Настроение - 1

Владимир Голдин
                Владимир Голдин

           НАСТРОЕНИЕ – 1. Запись в дневнике. 1993 год.

           Для тех, кто не помнит, или в силу своего возраста не мог жить в те далёкие годы,  хотелось бы предвосхитить дальнейшие строки некоторым напоминанием событий ушедших в историю.
1993 год, был сложным годом в жизни нашего государства и народа. Старый коммунистический строй уходил, оставляя после себя сложную политическую и экономическую ситуацию. Гайдаровские реформы начались, но результатов от них ещё не было. Но был дефицит во всем.

Информационный дефицит все интересующиеся политикой и экономикой удовлетворяли через чтение книг, статей в толстых журналах, в газетах и через ограниченное количество программ по радио и телевидению. Ещё не было сотовых телефонов, планшетов, компьютеров, Интернета, иностранцев на улицах. (Они было где-то, но не у нас). Россия в те годы была, как никогда читающей страной.

Публикации в прессе носили в основном пессимистический характер. Оценки событий были скоропалительными, не вызывали доверия читателей и чтобы не говорили экономисты, философы, историки и пропагандисты, ничего из их выводов не реализовалось в действительности. В общем в стране царил хаос и пессимизм. И вот в этой ситуации приходит по почте очередной второй  номер Роман-газеты за 1993.

Сергеев Юрий «Наследница». Пророческая повесть или бред автора? Полковник Генерального штаба Дубровин. Сама сила, дух русской нации и веры службы отечеству, эстафетная палочка от той России к возрождающемуся казачеству?
Миф, легенда, вымысел?

Магическое воздействие. Да где же в наше время такие люди, такие преданные и не продажные организации, думающие глобально за Русь, её честь и достоинство, искоренившие эту подлость, продажность, коррупцию, пьянство и всю эту грязь. Где они? Где?

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Среди всеобщего развала в повести звучат вещие слова: «...очень легко уничтожить богатство, но очень трудно уничтожить нищету...», «Догматизм идей мертвых и фанатизм воплощения чужих теорий – вот что надо рушить». «Как ладана бояться черти доморощенные и заморские, что возродится Россия, умом своим станет жить, а не идеями дьявольскими ихними разрушительными и смертными для богоносного, наивного и законопослушного русского человека». «Всё на Америку пялятся, жирный кус там ищут. Норовят всю историю нации с грязью смешать».

Какие оптимистические и верные слова опубликованы в пору смуты и распада. Это взбудоражило сознание, заставило взглянуть на происходящее с другой позиции, радостней и учащенно биться сердце.

Повесть прочитал одним махом, не отрываясь от текста. Домашние все спят
В доме, в своем деревянном, деревенском  доме, построенном своими руками на окраине поселка, за рекой – тишина.

Включаю радиолу – Бетховена. «Лунную». Горестные звуки вступления, и вся эта густая задумчивость музыка, сильного характером композитора заполняет тишину. Стучат только часы.

Бетховенская музыка мне нужна всегда, когда не спокойно на душе, когда нужно восстановить пошатнувшие душевные силы. До - ре - ми, до - ре - ми звучит вступление сонаты... Под эту мелодию вспоминаю только что прочитанное, и здесь же всплывают  другие воспоминания...

Многих исполнителей я слушал в разных городах и филармониях. В этой глуши меня радует то, что моё бывшее ощущение, связанно с этой и другими мелодиями через исполнение таких корифеев как: Гилельс, Ростропович, Ахтямова. И здесь в глуши мне почему-то пришла мысль, что все  они рабы своего инструмента и исполняемой мелодии.

Все как-то приспосабливаются к инструменту. Низкорослый, рыжий Гилельс горбится над фортепьяно, сливается с музыкой. При этом творит чудеса и сливается с музыкой так, что теряет собственное Я, свою фактуру человека. Есть музыка – но нет Гилельса.
Ростроповича вообще можно только слушать, но видеть его, как исполнителя, вообще неприятно. Он при этом выглядит как обезьяна, истекающая слюной от удовольствия исполняемой работы оркестра, окружающих слушателей, опущенные руки в паузах, трясущаяся голова... И эти прекрасные с мировым именем исполнители вдруг стали передо мной в глубокой деревенской и чистой тишине, как подлаживающиеся под инструмент и мелодию автора. Как это созвучно с современной обстановкой в стране и текстами вытекающими со всех источников СМИ.

Но совсем другое дело – Серебряков Павел.
Седой великан. Глыба. Он капитан на мостике. Он оратор на кафедре. Он человек, властвующий над инструментом, над музыкой. Он исполняет Бетховенские произведения своеобразно, не унижаясь перед мелодией, инструментом и авторитетом автора.

Серебряков исполняет  Бетховенские сонаты гордо. Вот он откинулся от рояля, закрыл глаза, руки автоматически ведут мелодию, здесь сразу ощущается авторское понимание музыки Бетховена. Но здесь и зрительно, и профессионально видно величие Павла Серебрякова.

Здесь Серебряков и Бетховен две равных величины. Это впечатляет.

И вдруг исполнитель Серебряков вырисовывается в моем сознании, как гигант силы воли и служения, сравним с героем повести «Наследница» полковником Генерального штаба Дубровиным. Таким хочется верить, что не подведут, не обманут, выведут...

Задумчивая первая часть «Лунной» успокаивает, приводит взбудораженный чтением повести «Наследницы» мозг в размеренное мышление, но заканчивается она тревожными звуками, напоминающими удары колокола...

Где они, силы, способные возродить Россию? Неужели есть и организованы силы, как в повести Сергеева? Радостная лирическая мысль в голове, и тут же: «А ты то в стороне, ты в деревне, отошел от всех этих бурных дел».
Служить бы рад, прислуживать тошно.

Как приятно неспешное, уверенное музыкальное изложение мысли первой части «Лунной», и какая-то суетность в начале третьей её части и дальше метлешение пальцев по клавиатуре отвлекает от глубокого мышления. Вот в такой суетности и живем мы в средине девяностых годов двадцатого столетия. Успокоится Россия, или так и будет суетиться, и шарахаться от приватизации к ваучеру, от общественной собственности к частной?

Всё. Я успокоился. Я в своих берегах. Дай Бог России возродиться, или как заключает свою повесть Юрий Сергеев: «Бог хочет, чтобы Россия возродилась, это мозг и сердце планеты». К этому и надо стремиться. Что из этого получиться?..
                04.03.93.