Надежда

Аркадий Алферов
   
                Поэма

Третий год войны. Тыл. Притихший город.
В локоны ночи тонкий месяц вколот.

Женщина не спит после трудной смены.
Вдруг разрезал слух жуткий вой сирены

«Разве тут заснешь!» Подошла к окошку.
Уж в который раз началась бомбежка.

«Васенька! Родной! Что ты, мой хороший!
Я не ухожу, я ж тебя не брошу!»

Бросилась к нему, обнимает с силой,
Шепчет: « Что с тобой? Что с тобою, милый?

Одного люблю! Ты мне всех дороже!»
Мечется, сказать ничего не может…

Приутих. Легла. Потихоньку гладит.
И опять… опять вспоминалось Наде,

Как среди берез колдовало лето,
Речка возле ног вытянулась лентой,

И дышала ночь лаской, тишиною.
Он тогда сказал: «Будь моей женою!..»

Белая фата. Радостные лица.
И никто не знал, что потом случится.

Кажется, что лишь свадьбу отыграли,
Началась война и… его призвали.

Осень подошла, лист шуршит опавший.
Наконец письмо. «Без вести пропавший…»

Все равно ждала весточку, как встречу…


               ---

Третий год войны. Вызвездился вечер.
               
Возле проходной встретила невестка.
«Надя, только что… в госпиталь повестка…»

Словно крылья вдруг выросли – так рада,
Госпиталь - то был в бывшей школе, рядом.

Встретили. На стул молча указали.
«Почему же мне раньше не сказали?»

«Успокойтесь! Но… здесь такое дело –
Можете не взять… Это… просто тело,

Что без рук, без ног, говорить не может…
Да еще слепой. Удивились – ожил.

Выжил, но и мать не узнала б, глядя.
Слышит хорошо. Не спешите, Надя!..»

Гнев и боль сдержать стоило усилий.
«Милый, я к тебе! Узнаешь, Василий!?

Одного люблю! Ты мне всех дороже!..»
Мечется, сказать ничего не может…

«Как они тебя!.. Не гони к другому…
Главное – живой! Главное, что дома!..»

Привезла к себе. Разогрела воду…

                ---
 
Вот уже почти минуло полгода.

И, конечно, день отнимал все силы,
Только каждый раз: «Ничего, мой милый!»

Здесь помог завод, проявив заботу:
Разрешалось ей покидать работу.

И она быстрей торопилась к мужу –
Постирать за ним, приготовить ужин.

Накормить его, с ним прослушать сводку,
Почитать ему… Дел то было «вот как».

               
             ---               

Ночь, а на реке  - светлая дорожка.
И уже давно кончилась бомбежка.

Поклонило в сон. Кажется, что снится
Шорох за окном – не ночная птица…

Сон, как снег в тепле, тает, тает, тает.
Стук и… снова. «Кто?..» «Разве так встречают?!»

«Я схожу с ума!» Бросилась к постели.
«Васенька! Родной! Голос твой за дверью…»

А калека, хрип издавая шумно,
Мечется и рад, кажется, безумно.

«С кем ты? Эх, судьба! Неужели ради?..»
Распахнулась дверь и… упала Надя.


            ---

Песнями берез  колдовало лето.
Речка возле ног вытянулась лентой.

И дышала ночь дивною прохладой,
Если рядом друг – ничего не надо!

Где –то шла война, падали снаряды…
«Неужели!? Муж – он, Василий, рядом!»

«Я подумал вдруг… Ты прости, родная!..
Я все понял…» Даль без конца и края.


В утренний туман куталась Россия.
«Где ж ты столько лет пропадал, Василий?»

«Погоди чуть-чуть, дай собраться с духом!
Надя! Ну, а как у него со слухом?»


«Слышит хорошо!» Возвратились в хату.
Вот его рассказ Наде и солдату:


«Был горячий бой. В рукопашной были.
Несколько атак мы еще отбили.

Пулемет затих, и в прицельной рамке
Я увидел вдруг вражеские танки.

Их же не возьмешь на одну отвагу,
Только был приказ, что назад – ни шагу!

Помню, как сейчас, всколыхнулось небо;
Сладко и тепло погружался в небыль.

Мнилось: дома… ты собираешь ужин…
Видимо, я был здорово контужен.

Сколько пролежал? А когда очнулся:
Будто бы заснул, а потом – проснулся.

Вечерело. Даль огненного цвета.
Сразу за карман: Документы?  Нету!

И стоит у ног немец с автоматом,
Что-то говорит и как будто… матом.

В голове туман, хочется покоя.
Только умереть захотелось стоя.

Удивился гад, видя мои муки,
И чего-то ждал, потирая руки.

Но я встал… «Корош!..» – значит, что-то стою.
Видно буду жить, раз толкает к строю.


Тут и началось: лагеря, бараки.
Уходил в побег – след нашли собаки.

Выжил… И опять доверял надежде,
Что с тобою  мы встретимся, как прежде,

Но проклятый враг пусть не ждет пощады:
Отомщу за все, отомщу, как надо


И была в груди боль не проходящей…
Выдался один случай подходящий.


Умирать кому задарма охота?
Только в этот раз вывели работать


На рытье траншей, прямо за рекою,
Сотни полторы… с небольшим конвоем.


Надзиратель наш вытащил гармошку.
В общем, я его «приласкал» немножко.

Кто за автомат, и из-под конвоя
Побежали все… Убежали двое.   

Только не судьба, если б не находка.
Нас спасла река и чужая лодка…

Мы рвались туда, где передовая.
Торопила нас, спать нам не давая,

Родина… В боях вспоминая павших,
Как ты встретишь нас, без вести пропавших?

Шли, теряя счет верстам за плечами,
Отдыхая днем, торопясь ночами.

И в плену, и там, тропкою лесною
Ты со мною шла, ты была со мною.

Но, когда, почти мы достигли цели,
Снайпер нас держал, видно, на прицеле.

Только поползли, пригибаясь ниже,
Друга – наповал, я, как видишь, выжил.

Мне бы там лежать, истекая кровью,
Но случилось быть в этом месте бою.

Немцы, бросив все, в панике бежали,
Наши нас нашли, рядом мы лежали.

Долго был в бреду, смерть плела удавку,
А когда пошло дело на поправку,


То узнал, что плен мне давно простили.
Тут меня домой вскоре отпустили.


Выдали паек, вымыли, одели,
А в военкомат через три недели.

Вот и весь рассказ…»


              ---

                Эти три недели,
Как случайный миг, раз… и пролетели.

Будут впереди радости и беды.
«Наденька! Не плачь! Жди, вернусь с победой!»

«Береги себя! Ты мне всех дороже!» -
Больше и сказать ничего не может.

Громыхнул состав, тихо отъезжая.
Все смотрела вдаль, мужа провожая
 
Взглядом, а в ушах и сквозь грохот стали
Слышала: «Его у себя оставим…»

                ---

Слезы не буди, как дождинки с веток.
Плакать погоди, похоронки нету!

Писем нет, так что ж?  Затерялись в слякоть.
Друга своего не спеши оплакать!

Он еще живой и в атаку ходит.
А с войны порой письма не доходят.

И любовь свою береги, как прежде.
Жди и доверяй Вере и Надежде.