   склонны   осознавать   все   с   точки   зрения   собственного   типа.  Подчеркиваю   это   сразу,  чтобы   заранее   предупредить   возможные недоразумения.
                .   .   .
               
Все   было   бы   сравнительно   просто,   если   бы   каждый   читатель   знал,   к   какой   категории   принадлежит   он   сам."
     Затем   Юнг   подчеркивает   всю  сложность   самоопределения. Это   сложно   еще   и   потому,   что,   как   говорит   Юнг :
     " В  каждом   человеке  действуют   оба   механизма,   экстраверсии   и   интроверсии,   и   лишь   относительный   перевес   того   или другого   определяет   тип   ".
     Далее    Юнг   обращается   к    истории   античной   и    средневековой    мысли.   Здесь   он   говорит   следующее :
     " Разделение   на   4   темперамента,   унаследованное   нами от  древних,   есть   типизирование,   почти   лишенное   психологических  свойств,   потому   что   темпераменты   в   значительной   степени    характеризуются   психо -физической   окраской   ".      
     Затем    он  снова   обращается   к   истории,  включая   и   библейские   тексты,   а   также    различные   типы    мышления   в    разных культурах.   В   частности,    упоминается   о   Богословских   спорах   в раннехристианской    Церкви.   Здесь   Юнг   показывает   себя   прогматтиком   и   это   выглядит   странно,   вот    почему  :   Юнг   был   верующим    человеком,   воспитанным   религиозной   семье,   в   которой    к   тому   же   поощерялись   занятия   оккультизмом.   Но  обратимся   вновь  к   его  трудам.   В   данной   главе    своего   сочинения Юнг   рассматривает    номинализм  -   духовное   начало    и   реализм - материальное   начало.   Из   прочитанного,   создается    впечатление, что,   в   своих   изысканиях,   в   различных   религиях   и   культурах, Юнг    пытается    найти   "  корень  "    для   своих   психологических 
исследований.   Здесь   же,   им ,  затрагивается    проблема   универсалий   и   рассматривается   теория    бессознательного.   При   этом упоминаются    труды    Фрейда   и    Адлера,   которых   Юнг,   по   своему    мнению,   причисляет   к    экстравертному   и   интровертному типам   соответственно.   Далее   автор   рассматривает    "  Идеи   Шиллера   о   проблеме   типов  ",   включая   и   рассмотрение   основных    человеческих   инстинктов. В   этом   же    труде,   Юнг   называет   творения    и   идеи    Артура   Шопенгауэра,   гениальными.   А   идеи   Зигмунда   Фрейда,  наоборот, -   все  время   противопоставляет   своим    собственным.   Но именно   на   этом  -то   противопоставлении   и   основано   большинство   трудов   К. Г.  Юнга.
 Далее    Юнг    рассматривает   типы    в    поэзии    по    Шиллеру. И  от  них   переходит   к   анализу    противопоставлений   в   личности Аполлонического и     Дионисийского    начал.   Затем    следует   обзор типов    человековедения,   базирующийся  на   мнении   Джордана. 
    Следом   идет   опять   же    рассмотрение   поэтических   типов,   но  на
этот   раз,   наиболее   подробное.   Автор   обращается   и   к  строкам поэтов   и   к   строкам    из   различных   религий    /  верований  /.  Особенно    заметно   здесь    становится,   что   Юнг,   возможно, намеренно    все    время    как   бы   меняет   точку   зрения,   то   говоря    в    защиту   духовного   начала,   то   поддерживая   анархические идеи    Шопенгауэра   и   его    последователя  -   Ницше.   Юнг   пытается   сохранить    нейтралитет,   говоря :
    " Мир   сам    по   себе    нейтрален.   Мое   " да "   и    мое   " нет " создают в   не   различия   ".
    Здесь,   он   конечно,  просто   выражает  давно   известную   до него   мысль :   " неважно ,  что   произошло.  Важно   мое   отношение к   этому   ".И   в   своих   текстах,   Юнг   старается    не   говорить   ни   " да " ,   ни   " нет " .   
    Затем   Юнг   переходит   к    " Типическим    установкам   в   эстетике". Далее   следует   описание   психологических   типов   по   Джемсу  и  проблем   типов   в   современной   /  для   Юнга  /    философии. Следом   Юнг   переходит    к           "Проблеме   типов   в   биографике".
    Эта   теория    основывается   на   сопоставлении   биографий    наиболее   выдающихся   людей   и   сравнивается   с   их   типическими   психо-логическими   установками.   Но   такой   способ  нельзя   считать достоверным,  -  чтобы   определить  тип   нужно   личное   общение   с
изучаемым    индивидом.
     Так    или   иначе,   а   Юнг    подразделяет   типические   установки на   два   типа :   классический   и   романтический.   Эта   теория   основана,   опять   же,   на   естественно- научной   методике   ученого  Вильгельма    Оствальда.
     И,   наконец,   автор,   то  есть   Юнг,   добирается   до  собственного   описания    типов   личности,   в   10 -й   главе   своего   обширного   труда.   Типы   личности   он   разделяет   на   два   основных :   экстравертный   и   интровертный.   Далее   следует   подробное   описание   поведения   этих   типов.   Итак,   Юнг   считал,  что :
    "   Интровертный   тип   отличается   от  экстравертного   тем,  что
ориентируется   преимущественно   не   на   объект   и   не    на   объективное   данное,   как   экстравертный,   а   на   субъективные   факторы   ".   
     И    далее :
    "   Если   человек   мыслит,   чувствует   и   действует,   одним   словом,   живет   так,   как   это   непосредственно   соответствует   объективным   условиям   и   их   требованиям   как   в   хорошем,  так   и   в дурном   смысле,  то   он   экстравертен.
                .   .   .
     Все   его   сознание   направлено   на   внешний   мир,   ибо   важное   и  доминирующие   решение   приходит   к   нему   извне   ".   
    И   здесь   же,   Юнг   упоминает   о   том,   что  :
    "   Самая   чистая   форма   невроза   у   экстравертного   типа  - истерия   ".
    И   это   понятно   почему,  -   человек   отдающий  всего   себя окружающим   постепенно   теряет   свою   личность,  и  самого  себя. Но   здесь   же  следует   заметить,  что   интровертный  тип   также не  идеален  и   может  впадать   в  другие   крайности :   огромный субъективизм   и   такая  же   тяга   к   уединению.   Идеальным   мог бы  считаться   тип,  происходящий   от  смешения   этих   двух, -  "  золотая   серидина  "   так   сказать.   Но,  увы,   в  природе   не  существует   такого   типа,  но   каждый  человек   может   становиться именно   таким   типом,   но   только   на   время,  затем  снова   и  снова   неизменно   возращаясь   к   своему   обычному   типу.
    Но   обратимся   снова   к   теории   Юнга,   который   так   делит свои  типы  :   экстравертный  и   интровертный,   подразделяя   их,  в свою  очередь,   еще   и   по  следующим    параметрам  :
    а.    Общая   установка   сознания.
    б.    Установка   бессознательного.
    в.    Особенности   основных   психологических   функций,  - которые     подразделяются   на  :
                1.    Мышление.
                2.    Мыслительный   тип.
                3.    Чувство.
                4.    Чувствующий   тип.
                5.    Общий   обзор   рациональных   типов.
                6.    Ощущение.
                7.    Ощущающий   тип.
                8.    Интуиция.
                9.    Интуитивный   тип.
                10.  Общий   обзор   иррациональных  типов.
    В   данных   характеристиках  дается   более   детальное  описание   экстравертного   и  инторвертного  типов,  но  суть   их  все  же   остается   прежней. 
    Свой    труд   Юнг   заканчивает   главой   11,   называемой -
"   Определение  терминов  ",   где   подробно   излагает    значения как   философских   и    психологических,   так   и  простых   понятий.
     В   завершении   хотелось   бы  обратиться,  хотя  бы   кратко, к   Зигмунду   Фрейду   и   его   Бессознательному,  основная   мысль, в  котором   сводится   к  следующему  :   "  наш   разум   не   всегда является    хозяином   в    собственном   доме   ".   Фрейд   вообще предпочитал   к   проблемам   подходить   изнутри,  и  именно  так их решать.   Если   внимательно   прочесть   его   труды  на   различные темы,   то   станет  ясна   первопричина   всего   происходящего  внутри  каждого   индивида,  в  психическом   и  эмоциональном  плане.
     И   стоит  заметить,  что  этот  автор  более  объективно   и  доступно излагал   свои  мысли,  нежели  другие.   А  многие  затем  на  критике его  трудов  сделали   себе  имя,  но  это,  как  говорилось  в  начале, была  лишь   попытка   придать  хоть   какую-то   форму   своем неудачному   повествованию.
     А   теперь   обратимся   непосредственно   к   трудам  Зигмунда Фрейда.    Фрейд,   будучи   в    первую  очередь   врачом   и   ученым, а    лишь  потом   философом, -   все  свои   литературные   труды  создал   на   личном   врачебном   опыте   работы   как  с   психически   больными   пациентами,   так   и   здоровыми,  страдающими   небольшими   неврозами .   Методом   работы   Зигмунда   Фрейда   с истериями   и   неврозами  -   гипнотерапия.    Этот    метод   Фрейд хотел    использовать    на   благо    пациентам,   доказав   что   под гипнозом    пациент    выговаривает   все  то ,   о  чем  в  нормальном   состоянии   никогда   не   вспомнит ,   что   несет  ему   облегчение    на    подсознательном    уровне.     Это    по   своему   значению равно   аристотельскому    катарсису , -   то  есть   облегчению  через страдания.   Причем,  что   немаловажно,   Фрейд   доказал ,   что  раздвоение    личности  -   реальной   и   под   воздействием   гипноза , происходит    и   у   психически- больных,   и   у   психически-   здоровых    пациентов.   Но  обратимся   снова    к     катарсису ,  теперь уже   по   Фрейду.   Итак ,   в   понимании    Фрейда    это  выглядело следующим     образом  :
     "   Катарсис    в    гипнотерапии    происходит    только    в   том случае,    если   пациенту    в    процессе    гипнотерапии   и   психоанализа    удается    выйти    на    действительную    /  вытесненную из   сознания  /    причину     его    невроза    ".
     Иногда    это   случается    неожиданно   для   самого   пациента    и    выглядит    как     insight  -   термин   введен   самим    Фрейдом   для  данного  явления ,    в    переводе   означающий  -   озарение.    Но    здесь  же  следует  отметить   и    то ,   на    что   впоследствии     обратил   внимание    и    сам    Фрейд  ,    а     именно :    под гипнозом    у    пациентов     нередко     наблюдались    искажения действительных    фактов.     Но   именно   исследования    и    практика    в    области    гипноза,    и    натолкнули    Фрейда    на   интересный     и     замеченный   им    феномен ,    который    совершил   революцию     в    научном    мире    психоанализа.   Феномен   состоял   в
том,   что    появляющиеся     в    гипнотическом    состоянии   проявления    бессознательного ,   вытесненные    за    порог   сознания, - при   пробуждении   от  гипноза   пациентом    не   вспоминаются.   Так Фрейд    подошел    к    теории    Бессознательного.   Основа    этой теории    заключена    в    том ,    что   у    бессознательного   есть   свой темный    угол ,   и    добраться    туда    можно   только    в   гипнотическом    состоянии.     Этот    угол   настолько    отдален,   что   другого пути    туда   просто   нет  ,    и    представляет    собой    ту    область сознания ,    которая   отвечает    за    инстинктивные   действия   человека.    То   есть ,   человек   понимает  ,  что    совершать   какое - то действие    не   стоит  ,   но   уже   не   может   остановиться ,  -   это  уже   не   в  его   власти ,   здесь   действует   бессознательное.   Фрейд хотел    укратить    эту    часть    бессознательного ,    чтобы    помочь людям    справляться    с   их    демоническими    наклонностями    и  научиться    контролировать   свое   тело  даже   в   состоянии   " аффекта ".   Остается   добавить ,   что   исследования   в   этой   области   ведутся    до  сих  пор.   Но    ни   этих    исследований ,   ни   понимания   откуда   берутся    такие   реакции    не   было   бы   если   бы не   эта    теория    великого    Зигмунда    Фрейда.
    Также    Фрейд    разработал    схему    личности ,    которая   стала    также ,   как   и   теория    Бессознательного ,   поистине   революционной   и   очень      многозначимой     для   всего   мира.    Итак   схема    эта    состоит    из :
     Ид   / Оно /   ,   Эго   /  Я  /   ,    Супер - Эго   /  Сверх  -  Я  /     ,   -
именно    в   таком    порядке.     Фрейд    поставил    бессознательное
на    первое    место.    И   хотя    впоследствии  ,   многие   пытались это    оспорить ,   -   с   основой   теории    Бессознательного   не  спорил   никто.   И   даже   оппоненты   Фрейда  ,   не    соглашаясь   с   данной    формулой ,   теорию   Бессознательного   признавали   верной, и    уже   на   ее    основе   строили    свои   концепции.
    Остается   отметить  ,   что   Фрейд   внес   неоценимый   вклад  в    научную    психотерапию ,   дополненный   впоследствии   многими    врачами   и   философами ,   но   так   до   сих   пор   никем   не   превзойденный.
    Также   следует   признать   огромную   роль   бессознательного,
которое   в   течении   суток   может   множество   раз   управлять   на-
ми,   а   мы  об  этом   и   не   подозреваем.   И    не   будь    Фрейда  с
его   теорией    Бессознательного,   и   до   сих   пор   бы    и   не   дога-
дывались   бы. 
     Но   если    Фрейд    ориентировался    на    какую -  либо отдельную    личность    /   пациента   /  ,   т. е.   на   его   индивидуальные   особенности ,   то   Карл   Густав   Юнг    ввел    такое    понятие ,   как   Коллективное    бессознательное ,   где    уже    не   индивидуальный   опыт, а    опыт   всего    человечества    запечатлен   в   мифологических   и религиозных     образах  -  архетипах.   Не   стоит   также   недооценивать    этот    вклад    Юнга    в   психологию,   поскольку   он   провел коллосальную   работу   по   изучению   древних    мифов,   философией,
религий    и    ритуалов    различных   народов.   На   основании   этих
теоритических    изысканий   Юнг    вывел   6   основных   архетипов :
    1.   Персона.
    2.   Эго.
    3.   Тень.
    4.   Анима.
    5.   Анимус.
    6.   Самость.
    А    теперь     обратимся    к    схеме    личности    Юнга  :
    Самость   -   Эго    -    Сознание    ,     где    " Эго " -   сознательный компонент    психики  ,     а    " Самость "  -    центр   и    Сознательного    и   Бессознательного.
    Стоит    также    сказать    несколько    слов    об  оппоненте З.Фрейда,   -   Альфреде    Адлере.    Адлер    считал ,  что   на личность   индивида    влияет   социум  ,   и    отдельно   от   него, нельзя   рассматривать   становление   личности   индивида.
    Фрейд    же   считал    наоборот  :   окружающая    среда   лишь  декорации ,  которые   могут   меняться ,   но   личность   индивида остается    неизменной.
Далее   можно   бесконечно   продолжать   список   великих врачей   и   философов ,  и   разбирать   их  теории ,   но   лучше обратимся    к   конкретным   вопросам.
    Что     касается    способностей    и    одаренности ,  то  здесь возможно    предположить ,   что   те  ,   кто   мог   бы   стать   выдающимся   в   какой -  либо   области ,   так   себя  и   не   раскрыли , и  даже   если   они  и  пытались ,   то   их  труды   на  данном  этапе  развития   были  просто   не  нужны.    Общество ,   не   говоря   уже   о правительстве   всегда    осторожно  и  настороженно  относилось  ко всяческим   отрытиям   и  принципиально   новым   взглядам.   Вспомнить   хотя   бы    Леонардо   да   Винчи ,  который   был   не   только художником ,  но  и  изобретателем  /  он  создал  чертежи   пароплана  и  даже    деревянного  танка   и  многие   другие  / ,   но   на  родине, -   в   Италии   после   этого   его   сочли  шарлатаном   и   он   был   вынужден   бежать   во   Францию ,  где  и  доживал   свои   последние  годы.   Это   наверное  самый  яркий  пример ,  когда   по-настоящему новые  и  полезные   человечеству   открытия   на   том   этапе   эволюции   просто  не  были   восприняты   обществом   правильно.   Здесь же   стоит   упомянуть  Эйнштейна ,  чья   теория   Относительности   не только   совершила   революцию   для   всей   человеческой   эволюции нашей  планеты  и  перевернуло   представление   о   мире   в  целом , но   и   была   принята   и   оценена ,  как   научная   и  удостоилась   Нобелевской   премии ,  которую   и  вручили   лично  Эйнштейну ,  при  его  жизни.  То   есть   в  целом  можно  говорить   о  том ,  что  человеческий   гений  должен   совпадать   с   нужной   эпохой.  И   еще   стоит  отметить ,  что   человеческий   гений   всегда   индивидуален ,  -   он   не может   быть   массовым .   Конечно ,  можно  справедливо   утверждать ,  что   среди   какой -то   нации   больше  гениев  в  той  или  иной области,  но  идеально - гениальной   нации  не  существует.  Хотя   фашисты   пытались   это  оспаривать ,  считая   только  немецкую  нацию идеальной ,  которая  должна  распространиться  по  всему  миру  и  править   им ,  причем   основывалась  эта  теория   опять  же  на  массовом   сознании.   Индивидуализация   личности   фашистам  была   очень невыгодна , т. к.  массами   проще   управлять .   Наверное  именно  поэтому   первыми   книгами  ,  которые   жгли , еще  в  предвоенное   время, пропагандисты   фашизма  на  немецких  площадях  ,  были   книги  Зигмуда   Фрейда.   Его  самого  и  всю  его  семью  арестовали  и   их   несомненно   ждала  бы   казнь ,  если   бы  не  заступничество   высокопоставленных  чиновников   ряда  стран ,  включая   США   и   Великобританию, куда   и  удалось   выехать  семье   Фрейда   перед  началом   Второй Мировой   Войны.  Это   удалось   только  потому , что  война   еще   неначилась ,  а  казнь  столь  известного  человека  и  всей  его  семьи могли  вызвать  преждевременные   подозрения  в  отношении  планов Германии ,  что   тогда   было  для  нее  никак   не  выгодно.  Но   это  уже история  ,  хотя  и  имеющая  отношение   к  биографии   великого  Зигмунда   Фрейда.   Но  все  же   вернемся  к  философии  и  психологии.
    Если    говорить   о  значимости   биографии   автора   в   его   творчестве ,   то  тут  есть  неоспоримое   зерно   истины.   Вспомнить   хотя бы    Фрейда , мечтающего  в  детстве стать полководцем  и  завоевывать  всемирную  славу ,  обстоятельства  жизни  которого  сложились  таким  образом ,  что  он  вместо  армии   попал  на  медицинский   факультет  и там  уже  решил  заняться  научной  деятельностью ,  которая   и  привела   к  исполнению   мечты  -   он  завоевал  весь  мир ,  но  не  как  полководец ,   а  как   ученый.   Или   вспомнить  Юнга ,  мать  которого  увлекалась    оккультизмом,  -  видимо  отсюда   и  возникло  желание   изучения  древних  мифов,  религий  и  того  подобного.   Или  вспомнить Адлера ,  у  которого  была   напряженная  обстановка  в  семье ,  и  который  впоследствии   и  создал   теорию   Порядка   рождения , -   имеется   ввиду   детей   в  семье.
     Но  обратимся  к  следующему   интересному   вопросу ,-  о   задатках   личности.   В   мире   много   теорий ,   которые   себя   не   оправдали  и  это  одна  из  них  ,  за  редкими  исключениями  ,  скорее   подтверждающими   правило.  Можно   привести   множество   примеров , когда   потомки  знаменитых  людей  ничем  не  прославились  и   таких примеров   большинство.  Но  остановимся   на  исключениях  :  Зигмунд   Фрейд   и  его  младшая   дочь  Анна  Фрейд  продолжившая   дело  отца   и   также  создавшая  несколько  своих  теорий,  основанных
на  теориях  отца ;   Отец  -  А.  Дюма  и   его  сын  А.  Дюма ,  которые оба  прославились  на  литературном   поприще.  Конечно ,  такие  примеры   есть  и  других   областях   исскуства .  Вспомнить  хотя  бы   гениального   Моцарта , который   был  сыном  музыканта  в  доме  которого  собирались   лучшие   в   то   время   музыканты   Вены,  что  естественно  повлияло  на   мальчика ,  но  здесь  не  стоит  забывать, что  играющих   в   консерваториях  музыкантов  тысячи,   а   гениев единицы.   Как  впрочем   и  во  всех   остальных   областях   и   культуры ,  и   науки ,  и  техники ,  и  медицины  и  всех  прочих  видов   профессиональной   деятельности  человека.
     В    завершении   остается   отметить   только   одно :   человек, при   условии,   конечно,   что  он  психически   здоров -   это   то,  что  он  сам   из  себя   делает.    А   психологические   типы -   это,  конечно,   хорошо,  но   они   в   течении   всей   жизни  могут   меняться - так часто   случается.   Более  редко  бывает,  когда  один   тип  кардинально   меняется    на  другой,   но  и  такое   тоже   встречается. И   хотелось   бы   заметить,  что  даже  знание   своего   типа  никак   в   жизни   не  поможет  человеку,   т. к.   даже  видя   свои   недостатки,  он   не  сможет  измениться   насильно.  Если   это   когда   и
случится   то  только   на   бессознательном   уровне,-   вначале  он   и
сам    этого   не  заметит,  конечно,  возможно,  в   будущем   и   осознает  это,  а   возможно   и  нет.   
   Вообщем - то,  неважно   к  какому    психологическому   типу   принадлежит   человек,   лишь  бы  он   оставался  Человеком.

2005г.