3. От Императорской к Рабоче-крестьянской

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/427



        А вот последующие четыре реформы уже никак не укладываются в это «прокрустово ложе» истории, хотя первые три из них тоже были связаны с войнами, однако, не с их итогами, а скорее с их последствиями. И здесь на первый план выступает уже не столько военная составляющая, сколько преимущественно политико-экономическая обстановка. Судите сами.

        Год 1918-й. Регулярная российская императорская армия, измотанная в более чем трехлетней войне с кайзеровской Германией, преданная Временным правительством и подстрекаемая большевиками, развалилась. Кабальный Брестский мир. Разгон Учредительного собрания. На Дону, в Сибири и на Волге стихийно формируются  отряды Белой армии, на Транссибирской магистрали вспыхивает Чехословацкий мятеж. Вожди большевиков В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий «с нуля» начинают создавать новую армию. Этот исторический факт ещё ждёт своих глубоких исследователей, как и сами причины побед, одержанных молодой, необученной Красной армией над многочисленными врагами и интервентами, в той, голодной и разрушенной, России.

        Было всё: и привлечение к службе офицерства под страхом заложничества родственников; и принудительная мобилизация крестьян и горожан; и круговая порука целых подразделений, когда в бросивших позиции ротах и батальонах расстреливали каждого десятого, затем пятого; и введение институтов «красных комиссаров», заградотрядов, карательных подразделений иностранных наёмников из числа китайцев, латышей, венгров. Всё это было.

        Сами руководители белого движения вынуждены были признать феномен почти  молниеносного создания новой, невиданной в истории, армии. Вот что писал в своем историческом труде «Очерки русской смуты» Антон Иванович Деникин, лидер Белого движения, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России, которого никак не обвинить в предвзятости:

        «…Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специалистов», заведомо чуждых или враждебных государственной партии…». «…Интересно отметить… тот путь, которым пошли Советы – путь решительной и полной реставрации во всем – в строе, в службе и быте войск. Это явление было естественным по той простой причине, что Красная армия строилась исключительно умом и опытом «старых царских генералов». Участие в этой работе комиссаров…было вначале чисто фиктивным. Они играли лишь роль надзирателей… и вместе с тем учились… сложному и новому для себя искусству; одни оставались неучами, другие преуспевали… Одни дали разум, другие внесли волю». «…Периодически на большевистском горизонте вспыхивали довольно яркими звёздами самородные таланты, рождённые войной и революцией…».

         «…Красная армия сделала известные успехи в организации, обучении и устройстве технической и материальной части. Потому ли, что не было времени на приискание новых пролетарских форм организации, потому ли, что военная наука таких форм не знает, а во главе армии фактически стоял старый командный состав… Исключение представляли лишь коллегиальная форма верховной военной власти, институт комиссаров и комячейки, в руках которых находился надзор за командным составом и политическое воспитание массы…».

        Но было и другое. Если глубоко вдуматься в историю создания и развития Российской империи, то, как национально-государственное образование, она была построена на иных принципах, чем другие европейские государства. И эта её «особость» состояла в том, что объединяемые земли и народы не становились колониями, а всё шло в общий котёл, в общую российскую семью. Известный отечественный публицист Сергей Кара-Мурза в свой книге «Угрозы России» (Москва, «Эксмо», 2012г.) пишет:

        «В ходе Гражданской войны рассыпанная империя была ,,пересобрана,, на новой социально-политической основе – в форме СССР… Организационной основой для выработки нового национального проекта России и подготовительной работы по сборке советского народа послужили большевики… В ходе (Февральской) революции в разных частях России возникли национальные армии или банды разных окрасок. Все они выступали против единого централизованного государства…

        Красная Армия, которая действовала на всей территории будущего СССР, стягивала народы бывшей Российской империи обратно в единую страну».

        И далее, развивая свою мысль о единстве нового государства и его связующих силах, уже в послевоенный период, он пишет:

        «В советской системе те принципы «семьи народов», на которых собиралась Россия, были укреплены и дополнены важными… механизмами… Агентом такого собирания стала Советская армия, через которую с 30-х годов пропускалась большая часть мужского населения…».

        Так, созданная «с нуля» новая армия решала в молодой Республике Советов не только чисто военные, но и важные политико-социальные задачи.

        Закончилась Гражданская война. К её исходу Красная армия насчитывала пять миллионов человек. Разоренное войной народное хозяйство требовало своего восстановления. В этих условиях, а также учитывая некоторую стабилизацию положения в мире, было принято решение максимально сократить численность армии, переведя её на штаты мирного времени. С 1923 года началась радикальная реформа Вооруженных Сил. В январе 1925 года Л.Д.Троцкий был снят с поста председателя Реввоенсовета СССР и наркома по военным и морским делам и на его место назначен М.В.Фрунзе, который и возглавил дальнейшую работу по реформированию Красной армии.

        Армия перешла на сочетание кадровых частей и территориально-милиционных формирований. В этих территориальных дивизиях кадровым был только командный состав, а красноармейцев призывали на несколько месяцев в году на учебные сборы, что позволяло крестьянам-красноармейцам не слишком отвлекаться от хозяйственных забот. В результате реформы Красная армия получила твёрдую штатную численность в 562 тыс. человек, из которых на кадровом положении находились 26 дивизий, практически вся кавалерия, технические части и ВМФ.

        Территориальные войска были представлены 36 дивизиями. Реформа позволила перейти к нормальной системе комплектования и призыва, ликвидировала текучесть кадров красноармейцев, повысила материальное, хозяйственное и финансовое положение всех категорий военнослужащих. Она завершилась принятием в 1925 году «Закона об обязательной военной службе трудящихся от 19 до 40 лет», которым определялась кадровая служба – от 2 до 4 лет, двухгодичная допризывная подготовка и пребывание в запасе до 40 лет.

       Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/459