допрыгалась

Маргарита Школьниксон-Смишко
Короткий отпуск (максимум две недели вместо планируемых четырёх), который и отпуском то можно было назвать  только с натяжкой, и холодный душ в холодной квартире не остались для Розы без последствий:

«11.09. 1912
Ниуниу, дорогуля, Ниуниа больна, простудилась и заработала восполение мочегого пузыря, что очень болезненно; была сегодня у врача, и должна соблюдать постельный режим. Надеюсь, что через пару дней будет лучше..»

Но стало хуже, и Роза попала в больницу.

«18.09.1912
Ниуниу, дорогуля, только что получила сразу оба твои письма. Не беспокойся обо мне, всё уже гораздо лучше, и я надеюсь через неделю, что меня выпишут. Этой ночью у меня ещё были ужасные боли, но теперь уже лучше, так что я смиряюсь. Ты спокойно можешь сюда писать...К Мими сразу же был послан Адольф В(арский), и девушка дома. О Мими я не беспокоюсь. О ней все заботятся. И ты не беспокойся обо мне и не грусти..Было нужно лечь в больницу, потому чтоя за собой не следила и дошло до того, что горзило почечное кровотечение. Но теперь всё позади и мне только нужно спокойно лежать, пока станет совсем хорошо...»

«26.09.1912
Ниуниу, дорогуля, в субботу меня выпустят. Чувствую себя ещё слабой, а в остальном всё хорошо. Читаю...»

Розу выписали, она начала работать, постепенно казалось, что всё вошло в колею:

«17.10.1912
Твоё письмо с корректурой меня очень порадовало, конечно, все твои замечания я учту. Но мне было больно, что ты и так ни на что не успевающий, вместо того чтобы почитать для себя что-то прятное, из чувства долга занимаешься этой скучную вещью. Корректура пришла вовремя, потому что я как раз сейчас должна уже всё  отдать...
Здесь уже давно чудесная погода, мягкие солнечные дни, всё укутано в нежные запахи и группы деревьев перед мои домом в золотом цвете...В свободные минуты я читаю вторую книгу о «джунглях» по- английски, к этому побудило  меня твоё приложение  для детей*.
                Приветы от нас обеих»

* Книга Киплинга, отрывки из которой были напечатаны в приложении для детей от газеты «Равенство».

Это было последнее письмо Косте. Его маме, Кларе Цеткин в ноябре была написана только пара строк:

«23.11.1912
Дорогая Кларочка!
В большой спешке толька пара строк: Я не поеду через Штуттгарт, наверное переночую во Франкфурте. В субботу хочу уже быть в Базеле*, когда ещё не знаю. Если ты уже знаешь нашу квартиру, сообщи. Иначе мы скоро встретимся в Базеле.
                Сердечный привет
                твоя Р»
*В Базеле 24. и 25.11.1912 состоялся внеочередной Интернациональный Социалистический конгресс, в котором Роза и Клара приняли участие.