Замужество

Ирина Козырева
    После долгого отсутствия вернулась домой приятельница, и я, зайдя к ней, застала её в большом расстройстве.
- Ты подумай, - обрушила она на меня свою боль, – я уехала лечить ребёнка, а он тут без меня с дамами забавлялся! И ведь звонил чуть не ежедневно – скоро ли приедешь, скучаю без тебя… Вот тебе и любовь, - закончила она горестно.
- А почему ты решила, что он забавлялся с дамами?
- Ну, может, с одной. Это я уж так сказала. Уборку делала и нашла спрятанные женские домашние тапочки.
- Так он для тебя их купил…
- Да нет, они ношены, и размер не мой. В щель, вот сюда их засунул, думал – не найду. Ещё не знает, что я их обнаружила, вернётся только завтра. Мама его приходила, я ей рассказала, а она в ответ: как нехорошо он поступил, ты поругай его за это.  Подумай – для меня мир перевернулся – мой муж мне изменил, я не знаю, как мне дальше жить, а она – поругай его.

   Пожалуй, именно разница в оценке одного и того же поступка старой и молодой женщиной тогда задела меня больше всего. Но они же родственницы, - подумала я тогда, их пример не характерен. Но, расспрашивая других молодых и пожилых представительниц слабого пола, убедилась в объективности такой разницы. То, что молодые категорически не приемлют, у пожилых вызывает лишь горестное снисхождение.

   Тогда я и написала повесть «Горесть», где попыталась проследить первый шаг в направлении этой метаморфозы.
А семья моей приятельницы сохранилась до старости, думаю, благодаря тому, что та всегда была благоразумной.

   Отношения между супругами  практически не бывают полностью равноправными – один обычно превалирует и частично или даже полностью подчиняет себе другого. Сейчас, «на склоне лет», имевшая два  брака и один развод, могу утверждать: быть чьей-то женой – это работа, которая требует от женщины очень многого, и  прежде всего, самоотдачи, самоотверженности. Замужняя женщина не самостоятельна и каждый свой поступок должна мысленно или фактически согласовывать с мужем  - как он на это посмотрит. Не случайно после похорон мужа все спрошенные мной пожилые вдовы отвечали, что, очень тоскуя без него, всё-таки испытывают освобождение.

   Получается, брак – это, прежде всего, потеря свободы, личная зависимость от другого человека. В наше время, при росте материальной самостоятельности и осознания себя, как личности, особенно у женщин, возникает нежелание терять личную свободу.  Не в этом ли причина большого количества разводов среди молодых семейных пар? И не случайно успешно самореализовавшиеся женщины чаще всего не имеют семьи. Но ведь этот процесс – самореализация каждого человека в соответствии с природным потенциалом будет расти и дальше. А как же тогда брак? Наверное, должны родиться новые формы брака.
А что развод? Эта драма, по моему убеждению, проходит наиболее безболезненно, когда обида, злость, ненависть по отношению к супругу, что и вызвало развод, сменяется простым равнодушием к нему. И самое правильное, когда сохраняется при этом уважение к личности визави, что даёт возможность разговаривать и договариваться, например, о воспитании детей.

   А как же любовь? Про любовь – отдельный разговор. Но «с прискорбием» должна признать, что брак по расчету, или правильнее сказать по разумению, оказывается более спокойным и благополучным, чем брак по любви, который живёт взрывами, взлётами и провалами. Именно такую зависимость подтвердили два моих брачных союза.