Игра Тема. Самый лучший памятник Поэту

Арина Царенко
Прячась в тени от нещадного пекла и уклоняясь от солнечных лучей, пытаюсь фотографировать всё, что предстаёт моему взору: фасады домов, людей, трамвай, пролетающий серебряной игрушкой высоко в небе самолёт и, конечно же – мосты, коими славна Тверь. Старинный город, укутанный в зелёную шаль парков и скверов, прекрасен своей историей и, мне хочется сделать на память, как можно больше снимков.

"Нет, нет, нет, не люблю на него смотреть – это самый безобразный памятник Пушкину, который я когда-либо видела в жизни" – отвлекаюсь я на возглас подруги.

С Эвелинкой мы дружим с 12 лет. Отсидели, как говорится, от звонка до звонка с 6 по 10 класс за одной партой. Она у меня вольный художник. Её изумительными натюрмортами с маками я любуюсь всякий раз, открывая по утрам глаза в уютной комнате на втором этаже гостеприимного дома подруги. Обладая писательским даром, Эва пишет прозу, находя отклик в сердцах благодарных читателей, не оставляющих без внимания её творчество. Талантливый человек талантлив во всём – её кулинарный сайт с её же кулинарными шедеврами по личным рецептам вызывают живой интерес у любительниц готовки.

Поворачиваю голову в сторону памятника А. С. Пушкину, установленному на Театральной площади. В ту же секунду жутко ледяной вихрь, рванувший от рассыпанных кудрей поэта, пронизывает меня насквозь. Ощущаю какую-то могильную безысходность, исходящую из каменных глаз пушкинского лика. Приходит мысль, что длинные тонкие пальцы изящной кисти, прижатые к голове, как прощальный жест поэта. Кажется, я даже услышала слова, принесённые волжским ветров:"Ужель пришёл конец пути земному?"

"Мне этот памятник не нравится! – заключает Эва – На Горгону похож. Жутковатый какой-то он. Но я тебе сегодня же покажу самый лучший памятник Поэту! Он тоже находится в нашем городе."

Мы устремляемся в сторону набережной. Оборачиваюсь. Дрожь пробирает сердце – памятник творцу, так не понравившийся подруге, меня, наоборот, потряс. А он и не мог не вызвать психологического всплеска. Автор Екатерина Белашова делала его исходя из посмертной маски Александра Сергеевича. Отсюда и пронзительно смертельная тоска взгляда бронзово-гранитной скульптуры. Я нервно передёрнула плечами, мотнула головой, освобождаясь от внезапно нахлынувшего чувства-сопереживания страха смерти неизбежного, и последовала за подругой.

Ах, каким же франтом предстал моему взору Александр Сергеевич, задумчиво прислонившийся к решётке на набережной Волги! Строен, подтянут. От  грациозной осанки Пушкина, властелина слов, легко укладывающего их в стихи-шедевры, не возможно было оторвать взгляда. Эвелина оказалась права:созерцать фото в каком-нибудь журнале и видеть воочию этот памятник – абсолютно не сопоставимые действа, ведь отсутствует живая нить, связывающая человека с образом поэта, созданного скульптором О. К. Комовым. И счастье, когда представляется возможность вживую лицезреть силуэт Александра Сергеевича на фоне потрясающей голубизны бесконечного неба на тверской набережной Михаила Ярославича.

Я долго примеривалась объективом фотоаппарата и так, и сяк, но всё что-то мешало мне сделать качественный снимок: то ошеломляющий солнечный поток затемнял фигуру поэта, то с другого ракурса тень внезапно налегала, то китайские туристы делали свои групповые снимки, облепив со всех сторон Александра Сергеевича. Я чертыхалась и сердилась, но продолжала щёлкать затвором. Уже дома, просмотрев своё щёлканье, поняла, что отснятые кадры мне не удались. Что ж, не беда. Зато в памяти сохранён именно тот образ поэта, которого я всегда себе представляла открывая томик его стихов.

В обеденный час следующего дня мы с Эвой уже гуляли по Старому Арбату Москвы. Внимали потрясающим душу звукам, исходящих от прикосновения умелых пальцев музыканта к медным пластинам, висящим на натянутых проволочках, рассматривали карандашные портреты художников, тут же рисующих своих моделей-прохожих. Я старательно и долго выбирала магнитик с изображением столичных знаменитых мест, а Эва терпеливо и снисходительно ожидала меня в сторонке.

Полюбопытствовали на творческого человека в маске, шустро управляющегося баллончиками с красками, создавая на листе ватмана картины о космических далях. Помолчали у стены Виктора Цоя. Повздыхали у армянского известного ресторана, утопающего в роскошных живых цветах – не с нашими доходами в нём выпить даже малюсенькую чашечку кофе. Зато хватило прикупить у местного художника акварель с изображением Арбата в вечерний час. Любуясь ею, наткнулась на Эвину спину, чуть не сбив подругу с ног. Она же в ответ, не обидевшись, махнула в сторону:"Смотри!"

Я долго не могла уйти от этого места – дивного памятника А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой, установленного на Арбате напротив  дома, в котором прошёл их медовый месяц. Грациозная, тоненькая, высокая красавица и почтительно на полшага, чуть сзади, восхищённый ею, супруг. Счастливые новобрачные, излучающие надежду на радостную, длинную-придлинную жизнь в любви и согласии. Трогательный образ любящих мужчины и женщины.
 
«Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.»

Фото получились отличными.
 
За сутки я увидела три памятника Александру Сергеевичу. У одного ощутила холодное дыхание смерти поэта. Стоя у второго, прониклась образом великого русского творца и в сотый раз убедилась, что, к нему никогда и ни в какие времена «не зарастёт народная тропа».  А третий, на Старом Арбате скульпторов А. Н Бурганова и И. А. Бурганова  – это же, друзья, символ не любви, нет, это символ восхищения мужчины женщиной! Любимой женщиной.

Три разных образа поэта, воплощённые русскими скульпторами, как дань талантливых творческих людей величайшему русскому таланту: смотрите, восхищайтесь, помните. А сказать утвердительно, что какой-то из трёх памятников поэту лучший и произвёл большее впечатление, по-моему, трудно по самой простой причине:они все отражают три разных мгновения жизни Пушкина и, каждый оставляет свой след в душе восхищённого почитателя Поэта. Только это ощущаешь, рассматривая вблизи, когда переплетаются воедино гранит и бронза с вдруг пришедшими на ум строками:

«И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь,
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.»

Список одноименных произведений соратников по Игре «Тема» здесь:
http://www.proza.ru/2016/06/05/1461