Гонка вооружений

Шевченко Александр Владимирович
Гонка вооружений.

Андрей замер над вскрытым конвертом. Где ему было взять длинноногую модель, о которой шла речь в приглашении? Гонка продолжалась. Пошли на новый круг. Всего за день до этого, сидя в ресторане и ожидая встречи с другом, он и подумать не мог, что это всё так обернётся.

–Вы уже решили, что будете заказывать? – оказавшийся рядом официант раскрыл блокнот и занёс над ним карандаш.
–Минутку, – попросил Андрей, вчитываясь в меню.

«Чёрт возьми, а что бы взял Лёша?» - думал Андрей, скользя взглядом по странице с самыми дорогими винами. Отчасти он выбирал не для себя, а для него. Произвести впечатление в ту секунду казалось важнее собственных вкусовых предпочтений.

–Простите, а вот «Лафит» восемьдесят второго…
–О, позвольте высоко оценить ваш выбор! – сказал официант и заскрипел карандашом, представляя кафе мороженое, куда он тем же вечером сможет сводить свою подругу Наташу. Одних только чаевых от такого заказа хватит, чтобы наесться досыта его любимым крем-брюле.

–…тут указана цена за бутылку или бокал? – спросил Андрей, стараясь по ходу фразы не растерять остатки достоинства в голосе.
–За бокал, конечно…, - ответил официант, смутившись. Чаевые были в опасности. Вечерний поход в кафе повис на волоске.

–Так, ладно. Тогда будьте добры… вот этот мерло.
–Тоже очень хороший выбор, – ответил официант, с усилием давя на грифель. –Что-нибудь ещё для начала?
–Нет, чуть позже, я жду друзей.
–Тьфу ты, мерло! – думал Андрей, –Лёха засмеёт.
–Тьфу ты, мерло! – думал официант, – А как же кафе мороженое? А как же Наташка? Эх, мираж, дымка…

–Добрый вечер, – обратился к официанту Алексей.
–Добрый вечер, –промямлил официант, всё ещё удручённый своими мыслями, –Вас ожидают?
–Да, кажется, вон за тем столиком. Подойдите к нам через минутку.
 
Лёгкой походкой Алексей зашагал к столику Андрея, отстукивая каблуками ритм своего появления. Он просиял, завидев друга. Отличный костюм Андрея сидел, словно был пошит на заказ, но пиджак он почему-то не снял, когда садился за стол. «Почему? Что-то не так с рубашкой? Вроде бы нет: узорчатая подкладка на вороте, дорогие костяные пуговицы, хотя и чуть вычурные. Судя по всему, по причине ярких пуговиц решил не повязывать галстук. А что за щетина? Последний писк моды или промахи стареющего станка?» – промелькнуло в голове Лёши.
Андрей встал из-за стола и сделал шаг навстречу Алексею. Новые туфли неловко скрипнули. Андрей обратил внимание на роскошный галстук, подпоясавший гладко выбритую шею Лёши. Ворот отдавал ароматом классического «Кензо», каким пользовался когда-то отец Андрея. «Нестареющая классика. Что ж, удачный ход. Неплохо бы и себе такой приобрести. Костюм явно пошит на заказ, сидит, как на манекене» – оценил Андрей.

–Привет, Лёш! Слушай, роскошный костюм. На заказ шил?
–Здорово! Да брось ты. Я смотрюсь как половина здешних официантов, – застенчиво отмахнулся Алексей, усаживаясь.
–Какие-нибудь напитки для начала? – поинтересовался официант у Лёши.
–А, да, пожалуйста, бокальчик «Лафита», – ответил Лёша мимоходом. У официанта загорелись глаза. Грифель забегал по линованной странице блокнота. Снова кафе, снова крем-брюле, снова Наташка!
–Есть будем? – спросил Андрей.
–Да, давай слопаем чего-нибудь, – Лёша взял меню и, тыкая в страницы наугад, выбрал себе ужин из пяти блюд.
–О, позвольте мне высоко оценить ваш выбор, – прокомментировал официант.
«Даже на цены не смотрит, гад», – думал Андрей. – «Надо выбрать всё самое вкусное, не сбавляя темпа. Может быть, то же самое? Нет, так я распишусь в собственной беспомощности. Признаю его победу. Взять дороже? Нет, придётся быстро калькулировать в уме… О! Попрошу принести по совету шефа. Главное, чтобы кредитки хватило».
–А мне, пожалуйста, по выбору шефа, если возможно, – сказал Андрей, протягивая закрытое меню официанту.
–Да, конечно же, это можно, – сказал просиявший официант и удалился, гудя под нос гимны виноградникам Лафита.
«Ну что ж. По-моему, это один – один», – решил про себя Андрей.
–Это ты зря, – начал Лёша. –Здешний шеф – болван, каких мало. Насоветует чёрти чего, да ещё и подороже.
–Да, неважно, – бросил Андрей. Его единица вернулась в ноль.

Лёша и Андрей были дружны с детства. Познакомившись ещё в школе, они сразу стали лучшими друзьями, и вот уже больше половины жизни шли бок о бок. На протяжении всей их дружбы, они не переставая соперничали, мерялись достоинствами, превращая свою жизнь в постоянную гонку вооружений.
Однажды на уроке Андрей закинул отличнику Валерочке за шиворот гусеницу. Лёша не замедлил с ответом, и уже на следующем уроке под аккуратно заправленной рубашечкой Валеры бегал мышонок из «живого» уголка.

Однажды утром Андрей поведал другу, что посещает музыкальную школу по классу фортепиано. Лёша тем же вечером решил освоить рояль.

Летом Лёша ездил отдыхать в «Артек». Андрей тоже ездил в Крым, но название своего менее известного лагеря забыл то ли случайно, то ли намеренно. На следующее лето, после десятого класса Андрей раздачей рекламных листовок заработал денег на «Артек». Но Лёшу он там почему-то не встретил. В сентябре Лёша хвастался, что отдыхал в «Буревестнике» и всю смену «отвисал» с настоящими студентами, и что ещё важнее – со студентками.

Андрей изловчился соблазнить первую красавицу класса и пошёл с ней на выпускной вечер. Когда он повёл её целоваться за кулисы актового зала, то застал там Лёху с их молоденькой математичкой. Если бы не тот случай, Андрей бы едва ли исправил в аттестате свой трояк по алгебре.
 
Первой работой Андрея стал «Останкинский» завод в Москве. Лёша тогда работал на «Кока-Коле» в Переделкино. «Зато, ему ездить далеко, за МКАД», – злорадствовал Андрей, пока Лёша не накопил на свою первую «девятку». Андрей отжался и тоже купил машину. Ему всегда казалось, что «восьмёрка» лучше, современнее. Не какой-то там хетчбэк, а настоящий трёх-дверный купе.

После института их дороги едва не разошлись, когда Алексей с головой погрузился в работу. Встречи сперва стали реже и постепенно свелись к традиции встречаться только раз в год. Андрей искал этих встреч и готовился к ним задолго. Нередко получалось, что он тянул со всеми «важными» покупками ровно до этих ежегодных посидело. Накануне покупались телефоны, часы, запонки, рубашки. Выбор места встречи тоже было немаловажным аспектом гонки. Бары и пабы давно ушли в прошлое. Пиво отныне пили лишь молокососы, а «маститые дядьки» вроде них с Лёшей пили марочное вино в самых престижных ресторанах Москвы.

На этот раз был ход Алексея, и он выбрал одно из подобных заведений на Бульварном кольце. Едва ли Андрей сам бы пошёл туда, хотя и мог это себе позволить. Тем не менее, рассчитывая на то, что придёт вторым, Андрей долго работал над небрежной и расслабленной походкой, которой он проплывёт мимо толстосумов к столику, за которым его будет ожидать Лёша. На этот раз Андрей надеялся выйти вперёд, но… его едва заработанная единица вернулась в ноль.

–Что нового? Чем живёшь? – начал Андрей.
–Да вот, проездом в Москве, решил повидать старого друга. Дела, командировки, сам понимаешь. Не часто получается выбираться, – ответил Лёша.
–А ты где сейчас? Чем занят?
–Гостиничный и ресторанный бизнес. Почти по всему миру. Сейчас рассматриваю одно интересное предложение. Есть вариант переехать пожить … в другом месте.
–А сейчас где живёшь? – Андрей недавно въехал в квартиру в районе Университета, и почти был уверен в этом тузе, но каким козырем сыграет Алексей?

–Ой, да, я уже давно живу не в Москве. За границей, – сказал Лёша, развеяв вопрос о том, чей туз был козырным.
–И что будешь делать за океаном? Где, кстати, в Америке?
–Не совсем в Америке, это скорее Атлантический океан. Недавно я подал заявку… То есть написал одному бизнесмену о возможном сотрудничестве. Если моё предложение его заинтересует, то сможем запустить новый проект. С нетерпением жду его ответа.
–А что за проект? – продолжал Андрей, прощупывая почву. Капнув соуса в салат, он пытался понять, под каким следует подать те факты, которыми располагал он.
–Собираюсь поработать на круизном лайнере.
–В смысле поработать? Кем?
–Думаю, что буду играть там на рояле.
–Серьёзно? – навострился Андрей, не понимая, шутят с ним или нет.
–Не без этого. Почему бы не сыграть вечерком. В планах – устроить отель на его лайнере. Назовём его «Голдэн Маунтин». Переводится – «Золотая гора».
–Я знаю, – обиженно буркнул Андрей.
–Там же будет ресторан и целый развлекательный комплекс для любителей морских круизов.
–Круто, – протянул Андрей, разжёвывая тугую креветку в салате.
–А сам-то ты как? – спросил Алексей, принимаясь за томатный суп.
–Я продвинулся до старшего юриста в своей компании.
–В какой? – кинул Лёша, увлечённый больше ложечкой песто в супе, нежели каким-то старшим юристом в неизвестной ему компании.
–Да собственно… В той же. «Льюис Шерман», – называя свою компанию Андрей вдруг смутился. В узких кругах эти слова обычно звучали гордо, весомо. Первый раз Андрей произнёс их так, словно извинялся.
–А. Не помню. Ну, продолжай, – попросил Алексей, хотя Андрею уже совсем не хотелось продолжать.

Тем не менее, чтобы встреча не прошла даром, Андрей выпростал из-под манжеты золотой циферблат «Лонджин», поймал быстро упавший на часы взгляд Лёши и начал рассказ о себе. Он поведал другу о том, каким трудом ему доставалось место старшего юриста в фирме. Андрей в красках рассказывал о том, как он карабкался по пресловутой карьерной лестнице, которая больше напоминала отвесную скалу.
Андрей покрывался нервозной испариной. Заработанное потом и кровью повышение по службе, казалось, совершенно не впечатляет Лёшу. «Ну конечно же, что ему моё повышение, когда у самого бизнес, заокеанские партнёры, трансатлантические лайнеры!» Андрей же продолжал рассказ о ночных переработках, галлонах кофе и чая, испорченном зрении, но что главное – о плодах непосильных трудов, которые, разумеется, стоили затраченных усилий. Новая машина, новая квартира, новые часы и новая пара запонок в конце концов!

Его рассказ перебил официант подав Лёше главное блюдо, на которое тот накинулся, наверное, со всем своим вниманием, не замечая больше ни выстраданных повышений, ни дорогостоящих проектов, ни бессонных авральных ночей из повествования своего друга.

Тем не менее Лёша был внимательнее, чем пытался казаться. Более того, он был рад слышать об успехах Андрея, хотя и скрывал это в глубине своего небрежного тона. В какой-то момент своей жизни, Алексей увидел новый смысл этой мнимой гонки. Как показалось однажды Лёше, Андрей, будучи ленивым человеком, рисковал остаться в арьергарде жизни. Извечный вопрос мужской самореализации именно в их возрасте требовал ежедневных ответов, ежедневных планов, решений, идей. Самый умный, самый богатый, самый сильный, самый ловкий, самый-самый-самый…

По причине врождённой самоуверенности Лёше были безразличны достижения каких-то планок и сравнения со сверстниками, он и без этого считал себя лучше других. Но ему было интересно подначивать Андрея рассказами о своих успехах и победах, чтобы друг неутомимо гнался за ним, не позволяя себе ни на секунду остановиться. Андрей был нерасторопным и инертным, но при этом завистливым. Лёша же прекрасно это знал и именно из этого недостатка своего друга вытягивал для него же как можно больше выгод. «Открой он когда-нибудь мои карты, он проклял бы меня или отблагодарил?» - задавался порой вопросом Лёша.

Настало время десерта. Андрей прервался, залил вином пересохший язык, ожидая пока официант, радостно сверкая глазами, не расставит на столе тарелки с десертами и чай. Перехватив инициативу, Алексей сменил тему, чтобы перейти к самому интересному.

–Андрей, а с кем ты сейчас? Один или уже женился?
–Ну что ты, я бы позвал тебя на свадьбу, – парировал он, уйдя на время от ответа, чтобы поразмыслить.
–Точно, я как-то не подумал. Хотя вдруг ты задумал бы что-то скромное, в узком кругу.
–Нет уж, нет уж! Даст Бог, такое событие один раз в жизни случается. Уж тут я созову народу человек сто, ресторан, усадьба, лошади, лодки, голуби, кольца от «Булгари»…
–Ну это понятно, понятно, – перебил Лёша, –А есть кого встречать у алтаря-то? – хитро полюбопытствовал Алексей, предугадывая ответ.
–Если честно, я пока как-то не акцентирую на этом внимания, – многозначительно ушёл от ответа Андрей.
–Пожалуй, ты прав. Наверное, тебе пока рано. Да и мне оказалось рано. Я преждевременно обзавёлся парой. Всё как-то быстро прошло, прогорело.
–Да, ты рассказывал. А как же дети? – спросил Андрей.
–Да, бывшая настаивала на детях, вот и завели, – вздохнул Лёша.
–Помню, ты говорил. А с кем они в итоге остались?
–У нас один. Когда она уходила хотела его забрать, но я настоял оставить его у себя. С ней бы ему жизни никакой. Нередко даже голодным оставался.
–Да что ты! Как же ты его сейчас-то оставил, бедняжку?
–Попросил соседку понянчиться с ним.
–Ох, правильно я ещё не женился, – с наслаждением протянул Андрей в надежде, что инициатива шаткой походкой вот-вот перейдёт к нему.
–А то. Поди зарплата старшего юриста многое позволяет, да? – хитро подмигнул Лёша, –Каждый день новые длинноногие модели?
–Почти. Я сейчас как раз встречаюсь с одной … моделью, – Андрей взглянул на телефон. Он за целый вечер ни разу не позвонил своей … девушке. Они познакомились на вокзале. Андрей вернулся из командировки, а она приехала покорять столицу, становиться моделью, пробиваться в актрисы. Андрей предложил пожить у себя, пока «Максим», «Джикью» и другие не опомнятся и не позвонят ей. Делать было нечего – она согласилась.
–Слушай, ну тогда я могу быть спокоен, – прихлопнул ладонями Лёша.
–В каком смысле? – замер Андрей.
–На открытии моего круизного лайнера, я бы хотел видеть тебя. Ну и сам понимаешь, пресса, фотографы. Надеюсь, ты не подкачаешь со спутницей!
–Да, да, – нервозно закивал Андрей.
Друзья одолели десерты, попросили счёт и потянулись за карточками. Андрей молниеносно выкинул на стол «золотую» карту, ожидая, чем ответит Лёша. Тот дождался пока придёт официант и вместо банковской карты протянул ему свою визитку. Официант слегка нахмурился, но поняв, в чём дело, удалился.
–Аа… , – вопросительно протянул было Андрей, зажав в пальцах «золотую» карту.
–Не беспокойся, давай это будет ужин за мой счёт. Меня здесь знают, и мы с ними как-нибудь сочтёмся. Поверь, им это даже выгоднее.
Андрей и Лёша вышли на улицу и вызвали такси.
–Ты сейчас домой? – спросил Андрей, садясь в машину. –Я бы мог тебя подбросить, раз уж ты не за рулём.
–Большое спасибо, Андрей, но я остановился здесь неподалёку, в «Ритце». Я прогуляюсь.
–Ладно, тогда до встречи? Увидимся в следующем году? – Андрей решил назначить матч реванш.
–Да, как договаривались. Лайнер!.. Рад был видеть тебя, друг.
–Я тоже. Я тоже…

Андрей попросил подвезти его до «Ритца» объездным путём. Когда они подъезжали к отелю, Лёша беспечно шёл по улице. Издалека его увидел швейцар и радостно окликнул его. Лёша пожал ему руку, как старому приятелю. Андрей расслышал, как Лёша спросил: «Директор у себя?»

«Всю жизнь одно и то же», – думал Андрей, исчезая за тонированным стеклом.
«Я успеваю обогнать его на шаг, оглядываюсь, чтобы убедиться в победе, а его там сзади-то и нет, а наоборот он машет мне вновь откуда-то спереди, свысока. Новые телефоны, часы, запонки. Гонка вооружений какая-то! Только начинает казаться, что всё идеально: новый галстук обнимает белоснежный ворот новой рубашки по последней моде. Ан нет, Андрей. Уже не по последней. Это у Лёши по последней, а у тебя по предпоследней. Нельзя никого обогнать, если равняться на него. Надо стремиться быть лучше. Чёрт возьми, когда же кончится это мучительное соревнование!».

Пока Андрей думал о ничтожности своей жизни, утопая в кожаном сидении такси, уже далеко за границей, но не страны, а города, Лёша приближался к своему дому на маршрутном автобусе. Он насвистывал песенку, перебирая в уме воспоминания этого вечера.

Он вспомнил, как распрощался с Андреем, как вошёл в «Ритц» и как управляющий «Ритца» протянул руку Алексею:

–Ты знаешь, мне жаль с тобой прощаться. Но это твой выбор, и я, к сожалению, не в силах спорить. Надеюсь, ты не откажешься от того ужина в «Атлантисе», о котором мы говорили с утра. Только не капризничай. Прими в качестве благодарности.

–О, я и не думал, капризничать. Более того, я только что отужинал там со своим другом, поднимая каждый тост в вашу честь.
–Что думаешь делать дальше? – полюбопытствовал управляющий.
–Я давненько не был на море. Собираюсь провернуть одно дельце.
–Уверен, мы ещё встретимся, лис! – сказал управляющий, похлопывая по плечу Алексея.
–И я в этом уверен!
–Ну ладно, ступай. Не забудь сдать костюм и получить свой расчёт в бухгалтерии. Удачи тебе. Я ещё не встречал портье лучше тебя.

Подходя к своей лисьей норе, Алексей всё ещё продолжал улыбаться своему сорванному кушу. Он видел, как Андрей следил за ним из такси. И Лёша прекрасно видел кислую мину друга, которую тот прятал за тонированным стеклом. Андрей и представить себе не мог, кем на самом деле работал Алексей, пока выставлялся то старшим финансовым аналитиком, то заместителем директора лондонского офиса фирмы «А и Б», то основателем нового смелого стартапа на рынке интернет-технологий. Вряд ли бы Андрей поверил, что его друг тем временем мыл посуду, разносил заказы, принимал жалобы на сломанный вентилятор или играл на рояле в холле отеля. «Свободный художник» всегда находил себе работу по душе.
Его однокомнатная квартира медленно проявлялась в свете энергосберегающей лампочки, словно снимок «полароида», пока Лёша стягивал туфли. Рыжий котёнок бросился ему навстречу, пытаясь ухватить его за штанину. Соседка покормила котёнка, но не поиграла с ним, поэтому малыш навёрстывал упущенное. Лёша очередной раз похвалил себя за то, что не отдал его бывшей девушке.

Скинув ботинки, Лёша обнаружил на полу конверт, подсунутый под дверь. Алексей давно перестал платить за аренду почтового ящика, зато договорился с почтальоном, чтобы тот кидал всю корреспонденцию в щель под дверью.
Лёша замер над вскрытым конвертом. Лайнер ждал. Нельзя было упустить подобную возможность.

Он взял бумагу и ручку и скорыми отрывистыми штрихами написал Андрею приглашение на матч-реванш:
«Новогодняя вечеринка.
Круизный лайнер.
Д.К. – праздничный смокинг.
Эскорт – длинноногая модель».


Москва, июнь 2014