Семовская Нина Степановна

Зверев Алексей
В 1968 году я подал заявление в Вельскую вечернюю школу рабочей молодежи. К заявлению приложил справку о том, что я учился в 9 классе вечерней школы в г. Северодвинске. Директор школы Беляев Василий Павлович разрешил мне учится в 10 классе, с условием, что я сдам все предметы за 9 класс. Дело было в начале августа, а в конце августа  я заболел и не смог придти в школу 1 сентября. Узнав, что классной руководительницей в наш класс назначена Семовская Нина Степановна, я ей позвонил и объяснил ей причину своего отсутствия. Нина Степановна выслушала меня и пожелала мне скорейшего выздоровления. Так состоялось наше первое знакомство, заочное. Работал  я тогда подсобным рабочим по озеленению города в городском коммунальном хозяйстве. Поправившись, я пришёл в школу и уже очно познакомился с Ниной Степановной. Это была маленькая сухонькая женщина с пронзительными серыми глазами, очень добрым лицом и с седыми, слегка завитыми волосами. В нашем классе она вела историю СССР.  На каком - то уроке Нина Степановна предложила письменную работу, уж не помню по какой теме. Я, нагло, всё списал с учебника. И получил за письменную работу двойку. Под оценкой было лаконично написано: Алексей, в литературе это называется плагиатом. Вот так я для себя узнал новое слово: ПЛАГИАТ. Шли дни за днями, приближался октябрьский праздник. В какой-то один из учебных дней Нина Степановна подошла ко мне в классе  и сказала, что приближается праздник и на наш класс возложена почетная обязанность, выпустить школьную стенгазету. А поскольку я пишу стихи, то она бы не возражала, если бы я пришёл к ней домой и  принёс бы свои стихи, посвященные празднику. Я пришёл утром, часов в десять. И первое, что меня поразило в её квартире, были книги. Они были везде, на полках, на столе, на стульях, в одной комнатке, другой, на кухне. Книги были маленькие и большие, толстые, средние, тонкие, множество журналов, газет, альбомов. В библиотеке меня всегда завораживало царство книг, но чтобы царство книг было в квартире, такого я ещё не видел. Я ничего ещё не знал о Нине Степановне, ни о её семье, но, наверное ,именно в этот день где-то в подсознании отложилось: я отсюда больше никуда не уйду. Мы обсудили мои стихи, газету и я ушёл по своим делам. Спустя какое – то время , я зашёл  к Нине Степановне днём, просто так. Двери открыл её сын Алёша. Я спросил, дома ли Нина Степановна, Алёша сказал, что дома никого нет, и как скоро будет Нина Степановна, он не знает. Весь вид Алёши говорил о том, что впускать меня в квартиру он не собирается. Но в квартиру я всё – таки вошёл. Алёша нехотя говорил со мной, на мои вопросы отвечал односложно. Но слово за слово и мы разговорились. Много позже, когда мы с Алёшей подружились, стали друзьями и за бутылкой водки вспомнили день нашего знакомства, Алёша с удивлением мне заметил: до сих пор не пойму, почему я тогда не хотел тебя пускать?
Шло время, и я, постепенно, познакомился со всей семьёй Нины Степановны: Константином Павловичем Сальниковым, её мужем, Лялей, её дочкой, чуть позже с Андреем, её сыном. Константин Павлович преподавал русский язык и литературу и историю СССР. Алёша и Ляля учились в школе, Андрей учился в МГУ.
С Ниной Степановной общаться было легко, она понимала меня с полуслова. Тактично поправляла меня, если я ошибался. С ней можно было говорить на разные темы и вдруг, стало можно готовить уроки у неё дома. Мне помогала вся её семья по всем школьным предметам. А Нина Степановна поразила меня ещё и тем, что без особого труда могла объяснить мне вопросы и по математике, физике, географии. Она знала иностранные языки: французский, немецкий, английский, латынь, итальянский. Студенткой МГУ она ушла на фронт. Выносила раненых с поля боя, принимала участие в боях под  Москвой и Сталинградом, была и разведчицей и переводчиком. Тяжелое ранение в голову. Госпиталь. Боевые ордена и медали украшали всю лицевую часть её парадного пиджака. С Константином Павловичем Нина Степановна дружила  со школьной  скамьи. Впервые дни войны Константин Павлович был пленён и всю войну пробыл в концлагере.  Он был освобожден американскими войсками. Нина Степановна дождалась своего Костеньку, так она его называла и они поженились. Когда появился их первенец Андрюша, Константин Павлович ходил на лекции в МГУ и писал конспекты для Нины Степановны. И  это не смотря на то, что и ему надо было посещать лекции в педагогическом институте, в  котором он учился.
И Нина Степановна и Константин Павлович учителями были от Бога. Любую тему, будь то история или литература они могли раскрыть так, что в классе стояла звенящая тишина. Это было похоже не на урок, а на какое – то священнодействие. Приводились факты, цитаты, примеры. На их уроках скучно никогда не было. Для многих учеников они были любимыми учителями. К любой красной дате календаря им приходила масса поздравительных открыток. Многие их ученики заканчивали техникумы, вузы и были бесконечно благодарны Константину Павловичу и Нине Степановне за знания, полученные именно на их уроках.
Бывало, я ленился и пропускал занятия в школе, тогда Нина Степановна мне говорила: Лёша выбирай, или ты будешь ходить в школу, и мы будем с тобой дружить, или ты забудешь дорогу в наш дом. Конечно же, я выбирал первое.
В 1969 году я закончил десятый класс вечерней школы. Представился случай, и я сменил поле деятельности.Выучился на фотографа в г. Архангельске, на зональных годичных курсах. Нина Степановна одобрила мой выбор.  Работы было много, работа носила разъездной характер.Стало не до школы. Но опять помог случай. Директор Дома Пионеров Торопова Неля Михайловна пригласила меня вести фото кружки.  Я согласился, появилось свободное время, и я снова пошёл в вечернюю школу. Нина Степановна помогла мне  снять комнату, у меня появилась возможность усиленно заниматься. Я сдал все хвосты и в 1972 году я получил аттестат зрелости о среднем образовании. Вся семья Нины Степановны радовалась за меня. В 1973 году я поехал поступать в Ленинградский институт культуры. Все годы учёбы Нина Степановна ежемесячно посылала мне деньги, по тридцать рублей, и это не смотря на то, что учились оба её сына. Свой диплом я показал Нине Степановне у Большого театра в Москве, туда она приехала на встречу с однополчанами. А я туда приехал, чтобы порадовать её.
В Вельске есть стела, установленная в память погибшим воинам вельчакам. И мало кто сейчас в Вельске знает, что стихи, выбитые на стеле, принадлежат Нине Степановне:
Друг, постой помолчи рядом с нами минуту.
Этот памятник тем, кто ушёл воевать
И погиб, не дождавшись победных салютов,
За тебя и за Родину - мать.
В марте 1981 года я получил от Нины Степановны письмо. В этом письме она жаловалась мне на тесноту в квартире и на местных чиновников, которые манипулировали очередью на новое жильё. О Нине Степановне я написал председателю советских женщин, первой в мире женщине - космонавту Терешковой Валентине Владимировне, в ЦК КПСС, в обком КПСС, райком КПСС, в газету " Правда ", в Вельский Райсполком. В это трудно поверить, но новую квартиру, со всеми удобствами, Нине Степановне дали. Старая квартира была с печным отоплением и без водопровода. В июле того же года, я был приглашен на новоселье.
Умерла Нина Степановна в марте 1992 года. Я был безутешен, безутешны были все. Константин Павлович скончался осенью 2001 года.Последний раз, живым я видел Константина Павловича в январе того же года. Я приезжал в Вельск, чтобы похоронить свою родную маму. Из дома Константин Павлович уже не выходил, но газеты читал, пасьянсы раскладывал, телевизор смотрел и на книжных полках искал какую - нибудь книгу. В разговоре с ним, я вдруг понял одно, он считает Нину Степановну живой. И мой последний телефонный разговор с ним, подтвердил это. На мой вопрос - Кто дома? - Константи Павлович ответил: - дома никого, а Нина ушла в поликлиннику и скоро придёт.- Он, до конца своих дней, ждал свою Нину. И чтобы я в этой жизни не делал, передо мной всегда встают светлые образы Нины Степановны и Константина Павловича. И пока я жив, я их помню.