Аласханов З. Жизнь художника и интеллектуала

Зура Итсмиолорд
Жизнь художника и интеллектуала, чеченца, победителя европейского кубка по вольной борьбе. Судьба с Кавказом и Арменией.

Перевод с английского. CHECHEN EUROPEAN WRESTLING CUP WINNER, TRAINER, ARTIST AND INTELLECTUAL ZAIDY ALASKHANOV’S LIFE AND DESTINY WITH CAUCASUS AND ARMENIA
HAMO MOSKOFIAN, Moscow, May 2014.

          Недавно  мы встретились с этим сильным спортсменом, художником и интеллектуалом  в картинной галерее Беляево (Москва),во время  подготовки открытия  выставки его работ о  сложной, но замечательной   жизни, любимом Кавказе и Чечне. Меня потрясли  любовь и уважение Зайнди Аласханова к армянам
         Искусствовед Томас Харутюнян представил меня художнику, сказав, что он мечтает, организовать, как и в Москве,  выставку на Ближнем Востоке, особенно в Бейруте…  у армянина, торговца произведениями искусства…
      Возможно, он не знал ничего об ужасных преступлениях, совершенных некоторыми представителями его предков, которые когда-то служили в “Специальном Корпусе” Османской империи в годы время Первой мировой войны, против армян, сыновей и дочерей этой прекрасной  страны, армян Амшена, которых Лаврентий Берия выслал вместо Могреля в 1944 году в Казахстан вместе с тысячами чеченцев и черкесов, главным образом голубоглазых блондинов,  кавказских армян Амшена.
        Кавказцы обладают необыкновенной физической выносливостью, силой  в различных видах традиционной и Олимпийской борьбы. Талантливого Аласханова  сразу же заметили.
- Я был главным учебным партнером всемирно известного дагестано-армянского, мирового уровня,  Олимпийского чемпиона Юрия  Шахмурадова (Шахмурадян). Это была личность, очень добрый человек. Он  называл меня своей “черной лошадкой”, потому что  талантливый мальчик всегда одерживал над ним победы во время тренировок.  Этот армянин, чемпион  помогал мне войти в сложную советскую  иерархию борцов, которая представляла из себя звездную Галактику, - вспоминает Аласханов.

          Его тяга к искусству проявилась рано, но  возможность  развить уникальный талант  - в преклонном возрасте. Все его картины -  о Кавказе, сельских жителях, чеченцах и черкесах, грузинах и армянах. Великие герои свободы и независимости. Он  красочно пишет о  невообразимых страданиях депортированных, резких горцах, их борьбе за жизнь.
         
        “Выигрывал кубки и медали. С годами  мировосприятие изменилось. Его тяга к искусству, особенно живописи, росла. И однажды все это пришло к логическому завершению: он взял в руки кисть и углубился в творческий процесс.   Это было временем плодотворной, интенсивной работы, неожиданных открытий, смущающих ошибок художественного поиска,  критического анализа и творческих путешествий …", - пишет о “Генеалогическом древе” Зайнди Аласханова Томас Харутюнян.

                Портреты и пейзажи в масле - его любимые жанры. Сверкая  цветами, они, главным образом, наделены удивительным духом смиренности  и абсолютной чистоты. Картины “Весна В Итум-Кали”, “Харачой”, "Черные горы Итум-Кали” являются чрезвычайно поэтическими …,  будто автор отразил свое лирическое приветствие на холсте.
            “Очаровательно, откровенно и серьезно художник изображает редких людей, знаменитых мужей Чечни, родственников и друзей, показывая их внутренний мир  в процессе работы, на отдыхе или в бытовых сценках. Такие работы как “Генеалогическое древо”, “Тимур в бурке”, “Разговор С другом” написаны яркими, сочными тонами. Для Аласханова принципиально важно раскрыть   внутренний мир изображаемых им  людей. И он представляет их в тесной связи с  национальными традициями – бурка, накидка, папаха, и т.д.", - пишет об искусстве своего одаренного друга  Томас Харутюнян, организатор персональной выставки Аласханова “Генеалогическое древо" в префектуре юго-западного административного района Москвы (апрель-май 2014 г.) под патронажем галереи столицы “Беляево”.
           - Я приглашу Вас и своих армянских друзей на мою историческую родину, Чечню, как гостей нашего президента Кадырова, - говорит, широко, искренне улыбаясь, художник.  Аласханов - яркая страница в тяжелой истории кавказских народов.