13. Триумф и трагедия

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/555



        Да, к середине 1996 года помощь военных для Б.Ельцина в очередной раз оказалась востребованной, и, как всегда, в борьбе за власть. Заканчивался первый срок президентства, а впереди были выборы на второй срок либо… поражение. К этому времени его рейтинг в стране оценивался не выше 8 - 9%. Развал экономики, обнищание народа, кровавая Чеченская кампания, голодная армия…

        Были подключены мощные административные ресурсы в борьбе за голоса избирателей: предвыборные штабы, PR-компании, солидная финансовая поддержка олигархов. Но в первом туре Б.Ельцин сумел набрать только 35% голосов, а в затылок ему уже дышал лидер коммунистов Г.Зюганов с официальными 32% голосов.

        Самым же поразительным было то, что на третьем месте оказался боевой генерал – острый на язык и решительный на смелые и неоднозначные поступки А.И.Лебедь, с почти 15% голосов. Наш народ всегда был непредсказуем в своей любви к обиженным и юродивым, с одной стороны, и в своей тоске по «сильной руке», с другой. И Ельцин, перед вторым туром, сделал очередной нестандартный, но выверенный политический ход – назначил А.Лебедя секретарем Совета безопасности РФ «с особыми полномочиями», то есть ввёл его в ранг своего помощника по национальной безопасности. Голоса граждан, голосовавших за А.Лебедя в первом туре, были отданы в копилку Б.Ельцину во втором, что и решило исход выборов.

        Этот ход, кроме всего прочего, стоил политической карьеры Министру обороны П.Грачеву, на чём настоял А.И.Лебедь. Этим же ходом Б.Ельцин определил очередного «стрелочника» в провале армейских реформ, чем попытался заручиться поддержкой определенной части армейского «электората».

        Увы, отставной генерал недолго задержался на этом посту, успев, правда, до окончания своей бурной «придворной» карьеры подписать очень непопулярное в военной среде, но такое нужное Ельцину Хасавюртовское соглашение.

        В памяти народной также остались сочные выражения и афоризмы отважного и бескомпромиссного командарма-14, любовно собранные и изданные в Красноярске, где он закончил свой жизненный путь в должности губернатора края, в виде «Словаря выразительных средств языка политика», в котором фигурируют такие «перлы» генерала:

        «Коней на переправе не меняют, а ослов – нужно;
         Глупость – это не отсутствие ума, это такой ум;
         Генерал-демократ – всё равно, что еврей-оленевод;
         Не спеши, а то успеешь»
         и другие.

        И хотя А.И.Лебедь не «засветился» какой-либо собственной программой реформирования Вооруженных Сил, однако в полемике по этим вопросам активно участвовал. Так, в «Независимой газете» за 1 декабря 1995 года он выступил с расширенной статьей, в которой назвал основные причины развала Армии и методы, используемые для этого: огульная критика армии и её порядков; удушение армии посредством недофинансирования; порочная кадровая политика, основанная на принципе личной преданности; затягивание подготовки радикальной военной реформы и отказ от проведения грамотной военно-технической политики.
В книге «Генштаб без тайн» В.Н.Баранец пишет:

        «К дискуссии о допустимых параметрах сокращения армии снова подключился Александр Лебедь, о котором Игорь Родионов говорил, что ,,хотя он академии Генштаба и не оканчивал, но намного умнее некоторых балбесов,,. Опальный командарм дал отповедь сторонникам ,,решительного,, сокращения Вооруженных сил до 1 миллиона человек:

        - Любое масштабное сокращение армии по своей сути затратно. Ведь просто сократить и выбросить людей на улицу нельзя. Надо выплатить им пенсии и пособия, обустроить их жен и детей, обеспечить семьи уволенных жильем и другими социальными гарантиями. Кроме того сразу же обостряется проблема, связанная с утилизацией и хранением излишков вооружения. Расчеты показывают, что столь масштабное сокращение ВС РФ потребует даже увеличения затрат по сравнению с сегодняшним… на 3-4 трлн. рублей ежегодно…».

        А сам новый секретарь Совета безопасности РФ поставил перед Президентом вопрос не только об отставке с поста Министра обороны РФ П.Грачева, но и настоятельно предложил вместо него кандидатуру И.Н.Родионова, с которой Б.Ельцин вынужден был согласиться.

        Но это согласие оказалось для Президента и его команды весьма неоднозначным. Новый Министр обороны оказался фигурой независимой и негнущейся, отстаивающей армейские интересы, невзирая на личности и пристрастия. И даже символический его перевод в ранг гражданского Министра (вожделенная мечта глядящих в сторону Запада «либералов») в декабре 1996 года, когда ему исполнилось 60 лет, и он был уволен в запас по достижении предельного возраста, с оставлением в должности министра, не повлекло за собой с его стороны большей лояльности к несправедливостям, творящимся в отношении Вооруженных Сил. А потому И.Н.Родионову было отпущено историей стоять «у руля» МО РФ всего 10 месяцев – на большее у «всей президентской рати» терпения уже не осталось.

        Б.Ельцин, уповая на то, что новый министр перейдет к реальному проведению военной реформы, представляя его на заседании Коллегии МО РФ 18 июля 1996 года, заявил:

        «В армии должен быть наведен элементарный порядок!.. Нужна глубокая военная реформа. Военная реформа – это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Поэтому принял решение образовать Совет обороны».

        Можно предполагать, что этот орган, при наличии уже действующего Совета Безопасности РФ, секретарем которого только что стал А.Лебедь, должен был явиться неким противовесом мятежному командарму-14, а его секретарем был назначен Юрий Батурин – личность многогранная и широкообразованная, известная не только в околопрезидентских кругах ещё со времен СССР, но и тем, что он со временем даже попал в отряд космонавтов и успел слетать в космос.

        Совет обороны, возглавляемый Ю.Батуриным, стал тем органом, на который возлагались не только обязанности контроля за ходом реформы в ВС РФ, но и центром разработки самой реформы. После ухода И.Родионова с поста Министра обороны этот орган был упразднен Президентом РФ, посчитавшим, что он решил свою основную задачу и исчерпал своё предназначение.

        Суть реформы, предложенной Ю.Батуриным и его командой, в которую входил и единственный к тому времени гражданский заместитель Министра обороны А.Кокошин, состояла в создании небольшой по численности, хорошо оснащенной профессиональной армии, а также об упорядочении самой военной структуры, сокращении аппарата управления, расформировании неукомплектованных частей. В сухопутных войсках предлагалось создать три вида командования: мобильных сил (10-12  мотострелковых и танковых дивизий, а также 2-3 воздушно-десантных бригады полного укомплектования); подготовки резервов (10-15 дивизий 30%-й укомплектованности для подготовки мобилизационного резерва); баз хранения (перевод остальных соединений на положение баз хранения вооружения и техники).

        Б.Ельцин торопил работу – в конце ноября 1996 года он подписал указ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ», в котором потребовал до 1 января 1997 года разработать «Концепцию военного строительства в РФ до 2005 года». Разработкой её проекта занимались две группы – в аппарате Совета обороны и в МО РФ, которыми к концу 1996 года было представлено два разных проекта Концепции.

        Главной сутью противоречий были различия в подходах к базовым основам Концепции: определению внешнеполитических условий и характера военных угроз для России; проблемам финансирования военной реформы; необходимости сокращения численности армии до 1,2 млн. человек; переводу армии с 1 января 2000 года на комплектование преимущественно за счет контрактников (в соответствии с ранее изданным Указом Президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава ВС на профессиональной основе»); возможностями ВПК обеспечить войска современными типами вооружения и техники.

        Президенту важно было услышать о более приемлемом варианте реформы и сокращении численности войск. Однако военные в своих расчетах приходили к цифре в 40 трлн. рублей, необходимых для сокращения армии в 1997 году, Кремль же выводил только 10 трлн. рублей.

        В своих публичных выступлениях (на коллегиях Минобороны, в интервью СМИ) Игорь Родионов говорил о том, что если ведется речь о соответствии численности армии экономическим возможностям государства, то и сокращение её обязано быть адекватным этим возможностям, а в качестве доводов приводил наглядный пример о том, что, согласно расчетам, содержание одного мотострелкового полка обходится государству в два раза дешевле, чем его сокращение. Вне всякого сомнения, власти был роднее тот, кто обещал этот процесс вести подешевле, а Министра обороны обвинили в «чрезмерно затратном пути реформирования армии».

        Развязка в этом споре приближалась. Масла в огонь подливали отечественные и зарубежные средства массовой информации. В.Н.Баранец в книге «Генштаб без тайн» приводит следующие  высказывания:

        «…Американская газета «Вашингтон пост» сообщала: ,,Новый министр обороны России Родионов намерен сокращать Вооруженные силы, ставя во главу угла надежную социальную защиту увольняемых,,. Ей вторила английская «Санди таймс»: ,,Перед министром Родионовым стоит труднейшая задача – сократить армию и повысить её боеспособность. Он обречен, если не получит серьезной финансовой поддержки со стороны Кремля и правительства,,…

        Некоторые российские газеты называли нового министра, согласившегося принять армию в условиях гигантских долгов, ,,благородным камикадзе,,…
Газеты затрубили: ,,Родионов не спешит радикально сокращать армию,, , ,,Родионов игнорирует указание Ельцина кардинально ослабить военное бремя государства,,».

        Власть не простила ему и фразу, высказанную им перед ветеранами Вооруженных Сил 22 февраля 1997 г.: «Я – Министр разваливающейся армии и умирающего флота».

        22 мая 1997 года состоялось заседание Совета обороны, на котором должно было произойти генеральное сражение между И.Родионовым и Ю.Батуриным. Возглавил его Б.Ельцин. Но всё уже было предрешено заранее – Президент в своем раздражении дошёл, что называется, до «точки кипения»,  нужна была только искра, и вместо делового обсуждения произошло пресловутое телешоу, которое наблюдала страна.

        «Порка» первых лиц Минобороны закончилась, не начавшись, когда оба – и Министр обороны, и Начальник Генштаба генерал армии В.Н.Самсонов, удивлённые обидным и необоснованным  ограничением со стороны Президента времени, отведенного ранее на их доклады, принципиально отказались от своих выступлений. После чего Президентом было громогласно объявлено о смещении их обоих со своих постов. Из уст Верховного Главнокомандующего хлёстко, словно приговор, прозвучало: Генерал сегодня – это главный тормоз военной реформы».
О глубинных причинах всего произошедшего очень взвешенно и исчерпывающе прозвучало в вышеназванной книге В.Н.Баранца:

        «…Сегодня совершенно очевидно, - говорилось в одном из документов Пентагона, - что недееспособность российской военной системы является своеобразным симптомом провала всей политической системы страны,, …
Сказано очень верно. Ведь у нас всё ставилось с ног на голову: армия строилась не с учётом того, какие потенциальные внешние угрозы ей нужно быть в готовности отразить, а в расчете на хиреющий уровень экономических возможностей государства».


        Кадровая чехарда продолжалась…


        Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/643