Как принять экзамен у 250 студентов за два часа

Борис Васильев 2
Надеюсь, теперь об этом можно рассказать.

Я читал несколько различных курсов лекций для близких специальностей двух факультетов одного модного частного университета.
Меня пригласила зайти декан ещё одного факультета, специально организованного для «эконом» образования. Они установили цену за обучение 50 долларов в месяц. И за эти деньги там обеспечивали отсрочку от армии, что привлекло огромное число парней-оболтусов.

Узнав, что я буду читать лекции потоку в 250 человек, что семинаров не предусмотрено, и что мне придётся по завершении курса принять экзамен, без оплаты дополнительных часов за экзамен, я засомневался. Но поскольку у меня в этом же университете училась дочь, возможностей маневра было мало.

Во время лекций я обратил внимание на четкий «водораздел» между прослойками студентов:
- первые 3 - 4 ряда (человек 40) состояли из ребят и девчонок с горящими глазами, впитывающими каждое мое слово, в перерыве не отпускавшими меня даже выпить чаю, засыпавшими меня вопросами по ходу лекции и после; некоторых я из любопытства спросил – чем они занимаются помимо учебы, оказалось – продавцы, слесари, водители, желающие перейти из «синих воротничков» в белые;

- следующие 4-6 рядов были заполнены обычной сероватой массой, отбывающей оплаченное родителями время, в основном, это были девицы;

- наконец, «галерка» занималась играми в морской бой и чтением СМС, там сидели как раз те самые оболтусы мужского пола.

Памятуя о необходимости выставить оценки за курс, я готовился к этому заранее. На каждой лекции я устраивал тестирование: писал на доске вопросы, требуя в конце лекции письменные ответы. Как и следовало ожидать, ответы поступали от слушателей не далее пятого ряда, то есть, примерно от двадцати процентов аудитории. Им я поставил «автоматы» в конце семестра.

Декан сказала, что часть студентов этого потока-факультета традиционно не ходит на экзамены. Но всё же оставалось существенно более ста человек. И принять экзамен предстояло у них всех в один день, мало того, практически за два – два с половиной часа. И это при том, что декан не смогла предоставить в день экзамена аудиторию, только кабинет с двумя столами-стульями.

Я разработал пять письменных вариантов «билетов», с требование дать письменные же ответы. Размножил билеты сам, что бы исключить возможность «утечки». В день экзаменов раздал за десять минут билеты, предупреждая об ответственности за списывание.

На чтение ответа я тратил 20-40 секунд. Соотношение «качества» ответов примерно совпадало с распределением числа усердных и лодырей во время лекций:
- около двадцати человек дали развернутые, и даже оригинальные, творческие ответы, показывавшие и знание предмета, и желание «блеснуть»; им я поставил «отлично»;
- около пятидесяти человек дали ответы формальные, минимально заслуживавшие троек, но хотя бы похожие на самостоятельное размышление над вопросами;
- остальные, то есть, около половины, представили почти слово в слово списанные ответы на пять вариантов билетов …

Ну, я-то читать умею, причём быстро, причем, запоминая прочитанное, о чем, видимо, не подозревали наглые бездельники.

Я разложил работы-близнецы по вариантам, вышел в коридор, объявил:
- Здесь у меня пять пачек списанных работ. Каждая пачка содержит копии одного хорошего ответа. Мне очень жаль авторов этих ответов, потому, что сейчас я поставлю всем копировщикам по двойке. Если объявится автор, то есть, тот, у кого списали, я ему, хотя его ответ и заслуживает четыре-пять, готов поставить три, с понижением балла за то, что он дал списать.

Раздался шум-гам, быстро затихший, превратившийся в весело-недоуменное переглядывание.
Сначала поднялись две робких девичьих руки, за ними резко вырос  лес рук: все оказались «авторами». Я сказал:
- Выбирайте среди себя не более пяти претендентов на тройки, я их жду в кабинете по очереди, и проверю, точно ли именно они авторы этих скопированных текстов.

И вернулся в кабинет.
Через пять минут зашла первая девушка. Я её вспомнил по умным вопросам во время лекций, поставил ей четверку.
Зашла вторая девушка. Поставил ей тройку.
Подождал, вышел в коридор. Там никого не было. Очевидно, оставшиеся  авторы были среди тех, кто ранее уже получил оценки.

Экзамен завершился за два часа и пятнадцать минут. Остальных «студентов» больше я никогда не видел. Декан была мною довольна и более меня не беспокоила. Правда, деньги за этот поток заплатить мне «забыли».

2004-2014г.

Иллюстрация: фотохудожник Александр Васильев