Соотечественница

Наталья Мосевич
    Вспомнила свою первою поездку за границу.   Расскажу об одной, запомнившейся мне,  забавной встрече, которая произошла в те далёкие времена.

   Сначала,  немного про  Северную страну Финляндию. Усилиями своих близких, я попала  туда в сказочное время - Рождественские и Новогодние праздники. Красиво заснеженный город,  доброжелательные, очень спокойные лица, несмотря на всеобщее радостное оживление вокруг грандиозных рождественских  распродаж.    Мой тамошний друг и добровольный гид по стране, с улыбкой спросил, что я хочу купить,  на что получил примерно такой ответ: " В первую очередь - куртку сыну;  сапоги себе и маме;  друзьям подарки, ( это уж, -   что понравиться)".  Да, у всех нас, в те времена, было желание привезти домой, так отличающуюся от нашей, заграничную одежду, придающую на некоторое время, хорошее настроение её обладателю. Мой гид, понимающе, немного озабочено, кивнул. Заметив это, я сказала: "Да  Вы не думайте,  если я даже ничего не куплю, это не страшно, - главное, -  Я  ХОЧУ ПОСМОТРЕТЬ ФИНЛЯНДИЮ!"  Значение его взгляда я даже побоялась себе объяснить. Помолчав, будто обдумывая,  как поделикатней сказать об  этом  неразумной гостье, он  произнёс:  "Можно улучшить положение семьи, а ты говоришь, что  хочешь  - ПОСМОТРЕТЬ  СТРАНУ!  Его негодование было очень  искренним.
   Самое смешное, что до сих пор, как и в те далёкие времена, мои соотечественники в этом месте моего рассказа, понимая меня, и даже ни капли не сомневаясь в правомочности моих желаний, одобрительно  кивают. 
Многое , конечно изменилось. Например тогда меня шокировал их, явно с усмешкой задаваемый вопрос:
-Что, в вашей стране, в этом году опять перевыполнили план?
- О, да!
- Зачем же тогда план,  если его можно перевыполнять?
И они  дружно смеялись.  Кажется,  я начинала с грустью  понимать, что мы не похожи друг на друга, как говориться, "сытый голодного не разумеет". Было даже  слегка "обидно за державу".  Успокоилась, вспомнив: "Обидно, досадно,- да ладно!" Помогают поговорки в трудную минуту.
Всё-таки они - финны молодцы, - есть чему поучится. Чистота жилищ, (и даже помоек),  будто всё замечательно отремонтировано  прекрасными  современными материалами.   Люди  тоже  в новеньких одеждах  - лёгких,  светлых  куртках. Молодёжь часто в фосфоресцирующих. Это мне не нравилось, - казалось  не красиво. 

   Я написала  - "лёгкие куртки", -  действительно это удивляло. Климат даже  суровее нашего, а народ от холода не страдает, скорее наоборот  - радуется морозам. Мой  друг  так объяснил  моё наблюдение: "Всё их сауны,  знаешь, что это такое? Я пробовал -  невозможно терпеть. Разогреются  там,  до одури, так, что потом  им уже  любой мороз ни мороз. Да и машины у всех. Это ведь не то,  что подолгу ждать общественный транспорт."
   Бросалось в глаза   заметное,  вошедшее в привычку,  уважение к своей стране. "Посмотри, как фин  ведёт себя в магазинах" - продолжает мой спутник, -"всё импортное  внимательно пересмотрит, а потом всё же купит своё - отечественное. Конечно, если уж не совсем бросовый  товар.
 (Простите меня, но здесь автору этих воспоминаний хочется вставить   замечание  из сегодняшних дней: "У меня, лично,  купленная, под действием  светлых воспоминаний о чудесной стране, -  финская швейная машинка "Тикка" - вся развалилась.  Не выдержала соревнования даже с нашей допотопной, самой дешёвой,  -  "Подольской", - та, до сих пор,  служит верой и правдой. Каждый раз достаю её, когда портится импортная красавица.".....  Ещё раз извините!)
  Но то, что любят они всё своё до фанатизма -   это конечно впечатляло.

    Так или иначе,  возвращаюсь домой, переполненная впечатлениями и желая непременно внести в свою жизнь коррективы. Сгораю от нетерпения рассказать родным и друзьям  увиденное, стаю на платформе около маленького четырёх вагонного состава. Куплено, конечно, ВСЁ! и это меня  тоже заметно согревает.
 Пассажиров едва ли на два вагона,  остальные пустые. Так было.
Неожиданно, взгляд машинально выхватывает из толпы что-то удивительно родное.  Так и есть - РУССКАЯ,  мало того, из хорошо знакомой среды. Узнаю художниц-прикладниц издалека,  по манере одеваться. Смелость фантазии,  изобретательность и всё это из  подручного материала . Желание выглядеть не хуже того, на что потрачены миллионы. "Вот так, знай наших, -  нарисовать можно ВСЁ!"  Помню, ещё в художественной школе , одна девчонка пришла в бусах из макарон, которое расписала вручную,  под изысканное  украшение. Я даже знаю дом,  где бережно хранится это произведение искусства, неизменно, многие годы,  вызывая восторг и удивление гостей.

   Сомнений нет, я её конечно узнала. Она тоже широко открыла глаза взглянув на меня.
 Помню эту девчонку с копной непокорных ярко рыжих волос, в упоении листающую пёстрые  зарубежные журналы в студенческой  библиотеке. Помню, хотя и не  была с ней знакома.
Что-то её таможенники "прихватили". Ещё бы, - она в "сногсшибательной" шубе с  палантином, элегантно перекинутым через плечо, из норок - по две с каждой стороны. Выглядит "миллионершей", -  даже  думается, что рядом должен быть охранник,  но такового нет.  Она показывает  какие-то бумаги и, наконец-то, все пассажиры на местах и поезд трогается. Мы, естественно,  постарались сесть рядом.
 
   Пытаемся погасить охватившее нас волнение. "Вы видели, как меня рассматривали пограничники?  Эти -  знают толк!" - не без гордости, говорит моя попутчица, - "Мне  прохода не дают с моей шубой", -   и шёпотом , на ухо: "Тридцать долларов на распродаже. Просто я всё-всё  перешила, - переделала Век прошлый на  Век будущий."
Я оценила такое мастерство! Кажется мы нашли друг друга.
 
    На её вопрос, где я была, отвечаю: " Возвращаюсь  после праздничных, новогодних дней в Финляндии. Вы тоже?" - я не сомневаюсь в утвердительном ответе. Однако, моя соотечественница,  делается вдруг очень серьёзной и тихо говорит: "У меня жуткая история, я возвращаюсь из Америки. Я не была дома пять  лет".
    Она замолкает, явно не желая рассказывать. Мы молчим и смотрим в окно. Мерный стук колёс  понемногу  успокаивает  мою попутчицу и наконец,  радость от возможности поговорить с землячкой,  пересиливает,  не присущую этому   человеку,  сдержанность.
Глаза её начинают восторженно блестеть и она говорит:
 -Мы ведь приедем на Финляндский вокзал?  Боже мой! У меня такие воспоминания!  Мы с моим будущим мужем удирали с занятий  и от друзей,  садились в электричку и уезжали за город ! Вы меня понимаете?
Мы какое-то время молчим,  погружённые в свои личные воспоминания.
-Скажите, а паровозик на месте? Ну, - тот,  на котором Ленин вернулся из эмиграции, -  всё так же стоит на вокзале, там в углу - справа?
 Получив утвердительный ответ:
- Мы любили его разглядывать. "Крохатуличка," -  я его обожаю!
  Мы обе смеёмся.
-Скажите, а бывает, что в  парадных  писают? Я ведь от этого уехала!
 И мы опять смеёмся, хотя глаза её делаются отчаянно, по-детски испуганными. Мне  хочется услышать про Америку: "Пять лет в Америке!?"
-Да, я не была дома пять лет! У меня сложная жизнь, я три года ждала мужа.  Он не смог поехать с нами, его не отпускали с  работы,  четыре года был невыездной, а мы с дочерью (ей было тогда 12 лет) не могли ждать. Через три года он написал, что  очень скучал, но всё решилось само собой, -  теперь его  жизнь переменилась,-  он полюбил другую женщину и  никогда её  не бросит. Всё   кончено -  он  больше не хочет ни в какую Америку!
- Почему Вы тогда  не вернулись, может ещё что-то можно было изменить?
 Она махнула рукой:
-Нет, нет!  Что Вы, там уже был ребенок - мальчик. Он счастлив!

   Я тороплюсь говорить, желая остановить  навернувшиеся у неё слёзы: "Понимаю, Вам нельзя было оставить дочь?  Пятнадцать лет  - опасный возраст, - столько ей было тогда? Да и семнадцать  не лучше. Сейчас где она, с кем?
-Не захотела ехать, -  она уже три года живёт самостоятельно. Там, так принято. Живут отдельно от родителей,  живут как хотят. Она уже настоящая американка. Всё время говорит по телефону: "О,Кей, О,Кей!" Я ей : "Ты можешь, хоть при мне, говорить по русски", а она: "Вот и поезжай в свою Россию!"

-Вы знаете, у нас было столько друзей,  и никто не захотел прислать мне вызов. Никто! Вот сейчас еду , - сжалилась бывшая свекровь, она удивительная женщина. Правда,  расстроилась , что не увидит внучку,  но вызов всё же прислала. Есть,  на свете добрые люди!
   Видя моё искреннее сочувствие, она продолжала:
-Я очень одинока. Я всё сделала, чтобы мы все были счастливы. Мы так хотели подняться, я работала как вол и вот теперь это никому не нужно! Вы не представляете какие там ужасные люди.
- Где?
-В Америке! Я живу в маленьком городке. Там не принято ходить в гости,  а если ходят, то ни какого угощения, или приготовят ровно столько малюсеньких  бутербродов, сколько придёт гостей. А может я захочу съесть два?  Я однажды позвала всех и сделала пир, а они уходя положили на стол деньги.

- Я люблю, когда зимой выпадет снег, а они, - соседи, тут же выходят со своими снегоуборочными машинами (будто только этого и ждали, - не снег главный, а их машины.) Раз,- и снега нет! А я люблю побегать по снегу. Это же Зима!  Летом, только выросла травка, - вышел с сенокосилкой. Раз, - и нет!  Ни Зимы - ни Лета! Никто этого не понимает, - это ужасно.
 
  Она периодически замолкает, погружаясь в своё,  много раз передуманное.   Потом опять спешит рассказать, неожиданно обретённому, "своему человеку",  человеку,  который  наконец-то  поймёт.
-Вы помните, как, в студенческие годы, мы собирали всех, кто хотел придти, и все чувствовали себя как дома. Иногда  голодные сидели и тоже было весело. Пели, слушали, редкие зарубежные кассеты. Кто, что сможет достать, -  всё приносили с собой. Вы же помните? Вы у нас бывали?"- вдруг , спросила она. Я отрицательно покачала головой.
 
-А какие там ужасные женщины,  у них всё есть и они ничего не умеют. Я купила дочери сказочное выпускное платье, она была самая красивая. Соседка говорит: "Я тоже видела такое, мне очень нравилось, но оно было длинное, потому не купила, а  Вы, где  купили?"  "Длинное?!"   Я обрезала и подшила. Они и этого не умеют!

-Я  езжу в Мексику,  на берег моря,  это от нас очень близко. Как наш Зеленогорск, только хуже. Я там совсем одна, это хорошо, потому, что иногда не хочу никого видеть. У меня там палатка с моими вещами. Уезжая, её не собираю. Стоит не закрытая, до следующих выходных; -  никому это не нужно.
-В прошлом году я поехала в Испанию, в Мадрид и там тоже была одна.  Тоска. Я не могу больше так жить!
Поминутно, когда она рассказывала, воображение рисовало картины мест, которые были очень привлекательны  с детских лет и это так не вязалось, с её последним восклицанием. Мы обе задумались, она о пережитом, а я силясь понять.

-Знаете, что я придумала , у меня есть деньги , я согласна заплатить за фиктивный брак с пропиской, чтобы можно было остаться дома. Я заплачу пять тысяч долларов,(кажется столько это стоит). Спросите у кого-нибудь из своих друзей, - может найдётся такой неустроенный человек, кому нужны деньги?
 Я пообещала. Мы подъезжали к Петербургу.Тогда это был ещё Ленинград.
Она, торопясь увидеть  долгожданный Финляндский вокзал, поспешила к выходу. Её встречала пожилая женщина с цветами.
   Я замерла от неожиданности, - оказалось, что этот человек тоже  из нашей среды. Я даже, что-то слышала про её  сына и невестку, которая живёт в Америке.  Правда никто не думал, что всё так грустно. Скорее, говорили с завистью.

    Пытаясь выполнить просьбу моей попутчицы, я какое-то время спрашивала у знакомых "неустроенных мужчин" не хотел бы он, за хорошие деньги заключить фиктивный брак с американкой?
-Да, ну? А кто же этого не хочет? В Америку?
-Нет, ты не понял,- она хочет остаться здесь,- ей нужна временная прописка.
- Уф, это меняет дело. Ещё поди страшила какая- нибудь?
-Совсем даже наоборот,  а тебе не всё равно, если брак - фиктивный?
-Сказала тоже, очень даже не всё равно, - даже, если фиктивный. А впрочем я не согласен, мне моя свобода дороже.   Я бы ещё подумал, если бы ехать в Америку.
 
  Примерно так, заканчивался разговор, с так называемыми "неустроенными мужчинами"

   Мы больше  с ней не встречались. Однажды мне привелось, видеть свекровь этой горемыки.
-Ну как? Как Ваша родственница?
-Уехала.
 Мне показалось , она с горечью, махнула рукой.
-Так скоро. Почему?
-Пыталась как- то наладить прежние знакомства, но её встретили очень сухо. Все осуждали её, т.к. видели, как скучал мой сын. Как уехала? Сходила в свою любимую пирожковую, съела там, (простите) пирожок с дерьмом, отравилась и укатила. Помолчав, она добавила: "Мне её очень жаль - хорошая была девочка, красивая , талантливая, - до сих пор храню её работы. Не могу простить сыну, что отпустил. Так ведь любили друг друга.

   Всё реже её вспоминаю , а поначалу думала: "Как она там, со своей тоской по пониманию?"  Я могу себе это представить - сначала, неосознанная, а потом поднявшаяся откуда-то из пяток и постепенно захватившая тебя целиком, - "тоска по пониманию".
Вот как бывает. Люди приезжают и опять уезжают, увозя новую боль, спрятав её ещё глубже от окружающих, не в силах расстаться с тем, что жило с тобой долгие годы.

 
Июль 2014г.