1. Опора цивилизации

Виталий Голышев
               
                НЕСОКРУШИМАЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ...


               Моему деду – Прохору Николаевичу
               Голышеву – не вернувшемуся с войны,     посвящается.



                «У России есть только два
                союзника: её армия и флот».


                Российский Император               
                Александр III-Миротворец.


        ОПОРА ЦИВИЛИЗАЦИИ.


        «Армия — это любимое детище нашего народа, готовое любому свернуть голову, кто с этим не согласен!». Вот такую замечательную сентенцию разместил неизвестный автор на одном из интернет-сайтов в конце 2011 года. Что ж, у нас в России любят парадоксы, причём хлёсткие, но, если разобраться, то этот мудрец во многом прав. И автор этих строк готов под этим подписаться.
Армия – это не просто грубая военная сила, железный кулак государства. Это – нечто большее, почти родное, домашнее, не только символ прочности страны, но олицетворение её мужского начала, святого чувства патриотизма, почетной обязанности защиты Отечества, жертвенности и, как следствие, уважения общества. И это не просто красивые слова.

        Истоки этого своими корнями уходят глубоко в историю. Ограничусь цитатами из произведений только трех великих мудрецов древности «меж мудрой Азией и просвещённою Европой», а именно: одного китайского мыслителя: Сунь-цзы, и двоих итальянских философов и писателей древности: Никколо Макиавелли и Публия Корнелия Тацита.
 
        Автор древнейшего из известных человечеству трактатов о военном искусстве и его философии, своеобразной Библии стратегии, написанной более двух с половиной тысяч лет назад, под названием «Искусство войны», китайский стратег, воин и философ Сунь-цзы жил и творил в конце VI века до н.э. Его легендарный труд – кладезь военной мудрости и практическое руководство по тактике и стратегии военных действий, изучение которого было обязательным не только в среде китайских, японских и корейских военных теоретиков, но который являлся также предметом изучения и использования Наполеоном, а, по некоторым данным, и представителями нацистского главнокомандования. Прикоснитесь к этому источнику военной мысли и почувствуйте его неисчерпаемость и мудрость («Искусство войны», М., «Центрполиграф», 2011г.):

        «Война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять».
        «…Кто из государей обладает Путём? (Путь – это когда… народ готов умереть вместе с правителем…). У кого из полководцев есть таланты? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены?.. По всему этому я узнаю, кто одержит победу, и кто потерпит поражение».
        «Мощь – это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой».
        «Кто – ещё до сражения – побеждает предварительным расчетом, у того шансов много…».
        «Война любит победу и не любит продолжительности. Поэтому полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства».

        А вот европейская военная мудрость. Ровно пятьсот лет назад, в 1513 году, Никколо Макиавелли, автор военно-теоретических трудов, занимавший к тому времени высокий пост государственного секретаря во Флоренции, в своем известном труде «Государь» излагает собственную теорию развития военного дела (СПб, издательство «Азбука», 1997г.):

        «Основой власти во всех государствах… служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где хорошее войско, там хороши и законы…». «Тот, кто не владеет военным ремеслом, навлекает на себя много бед, и в частности презрение окружающих, а этого надо всемерно остерегаться…». «Без собственного войска государство непрочно – более того, оно всецело зависит от прихотей фортуны, ибо доблесть не служит ему верной защитой в трудное время».
 
        А заканчивает свои мысли мудрый Никколо словами своего великого пращура и земляка, Публия Корнелия Тацита, жившего за 1400 лет до самого Макиавелли,  из его исторического исследования «Анналы», в котором он описывал правление четырех римских императоров: Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона (около 120 г.н.э.):

        «Среди дел человеческих нет ничего более шаткого и преходящего, чем обаяние не опирающегося на собственную силу могущества» («Анналы», XIII, 19, перевод А.С.Бобовича).

        Продолжение:
        http://www.proza.ru/2014/07/12/427