14. Лучшее попадание или первый Маршал России

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/635



        На смену неуживчивому и конфликтному И.Родионову на пост Министра обороны был поставлен 59-летний Главнокомандующий  Ракетными войсками стратегического назначения ВС РФ генерал армии И.Д.Сергеев, а начальником Генерального штаба командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал армии А.В.Квашнин, руководивший боевыми действиями в Чечне в начальном этапе первой кампании. К слову сказать, этот тандем оказался весьма непрочным, а в дальнейшем перерос в открытую конфронтацию.

        Верховному Главнокомандующему Б.Ельцину его выбор показался удачным – И.Сергеев был серьезен, сдержан, принципиально далек от политических интриг, а в армейской среде его считали мастером компромисса, сумевшим стереть острые углы между армией и властью, и не ходившим с протянутой рукой за деньгами в Правительство, как его предшественник.  Коллеги-ракетчики в шутку называли его назначение, как «лучшее его попадание». А некоторые его начальные практические шаги, никак не сочетавшиеся с суровостью новой высокой должности, просто очаровали гражданскую общественность: устроенный им в Московской консерватории музыкальный вечер с блестящим военно-духовым оркестром Минобороны; отданная им при посещении Франции дань уважения белому офицерству, покоящемуся на Парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа; встреча с Комитетом солдатских матерей и обещание навести уставной порядок в казармах.

        Казалось, реформа Вооруженных Сил сдвинулась с мертвой точки. Во всяком случае, официальная пропаганда, да и некоторые высшие военачальники (например, бывший начальник Генштаба генерал армии Ю.Балуевский) началом реформы называют именно середину 1997 года. Правда, как обычно в России, любое нужное, но малознакомое, дело традиционно начиналось с создания многочисленных комиссий, в которых, порой, всё рациональное забалтывалось и тонуло, а в итоге виновных было не сыскать.
 
        Так начиналось и в этот раз: в соответствии с указами Президента РФ в июне 1997 года при Совете обороны РФ были созданы две комиссии: первая - по военному строительству, возглавляемая Премьером Правительства В.Черномырдиным, а вторая - по финансовому и экономическому обеспечению военной реформы, под председательством вице-премьера и министра финансов А.Чубайса, а в августе того же года в составе Администрации Президента РФ была образована Государственная военная инспекция, возглавляемая секретарем Совета обороны. На этой должности теоретика Ю.Батурина сменил практик А.Кокошин, до того, с  1992 года, весьма посредственно, исполнявший в военном ведомстве роль единственного гражданского «государева ока» в должности первого заместителя Министра обороны.

        О том, что российское руководство в основном теоретически определилось в основных параметрах военного реформирования, свидетельствовали ряд принятых концептуальных документов. Так, были приняты Федеральные законы «Об обороне» (1996г.), «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» (1998г.). Указами Президента РФ были введены в действие «Концепция национальной безопасности РФ» (1997г.), «Основы (концепция) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 г.» (1998г.).

       Вместе с тем, отсутствовал основополагающий документ, определяющий политику государства в области обороны – Военная доктрина Российской Федерации, которая была принята только спустя три года, уже при новом Президенте РФ в апреле 2000 года, а само концептуально-теоретическое обоснование военной реформы явно отставало от практики её реализации.

        И хотя И.Сергеев свои предложения по подготовке концепции строительства Вооруженных Сил, согласованные с вышеназванными комиссиями, представил Верховному Главнокомандующему ещё 9 июня 1997 года, преобразования начались только с 1998 года, после ноябрьского  (1997г.) заседания Черномырдинской комиссии, на котором рассматривался некий предварительный вариант документа с более чем странным названием – «Замысел военного строительства в РФ». Этот «замысел» вынашивался в недрах Генштаба, что наложило заметный отпечаток на его содержании.

        Но и эта быстрота, с которой новый министр определился с вопросами военного строительства, явно произвела благоприятное впечатление на Президента РФ, результатом чего стало присвоение И.Сергееву 21 ноября 1997 года высшего воинского звания «Маршал Российской Федерации», которое и на сегодня является первым и единственным в России.

        Вот как определял задачи страны в области военного строительства и основные параметры военной реформы сам Маршал РФ в своем выступлении перед слушателями Бельгийского Королевского военного колледжа  10 июня 1998 г. («Красная Звезда», 17.06.1998г.), а также в интервью, данному «Независимой газете» 27 июля 1998 года:

        «…В начале 90-х коренным образом изменилась геополитическая ситуация и характер международных отношений… Фактором, ставящим под вопрос стабильность и предсказуемость военно-политической ситуации в Европе, является тенденция НАТО к расширению… На формирование военной доктрины нашего государства непосредственно влияют внутриполитическая и экономическая обстановка в России…

        Коренное изменение  в формирование военной доктрины внесло принятие политическим руководством нашей страны положения о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику… Национальную безопасность и оборону своей страны мы сейчас понимаем гораздо шире, чем раньше… В качестве первоочередной задачи военного строительства определено проведение военной реформы, цель которой – создание новой модели взаимодействия военной организации государства с экономикой, политикой и обществом…

        Реформирование Вооруженных Сил планируется осуществить в два этапа. В ходе первого – 1997 – 1999 гг. серьезные качественные изменения осуществляются в Сухопутных войсках. Создан качественно новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения за счет интеграции собственно ракетных войск, Военно-космических сил и войск Ракетно-космической обороны. Военно-воздушные Силы и Войска ПВО объединяются и преобразовываются в единый вид Вооруженных Сил – Военно-воздушные Силы. В ходе реформирования Военно-Морского Флота предполагается сохранить… в целом его структуру. При этом… корабельный состав флота сократится приблизительно на 20 процентов.
К концу этого года Вооруженные Силы перейдут на четырехвидовую структуру (РВСН, СВ, ВВС, ВМФ)… Число военно-учебных заведений и научно-исследовательских учреждений будет сокращено практически вдвое…

        В рамках первого этапа реформы численность Вооруженных Сил уменьшится до 1 миллиона 200 тысяч военнослужащих…

        На втором этапе реформы 2001-2005 гг. планируется завершить формирование Вооруженных Сил XXI века. Будет осуществляться переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил».


        И всё же ряд принятых к исполнению И.Сергеевым решений позднее были признаны явно ошибочными. Среди них – ликвидация Главкомата Сухопутных войск, лишение самостоятельности РВСН путем необоснованного их слияния с Военно-космическими войсками, непродуманное объединение ВВС с ПВО в единый вид Вооруженных Сил с приданием ему отнятой у Сухопутных войск армейской авиации. Внешнеполитическая и внутренняя обстановка (агрессия стран НАТО против Югославии, вторая Чеченская кампания), потребовали исправления этих и других ошибочных решений, зачастую ценой значительных усилий, в том числе финансовых.
 
        Да и сами мероприятия продекларированной реформы, не подкрепленные достаточным финансированием, в условиях крайне низкого морального состояния войск, из-за собственной социальной незащищенности, продвигались замедленными темпами. Те приоритеты, о которых говорил в своём интервью «Независимой газете» Министр обороны, а именно: сохранение и укрепление офицерского корпуса; решение его социальных проблем; упрочение духовного потенциала, возрождение престижа военной службы; создание высокооснащенных, профессионально подготовленных сил – все они  оказались не достигнутыми и остались на уровне декларирования.
 
        Не было выполнено основное указание Б.Ельцина о сокращении до конца 1997 года численности армии на 200 тыс. человек. Однако, как пишет в своей книге «Генштаб без тайн» В.Н.Баранец, из них «по оргштатным мероприятиям и нежеланию людей подписывать контракт на очередной срок из армии в 1997 году должны были уволиться свыше 120 тысяч офицеров. Но ушло чуть более 60 тысяч. На остальных у государства не хватило денег». А в целом за период 1992-1999 годы Российская армия потеряла более 296 тысяч офицеров, из которых 257 тысяч были уволены, а около 40 тысяч было откомандировано из Вооруженных Сил РФ в армии других бывших республик СССР.

        В.Н.Баранец конкретизирует: «Из армии продолжает вымываться её костяк. В 1996 году руководство МО вынуждено было впервые признать, что офицеров из армии уходит больше, чем пребывает в войска после училищ… Почти 30% выпускников училищ расторгали контракты сразу же перед направлением в войска. Среди них распространилась псевдоэпидемия психических и иных заболеваний… Самое опасное, что ,,побежали,, майоры и подполковники – то ключевое звено, на которое должно опираться руководство МО и ГШ в самый тяжелый период переустройства армии».

        При своём вступлении в должность в мае 1997 года И.Сергеев пообещал провести военную реформу при уровне расходов на оборону 3,8% ВВП, но не смог выполнить своего обещания: в 1998 году бюджетом было выделено только 3% ВВП, а после августовского дефолта в 1999 г. и того меньше – всего 2,3%.

        О каком высоком оснащении и профессиональной подготовке, о которых широко вещал Министр обороны, могла идти речь, если, как писал В.Н.Баранец, объем производства оборонной промышленности за последние 7 лет сократился в 11 раз, а экспорт наукоемкой продукции упал до 1% общего объема производства, расходы на научные исследования снизились в 15 раз, а федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности была профинансирована в 1995 году на 25%, 1996 году – на 11%, а в 1997 и 1998 года на её реализацию денежных средств вообще выделено не было.


        Вот как прокомментирован заключительный период пребывания в должности Министра обороны И.Сергеева в ежемесячном журнале подразделений специального назначения «Братишка» (№ 41 за июнь 2000 года):

        «…Начальник Генерального штаба Вооруженных сил генерал армии Анатолий Квашнин указом Владимира Путина назначен членом Совета безопасности РФ… Чем вызвано такое решение Владимира Путина? По мнению военных экспертов, прежде всего прогрессирующей потерей маршалом Игорем Сергеевым политического веса. В последнее время он стремительно утрачивает свои позиции не только в армии, но и на российском политическом Олимпе. Доклады по всем важнейшим вопросам в Совете безопасности (военная доктрина, реформирование армии, отношения с НАТО, ход войны в Чечне) делает не Министр обороны, а начальник Генерального штаба Квашнин… Руководит военной операцией в Чечне тоже не Министр обороны, а Анатолий Квашнин…

        То, что Анатолий Квашнин переиграл маршала Сергеева стало понятно, ещё когда Борис Ельцин похоронил  заветную мечту маршала – создать объединенное командование стратегическими ядерными силами. Квашнин был категорически против этой инициативы министра-ракетчика, выводившей из-под оперативного подчинения Генштаба воздушную, морскую и сухопутную составляющие ядерных сил… Введя генерала армии Анатолия Квашнина в состав Совета безопасности, Владимир Путин дал понять, что смена министру готова…».

        В военном руководстве страны отсутствовала единая точка зрения по такой важной проблеме, как выбор приоритета между силами общего назначения и силами ядерного сдерживания, где имелись две доктрины: Генштаб (А.В.Квашнин) предлагал увеличение сил общего назначения за счет свертывания ракетных наземных комплексов; руководство же Минобороны в лице министра И.Д.Сергеева, как бывшего ракетчика, естественно отстаивало приоритетное направление финансовых ресурсов на развитие РВСН. Второй вариант допускал снижение численности войск до 0,8 млн. человек, а также установление оптимальной бюджетной структуры «содержание - инвестиции» до пропорции 50:50. При всей очевидности выгоды второго варианта, тем не менее, Совет безопасности принял вариант Генштаба.

        И 28 марта 2001 года, И.Сергеев, воспротивившись сокращению количества наземных стратегических ракет с 750 до 150, подал в отставку, которая Президентом РФ В.В.Путиным была принята.


        На этом закончилась эпоха руководства Вооруженными Силами страны высококвалифицированными профессиональными военными. Пришла эпоха «временщиков»…

        Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/738