Стелющиеся вязы

Анна Боднарук
                СТЕЛЮЩИЕСЯ  ВЯЗЫ

     Долго засиживаться за празднично накрытым столом для меня – тяжёлая мука. Ещё ладно, когда рядом родные люди и мы рады встрече, есть о чём поговорить, повспоминать. А когда я – случайный гость, очень даже неловко себя чувствую. К выпивке на столе – равнодушна, и уйти с празднества невозможно, вот и сижу. Такое сидение утомительнее самой тяжёлой работы.
     За стол к старикам Тереховым я была приглашена только потому, что случайно оказалась в одной машине с их сыном. Короче, сын Тереховых, Сергей, попросил моего сына отвезти его к родителям. И у нас в том районе были свои дела, так сказать – по пути оказалось. Вот так я и оказалась в доме очень приветливых людей, говорливых и хлебосольных. Конечно же, у родителей с сыном свои разговоры, а мне минут через двадцать стало невмоготу в жарко натопленной избе. Я и вышла – воздухом подышать и завела разговор с мальчиком, лет девяти, их внуком, сыном живущей с родителями дочки. Меня интересовали окрестности их небольшой деревушки. Оказалось, что тут не только до леса «рукой подать», но и речка совсем недалеко. И ещё за их деревней есть одно примечательное место, Леший сад. Я стала расспрашивать о нём и оказалось, что идти к нему совсем ничего, рядом с огородами. Хозяйские козочки сами туда идут, а мальчишке вечером их нужно домой пригнать. Вот я и напросилась с тем мальчиком за козочками сходить и заодно на «Леший сад» посмотреть.
     По тропинке между огородами мы вышли к реке. Я туда-сюда посмотрела и спросила:
     - Игорёшка, а коз-то не видать. Где ты их теперь искать будешь?
     - Они по земле не ходят, а по деревьям лазают.
     И в самом деле, белая безрогая козочка и двое подросших за лето козлят спрыгнули с полого растущего дерева и подошли к хозяину, как только он вынул из кармана горбушку хлеба.
     - Беляночка, хорошая моя, - приговаривал Игорёшка, поглаживая козочку-маму. Козачка-дочка тоже осторожно взяла хлеб с его ладошки, а козлик боднул мальчика безрогим лбом. Мальчик не обиделся, а затеял с ним игру. Козлёнок хотел его боднуть, а Игорёк уворачивался, да ещё и за хвостик дёргал.
     Я посмеялась над их детской забавой и стала осматриваться.
     - Это и есть ваш «Леший сад»?
     - Он самый! – достойно, по-взрослому ответил мальчик. – Там, дальше интереснее будет. Хотите посмотреть?
     - Далеко будет назад идти, - засомневалась я.
     - Да, не-е! Мы просто по другой тропинке вверх поднимемся. Так даже ближе будет…
     - Ладно. Показывай ваш Лешачий угол. Сроду о таком не слышала.
     Шла по тропинке я, одна. Игорёшка с козочками чувствовали себя, как в огромном спортзале. Козлята, взбрыкивая и дурачась взбегали по пологим стволам полулежащих вязов, лакомились листиками, отвечали меканьем на тревожный призыв матери Белянки, спрыгивали на траву и уже в следующую минуту оказывались на другом дереве. Мальчик, как заправский циркач, ходил по стволам деревьев, даже рук с карманов не вынимая.
     Немного подустав, я нашла удобный ствол дерева и села передохнуть, а того больше – осмотреться. Место и правда было весьма необычное, сказочное. Тропинка бежала вдоль реки, но на некотором отдалении от берега. Это обстоятельство меня несколько удивило. Я в своей жизни видела много речек. Люди всегда протаптывали тропинку ближе к воде. Река, по заверениям Игорька, была глубокой, течение спокойное. Берега не развороченные ледоходом, окаймлённые лозняком. Сколько мы шли осоки и камышей я не увидели. Вода с зеленоватым оттенком, переходящим в белесый, видимо от наплывающего вечернего тумана.
     Было довольно таки прохладно. Моросил невидимый осенний дождь. На ворсинках одежды держались мелкие капельки. Осень стояла в той поре, когда рукам холодно, но рукавицы ещё никто не носит.
     Окружающая растительность меня так заинтересовала, что я старалась на осеннюю непогоду не обращать внимания. «Разве ж это главное в Лешином саду?..» Само название настораживало. А то, что с деревьями творилось на этой равнине, у самой реки, казалось мне любопытным, хоть и немножко жутковато было. Ровное место, река рядом, самое место распахать землю и капустой засадить, а вместо этого тут растут кривобокие вязы. Ни одного ровного дерева тут не росло, полулежали вязы с большими узловатыми наростами. Ветки касались земли и врастая, пускали корни. Даже по краю ели и сосенки тоже росли кривобокими уродцами. Деревья странные, но в то же время я не заметила ни одного пня или дуплистого дерева. Сосенки, хоть росточком маленькие, но по толщине ствола можно определить, что лет им уже много. Какая злая сила так поиздевалась над лесным народом, можно было только догадываться.
     Я сидела на стволе дерева с намерением отдохнуть, но вышло наоборот. Вскоре я почувствовала острую боль в висках. Достала из кармана пластмассовый контейнер с таблетками. Проглотила таблеточку, стала ждать облегчения, но время шло, а мне становилось только хуже. Пот заливал глаза. Я с трудом встала и направилась к реке, намереваясь умыться холодной водой. И тут мальчик закричал на меня каким-то истошным криком.
     - Нельзя! Нельзя подходить к реке! Пошли домой! Домой пошли! Домой…
     Он схватил меня за руку и потащил за собой. Я уже еле ноги переставляла. Мне было всё едино куда идти. В глазах - туман. Во рту пересохло, в висках, словно сваю заколачивали. Одежда от пота прилипла к телу.
     Навстречу нам бежал сын стариков Тереховых. Он ещё издали накричал на Игорька, упрекая его в том, что тот так долго «запропастился», меня же сильной рукой взял под руку и повёл огородами напрямик к дому своих родителей. Старики и мой сын с ними, стояли у калитки. Большое беспокойство читалось на их лицах.
     Меня завели в избу и уложили на жёсткую деревянную кровать. Ни о чём меня не спрашивали, не корили и не пытались дать объяснение моему состоянию. Наверно такое случалось с пришлыми людьми уже не раз. Хозяйка налила мне половину гранёного стакана какой-то настойки. Я попыталась отказаться от выпивки, дескать – недавно таблетку выпила. Но она, не только прикрикнула на меня, даже ногой притопнула.
     - Пей, а то хуже будет!
     Я вздохнула и выпила. Дальше я уже ничего не помню.
     Разбудили меня, когда машина подъезжала к нашему городу. Дома мне сын ещё несколько дней выговаривал за мои похождения по незнакомым местам. «Твоё любопытство чуть до большой беды тебя не довело…» Я молчала. Виновата, конечно. Но стелющиеся вязы я всё же видела…

                2014 г.