При жизни не воспет, посмертно легендарен. Глава 4

Петр Чванов
 Глава 4 .ОДЕССКИЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКУМ.

В большом портовом городе Украины, Одессе, в самом начале улицы Канатной, стоит красивое здание под номером 8, специально построенное в прошлом веке для училища торгового мореплавания по проекту талантливого архитектора Льва Львовича Влодека.

Улица Канатная начинается с тупика, огороженного решеткой, которая стоит у кромки каменистого обрыва, а внизу под обрывом расположился порт. Сверху через широкие просветы между стержнями решетки видны портальные краны, складские помещения, суда у причалов, а на внешнем рейде – Воронцовский маяк и синяя гладь Одесского залива, густо покрытая силуэтами судов, ожидающих разрешения на вход в порт или на выход в открытое море. Архитектор не был одесситом. Он приехал в Одессу в 22–летнем возрасте, но прославил город своим талантом и трудолюбием, построив в Одессе свыше тридцати прекрасных зданий. Наиболее впечатляющие среди них – дом на улице Гоголя, 5 (с атлантами), гостиница «Большая Московская» на Дерибасовской улице, гостиница и торговый центр “Пассаж” на Преображенской и другие, а, будучи уже в почтенном возрасте шестидесяти лет, он построил здание Одесского училища торгового мореплавания.

4 июля 1898 года Председатель Госсовета Великий князь Михаил утвердил “Мнение Госсовета об учреждении классов торгового мореплавания при коммерческом училище в городе Одессе”. Сразу же определились цели нового учебного заведения: давать молодым людям, готовившимся к исполнению обязанностей капитанов и их помощников на торговых судах дальнего плавания, соответствующее теоретическое и практическое образование. Заведующим «Классами торгового мореплавания» был утверждён действительный статский советник Логгин Логгинович Гавришев, известный как автор учебников для штурманов дальнего плавания, знаток мореходной астрономии.

Классы относились к разряду средних специальных учебных заведений с трехлетним сроком обучения и состояли в ведении Министерства финансов по Департаменту торговли мануфактурой. Курс каждого года делился на теоретический и практический. В течение практического курса ученики плавали на учебном судне, принадлежащем классам, а также и на судах торгового флота. К обучению в классах принимались молодые люди всех состояний и вероисповеданий, находящихся в русском подданстве, достигшие 16 лет и годные к морской службе по состоянию здоровья. Серьёзное внимание обращалось на зрение. Поступающие должны были предъявить свидетельство об окончании курса общих классов коммерческого училища и прошения родителя приблизительно такой формы:

Господину заведующему классами
торгового мореплавания
/от такого–то/

ПРОШЕНИЕ.

Желаю дать сыну моему /имя/ специальное морское образование для службы на торговых судах дальнего плавания. Имею честь просить Вас о допущении его к установленным: медицинскому освидетельствованию, приемному испытанию и пробному плаванию и зачислению затем в число учеников вверенного Вам учебного заведения.
При этом прилагаются документы, а именно: / перечисляются документы, необходимые для поступления/.
Подпись
Дата, полностью имя, отчество, фамилия просителя и точный адрес.

Для поступления в классы было необходимо: пройти двухмесячную практику на судах, успешно сдать экзамены по математике, иностранному языку и заплатить за обучение 125 рублей золотом за год. Учебник и пособия приобретались на деньги учеников. При таких условиях обучения, в училище могли обучаться лишь дети состоятельных родителей.
Классы торгового мореплавания размещались при коммерческом училище имени императора Николая I в доме канатного фабриканта А.Н.Новикова на Греческой улице, 5.
Для занятий были выделены три комнаты под аудитории, в двух комнатах разместились кабинеты наглядных пособий и физический кабинет. Была и библиотека, в ней числилось 1629 книг.

Классы располагали 583–мя учебными пособиями по изучаемым предметам судоводительского отделения. На оборудование классов, приобретение учебного судна Одесское городское общественное управление отпустило 235 600 рублей из суммы полукопеечного сбора принадлежащего городу Одессе. Недостающие средства были назначены из средств Государственного казначейства. Главным управлением торгового мореплавания и портов был утверждён «Устав классов торгового мореплавания».

ЗАНЯТИЯ В КЛАССАХ НАЧАЛИСЬ 11 ИЮЛЯ 1898 ГОДА. ЭТОТ ДЕНЬ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ДНЁМ НАЧАЛА МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОДЕССЕ И ДНЁМ ОТСЧЁТА «НАЧАЛА ПЕРВОГО СТОЛЕТИЯ РАБОТЫ ОДЕССКОЙ МОРЕХОДКИ».


В период обучения в классах учащиеся не имели ни столовой, ни общежития. Они жили на частных квартирах. Каникулярных отпусков не было. Обучение в классах было платным (120 рублей на судоводительском отделении и позднее 30 рублей на механическом). Важнейшее значение придавалось ежегодной практике. Она началась сразу же в 1898 году и проходила на пароходе «Юнона» принадлежавшего РОПИТу (русскому обществу пароходства и торговли). Каждому ученику классов следовало непременно пройти двухмесячную практику

В силу нравственной ответственности перед самим собой каждый ученик классов должен был иметь отличное поведение, быть исполнительным, почтительным и точным в несении обязанностей службы, которую он избрал. Без этого он не был достоен стать членом морской семьи, вступить в которую он готовился. В числе практических занятий в течение дня по 2–3 часа с учениками, свободными от вахты, проводились занятия по морскому и штурманскому делу: измерение вертикальных и горизонтальных углов секстанами, астрономические и навигационные вычисления в пределах пройденных ими курсов, упражнения по бросанию лота* и гребле, управление гребными судами, определение места судна по береговым ориентирам и по небесным светилам.
Один из вахтенных учеников должен был вести вахтенный журнал и в течение всей вахты проложить на карте истинный курс и отмечать место в море и при плавании в виду берега.

Вся деятельность училища протекала под бдительным надзором Попечительского совета, куда входили влиятельные в Одессе люди. Председателем Попечительского совета был директор РОПИТа, коллежский секретарь А.К.Тимрот, членами совета – начальник Одесского порта надворный советник В.В.Давыдов, заведующий конторой Добровольного флота капитан 2 ранга Д.Ф. Компаниан, генерал-майор И.А. Манжелей и заведующий классами торгового мореплавания при Одесском коммерческом училище Гавришев Логгин Логгинович.

Под неусыпным оком отцов-попечителей училище за 20 лет /1898 – 1917/ выпустило из своих стен 120 судоводителей и 106 судомехаников.
Комиссия Попечительского совета рассматривала заявления и принимала решения об освобождении от оплаты и о зачислении некоторых учеников стипендиатами.

Таким же образом ученики освобождались или получали отсрочку от воинской повинности. Получив удостоверение ученика училища торгового мореплавания, они предъявляли его в органы МВД г. Одессы.

Вот выдержка из указаний, которые заведующий классами Л.Л.Гавришев выдавал помощнику капитана учебного судна Петровскому Л.Ф., совершающему рейс на пароходе РОПиТ «Юнона» из Одессы в Петербург и обратно:
«Милостивый государь, на Вас возлагается надзор за нравственностью учеников и руководство их практическими занятиям, несению судовой службы и выполнению судовых работ.

Согласно моего приказа … право старшего помощника посылать на салинг не более 3-х раз, сажать на салинг и подвергать аресту с выходом на вахту, занятия и на работы не более 3-х суток. Высшие меры взысканий могут быть налагаемы властью капитана Г.Г. Тренерта. Разрешение на увольнение на берег в портах на Ваше усмотрение. В случае проступка, позорившего звание ученика более на берег не спускать до возвращения в Одессу….

Обо всех занятиях и поведении учеников Вы предоставите мне отчет по окончании плавания. О приходе в каждый порт ВЫ мне телеграфируйте и вкратце сообщайте письмом о ходе плавания и занятий с учениками.

Врачу классов раз в две недели производить медицинский осмотр, составляя акт о результатах с подписью врача и Вашей.
Настоящую инструкцию прочесть Вам и капитану сразу по прибытии на пароход.
Заведующий Классами торгового мореплавания Л.Л. Гавришев».
Плата за содержание одного учащегося в плавании составляла 65 рублей. Время показало, что для успешного овладения морскими навыками классам надо иметь собственное судно. В июле 1898 года Классы торгового мореплавания покупают в Англии за 9 тысяч фунтов стерлингов клипер – учебное парусное судно, построенное в 1873 г. на судоверфи в Гринкоке и совершавшее ранее постоянные грузопассажирские рейсы.

Одновременно на нем могли находиться 120 учеников. Судно называлось «Гесперус». Клипер был переименован в «Великую княгиню Марию Николаевну». Он располагал навигационными приборами, картами, инструментами, лоциями и атласами того времени. Им стал командовать Павел Захарович Балк, состоящий на государственной службе при классах.
Учебное судно имело один бот, два вельбота, две верейки и одну гичку*. Забегая вперед, скажем, что с 1908 года по 1909 судном командовал известный капитан–парусник Дмитрий Афанасьевич Лухманов. Когда Клипер прибыл в Одессу, Лухманов учился в Керченских мореходных классах. В своей книге “Жизнь моряка” он рассказывает о своей плавательной практике. Он несколько раз находился на волосок от гибели, судно, на котором он плавал, брали на абордаж пираты, он бежал из пиратского плена, менял пароходы. Судьба занесла его в Сидней, где власти арестовали команду во время стоянки потому, что наблюдалось массовое бегство моряков с судов на золотые прииски в Болларт.

Лухманов сумел добраться до родного дома и в 1908 году окончить Одесское училище торгового мореплавания.
Итак, шкиперская служба начиналась с испытания, с пятимесячного плавания на практике, а сентябрь в наших широтах – сезон устойчивых штормов. Случалось, что наплававшись за свои кровные, налазившись по вантам под свистки и нелепые замечания боцманов, не выдержав качку, учащиеся теряли блеск в глазах и уходили на берег. Год был штормовым. И иногда на потоке после отсева задерживалось лишь четверо парней. Отсев не смущал Логгина Гавришева: из оставшихся, как правило, выходили настоящие моряки.
Затем у Классов торгового мореплавания появились и другие учебные суда «Великая княгиня Ксения Александровна», «Иван Сусанин», «Экватор», «Горизонт». Последние суда были приобретены уже тогда, когда Классы были реорганизованы в Училище.

Успешно сдавшие выпускные испытания в Классах торгового мореплавания по теоретическому и практическому курсам курсанты получали аттестат и удостаивались личного звания – Почетного гражданина, если они не принадлежали к высшему сословию. Отличники сверх того награждались золотыми и серебряными медалями, и их имена заносились на мраморные доски. В декабре 1898 года «Главное управление торгового мореплавания и портов» поручило Л. Л. Гавришеву разработать проект организации судомеханического отделения.

Судомеханическое отделение было учреждено 1–го июля 1901 года. Занятия же в нём начались 3–го сентября 1902 года по окончании приёмных экзаменов. На первом году обучения ученики проходили теоретический курс младшего класса механического отделения, сопровождаемый практическими работами в мастерских Одесского училища торгового мореплавания. Отделение механиков готовило паровиков, поскольку основной силовой установкой на судах в начале века был паровой котёл с паровой машиной. Когда на смену им пришли поршневые двигатели внутреннего сгорания, мореходные училища начали готовить механиков – универсалов, механиков – практиков, способных управлять новейшими машинами самых больших размеров, – писалось в циркуляре. «Классы должны готовить знающих дело специалистов с тем, чтобы через 2 – 4 года занять должности механиков». На плавательную практику устраивались самостоятельно,юнгами, матросами, кем возьмут, «харчами не перебирали», ведь коммерческих судов было немного.

В начале ХХ века потребность в кадрах стала возрастать. В то же время неудачно составленные программы обучения в классах торгового мореплавания, малоквалифицированные преподаватели, нехватка учеников поступающих в классы предрешили их судьбу. 7 мая 1901 года было получено разрешение о преобразовании Классов торгового мореплавания в Училище торгового мореплавания. Увеличивался контингент учащихся. В связи с этим стало ясно, что без собственного здания училищу не обойтись. Выход был один: необходимо строить здание училища. В марте 1901 года было получено разрешение и отведен участок для строительства здания училища.

25 мая 1902 года на улице Канатной, 8, на участке земли, который принадлежал изготовителю морских карт Тебту Де–Мариньи, была произведена закладка и освящение дома Училища торгового мореплавания. При этом присутствовали градоначальник Одессы генерал – майор Шувалов, представители всех ведомств и купечества города.

Граф Шувалов посылает на имя последнего российского императора Николая 11 телеграмму следующего содержания: “Сего числа 25 мая в Высокоторжественный день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны, после благодарственного Господу Богу молебствия, состоялась в присутствии представителей всех ведомств города и купечества закладка нового здания первого в России Одесского училища торгового мореплавания”.

26 мая 1902 года на Имя градоначальника генерал–майора Графа Шувалова пришла телеграмма за подписью Николая Второго, в которой царь поручает ему передать населению города Одессы благодарность за присланное 25 мая поздравление и выраженные чувства и высочайше начертал: «Дай Бог с полным успехом довести до конца устройство в Одессе первого училища торгового мореплавания, столь нужного для процветания Отечественного торгового флота».

Это царское послание было объявлено Попечительскому совету и администрации училища как ответ на телеграмму в торжественный день рождения императрицы Александры Фёдоровны, к которому была приурочена закладка училища.

Попечительский Совет, заслушав содержание телеграммы российского императора, попросил министра финансов о ходатайстве перед императором, чтобы содержание его телеграммы начертать на мраморной доске и водрузить её в актовом зале училища вновь строящегося здания, дабы царские слова были бы «постоянным светочем, ведущим к намеченной Его Императорским Величеством цели – процветании Отечественного торгового флота».

15 июня 1902 года император дал согласие на установку этой мраморной доски в актовом зале училища, а председатель Попечительского Совета удостоился получить телеграмму от Великого Князя Александра Михайловича:
«Искренне радуюсь, что закладка училища торгового мореплавания – совершились. Дай Бой, чтобы оно выпускало достойных и полезных деятелей столь нужной России морской торговли».

Важным событием для жизни училища стало высочайше утвержденное 6 мая 1902 года мнение Государственного Совета о реформе мореходного образования империи: «Ученики Одесского мореходного училища, окончившие курс мореходных отделений сих училищ, приобретают судоводительские звания по выполнении законом требуемого плавательного ценза, не подвергаясь дополнительным испытаниям».

До выхода в свет этого закона ученики, окончившие курс одесских Классов торгового мореплавания для получения судоводительских званий должны были сдавать экзамены в портовых комиссиях.

О том, сколь основательное образование получали в стенах Одесского училища торгового мореплавания, говорит даже путеводитель тех лет: «В настоящее время это ещё пока единственное учреждение в России, дающее серьезную подготовку морякам торгового флота». Там же отмечается высокое качество знаний и профессиональный уровень педагогов.

Кроме сохранившего свой пост, вплоть до революции 1917 года Л.Л.Гавришева, в училище преподавали М.В. Васильев, С.В. Придатко, В.И.Алымов.

По новому закону, изданному весною 1902 года, окончившие курс Одесского училища получали дипломы на судоводительские звания без дальнейших испытаний в правительственных комиссиях, а лишь по выполнении определенного плавательного ценза.

До 1905 года требовалось 24 месяца плавания для получения диплома штурмана дальнего плавания, равносильного диплома штурмана 2 – го разряда, а с 1905 года – 36 месяцев. До звания ответственных должностей помощников на судах торгового флота, надо было еще поплавать достаточно долго, приобретая практические навыки в дополнение к их основам, заложенным в училище. Приходилось для получения диплома штурмана плавать просто в качестве ученика на пароходе, а после получения диплома – в должности штурманского ученика, как это было определено уставом русского общества пароходства и торговли.

Училище непрерывно контролировало поведение своих питомцев. На основании результата этого контроля предъявлялись строгие требования преподавателей по отношению к ученикам, нарушающим основы морали и нравственности. На них налагались взыскания, начиная с замечаний, выговоров и включая аресты и понижения отметок за поведение.

Ученики училища торгового мореплавания могли жить на частных квартирах. После их заявления на имя начальника училища им выдавалось удостоверение личности, где указывалась, что ученику разрешается свободное проживание в городе Одессе. Шли годы, наступило время, когда надо было решать вопрос о реорганизации училища. Отдел торгового мореплавания Главного управления учебными заведениями поручил Педагогическому комитету училища представить материалы об улучшении организации судоводительского отделения училища. В свою очередь Педагогический комитет поручил подготовку материалов по этому вопросу Особой комиссии. По этому же вопросу Л.Л.Гавришев направил письма Генеральным консулам: Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Соединенных Штатов Америки и Нидерландов следующего содержания:
«В целях реорганизации училища и улучшения постановки учебного дела, Педагогический комитет желает воспользоваться вашим опытом заграничных мореходных заведений, для чего просим Вас о высылке нам законоположений, программ, учебных планов и отчетов, касающихся высших типов мореходных школ, как по судоводительской, так и по мореходной части.
При сём препровождаю: законоположение об училище, программы теоретического и практического курса обеих отделений».

В 1908 году начальником училища составлена программа практического плавания на учебном судне Одесского училища торгового мореплавания “Великая Княжна Мария Николаевна”. Программа одобрена Педагогическим комитетом училища 4 февраля 1908 года.

В 1920 году училище было переименовано в “Техникум путей сообщения”. В него принимались в первую очередь участники гражданской войны, дети рабочих морских предприятий и потомственных рыбаков, небольшое количество гимназистов, реалистов, учащихся коммерческих училищ и дети “спецов” – инженеров и ученых. Группы слушателей были большие. Они делились на основные и параллельные.

Техникум располагал хорошими учебными кабинетами: физики, химии, морской практики и по специальным дисциплинам для судомехаников. Были учебные мастерские по слесарной, токарной, кузнечной и литейной подготовке, а для судоводителей – такелажный, судомодельный и столярный цехи. Программы были рассчитаны на получение полного среднего образования по специальности штурмана дальнего плавания либо судового механика II разряда. В Украине такое образование в техникуме засчитывалось как высшее – узкое.

Преподавательский состав отличался высоким уровнем знаний. Первым директором техникума был назначен Гриневецкий, затем его возглавил профессор Курсий. На судоводительском отделении преподавали опытные моряки, известные на Чёрном море: Л. Л. Гавришев, М. В. Васильев, М.Ф.Шаповалов, Ставинский, Лазаренко. Такелажные работы преподавал известный яхтсмен Вицман. На судомеханическом отделении преподавали инженеры–механики: Будников, Г. Ф. Мумзи, П. К. Нудьга, Руденко, Зданович, Теннисов и другие. Общеобразовательные предметы вели Китайгородский, В.М.Никольский, Якобсон.

Большинство слушателей в основном являлись жителями Одессы, для иногородних имелось небольшое общежитие на улице Гоголя, 3.

Первую плавательную практику судоводители проходили на паруснике «Кодор» и на яхте «Майна». Но уже в 1925 – 1926 годах Черноморский торговый флот пополнился многими, хотя и не новыми судами, и вышел на мировой фрахтовый рынок. Открылись пассажирские линии в Херсон, Николаев, порты Крыма, Кавказа и Ближнего Востока. С появлением крупнотоннажных судов, таких как «Трансбалт» и «Декабрист», началось плавание на Дальний Восток.

Слушателям Одесского морского техникума была представлена возможность осуществлять плавательную практику на всех этих судах и на учебном парусном судне «Товарищ», которым командовал капитан дальнего плавания Э. Фрейман.

Будучи курсантом школы юнг и чуть позже, Саша не раз проходил мимо здания Одесского морского техникума, но раньше бывать внутри этого величественного здания, расположенного на улице Канатной 8, ему не приходилось.