1913 год

Маргарита Школьниксон-Смишко
О том, как и где Роза провела Рождество 1912 года , можно узнать из её письма Луизе Каутской от 9.01. 1913:

«...От Клары (Цеткин) после долгого молчания я получила подробное письмо,  которое  звучит в «моль», как  все  её сообщения с давнего времени. У меня чем дальше, тем больше складывается впечатление: она, действительно,  абсолютно выдохлась и нуждается в отдыхе на юге, на солнце. Но ты можешь сколько угодно говорить, биться как о стену. Совершенно бесполезная вещь. Когда я её последний раз видела, она выглядела просто жалко...
В настоящее время я отдыхаю от книги* за польской работой (вчера, например, до 12 ночи)..
О Рождественском празднике 21-го тебе сообщили. Твой Феликс (сын) был тогда очень галантен, проводил меня домой, хотел позже зайти, но на этом до сегодня всё и кончилось. Ханнес (Дифенбах) дал о себе знать длинным письмом и огромной папкой Микельанжело. Он в Штуттгарте, о себе тоже пишет в фистель-тоне (чего ему не хватает, живот болит или ещё что, не знаю), в настоящий момент не сообщил о своих ближайших планах. Праздники я провела очень спокойно дома с Мими и Гертруд (Злотко), читала немного у Швейцера, Софокла и Кардерона. У меня просто жажда на классику, очевидно как реакция на слишком много национальной экономики, которую мне нужно было проглотить. В субботу была на «Дон Жуане» с гостем из Стокгольма в главной роли. У этого гостя были красивые ноги и трико, в остальном сплошное разочарование (как с Дон Жуанами чаще всего, не правда ли?). Что с Халензее**, не знаю. Целую тебя и жду!
                Твоя Р»


* »Аккумуляция капитала»
** там проживал Ханс Каутский, брат мужа Луизы

Косте в этом году 15 июня было написано коротенькое благодарное письмецо:

«Я очень рада птичкам*, они чудесные и выглядят с первыми четырьмя как небыкновенный букет, сверкают во всех цветах. Мими также их внимательно осмотрела и обнюхала. Мне нужно заказать для них стеклянный домик.
Мама сейчас у Меринга, она очень бодрая и отдохнувшая.
Большое спасибо, что ты обо мне подумал.
                Р.» 

* в 1912 году Костя подарил Розе чучела 4-ёх птичек, или их иммитацию, и в 1913 году добавил. 

В апреле Роза устроила себе на три недели отпуск в Швейцарии. В августе неделю провела у Клары в Зилленбухе.
13.8.ездила в Швейцарию на похороны А. Бебеля, в сентябре была на партийном съезде в Йене. В остальном этот год не отличался от предыдущего: лекции в партийной школе, написание статей в партийную прессу, поездки по городам с агитацией. Роза продолжала агитировать против участия в войне, и на этот раз это не осталось для неё без последствий (см. главу "Последние мирные месяцы").

Из записки Розы её дом. работнице Гертруд Злотко от 25.12.1913 можно понять, где она провела Рождество и встретила Новый год:

«Дорогая Гертруд!
Я хотела сама вручить вам рождественский подарок, но мне внезапно нужно было уехать в Штуттгарт. И так, с праздником, счастливого Нового года и до скорой встречи!
                Ваша Р.Л.»

на фото замок Chatelard вблизи Кларенса