Любовь - болезнь мозга

Ирина Козырева
   Где-то читала, что у влюбленного человека в мозгу наблюдаются такие же изменения, как при болезни. Но если  любовь – это болезнь, то возможен иммунитет против нее. Вот почему так легко влюбляются молодые люди, и так трудно по настоящему влюбиться в зрелом возрасте.

   Пытаюсь вспомнить, что такое любовь, получается плохо. Знаю точно – чувство трудное, иногда даже тяжелое, потому что редко бывает равновеликим.
 
    Ну как же я забыла: оно еще очень созидательное, когда что ни делаешь, все ради любимого, хотя он может об этом и понятия не иметь. Когда для хорошего самочувствия достаточно сознания, что он тоже на этом свете живет, тоже ходит по этой земле и дышит тем же воздухом, пусть  и далеко от меня.
Любовь – самоотречение в пользу любимого. Но ведь не все способны на самоотречение ради другого. Значит, и любить способны не все, хотя  редко кто не говорит о любви. Читаешь про известных людей: любят, женятся, расходятся. Снова любят, женятся, расходятся. И вдруг – стоп! Любят, женятся и  живут вместе долгие годы. Нашли, наконец, друг друга? Но ведь так далеко не  у всех. Значит, такая любовь все-таки редкость? А у остальных, значит, не любовь, или «не очень» любовь? И почему эти избранные любили тех, первых, если настоящее чувство пришло к ним гораздо позже и к другим партнерам? Но ведь тех-первых они тоже любили! Только то чувство не прошло испытания временем.

   Значит, любовь бывает разная по силе, по глубине влияния на человека. Так, может, стоит ее измерять? Вот любовь первой степени, второй, и так далее.
Конечно, степень эту сразу никто определить не сможет. Влюбляются в молодости, когда человек еще и себя-то толком не знает. Как ему оценить силу чувства своего и избранника? И медлить никак невозможно, потому что изнутри подпирает, толкает потребность иметь рядом человека, с которым теперь хорошо, а не когда-то в будущем, наконец, потребность секса.  Вот, наверное, первый выбор партнера – это и есть любовь первой степени. По мере взаимного познания все больше обнаруживается: не то.  Сам человек меняется, соответственно изменяются и его требования к тому, кто рядом. И приходит новая любовь, но нет гарантии, что это не будет снова лишь первая степень любви.
Ясно одно: любовь – это потребность души, потребность, которая может сопровождать человека всегда, и брак тут ни при чём. Люди могут искать любовь всю свою жизнь, и даже так и не найти. Обычно об этом не говорят, такое скрывают, но я таких людей знала. Именно это мне хотелось показать в рассказе «Он улыбается».
 
   А как же секс, потребность в котором определяется самой физиологией человека? Я думаю, что в идеале секс должен быть заслуженной взаимной  наградой за работу души, за всепоглощающее  душевное стремление к сближению с любимым. Но ведь он имеет и собственную ценность. И если ему удаётся опередить, подмять под себя, вообще ликвидировать духовную составляющую, он может вызвать незаслуженную сытость и стать отравой для души. Не так ли появляется цинизм?
 
   С годами  все больше секс – требование тела,  расходится с любовью – потребностью души,   которая прячется все глубже.  И вот ее уже трудно в себе найти, откопать, достать – не каждому по силам. Развивается иммунитет. И только сильные души способны этот иммунитет преодолеть и влюбиться, когда уже за 40, за 50, за 60. Честь им и хвала!