В запас. Подведём итоги

Анатолий Емельяшин
     Вот и подошло время подводить итоги своей армейской карьеры. Я выведен «за штаты» части, жду приказа Министра Обороны. Впереди неизвестная и немного пугающая жизнь «на гражданке».
     Время, проведённое в ВС СА не так уж и велико, менее восьми лет. Но это вся моя юность, с 18 и почти до 26 лет. Конечно, если считать школьные годы отрочеством, а не юностью. За это время было познано столько нового, столько произошло событий и происшествий, что могло бы хватить и на всю жизнь.
     Летал я на шести типах самолётов, общий налёт – около 600 часов. Для истребителя это очень солидный налёт. Как инструктор выпустил 12 курсантов, тоже приличное количество на один год инструкторской работы. Летал на семи аэродромах, четырёх летних и трёх стационарных.
     Служба прошла в четырёх гарнизонах и пяти летних  лагерях.
     На это ещё не вся статистика. Да если она о чём-то говорит, то только мне – никакого интереса для других она не представляет.

     А сколько сменилось у меня прямых начальников – и подсчитать сложно. Подсчитаем самых высших.
     Сколько Министров Обороны сменилось за моё краткое пребывание в армии? И сколько Главкомов ВВС?
     Ехал в училище при МО Булганине. Он уже три месяца возглавлял министерство Обороны. Этот невоенный Маршал уже был ранее министром Вооружённых сил. Почему-то Сталин сдал свой пост в 47 году не войсковому Маршалу, а политработнику, присвоив гражданскому человеку  это звание.
     Тогда было два отдельных министерства: Министерство Вооружённых Сил  и Министерство Военно-Морского Флота, возглавлявшееся адмиралом Н.Кузнецовым.  Сдал Булганин свой пост Маршалу Василевскому в 49 году.
     После смерти Сталина ему достался портфель уже объединённого Министерства Обороны. И командовал он армией и флотом до 55 года, когда после разгрома «антиправительственной группы» министром стал Жуков. Ходили неопровержимые слухи, как Жуков спас Хрущёва от нападок бывших соратников по Президиуму ЦК: тормознул принятие решения и в течение суток доставил военными самолётами членов ЦК, верных Хрущёву. За что и получил должность Министра.

     Жукова в армии не любили.
     Генералитет и высший офицерский состав, прошедшие войну, не любили его за чрезмерную жесткость, и даже жестокость, проявленную при координации действий фронтов в качестве представителя Ставки ВГК. Понижал в должности, снимал с постов, заставлял бросать войска в лобовые атаки, не считаясь с потерями, в своих промашках обвинял исполнителей. И всё это грубо, с матом и угрозами. Толкач, он и есть толкач, что с него взять с солдафона?
     Младший офицерский состав и военнослужащие срочники помнили рассказы отцов о беспрерывных лобовых атаках пехоты на укреплённые позиции, в которых гибли тысячи. Возвращавшиеся из госпиталей солдаты больше всего боялись попасть на фронты, которыми командовал Жуков. И радовались, что Сталин назначал своего заместителя по ГКО командовать фронтами очень редко и на короткое время.
     В октябре 57-го Хрущёв обвинил четырежды Героя Советского Союза в выпячивании своих заслуг, проведение линии на ликвидацию руководства партии и ЦК в армии, снял с должности МО, члена ЦК и Президиума ЦК и в марте 58-го отправил в отставку. Пленум прошел в отсутствии Жукова – он был в Югославии в гостях у Маршала Тито. Видимо боялись, что министр может поднять армию и силой оружия захватить власть.

     Армия не взрыдала. В армии сразу вспомнили и зловещие учения на Тоцком полигоне, где части после нескольких минут были брошены в «прорыв» через эпицентр ядерного взрыва, и ввод в Венгрию необученных солдат первого года службы и многие другие, не столь крупные, но значительные «новшества», терзающие рядовой и офицерский состав.

     Новым министром стал Родион Малиновский. Особых перемен армия не заметила. Разве что Боевая учёба стала менее нервной и офицеры вне части стали чувствовать себя посвободней. Появилось какое-то понятие о рабочем дне и времени отдыха. А ведь при Жукове офицеры даже дома, во время отдыха ощущали себя на казарменном положении.
     Малиновский был из числа тех полководцев, которые и во время войны и после пользовались уважением. Биографию военачальников изучать не принято, изучали только проводимые ими операции. Но ещё в училище один из политотдельцев (по комсомолу) сидя за рюмкой, поведал мне краткие истории из жизни Маршалов. В Академии это изучали под грифом «секретно», как мы в училище заносили в секретные кондуиты динамику крупных сражений.
     От него я узнал что Малиновский, на фронтах с 16 лет, имеет несколько «Георгиев», сражался в Экспедиционном корпусе во Франции, после возвращения прошёл в РККА все должности, на второй год войны командовал фронтом, встретив её в должности комкорпуса. Прошёл все должности по возрастанию, и штабные и командные. А самое главное – воевал в Испании. Знали бы армейские низы его биографию, относились бы к новому министру восторженней. Боевой министр, ничего не скажешь.

     Узнал я много нового из биографий и других известных стратегов. Даже то, что многие военачальники были военными советниками не только в Испании, но даже в гоминдановской армии у Чан Кайши (Блюхер, Чуйков, наш Главком Жигарев и сотни других, менее известных). Не говоря уже о других странах, где разворачивалась битва с мировым империализмом. Коминтерн поработал на славу.

     В общем, за время моей службы сменилось три министра обороны, и ещё больше начальников Генерального штаба. А вот смена Главкома ВВС  была только однажды:  Жигарев передал полномочия Вершинину, уже занимавшую эту должность в 46 – 49 годах.
 
     А заботятся ли об Армии все эти маршалы? О жизни отдалённых гарнизонов о повседневном быте кадров СА – офицерского корпуса, о быте и боевой выучке переменного состава? Может их главная забота – занять высшую должность? Кто знает, кто знает. Но без войн и конфликтов армия хиреет. Недаром кто-то из моих приятелей бросил фразу: «нашу армию спасёт не новый Министр, а только пусть даже маленькая, но победоносная война». Тоже кровожадная установка.

     Но я об армии уже не думаю, я попал под увольнение в запас, буду устраиваться на гражданке. А может действительно скоро войн, а значит и армий не будет? Что-то не верится в призывы о разоружении. Куда же денется агрессивная, завистливая и жадная до чужого, бОльшая часть человечества? Перевоспитается или выродится?... Идеалистические бредовые мыслишки.
                Сентябрь 1960г