О самоуважении

Ирина Козырева

  Однажды к моей знакомой зашла золовка – кто не помнит, это сестра мужа – и, выискав в ее квартире не совсем чистое место, указала на это. На что моя знакомая ответила: что? Грязь? Это моя грязь, и меня она устраивает!
Меня восхитил ее ответ. Кстати, золовка в семейной табели о рангах по степени нелюбви занимает следующее место после тещи и свекрови, что воспето в старинной частушке: «Лучше деверя четыре, чем одна золовушка». Кто забыл, деверь – брат мужа.

   Рассказывали, что американка, будучи одетой в красивый дорогой наряд, может по улице идти в кедах только потому, что ее ногам в данном случае так удобнее. Можно, конечно, усмотреть в этом отсутствие вкуса, неуважение к обществу. Но мне больше нравится завидовать ее независимости, ее оценке  собственного желания.

   Сами-то мы, выросшие при советском строе, боимся своих желаний, привыкли оглядываться на большинство, которое «всегда право». Что? Ты один «в ногу», а все остальные, значит, «не в ногу»? Звучало насмешливо. И мы приняли считать себя мелкой, ничего в отдельности не значащей частицей общей массы. «Я счастлив, что я этой массы частица, что общие даже слезы из глаз» - с пафосом повторяли мы стихи Маяковского и не заметили, как потеряли себя. К этому приучали нас, начиная с детского садика, со школы. Бывшее пионерское приветствие – поднятая над головой правая рука -  означало: держим
 общие интересы выше личных. А вопрос «Да кто ты такая?» сразу убивал желание спорить или что-то доказывать. А ведь самоуважение  толкуется как осознание в себе личности, достойной уважения.

   Я в родильном доме, неуклюжая, тяжёлая, с огромным животом, мне предстоит стать матерью. Вокруг меня суетятся люди в белых халатах, мною командуют, со мной что-то делают.  И тут началось крайне удивительное для меня: моё тело, моё собственное тело вышло из моего подчинения. Во мне происходило действие, влиять на которое я не могла. Я это, или уже не я? Что происходит? Идёт процесс, действие с моим телом, которое я не в состоянии контролировать своим мозгом. Я потеряла власть над своим организмом, он стал чужим, принадлежащим не мне вовсе, а какой-то неведомой силе – природе. Все тысячелетия развития мозговой деятельности человека, приведшие к моему личному разуму, вдруг перестали иметь значение, куда-то задвинулись. А моё тело снова стало частью общей природы, общей материи со своими законами. И эта природа в данный момент размножалась посредством меня, через меня, но всё-таки самостоятельно! Вот она кричит, значит, появилась новая частичка живой материи, она отделилась от меня. И это уже не я, это мой ребёнок! Свершилось чудо рождения, и я к нему причастна! Может, это и не мой подвиг, а природное чудо, но я же к нему причастна! И поэтому разве не заслуживаю уважения? Эта мысль наполняет меня радостной гордостью, самоуважением!

    Каждый успех в жизни, даже самый маленький, посторонним невидимый, каждое преодоление добавляет определённую толику к моему представлению о собственной значимости. Так что вопрос, кто я такая, давно не ставит меня в тупик: я человек!
 
   Индивидуалист – звучало ругательством. И как обратная сторона отсутствия индивидуальности – неумение или боязнь взять на себя личную ответственность за поступок, за решение. Отсюда любовь руководителей ко всякого рода совещаниям.

   Другая отрицательная сторона  недостатка самоуважения  -  неумение строить взаимоотношения с кем бы то ни было. По телевизору один человек рассказывает, как какая-то организация никак не делает ему гарантийный ремонт: «Я ходил ругаться с ними чуть не каждый день». Ругаться – наш главный метод воздействия, других не знаем. Но ведь он так неэффективен! Разрядка от отрицательных эмоций? Да. А вот достижение цели – решение вопроса - маловероятно.  Сижу в гостях у старой знакомой – бабы Дуни. Беседуем. Вдруг сверху раздается очень громкая музыка, бьет по ушам. Баба Дуня хватает швабру и начинает колотить черенком в потолок, приговаривая: «Опять зашумел». Я предлагаю: может надо поговорить с соседом? Отвечает угрожающим тоном: «Я поговорю, вот поговорю с ним!» и продолжает стучать. Музыка, и правда, стихла. Как же не умеем мы договариваться  достойно: или слезно просим, или ругаемся.

   Так где же выход? Не пришла ли пора  перестраивать всю систему воспитания на создание личностей с высоким самоуважением?