15. В начале было Слово...

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/643



        К началу XXI века Российская армия пришла с тем же грузом проблем, с которого начинала десять лет назад. На чаше государственно-оборонительных весов страны оставались нерешенными следующие из них:

        - наличие реальных стратегических союзников и противников у нашего государства; сущность военной доктрины и задачи обороноспособности государства;

        - роль аппарата Министра обороны и Генерального штаба как органов управления Вооруженными Силами, их взаимоотношения в системе властных полномочий, роль и статус Министра обороны;

        - организационно-штатная структура  и численность Вооруженных Сил страны, соотношение между силами общего назначения и ядерного сдерживания;

        - призывной или контрактный принцип комплектования Вооруженных Сил, необходимость наличия  и поддержания мобилизационных ресурсов страны;

        - выбор допустимого уровня расходов на оборону, соотношение в них основных параметров «содержание – инвестиции»;

        - приоритеты в обеспечении армии и флота новыми современными видами вооружения и военной техники, выбор между направлением в развитии  собственных инновационных разработок либо их закупок за рубежом;

        -  подготовка профессиональных военных кадров всех уровней – от сержанта до генерала, от строевого командира до военного специалиста, обслуживающего боевые задачи войск (интендантство, медицинские, ремонтные, квартирные и другие обеспечивающие органы и службы); развитие военной науки;

        - приоритеты военной службы, моральный дух и гарантии социальной защищенности военнослужащих и их семей;

        - сочетание разумной прозрачности и закрытости армии, при наличии прочной правовой базы, с подконтрольностью обществу и государству, в вопросах как повседневной деятельности войск и сил флота, так и в период их реформирования.


        Эти проблемы были и остаются краеугольными в системе государственного подхода к вопросам обороноспособности страны, строительства Вооруженных Сил, способных при любых условиях выполнить поставленные перед ними задачи.
 
        Отсутствие политической воли со стороны государства; пренебрежение в решении хотя бы одной из перечисленных проблем; разрыв между декларируемыми намерениями и реальными делами; волюнтаризм, бесконтрольность и вседозволенность исполнителей – всё это приводит к тяжелым материальным и моральных издержкам, подрывает веру как человека в погонах, так и общества в целом в справедливость государственных институтов, в их заинтересованности, последовательности и способности управлять процессами развития общества и вооруженной его защиты.

        О том, что происходило и происходит с нашей Армией за последние годы, написано много. Какими материальными издержками оборачивается непродуманность некоторых решений и шагов, в том числе в кадровых вопросах, наши средства массовой информации и правоохранительные органы во всеуслышание заявляют, чуть ли не ежедневно. Но многие вопросы пока остаются открытыми. Ответы на некоторые из них общество получит быстро, на другие потребуются годы глубоких размышлений, трезвого анализа и взвешенных оценок.
 
        Но обществу не запретишь высказываться по тому или иному вопросу, и вовсе не обязательно расценивать эти суждения как некую монополию на право говорить от всего общества. Конституция РФ предоставила гражданину страны такое право, и он волен высказывать свою точку зрения, исходя из собственного понимания проблемы, из собственного жизненного опыта, руководствуясь собственными морально-нравственными и политическими принципами. Общество и государство должны, наконец, научиться уважать мнение личности, ценить эту возможность и обладать мудростью и мужеством услышать его. В афоризме, приписываемом Вольтеру, сказано:

        «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения».

        Давайте же выслушаем тех, кто искренне переживал и переживает за Армию, кто готов помочь ей и обществу если не делом, то Словом, попытаемся понять и оценить всю их  боль и страдание, мудрость, правоту и глубину мысли.

               *     *     *

        «Тот, кто не владеет военным ремеслом, навлекает на себя много бед, и в частности презрение окружающих… Так и государь, не сведущий в военном деле, терпит много бед, и одна из них та, что он не пользуется уважением войска и, в свою очередь, не может на него положиться…».
        «…Наёмные войска бесполезны и опасны… Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживает их в бою, а только скудное жалование… Им весьма по душе служить тебе в мирное время, но стоит начаться войне, как они показывают тыл и бегут».

        (Никколо Макиавелли, «Государь»).

               *     *     *


        «Мы не должны повторять ошибок Советского Союза, ошибок эпохи «холодной войны» – ни в политике, ни в оборонной стратегии. Не должны решать вопросы военного строительства в ущерб задачам развития экономики и социальной сферы. Это – тупиковый путь, ведущий к истощению ресурсов страны…
 
        …Еще несколько лет назад сама структура Вооруженных Сил была неадекватной существующим реалиям. Образовался и провал в оснащении армии и флота современными средствами вооруженной борьбы… И тогда, в 1999году, когда возникла необходимость противостоять масштабной агрессии международного терроризма на Северном Кавказе, проблемы армии обнажились до боли… Есть и еще одно важное требование. Это – соответствие процесса комплектования целям создания профессиональной и мобильной армии…

        …В течение последних пяти лет уже были проведены необходимые сокращения численности Вооруженных Сил. И в дальнейшем доведение их до оптимального уровня в один миллион человек… (Оно) должно быть достигнуто путем естественного выбытия части офицерского состава, отслужившего положенные законом сроки службы. Причем, сокращение произойдет только за счет уменьшения бюрократического аппарата…

        А в целом – к 2008 году наша армия более чем на две трети должна стать профессиональной. Все это позволяет нам сократить срок службы по призыву до 12 месяцев…

        …К 2010 году должен быть окончательно снят вопрос с постоянным, а к 2012 году – со служебным жильем для военнослужащих».

        (Из Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию РФ. 2006 г.).

               *     *     *


        «Почему для Советского Союза ,,добровольческая,, то есть наемная, армия не подходит? История нашей Родины… так сложилась, что практически постоянно существует военная опасность… И сегодня, хотя она и уменьшилась, такая реальная военная опасность есть. Как же должен поступать в этих… условиях Советский Союз? Во-первых, иметь минимально необходимые кадровые Вооруженные Силы в мирное время. А во-вторых, иметь в готовности на случай агрессии… подготовленные мобилизационные резервы… А резервы на случай агрессии может готовить только армия, комплектуемая на основе всеобщей воинской обязанности… Кроме того, нужно учитывать, что наемная армия стоит гораздо дороже… Вот в чем главная причина, почему… нельзя иметь наемную армию».

        (Из Открытого письма главному редактору журнала «Огонёк» Маршала Советского Союза С.Ф.Ахромеева, ж-л №50 за 1989 г.).

               *     *     *


        «Своеобразным коньком реформаторов-демократизаторов после «революции 1991 года» стало предложение о переходе комплектования ВС на контрактную основу с целью создания «профессиональной» армии…

        «Профессиональную армию» одни понимают как армию, где платят, другие — где долго служат (а потому солдат не надо учить — они всё умеют)… Говоря о «профессиональной армии» имеют ввиду службу по контракту. То есть речь идёт о принципах комплектования ВС. Эти принципы существуют столетия: добровольный, принудительный, смешанный.

        Подписывая контракт (договор), человек не становится «контрактником» («договорником»), а он является добровольцем…

        Профессионализм армии определяется не принципом комплектования и не уровнем зарплаты. Он определяется уровнем боевой подготовки. Горе-реформаторы путают два понятия: всеобщее воинское обучение населения, выполнение обязанностей воинской службы по защите Родины.

        Каждый гражданин в суровую годину испытаний должен быть готов встать на защиту страны. Но воинская служба и выполнение боевых задач в мирное время — это удел добровольцев, проходящих службу по контракту и делающих это профессионально…

        …Поэтому министр обороны С. Иванов в интервью «АиФ» №13 за 2005 год заявил: «С 2008 г. мы планируем перейти на службу по призыву до 1 года, а для этого призывников нам надо в два раза больше. А у нас уже сейчас такая рабоче-крестьянская армия, какой не было никогда в России. Остальные все законно и незаконно пользуются отсрочками». По данным Комитета по обороне Госдумы в период с 1999 по 2004 год не призвано на законных основаниях 3 млн. 200 тыс. молодых людей».

        (Генерал-майор космических войск К.П.Петров, заместитель начальника Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского, статья «Ре-форменный разгром армии», интернет-сайт http://www.serpukhov-tut.ru/).

               *     *     *


        «Вопрос: Сейчас в бывших союзных республиках… пошла мода на штатских министров обороны… Вам это представляется правильным?

        Ответ: Представьте себе дилетанта, которого… назначили министром обороны, дали ему два или три миллиона людей, десятки тысяч танков, бронемашин и сказали: ,,Давай учись управлять,,. Весь груз ложится на плечи начальника Генерального штаба, командующих округов, а министр – в стороне. Что он способен специалистам подсказать, если не владеет военным делом?

        Почему в той же Америке министр обороны гражданский? Да потому, что там существует Комитет начальников штабов плюс три министра: армии, флота и авиации, - о чем наши власти не знают…».

        (Из интервью, данного Маршалом Советского Союза Д.Т.Язовым украинскому телеканалу «Киев», 12 августа 2008 г.).

               *     *     *


        «…Пока у нас военная реформа — постоянно действующий блеф, умело уводящий общество от проблем насущных…

        …Нельзя начинать проводить реорганизацию ВС государства, не определив, какие нужны Вооруженные Силы, с какой целью они реформируются и воссоздаются, сколько на это необходимо выделить средств, какие потребуются для этого сроки, какой военной доктриной они должны руководствоваться при совершенствовании своей подготовки. Нельзя проводить реформирование Вооруженных Сил без участия в этом государства, силами самого военного ведомства. Без структурной и технологической перестройки оборонного военно-промышленного потенциала, тесно связанной с финансированием национальной обороны, мобилизационной подготовкой экономики и населения страны, государственного и военного управления развернутой системы военного образования и военной инфраструктуры, без информационной политики, освещающей необходимость проведения мероприятий — реформировать Вооруженные Силы невозможно.

        С этого следовало бы, на мой взгляд, начинать проведение реформы ВС как составной части военной реформы государства. Этим, в первую очередь, следовало руководствоваться руководителям новой России. Но, увы, все, что касалось военной реформы, было переложено на руководство Министерства обороны и Генеральный штаб ВС РФ. Б. Ельцин оставил за собой право заслушивать доклады о ходе военной реформы и только…».

        (Из мемуаров главнокомандующего войсками Западного направления [1988-1992] генерала армии С.И.Постникова «В далёких гарнизонах», М., Издательство «poligon-press», 2004).

               *     *     *


        «Почему нужные и своевременные идеи военных, касающиеся реформы армии, укрепления обороны России и её международных военно-политических позиций, часто «умирают» в кремлевских столах, а некоторые сырые и даже вредные для обороны страны документы, представляемые Верховному Главнокомандующему министром обороны, тут же «подмахиваются»? Ответ чаще всего был один: «Потому что Ельцин человек, а человеку свойственно ошибаться».

        Мне думается, тут есть и еще одна важная причина. Слишком ущербен существующий механизм высшей исполнительной власти, при котором судьба страны и армии отдается зачастую на откуп одному человеку, «которому свойственно ошибаться»...

        Он ошибался много раз и очень серьезно. Есть и его большая вина в том, что почти за десять последних лет экономические и военные реформы в России оказались проваленными».
 
        (В.Н.Баранец «Генштаб без тайн», М., «Вагриус», 1999).

               *     *     *


        «В армии ощущается определенная усталость от кадрово-организационных изменений. За последние годы само слово “реформа” из-за частого употребления воспринимается неоднозначно… Нельзя без конца все реформировать. Нельзя и психологически и практически. Потому что боевая готовность не достигается бесконечными изменениями».

        (Интервью С.Иванова, «Красная Звезда», 30 марта 2002 года).

               *     *     *


        «Военная реформа продолжается» и будет длиться «бессрочно».

        (Заявление начальника Генштаба генерала армии Ю.Балуевского 20 января 2007 г.).

               *     *     *


        «Реформ в Вооруженных Силах больше не будет, предстоит лишь их модернизация».

        (Заявление Министра обороны С.Иванова в Госдуме 7 февраля 2007 г.).

               *     *     *


        «…Российские войска стали победителями в южноосетинском конфликте, но опять ценой больших потерь… Повторилось то, что отмечалось еще в Первой чеченской кампании, из чего так и не было сделано глубоких выводов… События на Кавказе подтвердили, что реформа Вооруженных Сил России, о которой политическое руководство страны говорит почти 20 лет, так и не состоялась… Её проведение оказалось во многом подмененным показухой и обещаниями…

        …Бывший министр С.Иванов без устали твердил, что не допустит милитаризации страны, а нынешний министр превращает Вооруженные Силы в большую площадку для бизнеса… Из Генштаба изгнаны талантливые генералы… По коридорам министерства ходят гражданские менеджеры, в том числе девицы в коротких юбках, пытаются учить генералов, как тратить деньги и командовать войсками…

        Уместно напомнить о некоторых шагах по разрушению нашей обороноспособности и безопасности… Середина 90-х годов: сделка Гор – Черномырдин по продаже Россией 400 т обогащенного урана на невыгодных для нас условиях… В 2002 году в одностороннем порядке ликвидировали российскую военную базу на Кубе, выполнявшую исключительно важную роль для нашей страны… Одновременно отказались от нашей базы во Вьетнаме, утопили космическую станцию «Мир». В спешном порядке ликвидировали три дивизии Ракетных войск стратегического назначения на железнодорожной основе…».

        (Из выступления В.И.Илюхина, заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности, на пленарном заседании Госдумы при обсуждении доклада Министра обороны РФ А.Сердюкова, 10 сентября 2008 г.).

               *     *     *   


        «…Перемены связаны с назначением в феврале 2007 года министром обороны А.Э.Сердюкова, который не относится к военной элите, не является кадровым военным. Его назначили на эту должность, обеспечив поддержку и Президента, и Премьера, не для того, чтобы поднять боевую готовность Вооруженных Сил…, а, скорее для того, чтобы проверить, куда уходят средства…, провести инвентаризацию ВС, освободиться от всего лишнего, что лежит на них балластом (заброшенные военные городки, неиспользуемые земли, устаревшее, разукомплектованное движимое и недвижимое имущество)… 26 сентября 2008 года президент Д. А. Медведев утвердил «Основные параметры боевого состава Вооруженных сил РФ до 2020 года». К подписанию этого документа, видимо, подтолкнул и вооруженный конфликт с Грузией (август 2008 года)…

        …Как называется то, что сейчас происходит, – модернизация, совершенствование, строительство, развитие Вооруженных сил или военная реформа? На этот мой вопрос военные ответили: создание нового облика ВС…
 
        … Реформу нельзя проводить, не информируя общественность, тем более – армейскую… Нельзя добиться нового качества, не вложив дополнительные средства. Казалось бы, целевые средства на программу создания нового облика Вооруженных сил обязательно должна закрепить Госдума в соответствующем законе… Но начальник Генерального штаба заявляет, что все запланированное будет сделано за счет текущего довольствия, текущих средств, возможно, рассчитывая на реализацию недвижимого и движимого имущества…».

        (Из интервью с генерал-полковником Э.А.Воробьевым, первым заместителем главкома Сухопутных войск [1992-1995], депутатом Госдумы второго и третьего созыва [1996-2003]. Март 2010 года.  Интернет-сайт «История новой России» http://ru-90.ru).

               *     *     *


        «Военная реформа Сердюкова – Макарова, которая проводилась в 2008 –2011 годах и о завершении которой победоносно объявлено в начале 2012-го, вряд ли может считаться успешной… Реформа проводилась без широкого освещения ее целей и задач в печати, без обсуждения с научной общественностью… являются загадкой критерии, в соответствии с которыми создавался новый облик Вооруженных Сил РФ…

        Складывается впечатление, что… руководство Минобороны во многом копировало американский опыт (формы и способы военных действий, уставы и наставления, процентный состав офицеров в численности Вооруженных Сил и др.)…
Надо отметить, что задачи вооруженных сил США и нашей армии радикально не совпадают. США и их союзники по НАТО на протяжении десятилетий ведут… наступательные военные действия за пределами своей территории, всегда обладают инициативой в развязывании войны… Поэтому их опыт нетипичен для нас…

        Таким образом, проводя военную реформу и создавая новый облик Вооруженных Сил, разрабатывая перспективные формы и способы их применения, необходимо глубоко оценить военно-политическую обстановку, потенциального противника…

        Если внимательно проанализировать угрозы военной безопасности России, то наиболее сложная обстановка складывается на Западе и Дальнем Востоке…
На Востоке два (из семи) военных округа КНР (Шэньянский и Пекинский)…сильнее всех Сухопутных войск РФ вместе взятых … И видимо, далеко не случайно, что в советское время на этом театре военных действий располагалась самая крупная группировка войск (ДВО, ТОФ, ЗабВО и др.) с наличием в ней многих частей постоянной готовности… Это аргументированно вытекает из утверждений генерал-лейтенанта Соболева: «В 29-й армии, управление которой… в Чите, только одна бригада на территории от Улан-Удэ до Белогорска – а это около трех тысяч километров государственной границы. В случае вооруженного конфликта с Китаем китайцам будет очень трудно ее найти, чтобы пленить или уничтожить… Не смешно»…

        …Реформа не решила важнейшую проблему – не улучшила атмосферу взаимоотношений в воинских коллективах, в мышлении людей в погонах и их менталитет. Проведение реформы волевым, волюнтаристским методом не находит ее поддержки прежде всего у офицеров, поскольку никто не хочет спросить их мнение…

        На реализацию многотысячных по количеству оргштатных и затратных в финансовом отношении мероприятий, проводимых «системно» методом проб и ошибок и кулуарных согласований, неэкономно и зачастую бесцельно израсходованы огромные суммы народных денег. Миллиардные суммы продолжали уходить на выплату денежного содержания военнослужащим, находящимся длительное время (зачастую годы) в распоряжении из-за не обеспечения жильем, создание… коммерческой аутсорсинговой системы обеспечения и обслуживания войск (сил), на злоупотребления и незаконные расходы при строительстве и приобретении жилья…

        Неуспех задач военной реформы во многом объясняется тем, что их проведение поручено совершенно неподготовленным «профессионалам», не понимающим сути реформ, совершенно чуждым объектам и целям реформирования и не несущим ответственности за допущенные провалы в состоянии Вооруженных Сил и обороне государства».

        (Из статьи генерал-полковника А.С.Рукшина, начальника Главного оперативного управления Генштаба – заместителя начальника Генштаба [2001–2008] «Некоторые итоги реформы ВС», общероссийская еженедельная газета «Военно-промышленный курьер» № 45 от 14 ноября 2012г.).

               *     *     *


        «Правительство Российской Федерации и Министерство обороны не решили самый главный вопрос при реформировании армии – обеспечение жильем военнослужащих…
 
        …Особенно резкое увеличение их (бесквартирных) произошло в результате реформ последних лет и увольнения в 2008–2009 годах 87,5 тысячи офицеров и 35,3 тысячи прапорщиков…
 
        На конец 2011 года численность военнослужащих, нуждающихся в жилье, составила более 113,8 тысячи или по сравнению с 2008-м уменьшилась всего на 8,6 тысячи человек…

        План по вводу жилья в 2008–2010 годах выполнен на 45%... По данным Счетной палаты из 78,9 тысячи квартир, полученных в 2010 году… распределено 15,4 тыс. квартир, то есть около 20%. В 2011-м положение продолжало ухудшаться, из полученных 25,3 тыс. квартир заселено всего 2 тысячи (около 8%)…

        Новоявленными реформаторами уничтожена централизованная система обеспечения жильем военнослужащих, которая была эффективной, хорошо управляемой… и прозрачной. В этой системе все вопросы… успешно решали…  – Главное квартирно-эксплуатационное управление и подотчетные ему квартирно-эксплуатационные органы различных звеньев…».

        «…Существенно изменилась система материально-технического обеспечения. Одним из способов ее организации с 2008 года стал выступать аутсорсинг: передача функций внешним исполнителям (сторонним специализированным организациям) на договорной основе…

        Однако практика применения в течение трех лет показывает в основном серьезные системные недостатки ее внедрения…

        Специализированными организациями – ОАО «РЭУ», ОАО «Славянка» и ОАО «Оборонэнерго», предназначенными, по мнению реформаторов, эффективно заменить ликвидированные квартирно-эксплуатационные органы, за все время деятельности… не проводились надлежащие мероприятия по подготовке многих военных городков, мест компактного проживания семей военнослужащих и других объектов Минобороны к эксплуатации в зимний период…

        Конкурсный отбор компаний для организации и проведения аутсорсинга в Министерстве обороны должным образом организован не был… что способствовало устранению добросовестной конкуренции при выборе исполнителей по различным видам деятельности и что, в итоге, привело к существенному повышению цен на оказываемые Минобороны услуги…

        Анализ применения аутсорсинга в Министерстве обороны убедительно показывает… неспособность этой системы положительно решать задачи материально-технического и других видов обеспечения Вооруженных Сил.
Основными серьезными недостатками в организации деятельности аутсорсинга являлись:

        - резкий рост расходов бюджетных средств по всем направлениям обеспечения и обслуживания войск и ухудшение качества выполняемых работ;

        - не соответствие организации контроля со стороны ОАО «Оборонсервис» за входящими в его состав ОАО «Славянка», «Военторг», «РЭУ» и другими … Отсутствует надлежащий инженерно-технический контроль за выполненными аутсорсерами работами, а командиры воинских частей вынуждены подписывать акты приемки работ без анализа их полноты и качества;

        - потеря автономности жизнеобеспечения в условиях ведения войны, чрезвычайных и аварийных ситуаций, учений, выполнения учебно-боевых… задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных малонаселенных местностях;

        - незаинтересованность коммерческих структур в улучшении дел в обслуживаемых ими воинских частях… обеспечении боевой готовности войск, т.к.  их главная задача – извлечение прибыли путем поставки продукции по низким… (бросовым) ценам».

        (Выдержки из монографии «Реформы по кругу, или Деньги на ветер», 2012г. Руководитель авторского коллектива генерал-полковник В.В.Воробьев, начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ [1991–1995], начальник Военно-экономического университета [2001–2006], доктор экономических наук).

               *     *     *


        «Сердюков работал весьма эффективно. При нем начались долгожданные и очень сложные преобразования в армии».

        (Из заявления Премьер-министра РФ Д.А.Медведева в эфире главных государственных телеканалов России 7 ноября 2012г.).

               *     *     *


        «…Мы будем решительно пресекать коррупцию в военной промышленности и Вооруженных Силах, неуклонно следуя принципу неотвратимости наказания. Коррупция в сфере национальной безопасности - это, по сути, государственная измена».

        (Из предвыборной статьи В.В.Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», опубликованной 20 февраля 2012 г. в «Российской газете»).


        Окончание:
http://www.proza.ru/2014/07/12/746