Случайности с музыкальным уклоном

Владимир Кожин 3
                Спасибо, музыка, за то, что ты единственное чудо,
                что ты душа, а не   причуда, что для кого-то ты ничто.
                Владимир Соколов, 1960

     Легче всего писать о том, что хорошо знаешь. Поэтому, вспомнив о законах диалектики, я решил проиллюстрировать роль случайностей на жизненных примерах, свидетелем которых я был сам. Лица и события в этой истории реальные, хотя некоторые имена изменены.
     В школе нас учили, что необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым, и случайным одновременно: необходимым в одном отношении, случайным в другом. Говоря проще, случайность – это то, что в данных условиях может быть, а может не быть, может произойти так, а может иначе. Необходимость же связана с закономерностью, это то что можно предсказать заранее и что должно произойти с вероятностью 100%, т.е. обязательно.
     Часто неожиданные события люди объясняют высшими силами. Буддисты отрицают существование случайностей и чудес. Они все объясняют причинно-следственными связями и запрограмированными событиями в прошлой жизни. И христианская церковь проповедует, что случайностей в жизни не бывает, а на все  воля Божья.
     Одно и то же событие может содержать элементы случайностей, но давать закономерный результат. Классический пример: хаотическое движение молекул в замкнутом объеме дает прогнозируемое общее давление на стенку сосуда. Порядок и хаос – это тема многих исследований.

     Эти мысли неожиданно у меня возникли сегодня. А настроило меня на них следующее. Вчера моя дочь спела в концерте новую, только что сочиненную ею песню. Наш внук выступил в струнном (скрипичном) квартете с другими талантливыми детьми, а также сыграл в саксофонном дуэте. На недавнем конкурсе он занял первое место в городе по исполнительскому мастерству. Я был впечатлен выступлением молодежного  симфонического оркестра, где он играет на виоле (альте), они великолепно исполнили симфонию № 5 Бетховена. Внучка (3 года) уже пытается ему подражать и что-то пиликает на его скрипке. Моя жена играет на нескольких инструментах, и ни один музыкальный праздник в нашем окружении без нее не обходится.  Так уж получилось, что теперь я живу в музыкальной семье, и звуки музыки меня окружают ежедневно.

     В этой связи я подумал, случайно ли все это? И попытался вспомнить, какие случайности довели меня до жизни такой. Ведь казалось, что ничего кроме песенки про трех танкистов в детстве в послевоенном Ленинграде я не знал. Эту песню и песню шофера “Эх путь дорожка фронтовая…” я любил слушать на патефоне у тети Марины, с которой мы жили в одном доме на улице Мичуринской на Петроградской стороне.
     Семьи моих родителей были далеки от музыки. Отец вырос в бедной семье из Костромской области, он рано потерял своего отца. Его мать, моя бабушка, имела образование 2-х классов церковно-приходской школы, всю жизнь работала на износ, чтобы как-то прокормить четырех своих детей и двух малолетних сестер своего мужа, рано потерявших родителей.  С детства я помню, что мой отец имел голос и слух, иногда после посиделок за столом мог запеть довольно приятным баритоном. Бабушку я хорошо помню, но не слышал, чтоб она пела.
     И у моей матери тоже воспитание было далеким от музыки.  Музыкальным человеком в их семье был ее родной дядя Дмитрий, который на войне потерял руку, но играл на гитаре одной рукой. Я был еще школьником, когда он мне это показывал и объяснял, как звучит гавайская гитара. Говорили, что его приглашали выступать в концертах. Мать с семьей жили в Ленинграде. Во время блокады бОльшая часть семьи погибла, поэтому я не видел дедушку и бабушку по маминой линии. Но мать рассказывала, что бабушка хорошо пела, особенно украинские песни, родом она была из Севастополя-Балаклавы.
     В общем воспитывался я совсем не в музыкальной семье. Все мое музыкальное образование до этого времени (лет до 10) заключалось в уроках пения в школе, которые я ненавидел, так как стеснялся петь прилюдно.

     Теперь о цепи случайностей, о которых я вспомнил.
            Случайность № 1
     Известно, что детям интереснее не то, к чему их призывают родители или учителя (к музыке меня не призывали), а то, чем занимаются их друзья. Вот и у меня так получилось, что мой лучший друг по двору Валерка начал учиться играть на баяне. Мне тоже сразу захотелось, чтоб и мне купили баян. Жили мы не бедно, отец-офицер хорошо зарабатывал, но мать заупрямилась. Она предложила купить мне аккордеон, ведь баян или гармошка (для нее было все равно) ей казался не интеллигентным инструментом.
     Но я настаивал, и как же был счастлив, когда родители привезли домой тульский баян. Оказывается, и продавец в музыкальном магазине посоветовал и помог выбрать баян. К тому времени я уже немного освоил инструмент с помощью Валерки и родители даже удивились, что я тут же сел и двумя руками сыграл им “Огней так много золотых на улицах Саратова…”
     Жили мы недалеко от Москвы в военном городке, там я начал заниматься в музыкальной студии при доме офицеров. Учителя там не задерживались, но меня все они считали способным и некоторые даже советовали идти по музыкальной линии, т.е. продолжить музыкальное образование. Этого не произошло, меня больше интересовали естественные науки, но баян я не забрасывал.
            Случайность № 2
     Когда наша семья, в связи с новым назначением отца, переехала в Минск, я стал думать, как же не потерять навыки игры. Играл я сам почти ежедневно, это стало необходимым, и не люблю я бросать то, к чему привык. Решил поступить в какой-нибудь оркестр. Узнал, что есть детский оркестр при Дворце Профсоюзов Беларуси. Переговорил с его руководителем - Михаилом Аркадьевичем Лисициным, и вот я уже первый баян в оркестре. Здесь же в группе первых баянов играла девочка, очень талантливая, как я узнал, круглая отличница – Ирина. Она была на 3 года меня младше, училась в 7 классе, и я на нее внимания не обращал. Просто, помню, подумал, какая умная и талантливая девочка, жаль, что не красавица. Еще даже пытался философствовать, почему красивые редко бывают умными.
     В оркестре благодаря талантливому руководителю заниматься было интересно, мы много ездили по стране с концертами. Выступали в пионерских лагерях, школах. Участвовали в концертах в Москве, выступали в знаменитом Колонном Зале Дома Союзов, а также на Выставке достижений народного хозяйства СССР.
            Случайность № 3
     Когда поступил учиться в университет я узнал, что здесь также есть оркестр народных инструментов и руководит им тот же Михаил Аркадьевич. Поступить на физфак в то время было сложно, и я был настроен на серьезную учебу, заниматься в оркестре не входило в мои планы. Увлекся туризмом, в свободное время много путешествовал. Но где-то во втором семестре меня в коридоре случайно встретил Михаил Аркадьевич и пригласил в оркестр. Я как-то неопределенно пообещал, но не спешил менять свои планы. Какого же было мое удивление, когда вскоре меня пригласили в деканат и жестко предложили посещать репетиции оркестра. Оказывается наш ректор А.Н. Севченко очень любил университетский оркестр и всячески его поддерживал. Делать нечего, без большого энтузиазма я начал посещать репетиции, потом привык и больше никогда об этом не жалел.
     Похоже, эта случайность уже была близка к необходимости, но профессия мной уже была выбрана и вряд ли я полагал, что буду как-то связан с музыкой после окончания университета.
            Случайность № 4
     Я очень удивился, когда в начале очередного учебного года на репетицию пришла моя старая знакомая – Ирина. Она поступила в наш университет на кафедру радиофизики физфака и сразу пришла в оркестр. Мой уровень исполнения на общем фоне  был невысок, я играл партии 3-го баяна, Ирина же попала опять в группу первых баянов, где были даже виртуозы, например, студент-математик Борька Иванов. Только из нескладной девочки-подростка она превратилась в очень красивую и привлекательную девушку.  Выходит в детском оркестре три-четыре года назад я умничал напрасно.
     Меня вдруг начало волновать, что она мало на меня обращает внимания. Ее интересовали яркие личности, а таких там хватало, я не выделялся в этом смысле. Мы жили недалеко друг от друга и иногда ходили вместе после репетиций домой пешком, идти было около часа. Оба любили поговорить. Каждый раз после репетиции я ждал ее, но часто ее сопровождал кто-нибудь другой, и я был вынужден идти домой один в глубокой печали.
     Нужно отметить, что благодаря руководителю и музыкантам, оркестр был очень хорошего уровня, с нами выступали многие знаменитые оперные певцы. Мы много гастролировали, оркестр завоевывал первые места на конкурсах и фестивалях. Ему присвоили звание “Народный”. Когда перед выступлениями нас объявляли: “Народный оркестр народных инструментов…,” - у зрителей на лицах появлялись улыбки. Во время гастролей мы проводили свободное время вместе с нашей компанией студентов-музыкантов, и я в неформальной обстановке поражался эмоциональности Ирины, ее музыкальным и певческим талантам. Она увлекала меня все больше и больше.
            Случайность № 5
     Говорят, что женщины любят тех, кто их любит. Благодаря моей настойчивости, все завершилось нашей свадьбой, сразу после окончания ей университета.
     То, что Ирина имела большие способности к музыке случайностью не было, это было закономерно. Ее бабушка преподавала в консерватории, у всех ее близких родственников, в чем я потом убедился, хороший музыкальный слух, голос. Среди них были и есть профессиональные певцы и музыканты, например, солист ансамбля “Песняры” Леня Борткевич. Несмотря на скромные доходы, ее родители старались привить ей и ее братьям любовь к музыке, обучать игре на музыкальных инструментах. Она окончила две музыкальные школы (по фортепиано и баяну), музыкальное училище.
     Большинство людей считает, что все встречи носят случайных характер. Каждый может рассказать при каких обстоятельствах он познакомился с будущей женой или мужем. Цепь случайностей повлияла на мой выбор и привела меня к Ирине. К сожалению, музыкально-исполнительская карьера для меня с началом семейной жизни закончилась. Появились другие приоритеты, тем более конкуренции я не выдерживал. Разве что мои друзья-туристы со студенческих времен иногда просят меня спеть под гитару наши любимые туристские песни, которые напоминают совместно пройденные маршруты.
            Случайность № 6
     Было не случайным, что мы старались привить любовь к музыке нашей дочери Оле. Она поступила в музыкальную школу, когда ей еще не исполнилось 5 лет. Школа была хорошая, был там даже предмет композиции, и я был удивлен, когда наша девочка начала сочинять песенки. Казалось все шло хорошо, но вдруг мы заметили, что ребенок не хочет заниматься музыкой. Оказалось, появились проблемы с учительницей. Оле в то время было уже лет 12, учительница ее была очень интересным человеком, яркой одаренной личностью, говорили, что в детстве ее считали вундеркиндом. Первоначально у них был хороший контакт, и нашей дочке было интересно с ней работать. Потом что-то случилось, у дочки пропал интерес к музыке, она жаловалась, что учительница часто раздражена, кричит, бьет по пальцам… Олю отстранили от телевизионной передачи, где их группа пела. На экране ТВ ее не было, но был слышан ее голос, записанный ранее. Обиды, слезы и вот ребенок хочет бросать  школу.
     Пошли с Ириной к директору. Мы почти смирились с решением дочери, но решили разобраться в ситуации. Какого же было наше удивление, что директор даже не дослушав нас, спросила, почему мы не пришли раньше. Оказывается не только у нас были проблемы с этой учительницей. Не всегда яркие и талантливые личности становятся хорошими учителями. Директор пообещала найти нового педагога по фортепиано. Многие тогда отказались ее взять из-за учительской солидарности. Но все же одна согласилась, причем, как я слышал тогда, это был один из лучших учителей школы - Галина Федоровна.
     Этот случай сыграл решающий момент в музыкальной судьбе нашей дочери. Она стала много и с интересом работать, видно было, что это приносит ей удовольствие.
            Случайность №7
     Однажды я встретил жену своего коллеги, в разговоре она спросила про нашу дочь, которая уже заканчивала среднюю школу. Я знал, что она преподает в университете в сфере музыкального образования. Ответил, что дочка еще не определилась с выбором профессии, но подробно рассказал про ее серьезное увлечение музыкой. На что  она  ответила: “Значит, это наш человек”.
     Так и получилось. Когда дочь выросла и получила образование, она стала солисткой филармонии, сочиняла и аранжировала песни, выступала в концертах. Был период, когда новые песни она сочиняла почти ежедневно. Жаль, что многие так и не были записаны.  Дома у нас постоянно звучала музыка, жена Ирина тоже принимала участие в музыкальных вечерах в своем институте, где работала инженером. Я, естественно, во всех этих мероприятиях принимал активное, но посильное участие.
     Позже дочь вышла замуж, и ее муж получил работу в Италии. Там Ольга времени не теряла, продолжила свое образование и получила степень магистра. Когда позже она оказалась в Америке, она решила учиться дальше, поступив в аспирантуру. Случайно узнав о наборе в Университет Флориды, она поступила в аспирантуру музыкального факультета, где одновременно с учебой преподавала студентам музыкальные дисциплины.
     Одновременно рос ее сын Антон. Нужно ли удивляться, что его постоянно окружала музыка, закономерно, что с 5-ти лет он начал учиться играть на скрипке. Конечно, инициативу проявляла мама, мальчик занимался без особого старания, но было видно, что музыкальные способности присутствуют.
            Случайность №8
     Основная проблема взрослого населения США -- это найти хорошую работу. После защиты диссертации и получения докторской степени Ольга по конкурсу нашла работу в другом университете, и семья переехала жить в г. Мэдисон – столицу штата Висконсин. Волею случая этот штат оказался одним из самых продвинутых в США в области музыкального образования. В школах музыкальным занятиям уделяется много внимания, после окончания школы каждый ребенок умеет читать ноты и играть, хотя бы на одном инструменте. В обязательную учебную программу входят занятия в оркестре, ансамбле или хоре. Нужно ли говорить, что наш Антон попал в самые благоприятные условия для развития своих музыкальных способностей.  Немаловажным оказался и выбор учителя, с которым он занимался в частном порядке. Оказалось, что не с каждым учителем ему нравилось работать, хотя Ольга, сама являясь профессором музыки, приглашала профессионалов самого высокого уровня. Метод доведения до совершенства нескольких тактов произведения Антона не устраивал, ему просто не хватало терпения час пилить на скрипке одно и то же. Можно ли говорить о случайности при выборе учителя, но в какой-то степени это так.
     В данный момент, как мне кажется, Антон уже увлечен музыкой. Играет на виоле (скрипка альт) в струнном квартете. Он прошел серьезный отбор и играет в Молодежном симфоническом оркестре штата Висконсин. Что меня очень удивляет, что дети (это школьники старших классов и студенты колледжей) играют сложные классические произведения практически с листа. По крайней мере, я слышал, как они начали играть новое произведение по только-что распечатанным нотам, оно звучало вполне прилично. Станет ли Антон профессионалом в музыке, не известно, но с музыкой он уже никогда не расстанется.
     Я думаю, что моя история на этом не заканчивается, пройдет какое-то время и возможно будет продолжение. Растет внучка. То, что она будет заниматься музыкой, нет никаких сомнений. Это не будет случайным, все необходимые предпосылки для этого имеются.
     Но как ответить на вопрос, с которого я начал, были ли все эти взаимосвязанные события случайными? С полной уверенностью не могу это утверждать. Хотя вероятность такого конечного результата в длинной цепи событий ничтожно мала. Можно ли было это предсказать заранее? Проще не перемножать вероятности каждого события, а сослаться на заложенную в жизнь программу. Неужели от того, что Валерке купили баян, так выстроилась моя жизнь? Неужели это и оказалось тем кликом - нажатием кнопки на клавиатуре какого-то космического компьютера и запуску важной программы моей жизни? Другими словами из докомпьютерных времен, неужели эта история уже была записана в Божественной Книге Жизни? И что же там дальше?

                На фото: Скрипка явно не по размеру, но играть так хочется!