Латинооо

Нинель Крос
Маршрут путешествия по Латинской Америке составили 2200 километров с севера на юг Мексики, меньшие по протяженности, но более утомительные переезды в Перу (высота над уровнем моря в некоторых высокогорных местах составляла 4500-4900 метров), перелет в Буэнос-Айрес и перелет в Рио.

Латиноамериканцы показались мне людьми добрыми, безалаберными, внешнее фривольными и очень верующими одновременно. Похоже, что весь католицизм, присущий Европе в Средние века переместился в наше время в страны Латинской Америки, часто это находит гармонию с великолепными церковными сооружениями, например с кафедральным собором Куско, в Перу, который официально входит в десятку самых красивых католических соборов мира или с церковью Санто-Доминго в мексиканском Пуэбла. В церквях очень много народа, даже по утрам в рабочие дни. Службы могут проходить в классической форме, когда священники (видела и женщину-проповедника) читают проповедь, а затем разъясняют сказанное своими словами (эдакий задушевный разговор), могут включать музыкальное сопровождение, например игру на гитаре, могут сочетать обряды католичества и шаманизма или представлять собой шаманизм в чистом виде.

Примером «неизменных во времени традиций» шаманизма в Мексике является деревня майя Чамула. В феврале здесь можно наблюдать их собственную интерпретацию карнавала. Праздник начинается рано, уже в 9 утра можно услышать, а затем и увидеть праздничную процессию, направляющуюся в церковь. Впереди процессии мужчины несут срубленные елки, каждая метра по три. Пробегут с ними, встанут (видимо устают), потрясут елками и снова «в бега», пара их соплеменников играют в это время на музыкальных инструментах (аккордеоне и 13 струнной гитаре), позади мужчин шествуют женщины. Одновременно на площади взрывают «очень громкие» питарды. Церковь внутри (снаружи – это очень милая, покрашенная в белый цвет церквушка) представляет собой темное закопченное помещение, на стенах которого висят рамы от иконостасов, вдоль потолка по центру крепятся по две белые широкие ленты, другие их концы - к боковым стенам церкви, также к местам крепления лент на потолке прикреплены бумажные люстры. Весь пол усеян елочными иголками, скамеек нет, все прихожане садятся на пол и ставят перед собой очень тонкие свечи...стоящие в огромном количестве ровными рядами...это выглядит эффектно! Обычно на такие мероприятия приходят с утра целыми семьями, приносят с собой местный алкоголь и кока-колу, этим и причащаются. Все члены семьи (или группы) включая женщин пьют в неумеренных количествах, стаканами по 100 гр., практически без перерыва, детям даже годовалым дают кока-колу (кстати в Мексике самые полные дети в мире, что является национальной проблемой № 1, национальной проблемой № 2 считается - мусор). Приносят в церковь куриц и после проведения всех «церковных» обрядов сворачивают им головы…готовят дома.
 
Утром в рабочий день на улицах, рынках и в церкви в Чамуле многолюдно, возможно из-за периода карнавалов, возможно люди просто не любят работать), народ тем не менее выглядит хмурым, если не сказать сердитым. Внешне как и большинство майя, все очень маленького роста: женщины 150-155 см. мужчины 155 см, носят длинные черные юбки, скатанные из овчины, красивые и необычно сделанные накидки, круглогодично ходят босиком или в открытых шлепках (и это несмотря на то, что зимними ночами температура может опускается до нулевых значений). У всех женщин роскошные волосы, у каждой заплетено по 2 косы, с украшающими их лентами. Шериф и шаман всегда ходят в накинутых на плечи белых шкурах, прихваченных по бокам и образующих жилет. Никакого негативного впечатления все это не производит, просто очень странно, как в «Алисе в стране чудес».

В Арекипе в Перу сохранился и по сей день действует монастырь Санта Каталина, основанный в XVI веке и имеющий интересную историю. Монастырь занимает территорию в два гектара и содержит великолепные здания испанской средневековой архитектуры. В прошлые века, когда Церквь имела большую власть, в богатых обеспеченных семьях было принято (и являлось престижным) отдавать одну из дочерей в монастырь. Монахини ни в чем не нуждались, у каждой была собственная прислуга, условия жизни были комфортными. Но никогда более эти женщины не имели права выходить за территорию монастыря и видеть своих близких. Для свиданий была организована комната с очень мелкой решеткой. Монахини находились внутри в темном помещении, ее родственники - с внешней освещенной стороны. Родители в течение всей дальнейшей жизни дочерей могли разговаривать и слышать их, но никогда более -  видеть.

Сам по себе город Арекипа красив не только своей архитектурой, но и красивейшими вулканами, видно, как периодически дымится действующий Эль-Мисти. Самое крупное землетрясение 1868 года практически полностью разрушило город, после чего он был восстановлен, тем не менее поскольку землетрясения происходят очень часто, местные их не замечают. Это очень колоритный город, настоящий образец латиноамериканской жизни, туристов не так много и в основном они из других латиноамериканских стран. Чувствуется латиноамериканский темперамент - люди целуются на улицах, много магазинчиков где продают гитары, маленькие гитары и музыкальные инструменты, названия которых я не знаю, множество кафешек, где с воплями, стонами смотрят футбол по телевизору. По масштабу происходящего на ТВ сначала можно было подумать, что идет чемпионат мира по футболу, но как выяснилось позже, играли всего лишь две перуанские команды. Во время матча два игрока со всего размаха столкнулись лбами, у одного пошла кровь, в другой футбольной сцене вратарь после прыжка за мячом повис на штанге ворот - эмоции во всем и везде…

В мексиканских городах очень часто центральные площади разбиты по одинаковому принципу: с одной стороны расположена церковь, посередине беседка и сквер, по другим сторонам - кафе и ресторанчики. Вечером, причем не только в выходные, оркестры исполняют живую музыку, местные жители приходят потанцевать! Одним из таких городов, замечательно передающих атмосферу жизни, является Кампече (полное название Сан-Франциско де Кампече). Город был основан конквистадорами в 16 веке на месте поселения майя, а городская крепость построена для защиты от нападений пиратов, промышлявших в большом количестве в водах Мексиканского залива. В исторической части города - прямые и яркие улицы. Фасадная часть помещения часто может являться только стеной, за которой располагается двор, в свою очередь за которым располагается здание. По закону города цвета фасадов не должны повторяться вдоль всей улицы. Если прогуляться утром, то услышите пение петухов, увидите очень доброжелательных пожилых людей, которые кивают и улыбаются Вам (что не очень характерно для майя). В церкви утром много народу, в одной из церквей проповедь читала женщина. На одной из улиц бабулька в светлом платье тряпочкой протирала свой автомобиль (жук-фольксваген), тряпочка была светло-серого цвета, это выглядело, как будто она протирает пыль на комоде.

Местом зарождения цивилизации майя считается Гватемала (найдена стела, на которой зафиксирован официальный отсчет летописи – 3113 год до н.э., по словам гида - это на год раньше начала египетской летописи). Основные археологические зоны расположены на территориях современного мексиканского штата Чиапас, Гватемалы и Гондураса. Открытая и отреставрированная территория, к примеру,  Паленке составляет 2% от всей археологической зоны. Про цивилизацию майя известно то, что это были раздробленные государства с отличающимися языками, народы из разных населенных территорий не понимали друг друга. В городах майя, как и в городах ацтеков отсутствовали деревья, они вырубались, так как дороги и площади было принято покрывать штукатуркой (цементировать), а на 1 килограмм указанного раствора уходило 3 кг дерева. Поэтому одной из версий передислокации майя/ацтеков на новые территории являлось отсутствие деревьев для строительства. Вся бурная растительность современной Мексики и близлежащих государств выросла поверх построек майя за последующие столетия.

Майянский календарь представлял собой два совмещенных календаря: первый  -гражданский, длился 365 дней (18 месяцев по 20 дней + 19-й месяц - 5 дней), его начало приходилось на 11 августа. Второй - религиозный, длился 260 дней (13 месяцев по 20 дней). В момент совпадения окончаний двух календарей - начинался век, который длился 52 года. Большой цикл длился 5 тыс. лет. По словам гида, первоначальная дата окончания большого цикла (2012 год) была скорректирована и приходится на 2009 год. Ацтеки являлись  наследниками майянского календаря (который, как известно, в полном виде в природе не существует), его то и изображают на сувенирной продукции Мексики.

У правителей майя было модным следующее: косогласие (для этого ребенку регулярно привязывали на веревочке «между глаз» бусинку), вытянутый череп (в течение года ребенка-будущего правителя каждый день примерно на час-два клали на ровную поверхность сверху привязывали утяжеленную пластину, череп деформировался принимал вытянутую форму), искусственный нос (делался из воска и регулярно приклеивался). Известнейший правитель Пакаль, который жил в Паленке в 603-683 гг нашей эры, выглядел с большим орлиным носом. Все майя, особенно в прошлые времена были очень маленького роста, основной причиной этого называют вегетарианство. Правитель Пакаль имел рост аж целых 165 см.), по одной из версии он не принадлежал племени майя, а прибыл из другого места (как вариант - из неземной цивилизации, данной легенде способствовало найденное изображение Пакаля, якобы в космическом корабле).

У майя так же как и у инков отсутствовало в использовании колесо, таскали грузы на себе, либо на бревнах (В Перу - на ламах). Майя пользовались счетом в виде палочек и точек (у инков информация связанная с исчислением передавалась через «веревочное письмо»). Письменность была иероглифическая, писали на гуаве штукатуркой, складывали свои листы гармошкой форматом А4 пополам. К сожалению, все письменные источники-оригиналы были уничтожены испанцами, но и во времена конквистадоров нашелся человек, который занимался изучением культуры майя - священник Диего де Ланде. Он составил письменные свидетельства об их укладе жизни, достижениях в астрологии, математике и других науках. Одним из интереснейшим описанием является описание игры в мяч, данная игра была очень распространена по всей территории. В классической версии использовался каучуковый мяч, который весил 2-3 кг. Отбивать его можно было только плечом, локтем, коленом, бедром. Каждая команда представляла собой одного лидера и 1-2 игроков. Игра длилась 3-5 ночей с факелом до первого забитого мяча. Проигравшие отдавали каплю крови из мочки уха или из члена…

Знаменитый комплекс сооружений Теотиуакан в Мексике смотрится очень внушительно, пирамиды вблизи выглядят намного интереснее, чем египетские. Несмотря на то, что облицовка пирамид была «снята» вместе с растительностью в период реставрации, постройки производят законченное впечатление. Пирамиды строились в два этапа в 50-250 гг и в 250-450 гг. н.э. При построении пирамид (формировании блоков) строители использовали обсидиан - очень острый камень черного цвета. В течение первого этапа они строились по прямой классической форме, на втором этапе - в виде ступенек, в результате чего объем пирамиды Солнца сопоставим с объемом пирамиды Хеопса, хотя ее высота составляет две трети от египетской. Мексиканские пирамиды и сооружения часто строились как матрешки, каждая последующая не разрушала предыдущую, а настраивалась поверх. Цвет пирамид изначально был красно-терракотовым, поверхность выкрашивалась коченильей (маленькая тля живущая на кактусе) и поскольку на данный момент уже невозможно найти столько «тли», а выкрашивание химическими красками будет являться подделкой, реставрацию строений до конца не проводят.

Государство майя Чичен-Ица располагалось на территории современного мексиканского штата Юкатан («город построенный на кромке водоема») имело 2 этапа развития (до 600 годов и 900-1000 гг нашей эры). Под влиянием толтеков во второй этап развития народ стал очень кровожадным, жертвоприношения проводились постоянно, хотя и не на пирамидах как показывают в современных художественных фильмах. Главная пирамида в Чичен-Ица входит в список мировых чудес света, имеет 4 стороны по числу времен года, по 91 ступени, ведущих наверх, с каждой стороны (что вместе с храмом, верхушкой пирамиды, составляют число 365). Два раза в год, 20-22 марта и 20-22 сентября, благодаря определенным углам стен, на самой лестнице пирамиды появляется тень змеи. Пирамида обладает многими другими геометрическими пропорциями и учитывает астрономические закономерности.

В Чичен Ица вышеупомянутая игра в мяч имела следующую вариацию. Мяч весил 4-5 кг, кольцо располагалось очень высоко, поэтому мяч забивался битой. По периметру поля были отведены места для правителя, судей, священников и прочих зрителей. Есть версия что победившим игрокам (!) отрубали головы, после чего сажали головы на колы, которые устанавливались на площадке для жертвоприношений, все это считалось великой честью. По другой версии головы отрубали все же побежденным… Трудно представить себе что-либо более ужасное: сначала человек несколько дней подряд бегает по огромному полю, отбивает до изнеможения пяти килограмовый мяч, после чего победив, ему отрубают голову и сажают ее на кол. («Алиса в стране чудес – рубить всем головы!»). В связи с этим, мне нравится фраза из Википедии: «существуют некоторые свидетельства того, что игре в мяч сопутствовала определённая жестокость»). На этих же площадках на колы сажали головы, отрубленные «по иным причинам», в основном - воинов побежденных армий. Другим вариантом жертвоприношения в Чичен-Ица было «вынимание» сердца – человека предварительно опаивали и у живого вспарывали живот. Вынутое сердце относили в храм 1000 колонн и клали в сосуд перед статуей бога дождя Чак. Это то, к чему могут привести отсутствие дождей и последующая засуха.

В настоящее время в Мексике отсутствует пассажирское железнодорожное сообщение, есть только грузовое, так как 70% территории страны - горы, грузы также перевозят на двойных треках (грузовая машина плюс прицеп). Также в этой стране находится самое большое количество лежачих полицейских в мире, на некоторых трассах - через каждый километр. При каждой попытке властей убрать «полицейских», те сразу возвращаются на место в удвоенном количестве. Смысл мероприятий - в надежде местных жителей на то, что проезжающие автомобили будут останавливаться у магазина или ресторана, «близлежащего к полицейскому», хотя съезды для автомобилей и не предусмотрены).

В Буэнос-Айресе, в столице Аргентины, следует остановиться на несколько дней, хотя даже один день здесь подарит Вам незабываемые впечатления. Как по национальному составу (исторически отсутствовало смешение с индейскими племенами), так и по архитектуре город - очень европейский, это можно определить уже по пути в «Байрес», увидев стюардесс Aerolineas Argentinas. В Буэнос-Айресе много улиц, схожих с улицами Парижа и Рима, есть жилой район, внешне ничем не отличающийся от района зажиточных немецких бюргеров (после Второй мировой войны здесь обосновались беглые нацисты). На улицах много зелени, цветы на клумбах и цветущие деревья сиреневых оттенков гармонируют с цветом аргентинского флага, в жилых домах на полу балконов с решетками установлены внушительных размеров цветочные горшки. Необычно смотрятся рекламные щиты, установленные на крышах зданий широких проспектов. Улица 9 июля – считается самой широкой в мире - по 9 автомобильных полос с каждой стороны, ширина улицы 110 метров.

Самым красивым кладбищем в мире, на мой взгляд, является кладбище Реколета. В роскошных склепах покоятся президенты Республики, аргентинская знать и выдающиеся деятели искусства. Здесь же похоронена культовая Эва Дуарте Перрон. На данный момент кладбище является действующим, но в скором времени превратится в музей. Справа и слева каждой из улиц кладбища располагаются великолепные по архитектуре склепы, а скульптурные памятники женских образов и ангелов - настоящие произведения искусства. Здесь живет очень много кошек, гуляющие по дорожкам ассоциируют собою души умерших.
 
В бывшем портовом районе Пуэрто-Мадеро старые доки переделаны в зону ресторанов, магазинов и офисов. В обеденное время рестораны битком забиты офисными служащими и туристами. Здесь можно с большим интересом понаблюдать за местными аргентинскими компаниями, располагающимися за соседними столами, и, конечно, попробовать аргентинскую говядину с хорошим красным вином. Моя порция мяса была равномерно приготовленной изнутри (хотя имела вид шара) и была божественной по вкусу.

Район Ля Бока, чисто туристическое место Буэнос-Айреса, а также старый портовый район, состоящий из покрашенных в очень яркие цвета домов (здесь селились бедные эмигранты, которые строили дома из дешевых материалов и красили их остатками красок, найденных в порту). Сейчас здесь по видимому живут люди свободных профессий, находятся сувенирные магазины и прочие туристические атрибуты города. Район ярок не только разнообразным цветом зданий, но и наличием здесь уличных танцоров танго, за минимальные деньги Вы можете немного поучиться танцевать и сфотографироваться с ними. В моем представлении именно так, как они, выглядели обитатели злачных районов Парижа начала ХХ века - с налетом артистизма, развязности и порока, причем не искусственных: они показывают себя туристам такими какие есть и получают за это деньги.
 
Буэнос-Айрес - очень стильный город с вкраплениями упадка, встречаются  забастовки на площадях и мусор на улицах. Рядом с магазином на глаза мне попалась беспородная, возможно бездомная собака «артистического склада» с повязанным вокруг шеи шарфом, эта картинка осталась навсегда в моей памяти и ассоциируется отныне с Буэнос-Айресом.

Направляясь в Перу, я вспомнила сцену из одного из моих любимых фильмов «Матч Поинт», в которой герой Джонатана Рис Майерса, выходя из магазина Ralph Lauren, встречает героиню Скарлет Йохансон: «Привет!», «Привет! Как ты? Что ты здесь делаешь?», «Да так искал свитер, вроде того, что у Тома. Он из кашемира?» «Эээ… из викуньи», «Викуньи?», «Викуньи»… В Перу продается огромное количество одежды и других изделий из шерсти. На рынке в маленьком городке можно купить джемперы ярких расцветок на молнии, связанных из шерсти альпаки - 10 долларов. В магазинах посерьезнее продается одежда с интересным дизайном из шерсти бейби альпаки (первые две стрижки) - 100 долларов. И наконец в крупных городах в соответствующих магазинах продаются великолепные по качеству, красивые по дизайну джемперы и пончо из шерсти викуньи (самая дорогая из разрешенных к продаже шерсть в мире), из любопытства я померила пончо за 6 тыс. долларов.
 
Главное место в Перу Мачу-Пичу был открыт в 1911 году американцем Хайремом Бингхемом (прототипом Индианы Джонса, человеком с очень интересной судьбой). Он искал в этих местах исчезнувшую столицу свободных инков Вилькабамбу, где как считалось, находились многочисленные сокровища, спрятанные от конквистадоров в неприступных горах недалеко от Куско (сокровища были вывезены на караване, состоящим из семи тысяч лам). Вместо до сих пор не найденной Вилькабамбы Бингхем открыл для человечества затерянный Мачу-Пичу (город никогда никем не был завоеван). Для своего проживания Инки выбрали место "под облаками", которое с одной стороны обеспечивало бы их пищевыми ресурсами, включая коку, а с другой - могло стать стратегически важным пунктом: из него могли проводиться вылазки в стан противника по тайным тропам через джунгли. На вершинах холмов располагаются святилища и солнечные обсерватории. Вокруг них концентрическими кругами расходятся строения и террасы. Построенные на разной высоте здания соединяются более чем сотней лестниц. В разных кварталах города находились королевский дворец, дворец принцессы, жилые дома ремесленников и слуг правителей, захоронения проводились в пещерах с отдельными входами. Самым известным строением Мачу-Пичу является храм трех окон, которые имеют форму трапеции и «являются самыми большими в Перу». Храм, как и многие другие строения, сделаны из огромных каменных блоков, плотно подогнанных друг к другу, вес некоторых блоков достигает 45 тонн. До сих пор неизвестна технология его строительства и кому в действительности был посвящен храм.

Очень важную роль в жизни Инков играл символизм, который они искали во всем: в формах гор, в природных образованиях, в русле реки («огромные горы, окруженные гигантской змеей»). В дополнение к натуральному рельефу местные жители создавали огромные по площади комплексы зданий и террас, которые в точности соответствовали бы очертаниям живых существ - защищающих их духов. Храмы, ритуальные площадки и террасы Инков были встроены в натуральный рельеф таким образом, чтобы в итоге образовать единые картины сложной геометрии. На фотографиях Мачу-Пичу или в живую (настроив свой мозг на правильное восприятие) можно увидеть гигантскую пуму, кондора, мистическую ящерицу. В последней - архитектурные элементы зданий и террас передают даже структуру кожи земноводного. Некоторые террасы строились на краю пропасти, но с тонко проработанными геометрическими линиями, позволяющими увидеть общее великолепие. Конструкции террас также позволяли противостоять сильным дождям.

С момента открытия Мачу-Пичу , мир не перестает восхищаться затерянным городом, впечатление от которого усиливается самим местоположением, как будто подтверждающим наличие здесь сверхъестественного и божественного.

Приезжайте в Рио де Жанейро, если желаете ощутить беспричинное счастье в окружении веселых жизнерадостных раздолбаев, не говорящих ни слова по-английски, если планируете свадебное путешествие, если любите ничего неделание, обсуждение ничего не значащих тем или обожаете тропические красоты! Здесь сказочно красивые виды с берега на залив и с высоты холмов на город, много зелени, большие океанские волны и широкие многолюдные набережные. Здесь счастливы и беззаботны все местные обитатели, включая собак.

В торговых центрах Рио работают особенные девушки-продавцы, красивые внешне, они будут нежно и вкрадчиво что-то ворковать Вам на португальском, помогая при этом раздеться и одеться, застегнут на Вас туфли, пакеты с покупками донесут до дверей магазина, стоило сделать шопинг даже ради этого. Цены - не очень высокие, две пары туфель и открытое вечернее платье на Новый год производства Бразилии обошлись мне долларов в 250. Что логично, в Рио я хотела купить летние брюки в офис и вторые -пляжной тематики. Не нашла ни тех, ни других, здесь такое не носят и не продают! Местные барышни носят либо платья, либо шорты, в крайнем случае ходят в джинсах. Те немногие брюки, которые я видела в магазинах, были фасона, ранее нигде не встречающегося и выглядели странно. В Рио стоит купить несколько маек с изображенными на них яркими, нестандартными сюжетами и сексуально озабоченной тематикой.

Местные жители - жуткие хвастунишки,  они имеют укоренившееся мнение о том, что живут в лучшем месте на Земле, что небезосновательно, но никак не связано со сравнением. Здесь рай, как данность. Конечно, Вам с гордостью расскажут про Жизель Будхен, купившую точно такое же кольцо, как то, что Вы померили, про Мадонну, останавливающуюся со своим бойфрендом в этом отеле какие-нибудь три недели назад, укажут на великолепный вид из окон фавелл на залив Рио: «Где еще в мире Вы можете увидеть столь сногсшибательный вид в таких недорогих апартаментах?»

В ювелирном магазине я познакомилась с молодым человеком из Москвы, который прожил на тот момент в Рио два года, я спросила его – Как? Он - Все супер! Я - но они же жуткие раздолбаи? Он – да, абсолютные и с ними совсем не о чем поговорить, я общаюсь и дружу здесь «со своими». «Не о чем поговорить и поверхностность» вызваны низким уровнем государственного образования. Частные школы могут позволить себе очень очень немногие. Низкий уровень образования в бесплатных школах свойствен не только Бразилии, но и всей Латинской Америке, в результате при огромном туристическом потоке - как абсолютное незнание английского и других иностранных языков, так и в принципе отсутствие «посторонних» знаний. Местным запоминать новое, не связанное с текущей жизнью, неинтересно.

Чтобы сходить на один из пляжей в Рио, которые являются государственными, в отеле на ресепшн Вам необходимо сдать все ценности, телефон, камеру (все же воруют), взять с собой полотенце и минимум денег. В один из дней на пляже я разговорилась с местной жительницей. «У меня здесь квартира» - сказала бразилянка и махнула в сторону близлежащих домов, находящихся сразу за первой линией отелей Копакабаны, «и дом в Бузиосе, приезжайте, остановитесь у меня» - продолжала она после десятиминутного знакомства. Далее шел занимательный рассказ про то, как она три месяца путешествовала по Европе и как ей нравится холод). Когда в ответ я сказала что остановилась в Рио на четыре дня дня, у нее повисла театральная пауза, потом она переспросила: «Четыре дня?? И даже не останетесь здесь на Новый год??». В общем, сказала она, нужно приехать надолго… В это время меня накрыла большая океанская волна и унесла мои солнцезащитные очки, к слову сказать, в Рио довольно большие волны. Посколько помимо больших волн недалеко от береговой линии проходят течения, то Вас легко может унести в открытый океан - поэтому  во время возрастающих волн вдоль пляжа начинают летать спасательные вертолеты красного цвета и вылавливать «не туда заплывших» сеткой. Скорее всего в один из дней я наблюдала показательную тренировку спасателей, уж очень это смахивало на шоу: один спасатель с вертолета, метров с десяти, падает в воду, второй спускает на веревке сетку, первый залезает в сетку, второй его вытаскивает. «Смотрите! Ничего страшного! А мы сами, так просто офигительны!» - как бы говорят они. Туристы с удовольствием наблюдают с берега за происходящим, те, кто видят это первый раз, стоят «открыв рот». На пляжах Рио можно находиться, наблюдая за жизнью во всех ее проявлениях, общаться, знакомиться. Местные непрерывно, но не навязчиво, будут Вам что-то предлагать по заоблачным ценам. Здесь же бегают «роскошные мужские тела». С приятельницей из Аргентины, которая живет в городе Кориентес, мы по очереди крикнули «Вао» одному из афро-латиноамериканцев (такая формулировка является корректной?). Нас тоже заметили, горделивый «афро» начал оборачиваться, его «пляжная дорожка» из абсолютно прямой стала сильно петлять и мы помахали друг другу рукой).

В Рио как нигде велики контрасты, здесь все перемешено и находится рядом: фавелы, английские школы для богатых детей, роскошные дома с большими земельными участками, спрятанные за забором, современные здания с дорогими отелями и апартаментами по 10-15 тыс. долл./метр на Ипанеме и Копакабане. Но местной достопримечательностью являются, конечно, фавелы. Их здесь - огромное количество, особенно при выезде из города. При первом взгляде, думаешь, что оказаться в таком месте было бы жутко, очень бедные дома нагромождены друг на друга без каких-либо просветов, в воздухе витает агрессия и безысходность. К слову сказать, азиатская бедность - совсем другая, более «достойная» что-ли, там отсутствует аналогичное расслоение в пределах небольшой территории, другие культура и религия.

Но глаза боятся… на экскурсию в одни из самых известных фавел Рио я ездила с шофером, проводником танзанийцем (который сам являлся выходцем из этих фавел), гидом бразильцем и двумя туристами, молодыми австрийцами. Во всех районах фавел полностью отсутствует полиция и это чувствуется по постоянно контролирующим и настороженным взглядам, по наркотическому присутствию - приставанию подозрительно разговорчивых личностей, очень громкой музыке в автомобилях, гоняющих по улицам (огромные колонки фиксируются прямо в открытые багажники, как говорится, звук + внешний эффект). Туристов, при всем при этом, жители фавел никогда не трогают, позволяют проводить экскурсии, а на данный момент даже открывать хостелы. Конечно в определенных местах здесь валяются горы мусора, который может выбрасываться прямо из окон, соответствующий запах, дома - не достроены и не отштукатурены. Но, если заглянуть в окна жилых домов (а нам разрешили!), то внутри, как не странно, все будет выглядеть вполне прилично. Здесь бурлит своя жизнь, люди готовятся к карнавалу, репетируют на балконах музыкальные номера, есть магазины, кафе с телевизионным просмотром футбола и сериалов, а с вершин холмов открывается великолепный вид на океан, конечно, если сильно не вертеть головой по сторонам).

Поход в ночные клубы - это еще одно небезопасное мероприятие в Рио. Поэтому для туристов не предполагается каких-либо ночных променадов: приехали, «оттанцевали» и на такси обратно. Мною вместе с моей подругой из Аргентины был выбран клуб ЛАПА, потому что это ночное заведение для бразильцев и потому что моя приятельница танцевала сальсу. При входе на нас нацепили браслеты и дали по листку бумаги (в барах крестиками на листках отмечают выпитые напитки, в итоге все платят один раз при выходе из заведения). На первом и втором этажах установлено очень много бильярдных столов, любят бразильцы, это дело, видимо. Третий этаж – танцпол. В 12 ночи начинается сальса. Наблюдать за танцующими очень интересно, некоторые женщины танцуют точно также, как на карнавале, перебирая ногами и двигая попой, танцуют как по отдельности, так и парами. Со мной перетанцевало несколько молодых людей, трое из них пожелали познакомиться. Приблизительно третий вопрос по счету был «May I kiss you?», спасибо что не «May I fuck you?». Один из них спросил, целовалась ли я с бразильцами (четвертый по счету вопрос). Я ответила, что нет. И опять я увидела это искреннее бразильское изумление и театральную пауза: «Ну как же так можно то, как же вы живете?!»).

В один из вечеров по ТВ я посмотрела вечернее латиноамерикансое шоу: в один ряд встают симпатичные девушки, на них одеты джинсы и туфли на высоких каблуках. Голую грудь - прикрывают руками. Приглашенный мачо (видимо известный актер) каждой девушке по очереди подбирает бюстгальтер, прикидывая размер груди у каждой из них (кто забыл: грудь закрыта руками). Далее девушки отворачиваются, каждая примеряет предложенный ей бюстгальтер, разворачиваются и vois la! Каждая по очереди дает подробную оценку своего бюстгальтера – в пору ли он ей, жмет ли, маленький или слишком большой, хотя откровенно говоря и так все понятно. Если мачо подобрал неверный размер, то он крайне расстроен, эмоционально жестикулирует и оправдывается - в общем переживает).

P.S. Фотографии к очерку Вы можете найти в Инстаграме, набрав в поиске пользователей Нинель Крос\ninelle_cros