От Аракчеева до Троцкого и обратно

Татьяна Щербакова
ОТ АРАКЧЕЕВА ДО ТРОЦКОГО И ОБРАТНО



       Авторское право на этот уникальный, эксклюзивный текст зарегистрировано данной публикацией. Заимствование в любой форме не допускается по закону об авторском праве.



Считается, что большевики, взяв власть в России, построили в ней «новый мир».  И что в этом строительстве они были первопроходцами.
Однако в деле передела собственности «олигархов» и создания  нового карательно-воспитательного органа понуждения к повиновению прославился еще Иван Грозный, отнявший собственность у нелояльных бояр и передавший ее своим верным опричникам. Он буквально переделил заново земельные угодья России в пользу новой касты назначенных им, а не родовитых по рождению, избранных.
Так что ничего особенно нового в действиях большевиков, в 1917-м году отнявших землю у помещиков, а предприятия у капиталистов, не было. Более того,  ими были взяты на вооружение такие методы русских царей, которые  сами же большевики осуждали в новых учебниках истории.
К примеру, пресловутая аракчеевщина. Уж как только она не расписывалась в черных красках в советских школах!  Но когда наступил 1920 год,  аракчеевщина была востребована одним из главных вождей пролетарской революции – Троцким!
Именно ему принадлежала идея милитаризации  промышленности. А ведь это ни что иное, как пресловутые военные поселения  - только не Аракчеева, а Александра Первого.  Ибо Аракчеев-то как раз был очень против этой задумки  царя, но Александр настоял, и Аракчеев исполнил его волю с присущей ему преданностью.
Военные поселения - система организации войск в России в 1810-1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным. Они были созданы с целью подготовки обученного резерва войск без увеличения расходов на армию и частичного упразднения рекрутских наборов. Высвободившиеся средства император планировал направить на выкуп крестьян с землями у помещиков для их последующего освобождения.
Под эти поселения были выкуплены по недорогой цене земли у помещиков в нескольких губерниях, а крестьянам предоставлена возможность поселиться в других краях – на юге России, к примеру, или за чертой, ограничивающей территорию военного поселения.
Вместе с тем Александр Первый, учреждая военные поселения, мечтал улучшить материальное положение нижних чинов, дать им возможность во время службы оставаться среди своих семейств и продолжать свои земледельческие занятия, а на старость обеспечить им пристанище и кусок хлеба. На возражения своих приближенных, указывавших на дороговизну поселений для казны и на ненадёжное обеспечение ими комплектования армии, государь отвечал, что военные поселения будут устроены, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова. Считается, что таким образом Александр Первый пытался создать новый класс, опираясь на который можно было бы проводить либеральные реформы.
Здесь была по сути дела расквартирована  русская армия, которая должна была сама себя прокормить крестьянским трудом. Организация  жизни в военных поселениях была казенной и замуштрованной. И военными  и хозяйственными руководителями были военные командиры. На помощь им были присланы специалисты-хозяйственники даже из Германии. Что, однако,  не дало  желаемых результатов. Труд солдата-крестьянина оказался очень непроизводительным. И когда подробнее изучаешь  жизнь этих военных поселений  первой половины 19 века в России, то невольно возникает ассоциация с жизнью рабочих поселков в трудовых лагерях или приближенных к ним в СССР – до 60-х годов  20-го века! В которых даже в конце шестидесятых еще  были руководителями  бывшие офицеры Советской армии.
Почему так похоже? А потому, что еще в 1920 году Троцкий предложил использовать именно этот метод  содержания армии в СССР,  которая должна была не только прокормить саму себя, но и поднять промышленное и сельскохозяйственное производство  пролетарского государства.
 Троцким была разработана целая теория милитаристского социализма, в основе которой лежала идея милиционной системы. Суть ее сводилась к зачислению населения определенного района в полки, бригады, дивизии по месту жительства и работы. Это дало бы возможность всем проходить курс военного обучения на производстве и в сельском хозяйстве, не отрываясь от работы. Военные руководители должны были одновременно исполнять функции хозяйственных, и наоборот. В перспективе Троцкий рассчитывал в главных промышленных районах расположить офицерские курсы, чтобы каждый слушатель мог стать офицером и руководителем промышленности данного района. Государство таким образом получило бы возможность распоряжаться рабочей силой по своему усмотрению: часть ее можно было перебрасывать из округа в округ, наиболее нужные «элементы» — по всей стране.
 Милитаризация промышленного производства имела и другую цель — укрепление диктатуры пролетариата. Никаким другим способом, считал Троцкий, малочисленный рабочий класс не сможет удержать власть в огромной крестьянской (то есть мелкобуржуазной) стране. Сельскому хозяйству он отводил функцию полуколонии, главное назначение которой состояло в поставках продовольствия городу и сырья промышленности. Крестьянство должно было находиться под неусыпным контролем пролетарского государства и беспрекословно, выполнять его указания. «Пока у нас недостаток хлеба, крестьянин должен  будет давать советскому хозяйству натуральный налог в виде хлеба под страхом беспощадной расправы, — писал Троцкий. — Крестьянин через год привыкнет к этому и будет давать хлеб». На случай крестьянского сопротивления он советовал иметь «сотню-две тысячи солдат — нечто вроде карательного корпуса для выбивания из деревни налога и создания продовольственных баз».
1830-1831 годы в России ознаменовались восстаниями  в военных поселениях, когда крестьяне-солдаты безжалостно убили сотни офицеров.
Двадцатые годы в СССР ознаменовались крестьянскими восстаниями в губерниях, которые едва не прикончили советскую власть в самом ее зародыше.
Поначалу Ленин, казалось, с интересом воспринял предложение Троцкого. Но каково же было  разочарование последнего, когда вместо троцкистско-аракчеевского  устройства русской жизни Ленин вдруг предложил… возврат к капитализму! Правда, к государственному. Под названием НЭП – новая экономическая политика. Главными помощниками Ленина тут были Сталин и Дзержинский. А Троцкий с жестокой обидой в сердце за непонятость ушел в глухую оппозицию. И в результате оказалось, что под свои знамена он собирал тех, кто не только не желал построения социализма в СССР по ленинским планам, а готов  был идти дальше по пути привычного капитализма и борьбы с большевизмом.
Вскоре Ленин умер и не увидел, что опыт Александра Первого и Аракчеева все-таки был взят на вооружение в СССР Сталиным. Который  создал целую сеть «милитаризованных» трудовых лагерей с тюремным режимом, в которые отправил работать сподвижников Троцкого - четырехмиллионную пятую колонну.  Много это? Четверть населения современной Москвы.  Немного. Но эффект был просто потрясающим!
Эти «поселяне» и «поселянки» - по терминологии, избранной для военных поселений «всей России погубителем» Аракчеевым -  своим рабским, бесплатным трудом будут возводить «великие сталинские стройки»  в исправительно-трудовых лагерях: Нижегородский, Казахстанский, Сызранский, Кунгурский, Ухто-Печорский, Свирский, Бишерский, Темниковский, Сибирский, Карагандинский (совхоз «Гигант»). А также построят Беломорско-Балтийский канал в одноименном исправительно-трудовом лагере ОГПУ.
В 1932 году организуются новые лагеря ОГПУ, в том числе: Северо-Восточный – для освоения Дальнего Севера и добычи цветных металлов, в Казахстане – Порвинский – рыболовецкий, Дмитровский – в Московской области для строительства канала Москва-Волга, на ДВК Байкало-Амурский – для строительства железной дороги.
В этом же году изгнанного из СССР Троцкого лишают советского гражданства, но дело его живет! В 1935 году в далекой Арктике, в Норильске, для строительства Никелевого комбината и освоения района расположения комбината был создан Норильлаг.
И как это назвать иначе, чем преемственность власти в России? А нам говорят: большевики, большевики!