Любанская операция 2 Ударной

Алиса Кэрроловна
1942
Армия начала боевой путь участием в Любанской операции

Основная статья: Любанская наступательная операция
Перед армией в первоначальном, широкомасштабном варианте операции, стояла задача наступления с рубежа Волхова на станцию Чаща, разъезд Низовский с дальнейшим ударом на Лугу. Армия начала разворачиваться с конца декабря 1941 года по Волхову, между 52-й армией слева и также вновь прибывшей 59-й армией справа, 52-й армией на рубеже приблизительно от Дубровки до Селищенского посёлка.

К 7 января 1942 года, когда была осуществлена первая попытка форсирования Волхова, во 2-й ударной развернулись несколько более половины соединений; в армию не прибыла армейская артиллерия, не сосредоточилась авиация, не были накоплены запасы боеприпасов. Те соединения, которые прибыли, испытывали значительный недостаток в оружии, средствах связи, транспорте, продовольствии и фураже.[3] . Попытка форсирования Волхова в полосе армии тем, что было, не удалась вообще: только в первые полчаса боя армия потеряла более 3000 человек убитыми и ранеными.[4]. Атаки продолжались и 8 января 1942 года, когда в бой были разрозненно введены 4 стрелковые бригады и снова без успеха.[5] Вновь армия перешла в наступление 13 января 1942 года, на этот раз удачнее, воинам армии удалось зацепиться за плацдармы на западном берегу Волхова. В первые три дня наступления армия прорывает первую полосу обороны противника и расширяет плацдарм: 15-16 января 1942 года 327-я стрелковая дивизия, освободив деревни Бор, Костылево, Арефино и Красный Посёлок, расширила плацдарм. Однако в глубину наступление развивалось медленнее. Лишь 24 января 1942 года армия, сократив свой фронт наступления за счёт расширения полосы 59-й армии и введя в бой второй эшелон, взяла деревню Мясной Бор, таким образом, прорвав оборону противника.

2-я ударная армия несколько раз прорывала оборону противника, но немцы, несмотря на большие потери, опять восстанавливали линию фронта. Основной причиной наших неудач был недостаток снарядов и господство немецкой авиации в воздухе. Наконец, после новых трёхдневных атак, 2-я ударная армия овладела Мясным Бором и прорвала на этом направлении главную полосу обороны.
— К. А. Мерецков, "На службе народу", 2-я ударная и другие
После этого наступление армии в глубину развивалось быстрее: если прорыв двух рубежей обороны глубиной около 10 километров занял две недели, то затем соединения 2-й ударной армии в течение пяти дней углубились на расстояние более 30 километров, до села Вдицко.[6]

25 января 1942 года в прорыв был введён 13-й кавалерийский корпус Гусева и он, являясь ударной группировкой армии, в течение февраля 1942 года сумел продвинуться на подступы к Любани, к деревне Красная Горка. Одновременно части армии пытались расширить горловину прорыва, но максимум, что удалось сделать к середине февраля 1942 года — это на северном фасе прорыва взять опорные пункты Мостки и Любино Поле, расширив коридор до 12 километров (и это был максимум), а на южном фасе не удалось расширить коридор почти совсем: опорный пункт в Любцах удерживался противником. При этом расширялась занятая армией территория за коридором, туда вводились всё новые и новые части, южный фас коридора вообще был передан 52-й армии, за Спасскую Полисть, которая являлась краеугольным камнем в обороне противника на севере коридора, вела безуспешные бои 59-я армия, а от 2-й ударной требовалось одно — углубляться в оборону противника. От командования армией категорично было потребовано не позднее 1 марта 1942 года взять, наконец, Любань (части ударной группы уже в конце февраля приблизились к окраинам города, но были отсечены).

15 марта 1942 года войска противника перешли в наступление с целью перекрыть 12-километровый коридор у Мясного Бора и таким образом окружить 2-ю ударную армию, и 17 марта 1942 года кольцо замкнулось. Бои за коридор велись вплоть до 2 апреля 1942 года: сначала советские войска прорывали коридор, затем немецкие части вновь его закрыли и начали расширять зону прорыва, затем советские войска вновь прорвали коридор шириной до 800 метров и к началу апреля 1942 года расширили его до 2,5 километров. После полумесячного отсутствия коммуникаций 2-я ударная армия начала испытывать нехватку во всех видах снабжения: боеприпасах, пище, фураже, топливе, и эта нехватка с течением времени только обострялась. Тем не менее, командование продолжало ставить задачи армии на наступление, что она выполнить не могла, и 16 апреля 1942 года тяжело больной генерал-лейтенант Н. К. Клыков был отстранен от командования армии и отправлен в тыл. 20 апреля 1942 года генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов был назначен командующим 2-й ударной армии, оставаясь по совместительству заместителем командующего Волховского фронта.

Закономерно возник вопрос, кому поручить руководство войсками 2-й ударной армии? В тот же день состоялся телефонный разговор А. А. Власова и дивизионного комиссара И. В. Зуева с Мерецковым. Зуев предложил назначить на должность командарма Власова, а Власов — начальника штаба армии полковника П. С. Виноградова. Военный совет [Волховского] фронта поддержал идею Зуева. Так… Власов с 20 апреля 1942 (понедельник) стал командующим 2-й ударной армией, оставаясь одновременно заместителем командующего [Волховским] фронтом. Он получил войска, практически уже не способные сражаться, получил армию, которую надо было спасать…

— В. Бешанов. Ленинградская оборона.[7]
21 апреля 1942 года командующий Ленинградского фронта (куда армия вошла вместе со всем Волховским фронтом) М. С. Хозин получил устное приказание о разработке плана вывода армии из котла, 30 апреля 1942 года армия прекратила наступательные действия (реально, они практически прекратились почти за месяц до того). Знамя армии было отправлено самолётом в тыл. С 12 мая 1942 года армия начала поэтапно, прикрываясь арьергардами, сниматься с позиций и отходить к коридору у Мясного Бора. Некоторые части были выведены ещё до общего наступления.

С 22 мая 1942 года немецкие войска усиливают нажим на войска 2-й ударной армии и развёртывают части в районе коридора, где жестокие бои не утихали весь май 1942 года. 30 мая 1942 года при поддержке штурмовой авиации немецкие войска переходят в наступление и 31 мая 1942 года наглухо закрывают коридор, расширив заслон до 1,5 километров.[8]. В котле оказались 40 157 человек в строю (по состоянию на 1 июня 1942 года). При этом по состоянию на 25 июня 1942 года в госпитале армии насчитывалось ещё около 12 000 раненых. Какая-то часть из них получила ранения в июне 1942 года и учтена в цифре 40 157 человек на 1 июня, какая-то часть была ранена до 1 июня и не учтена в данной цифре. Снабжение армии, и так совершенно недостаточное, прекратилось совсем, вплоть до того, что фиксировались случаи каннибализма.

После закрытия коридора отвод войск армии к нему не прекратился, а продолжался. С боями, под нажимом противника, авиационными налётами, к Мясному Бору стекались остатки армии из котла, который соответственно, уменьшался в размерах. На 20 июня 1942 года в окружении оставались в строю 23 401 человек — к этому времени все остатки армии сконцентрировались близ Мясного Бора. 21 июня 1942 года в тяжелейших боях, с огромными потерями, войскам 2-й ударной армии с запада и войскам 59-й армии удалось пробить коридор шириной 250—400 метров и в коридор хлынул поток спасающихся воинов 2-й ударной.

…весь коридор был завален трупами в несколько слоев. Танки (советские — ВП) шли прямо по ним и гусеницы вязли в сплошном месиве человеческих тел. Кровавые куски забивали траки, машины буксовали и танкисты прочищали гусеницы заранее заготовленными железными крючьями…[9]

Коридор, расширенный до километра, держался в ожесточённых боях до 23 июня 1942 года, когда был снова перекрыт. К утру 24 июня 1942 года советские войска вновь смогли пробить коридор шириной 800—1100 метров, и снова туда устремились воины 2-й ударной. К вечеру того же дня коридор сузился до 300 метров, но советские воины продолжали выходить через насквозь простреливаемое пространство, но коридор вновь был закрыт. Последний раз поздним вечером 24 июня 1942 года коридор шириной в 250 метров был восстановлен, и в течение ночи 25 июня 1942 года некоторое количество бойцов успело прорваться к своим. Одновременно с выходом по основному коридору отдельным частям и подразделениям удавалось организовать свои частные прорывы, также некоторое количество солдат и офицеров вышло разрозненно. Утром 25 июня 1942 года коридор был перекрыт окончательно, остатки армии, которым не удалось выйти, сгрудились на пятачке площадью 1,5-2 километра у деревни Дровяное Поле, и были уничтожены (взяты в плен).

8 июня 1942 года командующий Волховской группой войск Ленинградского фронта М. С. Хозин снят с должности с формулировкой:

За невыполнение приказа Ставки о своевременном и быстром отводе войск 2-й ударной армии, за бумажно-бюрократические методы управления войсками, за отрыв от войск, в результате чего противник перерезал коммуникации 2-й ударной армии и последняя была поставлена в исключительно тяжелое положение[10]
27 июня 1942 года командование фронтом осуществило ещё одну попытку прорыва, закончившуюся безуспешно, и к 28 июня 1942 года армия фактически прекратила существование. После этого дня у Мясного Бора не вышел из окружения ни один человек. При этом на других участках фронта (в том числе на таких отдалённых, как участок 27-й армии) солдаты и офицеры 2-й ударной выходили ещё в августе 1942 года. Из окружения за весь период вышли по разным оценкам от 13 до 16 тысяч воинов, остальные попали в плен или были убиты (по немецким данным в плен взято около 30 000 человек, по докладу Особого отдела Волховского фронта судьба 27 139 человек осталась неизвестной) Командир армии А. А. Власов был взят в плен.

Основная статья: Власов, Андрей Андреевич
С 15 июля 1942 года армия восстанавливается в районе Назия — Путилово. Ядром для восстановления армии послужила отличившаяся в боях 327-я стрелковая дивизия.

Перед Синявинской операцией армия находилась в третьем эшелоне фронта.

Основная статья: Синявинская операция (1942)
Википедия

Рис. Серийные убийцы
Каннибалл может искать встречи с милиционером, сексуальный маньяк избегает милиционера.

***Основная статья: Синявинская операция (1942)
Собственно армия так и не восстановилась: к концу августа 1942 года в армии имелись только две стрелковые дивизии, миномётный полк и два дивизиона тяжёлых гвардейских реактивных миномётов. Тем не менее, армия была введена в прорыв 8 сентября 1942 года[11] после того, как 8-я армия исчерпала свои наступательные возможности.

По введению в бой армии, ей были переподчинены 4-й и 6-й гвардейские стрелковые корпуса. Ремарка
КЕДРОВАЯ ШИШКА лаванда, мускатный орех, можжевельник, розмарин, пачули, розовое дерево, сантал... (комплиментарные майорана)
бергамот, кипарис, ладан, жасмин, лимон, лаванда, можжевельник, роза, нероли, розмарин(комплиментарные кедра)
КЕДРОВАЯ ШИШКА лаванда, розмарин
Посмотреть четверку сверху: жасмин*

По существу, силы советских войск особо не увеличились, так как подчинённые армии соединения уже участвовали в боях и понесли тяжёлые потери. Тем не менее, армии удалось уничтожить несколько опорных пунктов в районе восточнее и южнее Синявино, но на большее её не хватило. 11 сентября 1942 года в директиве командующего Волховским фронтом указывалось, что боевые действия армии «по существу ограничивались отражением контратак противника и незначительным продвижением на правом фланге 4-го гвардейского стрелкового корпуса». Уже 10 сентября 1942 года немецкое командование сочло, что наступление отражено, и части противника нанесли удар по горловине прорыва. Завязались встречные бои, последними успехами войск армии явились атаки 17 сентября 1942 года. 21 сентября 1942 года немецкие войска возобновили наступление и замкнули у Гайтолово 25 сентября 1942 года окружение, в которое попала большая часть войск армии. На этот раз советское командование не стало ожидать и уже 29 сентября 1942 года директивой Ставки ВГК № 170629 распорядилось о выводе войск 2-й ударной из окружения. Несмотря на довольно быстро принятое решение, армия понесла существенные потери. Из кольца окружения 29-30 сентября 1942 года вышли только 4684 человека из состава армии[12]. Немецкое командование отчиталось о 12 370 пленённых солдат и офицеров из числа 2-й ударной и 8-й армии.

С 25 октября 1942 года армия в составе фронта перегруппируется на север, ближе к Ладожскому озеру, пополняется и укомплектовывается в преддверии планируемого прорыва блокады Ленинграда. 2 декабря 1942 года был утверждён план прорыва блокады (Операция «Искра»), которым проведение операции со стороны Волховского фронта возлагалось на 2-ю ударную армию.

Дополнение к делу 10-12-14
Был ли в их семье второй поздний ребенок либо взятый на воспитание брошеный ребенок безответственной родственницы?