Гранатовый браслет

Аркадий Алферов
           Поэма

( По повести А.И. Куприна)



Нет, не с молитвою венчальной
Хочу я познакомить Вас,
А заплетаю в этот час
Венок истории печальной…

Плыл через август мир – челнок
По волнам дней большого года…
Когда ж улучшится погода,
Никто не знал и знать не мог.

То тучи темными боками
Крутили, посылая дождь,
То вдруг туман, как пьяный вождь,
Запутал лодки с рыбаками.

А в море - темная вода,
Казалось, выплеснуться хочет,
И ветер бешено хохочет,
И новых волн встает гряда.

Что морю жалкие скорлупы?
И, словно, совесть не чиста
Потом выбрасывало трупы
На берег в разные места.

Да, ураган оставит след,
А в сердце неприятный холод,
И дачники, устав от бед,
Поспешно уезжали в город…

И лишь к началу сентября
Погода резко изменилась,
И солнце, яростно горя,
Всему оказывало милость.


Вдруг засинели тополя,
Любуясь осени картиной.
Уже обсохшие поля
Покрылись светлой паутиной.

Роняли золотистый лист
Деревья в золотые травы.
С печалью слушали дубравы
Последний птичий пересвист.

            …Здесь проводила время славно
Княгиня Вера. А недавно
Она бы в небо поднялась,
Казалось, лишь взмахни рукою,
Но безмятежно отдалась
            Уединенью и покою,

Так меж ночными берегами
Струится тишина рекою.


              ***

Цветами украшая зал,
Ждала гостей на именины,
И детства милые картины
Ей этот день напоминал.

И все же больше веселил
Ее сейчас подарок мужа:
Большие серьги из жемчужин –
Внимание по мере сил.

Уже давно, в какую службу,
Их чувства осветила новь?
И, прежде, страстная любовь,
В ней уступила место дружбе.
Такие верные сердца
Неразлучимы до конца!

Промчится миг, минует час,
Бегут за днями дни, недели,
Когда весенние капели
Вдруг снова растревожат нас!

И сердцу вспомнится такое!
И нежный взгляд и плеск весла,
Когда на крыльях нас несла
Любовь… и снова нет покоя!

Как прежде ловишь милый взгляд,
А ей … смешно - и смех, и горе!
Вот так же всколыхнется море,
А в шторм и верить не хотят.


                ***

Был тихий вечер. Отмечали
Рожденье Веры. За столом
Шумели гости о былом,
Шутили, пели … без печали…

Всех потешал ее супруг,
Напав на нить историй брачных,
Он так рассказывал удачно,
Что смех, как дым висел вокруг.
Что нищие и что князья,
С друзьями хорошо, друзья!

Все гости заняты теперь
Весельем. Где же наша Вера?
Ее таинственною мерой
Служанка вызвала за дверь.

«Что, Даша, что за глупый вид?
И что за сверток?»
                «Ваша милость!
Посыльный… Вот… Ну, как приснилось!
Вбежал … «Княгине»…, - говорит

И, убежал…»
                «Ну хорошо,
Идите, занимайтесь делом!»
И от кого не посмотрела,
Раскрыла, срезав ленты шелк.

Футляр… Записка… Отложила…
В футляре золотой браслет
В гранатах, излучая свет,
Они ее приворожили.

«Как кровь!» – встревожилась. И стала
Читать письмо:
                «Прошу принять…»
«И что он выдумал опять?» –
Подумала, но дочитала.

«Прошу принять от всей души
Вам мною посланный подарок.
И месяц, серебристо – ярок,
Со мной поздравить Вас спешит!

Чтоб светлый праздник не погас,
Пусть счастьем Вас судьба отметит!
Но нет сокровища на свете,
Достойного украсить Вас!

Я б не осмелился послать
Вам талисман…. И было трудно…
Но, как спасательное судно,
Его моя любила мать.

Пусть сбережет он Вас от скуки,
От бед и от недобрых глаз…
Я ж буду счастлив, что хоть раз
Его коснулись  Ваши руки…

Я умоляю Вас! Простите
Меня за дикий писем сад, -
Когда семь лет тому назад
Я был взаимности проситель.

Какой я глупый и смешной!
Как я осмелился представить
И рядом мысленно поставить
Пусть на секунду, Вас… со мной?!

Чего могу я в жизни стоить,
Когда для Вас я лишь – никто?
Прошу прощения за то,
Что я Вас мог обеспокоить!

До смерти преданный слуга,
Ваш Г.С.Ж.»
                Огни кровавы
Гранатов. Золото оправы
Стеснила алая дуга.

И Вере глаз не оторвать…
Она подумала: «Как лучше?
Сказать мне мужу? Будет случай…
От Васи незачем скрывать...»
Вернулась. Гости не скучают…
«А ну, друзья, кто хочет чаю?..»


               ***               


Уж поздно… Гости покидают
Гостеприимный этот  дом,
Хозяев уверяя в том,
Что и к себе их ожидают.

“Ты, Вера, проводить пойдешь?»
«Да, князь!» и тихо: «Вася, знаешь…
Там у меня в столе… найдешь…
Письмо… ну, в общем, прочитаешь.»

И вышла за гостями вслед…
Вернулась. Слышит голос брата:
«Ну, пусть она не виновата!
Но я не понимаю, нет!..

Он о тебе и Вере знает?
Согласен… перед свадьбой… пусть!
Ну, а сейчас какая грусть
Читать вас это заставляет?

А вот и Вера! В самый раз…
Мы о твоем… о сумасшедшем…
Уже приличья перешедшем…
Ведь он же опозорит нас!»

«Ну, что ты!» – Князь вмешался тут
«Ну что?  Подарки… и известно –
Растрата… Ну, а вам повестка,
Мол, надлежит явиться в суд…

Сходить к нему? Что Вера скажет?»
«Ты прав! И самый лучший путь –
Браслет немедленно вернуть…
И… с письмами покончить также…»

«Конечно! Уж давно пора
Покончить с глупою игрою!
Ты, князь, молчи… я все устрою…
Сегодня – это не вчера!

Так, значит, утром мы с тобой
Идем и принимаем бой!»


                ***


А вот и нужная обитель!
Звонят… За шелестом шелков:
«Что нужно?..»
                «Господин Желтков
Здесь проживает?»
                «Проходите…
Налево, голубая дверь…»
«Спасибо. Мы найдем теперь…»

Стучат… «Пожалуйста!»– Заходят.
«Вы – господин  Желтков?»
                «Да – я!
Что Вам угодно?»
                «Не тая,
Приступим к делу… Что ж выходит?
               
Как смеете Вы столько лет,
Мою сестру – княгиню Веру,
Преследовать? Сверх всякой меры
Такая наглость… Вот браслет…»

«Постой же, Коля!.. Ни к чему ты!..» –
К Желткову: «Что-то мне сказать
Хотите? Я б хотел узнать?..»
«Да, князь! Я этой ждал минуты…

Как трудно… трудно говорить,
Что я люблю жену чужую,
Что пламя дерзкое бушует
В моей крови, но отворить

Напрасно я пытался стену…
Семь лет я нежно повторял
Родное имя. Сотворял
Мой  воспаленный мозг… измену

Вам… от нее… - смешной я , право!
Писал и ожидал ответ…
И вот – гранатовый  браслет…
Любовь ли? Горькая отрава!

Все решено… Но так решить,
Поймите, что мне трудно было…
Мне без нее ничто не мило!
И значит лучше мне не жить!»

Вернулись. За обедом, в зале,
Все это Вере рассказали…

А ночью князь к жене идет
Но… почему ж она не рада?
«Уйди, пожалуйста, не надо!
Я знаю – он себя убьет!»


                ***

Но время ночь перемахнула
На вороном своем коне
И, в новом просыпаясь дне,
Природа радостно вздохнула…

Шум отъезжающей кареты
Прервал и так тревожный сон.
Конечно, это почтальон
Развозит местные газеты.

Обычно Вера не читала
Газет. Ей было не до них,
Но почему-то в этот миг
Ее душа затрепетала.

Вскочила… Кажется, ушиблась.
Сбежала вниз. Газеты… вот…
Как бы трагический исход
Предчувствуя. И не ошиблась.

«Вчера чиновник из палаты,
Г.С.Желтков… И всем ясна
Причина смерти – жил без сна -
Вдруг обнаружится растрата…»

Она подумала с тревогой:
«Он сумасшедший иль поэт,
Что столько молчаливых лет
Шел параллельною дорогой!»

Потом заметила письмо,
Знакомый почерк.
                От Желткова…
И с нежностью какой-то новой
Раскрыла…
                «Осень, в дороге
Меня вдруг осенила новь:
Такое счастье, как любовь,
Мне подарили злые боги

И так давно ли это было?
Почти что восемь лет назад.
Я, вспоминая, очень рад
Сгорать от чувственного пыла,

Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста.

Но, видно, кружева из пыли –
Не украшение дорог…
И значит, я любить не смог
Так, чтобы Вы меня любили.

Я не тревожил Ваш покой.
Моя вина? Да и вина ли,
Что чьи-то песни над рекой
Вам о другом напоминали?

Да, я краснею, я стыжусь
За мой браслет, за письма эти,
Но нет желаннее на свете
Земли другой, чем наша Русь

За то, что Вы на ней живете.
И мне так дорого всегда,
Над чем смеетесь иногда,
О чем грустите и поете.

Когда в рассвет вплетает ветер
Березкам ленточку – зарю,
Я снова Вас благодарю
За то, что Вы одна на свете.

Но надо мною не звенеть
Тому, что не было и было…
А мне без Вас ничто не мило,
И значит, лучше умереть!

Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста…

Когда – нибудь взгрустнется Вам,
Меня ли вспомнить Вы решите –
Сыграйте или прикажите
Сыграть сонату номер два

Бетховена…
                Уж ветер вольный
С каретой для моей души…
Постой, приятель! Не спеши!
Прощайте, милая!.. Довольно!..»

Княгиня мужу показала
Письмо…. И через слез вуаль –
Глаза, не видящие даль,
Припухли… и она сказала:

«Возможно, что – нибудь не так
Вы с братом сделали…. Но как
Он близко к сердцу мог беседу
Принять! И сколько, сколько мук…
Ты не обидишься, мой друг,
Что я проститься с ним поеду?»

 
                ***
               
Уже давно прошли те дни
Сомнений, связанных с любовью.
Уже склонились к изголовью
Ночей безумные огни.

Уже не смотрит на суму
В чужих руках святое братство,
И выбирают не богатство,
А выбирают по уму.

Уж ночь садится на порог…
Вернемся к дням, покрытым прахом.
С каким–то неподдельным страхом
Тропинки вьются у дорог…

Но все же бедность - не порок.
И в отношенье человека –
Ручьи всегда рождают реки,
А без тропинок нет дорог.

Не поддаваясь пустословью –
В другое время – не сейчас…
Любил ли кто-нибудь из вас,
Но… безответною любовью?

Так вот в чем суть поэмы этой,
Что о любви грустит неспетой!


                ***

И вот княгиня без труда
Нашла квартиру…. Позвонила…
«К кому?» - и женщина склонила
На грудь головку: «Вот беда!

Он умер…. Был такой хороший…
Казался сыном мне и… вот…
А мне все верится – живет
И как-то легче с этой ношей.»

«Простите! Можно посмотреть?»
«Да, да! Конечно! Дверь налево.
Вы, пани, словно королева.
За Вас не жаль и умереть!..»

Вошла. С тревогою и болью:
«Так вот ты, кто меня любил!
Прости за то, что погубил
Себя ты этою любовью!

Прими прощальный поцелуй…
Твоя ль вина? Моя ль ошибка?»
А он лежал с такой улыбкой,
Как будто тайну вечных струй

Узнал от жизни…


              ***      
               
                Поздно. Вечер.
Княгиня возвращалась в дом.
И все казалось тихим сном
Под летний самый добрый ветер.

Заря в полнеба, мирный дым
Из труб высоких лился сладко…

И две звезды, пока украдкой,
Накрылись облаком седым…

Мечтала на далекий луг…
А вот и дома. Чуть устала.
И хорошо, что не застала
Ни мужа с братом, и ни слуг.

И лишь подруга, пианистка
Ждала, обидевшись совсем.
И вот, взволнованная тем
И не далеким, и не близким

Княгиня кинулась в слезах
К ней: «Женни, милая, сыграй мне!»
И, словно,  доверяясь тайне,
Прочла любовь в ее глазах.

И… глубиной аккордов дивных,
Как полнотой душевных сил,
Звучит… соната – лебедь гимном,
Которую Он так любил:

«Ты слышишь в нежных звуках:
                «Жил…»
-Не плачь, душа моя, не надо!
Ты остаешься, моя Лада,
Такой, какую я любил.

Себе я гибель призываю,
Но в сердце для тебя одной,
Моей единственной, родной,
Слагаю гимн и называю

Твоим…. Ведь ты сама не знаешь -
Какая ты?.. Я бы унес
Твой гимн туда, куда без слез
Я ухожу…. И ты прощаешь
Меня…. О, этот сладкий миг!..
Хвала тебе!.. Последний крик…


Но бьют часы: «Пора, пора…
Ах, этой жизни круговерть!
Идет за мной…. Прости…. Вчера….
Все усмиряющая смерть…»

Подруга к Вере: «Что с тобою?
Ты вся в слезах!
               Эй!.. Кто!.. Огня!..»
«Не надо, Женни! Я открою…
Ты знаешь, он… простил меня!»


          ***

Забытых мыслей бубенец:
О чем мечтал я много лет? –
В стихах «Гранатовый браслет»
Увидеть бы и… наконец…

Я не старательный спасатель
Событий, фактов… Это факт!
Но пусть простит меня писатель,
Что если что-нибудь не так...