4. Хрущёвская военная оттепель

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/439


        Пожалуй, если бы не нынешняя военная реформа, то из всех остальных прошедших, коснувшихся наших Вооруженных Сил, наибольший интерес и не менее острые споры в обществе вызвала так называемая Хрущёвская реформа армии и флота, проведённая в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. А широкая полемика вокруг неё коснулась тогда многих аспектов самой реформы: от стратегических, военно-технических и экономических до социальных и морально-нравственных.

        К окончанию самой кровопролитной, Второй мировой войны наша страна подошла не только с колоссальными людскими и экономическими потерями, но и с самой сильной и многочисленной армией в мире. Достаточно сказать, что по разным оценкам численность армии к маю 1945 года составила от 6,1 млн. чел. (среднесписочная численность личного состава действующих фронтов) до 11, 4 млн.чел. ("Гриф секретности снят", М., "Военное издательство", 1993 г. стр.138-141, табл.72), а к 1 марта 1953 года она равнялась 5,4 млн. человек.

        Без сомнения, на первое место в спорах о реформе ставят «человеческий фактор». А как же иначе, если в два приема численность армии была сокращена на 3 миллиона 340 тыс. человек, в том числе в период с 1955 по 1958 годы на 2140 тыс. человек, а в 1960 году – ещё 1200 тыс. человек. Эти малоприятные и, как говорят, плохо и безо всякой подготовки просчитанные, а также в чересчур короткие сроки проведенные, организационно-штатные решения были весьма неоднозначно приняты в военной среде, а в их многочисленных семьях вызвали настоящий шок. А всё потому, что по преимуществу их выставляли за ворота спешно ликвидируемых воинских частей без предоставления жилья, работы, пенсий. И ведь сокращению подлежали не только вспомогательные учреждения и военно-учебные заведения, но и целые боевые развёрнутые части и корабли.

        Это ничего вам не напоминает? Да, это очень похоже на то, что испытала наша армия спустя три десятилетия, в начале 90-х годов, во время своего поспешного выхода (читай, бегства) из стран Восточной Европы, в «чистое поле», без казарм, без жилья, без служебных перспектив. А ещё через 20 лет, те же сотни тысяч военнослужащих, попавших под жернова уже нынешней реформы, находясь за штатом, годами ждут со своими семьями вожделенного жилья.

        Оказывается, та Хрущёвская реформа оказалась своего рода «внутренней» проверкой на прочность нашей великой Армии, десять лет назад сломавшей хребет нацистской Германии и милитаристской Японии, и оставившей на полях сражений Великой Отечественной около 9 млн. лучших своих сынов.

        Да, военные и политики были склонны осуждать и решения Н.Хрущёва по сокращению отечественного Военно-морского флота, особенно надводной его части, в результате которого под нож пошло более 240 кораблей и судов различного класса, в том числе только что построенных или строящихся, а приоритет был отдан преимущественному развитию подводного флота.
 
        Под это сокращение  в 1956 году попал и тесть автора этих строк, участник Финской кампании и Второй мировой войны, закончивший её здесь, на Дальнем Востоке, поставив победную точку в боях с Японией, служивший командиром учебного судна «Тобол», бригады учебных кораблей Тихоокеанского флота. Тридцатишестилетний капитан 3-го ранга, имевший на руках двоих детей, вынужден был оставить служебную квартиру, покинуть ставший родным Владивосток и перебраться в центральную Россию в поисках лучшей доли.

        Но нельзя не признать и того, что руководство страны не могло не учитывать ту международную обстановку, которая сложилась после Второй мировой войны, степень угроз со стороны созданного блока НАТО, наличие ядерного оружия у Вашингтона, а в целом - набирающую полные обороты военно-техническую революцию на западе. Поэтому, даже при всех проявлениях волюнтаризма во внутренней и международной политике Н.Хрущёва, вряд ли будет справедливо отнести их к принятым в те годы мерам по реформированию Вооружённых Сил.

        Результаты той военно-технической революции 50-60-х годов в СССР были   настолько глубокими и всеохватывающими, что в полной мере позволили нашей стране спокойно развиваться три десятилетия, не испытывая опасений за безопасность наших рубежей.

        Назову только главные из них. Основным было создание собственного ядерного оружия (успешное испытание которого прошло в августе 1949 года на Семипалатинском полигоне), а также средств доставки его, или, выражаясь любимым Н.Хрущёвым термином, «создание ракетно-ядерного щита».

        Оборонно-промышленный комплекс приступил к широкой программе развития ракетной техники: наземного, морского и воздушного базирования. В 1955 году начато строительство космодрома «Байконур», откуда через два года запущена межконтинентальная баллистическая ракета и искусственный спутник земли, а ещё через четыре года – пилотируемый космический корабль. Это послужило началом создания нового вида Вооруженных Сил – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

        В 1958 году в состав Военно-морского флота поступила первая атомная торпедная подводная лодка, к 1961 году в его составе насчитывалось 9 атомных подлодок, а к концу 1964 года отечественный подводный флот располагал уже 46 атомными лодками, 8 из которых были оснащены баллистическими ракетами.

        В ВВС приоритет был отдан развитию истребительной авиации, двумя конструкторскими бюро – Сухого и Туполева - были разработаны и в период с 1956  по 1963 годы введены в строй новые истребители типа СУ-9, СУ-15, СУ-76, ТУ-128. Авиация флота оснащалась противокорабельными ракетами разных классов, в том числе вошедшие в состав флота с 1961 по 1969 годы  самолёты ТУ-16, ТУ-22, ТУ-95.

        Для войск ПВО этот период был ознаменован созданием зенитно-ракетных комплексов типа С-75 (1957 г.) и С-125 (1961 г.), Первый из них отлично зарекомендовал себя во время войны во Вьетнаме, где было сбито более 2,5 тысяч американских боевых самолётов, а также 1 мая 1960 года, когда ракетой этого комплекса над нашей территорией был сбит американский самолёт-разведчик U-2.

        Весь этот огромный комплекс мероприятий потребовал гигантских материальных, интеллектуальных и финансовых усилий страны и, как следствие, вёл к перенапряжению отечественной экономики и замедлению темпов роста благосостояния населения. Но, вместе с тем, данная военно-техническая реформа стала своеобразным локомотивом для развития новых направлений науки и техники, создания таких новых отраслей, как атомная промышленность, радиоэлектроника, автоматизированные системы связи и управления. Была создана широкая сеть НИИ и КБ, система специализированных высших и средних учебных заведений, развёрнута программа подготовки профессиональных кадров рабочих дефицитных специальностей.
 
        Так где же найти ту «золотую середину», которая позволила бы объективно оценить: «что такое хорошо, и что такое плохо» для нашего государства, его обороноспособности и для его любимого детища - Армии?

        Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/474