Билеты в кукольный театр

Всеволодов
 (из сборника "Ты больше не моя женщина")



Я познакомился с ним случайно, в автобусе. На одной из остановок  водитель  так резко  затормозил,  что меня,  не державшегося за поручень,  бросило прямо  на колени старушки, возложившей  руки на корзину с яйцами. Она истошно взвизгнула. Пассажиры  рядом, - кто упрекал меня в неуклюжести, кто издевательски смеялся, видя мои перепачканные брюки. И только  один человек, небритый, явно пьяный,  в кепке, надвинутой  на глаза, как-то странно восторженно  смотрел на происходившее.
- Хороший кадр бы получился, - сказал он.
- А вы режиссёр, что ли? – зло огрызнулся   я, думая, что он издевается надо мной.
- Да, - сразу погрустнел он, и  так сильно нахмурился,  что козырек  кепки  стал еще ближе  к его бровям, - был. Давно. Очень. Снимал  раньше. Фильмы разные.
 - А сейчас? – спросил я.
-  Сейчас смотрю, что другие снимают.    Ерунда полная, честно говоря.


Оказалось, нам выходить  на одной остановке.  Раздался смачный звук. Это старушка успела бросить  мне в спину одно из разбитых яиц.
-  Просто Хармс какой-то, - усмехнулся он, - у него такие сумасшедшие старухи. Я повесть его про старуху  экранизировать хотел.
- Почему не стали? – спросил я.
- Время другое  пришло.  Кино теперь снимают или барыги, или идиоты полные.


И тогда я сказал, что снимаю фильм.
- На барыгу ты не похож…, - о том,  похож ли я на идиота, он ничего не сказал.
- Давай ко мне, - вдруг предложил он, - лет   пять, наверное,  за кино ни с кем не говорил…Понимаю, - усмехнулся он, видя мою растерянность, – тоже по ящику  насмотрелся,  как на улице  приглашают домой незнакомые всякие,  а потом – топором по голове.
- Пойдем, - согласился я. Не хотел показаться трусом.  Но переступив порог его квартиры,  тут же подумал, что  страх  для мужчины – не предмет стыда, а обостренное чувство самосохранения.  От  жилища, в которое я попал, веяло невыносимой затхлостью, безжизненностью. Паутину на стене никто не смахивал.  Стоящие на столе грязные тарелки были, как мухами, усеяны окурками.

- Извини, гостей не ждал. Из пожрать – колбаса одна, сказал он, делая бутерброды посреди грязной посуды, - а про что кино твое?
- Про любовь, - ответил я.
- Мутотень, наверное, - сказал он, пережевывая колбасу, - чего кино снимать-то потянуло?
- У меня друзья снимаются. Хочу, чтобы они навсегда жить остались. Хоть на пленке. Даже фотографии время не останавливают, а кино это подвластно. Живая энергия,  голос….
- Херня полная! – рассмеялся он, - это  ты  оставь для интервью, если мир перевернётся, и твой фильм на каком-нибудь фестивале  безбюджетном  пройдет, будешь заливать корреспондентам «Крыжопольского вестника». Друзей-то своих снимаешь, потому что на нормальных актеров  денег  ни фига нет, и мечты твои – не друзей навсегда живыми оставить,  а в Каннах  в костюмчике с бабочкой постоять. Хочешь, я  тебе реально настоящую актрису подгоню?
 
Я уже  думал, что попал в какой-то убогий притон.
- Реально с ней лет семь, наверное, не созванивался. Но для тебя.. раз ты фильм снимаешь свой… Она реально актриса.  Во всех моих трех фильмах снималась.  Я ее вижу то в одном сериале, то в другом. Не в главных ролях, конечно, так, эпизоды, но все равно…  Вон,  вчера только видел, мыло какое-то рекламировала.  У меня она только главные роли играла. Давно это  было. Ты чего колбасу-то не  ешь? Ну, так, чего, звонить? Я не обещаю на сто процентов,  но, думаю, для меня она  сделает.  Это я ее первый снимал, когда она только театральный закончила.  Мне баба с большой  грудью нужна была, - вон в той ванной снимали, - кивнул он в  сторону коридора, - она еще стеснялась  сначала.   Теперь вот в какие-никакие актрисы выбилась. Другие-то наши про всякое кино напрочь забыли. Было, правда, пару талантов,  да от пьянок померли давно. Ну, так, чего, звонить?  У тебя и снимать-то, наверное, особо негде?  Можешь у меня снять что надо тебе там.  Я Зинку сюда и приглашу, - он  включил телевизор  и стал переключать каналы, - да, ты ешь колбасу-то! О, ну вот! Я знал что наткнусь! Вот. Реклама эта дурацкая! Вон она,  Зинка! Каждый день  ролик этот дурацкий крутят.

Я не знал ее имени. Но я несколько раз видел ее по телевизору. Это была  настоящая актриса. Не то что мои друзья. Я был уверен, что  она не согласится играть где попало.
- Ты не думай, это не за деньги все. Она по старой дружбе должна.  Все равно ни хрена, конечно, у тебя не получится. Но я помню, как сам таким же идиотом был.
Он набрал ее номер.
 
- Алло? Зин?  Узнала? Ну да, сколько лет, сколько зим! А номер, вижу не сменила! Слушай, я практически по делу тебе звоню.. тут режиссер очень перспективный.
Я поежился, услышав эти слова. Он даже сценария моего не читал.
- Ну, давай, завтра  у меня здесь на  квартире встречаемся.  Адрес-то не забыла еще? Все-таки именно здесь звезда твоя актерская взошла.  Альма-матер, так сказать. Ну, жду. К десяти? Хорошо. Лады. Ну, сценарий,  роль он привезет,   ты ж профессионалка, с лету  роль сделаешь.  Все, - сказал он мне, повесив трубку, - по поводу денег там ты не заворачивайся.  У нее помню, ребенок вроде был, сейчас ему лет  десять,  наверное, уже. Девочка, кажется. Ну, вот ребенку купи что-нибудь. Конфеты там, может. Про что фильм-то твой?

И я стал рассказывать  ему свой сценарий. Страстно, увлеченно. Тогда я еще глупо  верил,  что мои творения  изменят мир,  и в кино, как в особое метафизическое пространство верил. Был уверен, что режиссер – это  художник, который рисует на экране красками чужих душ.  Поэтому ни одно искусство не может дать столь великих полотен, как кинематограф.
Я рассказывал так увлечённо, что,  размахивая руками,  сбил тарелку со стола. Он не стал поднимать осколки.

- Ты  идиот, -  добродушно засмеялся он, - но я хотел бы, чтоб у тебя все получилось. А знаешь,  почему вот  я лично кино стал заниматься? В третьем классе пришлось налысо постричься. Родители объявление увидели   о кастинге на роль  беспризорника  в фильме.  Главная роль.  Приглашались не актеры. Моего как раз возраста.  Только условие было – обязательно налысо  постриженным  на кастинг  прийти, чтобы режиссер точно мог с образом определиться.  А еще другу из класса сдуру сболтнул про все это.  Ну, ни на какую роль меня  не взяли ни фига, даже слова доброго не сказали.  А я уже – лысый. И друг, паскуда, разболтал всем. И они,  гады, смеются хохочут, - ха ха ха! Кино!  Заливаются над видом моим, вшивым дразнят.. это же от вшей наголо стригутся.  До слез обидно было.  Ну, и хотел я гадам этим доказать, что я чего-то стою. В кино именно. Они же со мной совсем как с ничтожеством.  И я, взрослый мужик уже, не пацан мелкий, когда  фильм первый сделал свой,  налысо постригся. Чтоб всех их уесть. Но никуда мой фильм не пошел. Никаких  призов, ничего.   Потом еще два холостых.  И бросил я  все это дело.  А сейчас бы вот и рад, чтобы волосы были…да не растут больше…мне некрасиво без них, поэтому в кепке хожу,  даже в жару.  Так и кажется, что, как в детстве, смех за спиной услышу.  Может, у тебя получится с кино? Я за столько  лет первый раз такого идиота встретил. Завтра я тебе помогу.  И со светом тоже, оборудование кой-какое осталось. Не все я в жизни  пропил. Только ты приходи пораньше, лады? Сценарий хоть дашь почитать. 

Ночью я не заснул.  Я не знал, как вести себя с настоящей актрисой. Я же не настоящий режиссер.  Так, любительское кино.  А она – в телевизоре. Я купил ей с дочерью  два билета в кукольный театр.  Увидел объявление  о каком-то новом представлении, сказочном шоу, и решил купить. Не  куклу же девочке десятилетней дарить.
 
Я пришел на три часа раньше назначенных съёмок.  Мой новый знакомый был чисто выбрит, на столе стояло шампанское.
- За встречу решил купить. И, знаешь, радостно как-то сегодня. Съемки там… Мне вообще эта лабуда давно опротивела.  А тут вдруг как второе дыхание… Я же тоже сумасшедший был, с лету в одну неделю мог фильм снять, никто даже сценария не знал до начала съемок. и вот  сегодня.. радостно на душе  как-то.  Как будто время  назад вернулось. Как будто не было всех этих лет,  будто вчера только Зинка вон в той ванной лежала. Слушай, я вижу у тебя в сценарии тоже есть сцена в ванной... Это как раз Зинкина роль, да?
В моем  нелепом сценарии, напичканном  надуманными символами, героиня  произносила  четыре главных монолога в четырех стихиях.  Одной  из них была вода. Лучше бы она  говорила эти свои слова на берегу моря.   Но  море мне было не по карману.
- Можно, в принципе, Зинку на эту сцену уломать. Мыло-то она  рекламирует. Только  надо будет с этой сцены и начать. Чтоб она не  передумала потом.

Раздался звонок  в дверь. Она пришла раньше.  Они поздоровались как старые, добрые знакомые.  Меня он представил по имени.
- Ну, давайте за встречу,  -  пробка от шампанского взлетела в воздух. Они оба произнесли несколько тостов, за дружбу,  за кино,   и бутылка кончилась.  Он совсем развеселел.
- А где съемки будут? – спросила она.
- Здесь. У меня, - улыбнулся  он.
 - Подожди,  – насторожилась она,  – ты сказал,  что мы встречаемся здесь только.  Что, для съемок другого места не найти было? А режиссер где?  Где вообще все?
- Вот режиссер, - указал он на меня.
- Где? – было такое впечатление, что она думает, - он указывает на кого-то,  стоящего за моей спиной, настолько она смотрела мимо меня.
- Да вот же! – хлопнул он меня по плечу.
- Ты издеваешься?! – ее голос  сразу стал очень холодным.
- Да. Это молодой, очень перспективный режиссер.  Ты сценарий почитай, - это улет!  Сейчас такое никто уже не снимает.  Ты в шедевре сыграешь. Главную роль.  Не все ж мыло рекламировать.
- Да пошел ты! – я думал, что она сейчас ударит его, - и сколько вы заплатить мне за съёмочный день собирались? – ехидно спросила она.
- Ну, что ты все на деньги! – с досадой воскликнул он, - а искусство что, уже ничего не значит для тебя?! Я не узнаю тебя прямо.

Я стал вытаскивать из карманов деньги.  Все что было. Я готов был отдать ей все на свете, только бы она не говорила со мной так.  Я чувствовал себя  таким униженным,  что слезы выступили на моих глазах, и тогда в ней проснулась какая-то  жалость материнская, какое-то сочувствие ко мне.  Она подошла близко-близко, посмотрела мне в глаза.
- Ты очень хочешь снять свое кино?
Я молчал. Слезы  давили горло.
- Тебе это, действительно, так важно?
Она увидела мои слезы, и не в глазах даже,   глубже. В самой душе увидела
- Ладно, черт с тобой.  Все равно уже сегодня никуда не попасть.  Все сбилось. Один съемочный день – твой. Что играть  надо?
-  Ну, я тебе говорил, она мировая девчонка!  А играть… Ты играла это. Примерно то же. В ванной этой,  тогда, у  меня, помнишь?  Только теперь все серьезно.  Стихия воды.  Героиня в ванной.  Шикарный монолог. Все в пене... героиня,  по грудь обнажена…
- Чего?  - возмутилась она.
- Ну, грудь обнажена у героини. Не в майке же в ванной лежать.  У тебя же шикарная грудь.  Залюбуешься. Народ должен видеть.
Она смерила его презрительным взглядом. На меня она даже не взглянула.
- В ванной говоришь,  -  и она пошла, туда,  в эту ванную. Шатаясь. Мне странным это показалось.  Не так ведь много выпили, чтобы шататься. Она закрылась изнутри. Мы слышали, как она пустила воду.
- Зина! – позвал он ее через дверь. Она не откликнулась.   

Пришли мои друзья, которые должны были участвовать в съемках.  Мне трудно было объяснить им, что происходит.  Я извинился и попросил  прийти в другой раз. 


- Да ломать-копать все   к едреной матери! - воскликнул  мой новый знакомый,  - дура чертова! Тоже мне, целка-балерунья! – он обессиленно  упал на стул и закрыл голову руками. Я дернул дверь. Она поддалась. Щеколда была совсем непрочная. Вода уже лилась на пол, возле наполненной до краев ванной, сидела  Зина, тоже обхватив голову руками.   Я   выключил воду. Она убрала руки  от лица, и я  увидел, что она  рада, что в комнату вошел я, а  не  былой друг ее.   Я встал на колени рядом с ней.  Она обняла меня. Обхватила мою шею, как маленькая девочка.

- Прости, -  зашептала она, -  у меня просто нервный срыв.   У меня третью неделю подряд все не клеится, рушится все к черту.  Депрессия началась. Руки могла  наложить на себя, если бы не дочь. Для нее   и живу. Она думает, что  мама  у нее – актриса.  Гордится так. А какая из меня, на фиг  актриса?! В дерьме снимаюсь. Да еще и в эпизодах. Мыло рекламирую. И.. знаешь…сейчас…нервы просто не выдержали уже.  Я же тогда…семь лет назад…вот в этой же самой ванной…с голой грудью…дура последняя.  И…опять то же самое! Как будто  не было  восьми  лет этих, как будто я из  кожи вон  не лезла…я же через все шла,  и через унижения, и через постель… видно, не  так хороша я в постели,  раз только эпизоды дают. И с температурой сорок  играла.  Меня наградили два раза. Дипломы дома висят.  Смотришь на них и думаешь, что ты актриса. Дочка гордится.  И веришь, что сниматься  еще обязательно  позовут в кино  настоящем. А тебя – мордой в эту ванную.  Мордой, мордой, мордой! В ванну чертову! – и она стукнула со всей силы  о край ванной, тут же сжав руку от боли.  Я осторожно взял ее ладонь. Она заплакала еще сильнее  оттого что мне было не все равно, что ей больно.
 
- Бросай ты все, -  сказала она, - ничего не получится. Кино – это деньги. Очень большие. Без них ничего  нормального не снимешь.  А у талантливых людей денег никогда нет. Поэтому и снимают дерьмо одно.  А у меня дочь болеет. Сильно.  Очень сильно болеет.  Мне деньги нужны. Ей на операцию. Она сейчас меня дома ждет. Будет спрашивать обязательно, где я снималась. Она так  радуется, что ее мама актриса.  И что я скажу ей…что все эти годы из кожи в лезла, чтобы меня мордой  в ванную! И что  сегодня я ей на операцию целых  два бокала шампанского заработала?! Все  восемь  лет как будто ластиком стерли.

Она плакала,  держа меня за шею, ее голова была на моей груди.  И я думал, что ластиком стерли  не восемь лет,  а гораздо больше,   что она  в эти минуты  вновь стала маленькой, хрупкой, беззащитной девочкой,  которой была когда-то в детстве.
И еще я думал, что в кармане у меня  лежат билеты в кукольный театр.