Борея и Гиперборея

Олег Гуцуляк
В 2003 г. вышел из печати журнал «Перехід-IV» (№11), посвященный теме «Вешняя Борея: Земля Вепря». Предложенные в нем интерпретации вызывают дискуссию, например, из-за отождествления древнегреческого мифологического Борея с ведическим мифологическим Варахи. Предлагаем результаты наших исследований данной проблемы.

1.

По мнению Ю. Эволы, изначальная цивилизация «белой расы» на Севере была именно по своему определению «олимпийской», «солнечной», а далее существовали разные «героические» версии её реставрации (Туле, Агартха, Грааль и пр.).
Но Ю. Эволе и Г. Вирту, который использовал понятие «северо-атлантическая традиция», в этом вопросе, противостоял Р. Генон, считая, что и «олимпийская» традиция была также вторичной относительно к изначальной (примордиальной) «гиперборейской традиции».
Ариософски обеспокоенные последователи Р. Генона и Э. Шюре («Мы видим – на заре Белой расы – первого Творца арийской религии, выходящего из лесов древней Скифии в двойной тиаре Завоевателя и Посвященного») считают, что существовала истинная прародина кроманьонцев («белой расы») – Борея «Земля Вепря» на север от Понтийского озера (ныне это северный шельф Черного моря), а главным сакральным святилищем была Каменная Могила.
После затопления Бореи около 5508 г. до н.э. солёными водами Средиземного моря часть её населения под предводительством Рамы («Овна») поднялась выше, где основала Вешнюю Борею (Гиперборею), расцветом которой стала Трипольская цивилизация.
Р. Генон и его последователи понимают значение имени Борей (теоним северо-восточного ветра у греков) именно как «Вепрь, Боров» (санскр. «Варахи»), а его эпоху называют Швета-Вараха-Кальпа («Белого Вепря Цикл»). Таким образом, предлагается отождествление мифологических персонажей Борея и Варахи.
Однако у нас есть следующие возражения, вывод которых однозначен: смешивать мифологические образы «Варахи / Вирабхадры» и «Бхайравы – Борея» в единый образ «Варахи-Борея» будет неправильно.

2.

В индуизме у божественной пары Шивы и Парвати кроме сыновей Ганеши (Пиллаяра) и Сканды (Катарагамана, Картикейя) есть еще два младших – Бхайрава и Вирабхадра.
Вирабхадра почитается как тысячерукий и тысячеголовый, имеющий боковые клыки-бивни, держащим раковину (шанкха), диски (чакра) и лук (кхадга), обмазанного пеплом.  Он очень жестокий бог, поэтому любовью не пользуется, но чтить его необходимо. Утверждается, что он родился из рта (брови, пучка волос) Шивы для того, чтобы уничтожить жертвоприношения Дакши и разрушить равновесие мира. Вирабхадра отрубает голову Дакше, отцу Сати и богу ритуалов и жертвоприношений. В ритуалах голова Дакши-Праджапати, который сравним с Брахмой, замещается головой козла, который является типичным животным для жертвоприношений. «Агни пурана» дает другое описание: средство передвижения Вирабхадры – бык, он возглавляет Матрик (матерей) или является их любовником. У него четыре лика и четыре руки. Он белого цвета.
Его брат Бхайрава («ужасный») почитается наиболее в среде низших каст. Ему посвящено множество алтарей, находящихся в садах и часто возле дорог под старыми деревьями. Верующие почитают Бхайраву сильным, мощным и отважным, обращаются к нему за помощью. Бхайрава был рожден из чела Шивы (ср. с рождением греческой Афины с головы Зевса и хурритского Тешуба из головы Кумарби!) для того, чтобы отомстить Брахме.  Бхайрава – чудовищен, с большущими клыками, подпоясан черепами и змеями. Да, «... Мирча Элиаде писал, что бхайравизм, агхора – это выродившееся знание, силами деградации превратившееся в «культ охотников за черепами» ... [Но, в действительности, всё наоборот]. Это наоборот – одухотворение грубого культа охотников за черепами, делающее грубый культ тонкостью божественного Пути. Архетип Бхайравы таков: мудрость, ночь, недра, разрушение, смерть, нечистое, зловещее – на поверхности; день, высота, созидание, жизнь, пробуждение, святое, благодатное – внутри. Мир в его недуальности, нерасчлененный мир. Это как бы лифт, соединяющий два радикально удаленных друг от друга полюса: из ада, клоаки, мрака невежества и злости – в нирвану, абсолют, утонченное, благородное и святое. На этом уровне уже нет внешнего  деления на "брахманов и чандал". Тут "чандальство вовне и брахманство внутри". Соответственно, кшатрийство (разбойник-пхасингар снаружи и вира-тантрик внутри) объединяет-соединяет эти два полюса ... Он и Кали составляют божественную пару – Калайамалу … В современном мире Запада ... архетип Бхайравы прорывается на поверхность в виде готических, вампирских, байкерских (Ангелы Адов, Монголы), блэк-метал культов, нео-трайбл татуировок, определенного типа модной одежды» [Адинатх Бхайрава. Культ Бхайравы и наше десакрализованное время // http://jaiaaa.livejournal.com/315748.html]. Западным архетипным аналогом Бхайравы есть именно мужеподобная Афина (рожденная аналогичным с Бхайравой способом) и  скандинавский Один (от Othinn «неистовство, исступление»), для которого характерен культ ужасных жертвоприношений (вспомним, например, т.н. «орла Одина»).

3.

Противоположен Бхайраве именно Варахи («Вепрь») как третья аватара Вишну. Он мстит демоническому владыке мира Хираньякше за то, что тот утопил землю в океане. В поединке, длившемся тысячу лет, Варахи победил демона и поднял с дна океана землю на своих клыках.
Греческим аналогом Варахи как силы, осуществляющей упорядочение мира, является гекатонхейр Бриарей, сын Урана и Геи, страж титанов, заключенных в Аиде (от *Awides «невидимый»). Когда боги-олимпийцы восстали против самого Зевса, богиня Фетида (Тетия) призвала на помощь Зевсу Бриарея.
Стражами узников Тартара были три чудовищных сына Урана и Геи – Бриарей, Гиес и Котт, – сторукие и пяти-десятиглавые гиганты, братья титанов и киклопов. Уран ненавидел безобразных сторуких и и их братьев киклопов и не выпускал их на свет из материнского чрева, заставляя Гею корчиться от невыносимой боли. Чтобы избавить мать от страданий, возглавляемые Кроносом титаны напали на спящего Урана. Кронос безжалостно оскопил Урана серпом из «седого железа», после чего титаны освободили из Тартара киклопов и сторуких и вручили Кроносу власть над землей. Однако как только Кронос почувствовал свое главенство, он тут же перенял замашки своего отца и вновь заточил сторуких и киклопов в Тартар. Во время десятилетней войны олимпийских богов с титанами Гея предсказала победу своему внуку Зевсу при условии, что он возьмет себе в союзники низвергнутых в Тартар. Убив хранительницу Тартара Кампу, Зевс освободил сторуких и киклопов, и те помогли ему низвергнуть Кроноса и других титанов в Тартар. Туда же снова отправились и сторукие, но на этот раз в качестве стражей.
Когда боги-олимпийцы восстали против Зевса, внезапно окружили его спящего и «оковали» сыромятными ремнями так, что он не мог пошевелиться, Фетида призвала на помощь сторукого Бриарея, который, действуя всеми руками сразу, быстро развязал ремни и освободил своего хозяина. В награду он был женат на дочери Посейдона (Гесиод, «Теогония», 817-819) и стал владыкой сказочной страны Эгеи (Егеон, Aigaion). Овидий называет его морским божеством, его чтили как первого создателя кораблей.  Из-за неизвестных причин он был обречен бежать со своей страны (намёк на затопление черноморского шельфа?) в анатолийскую Фригию (переселение протохеттских племен из Балкан и Причерноморского шельфа в Анатолию?).

4.

И да, на шельфе Черного моря существовала развитая цивилизация («Борея-Бхайрава»), аналогичная по уровню шумерской или ацтекской. О её гибели в т.н. «черноморском потопе» и его последствиях в VI тыс. до н.э. известно много: «… После заполнения  [прибрежнего региона] бывшего Новоевксинского озера морской водой и поднятия уровня на 140 метров, в водоёме погибла вся пресноводная флора и фауна. Над поверхностью моря и вдоль его новых берегов на долгие годы зависло зловоние, заставившее местных жителей надолго покинуть этот регион» [Котов Г. Традиции виноделия до и после потопа // http://www.proza.ru/2017/12/22/1478].
Стоит согласиться с мнением М. Борозенеца [Борозенец М. Re: В.В. Емельянов. Древневосточные корни ислама // ], что геологическая катастрофа была истолкована выжившими как «кара за цивилизацию», что сподвигло их к более «естественному / опрощенному» образу жизни, в гармонии с природой – «миром Великой Матери». Как, например, жили кочевые индейцы Северной Америки в противоположность индейцам Центральной Америки, которые создали великие городские цивилизации, но затем «опростились» до уровня своих северных соседей.
За образец спасшимися в VI тыс. до н.э. от потопа и ушедшими на север, в Украину, берется существовавшее у них предание о «райской жизни» предков в «Гиперборее» – в одном из оазисов   с идеальными условиями для жизни  в массиве Ледника (в арктической зоне), где-то в районе палеолитической стоянки Костёнки-Борщево в Хохольском районе Воронежской области (40-42 тыс. лет назад). Из этого «Оазиса» проистекала благодатная река Дана (от пра-и.-е. корня *danu- «река»), а жители на её  берегах определялись также как «данавы»  (затем это название было перенесено и на последующие реки, в доль которых ни поселялись – Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай). Вход в оазис хранился определенными «Вратами» (мифологический Вритра), но с таянием Ледника с Х тыс. до н.э. система рухнула (мифологически – разгромлена богом-громовержцем Индрой) и привела населявшие «Оазис» племена в движение, из которых часть ушла на юг к Черноморскому шельфу (где создала цивилизацию «Бореи-Бхайравы-Одина-Афины»), а другая – к Уральским горам  и Северокаспийскому побережью (цивилизация «Бриарея-Варахи-Митры-Варуны»).
Затем цивилизация «Бореи-Бхайравы-Одина-Афины» вынуждена второй раз прийти в движение при «Черноморском потопе» – затоплении шельфа в VI тыс. до н.э. (см. наше специальное исследование о «черноморских потопах»).
Первая часть, собственно, и ушла на северо-запад и там их расцветом являются балканские цивилизации неолита, а их апофеозом – великая цивилизация Триполья-Кукутени с культом Великой Матери, Змеи и Тельца. Это было  развитое племенное общество, основанное на экономике дара, очень напоминающее племена североамериканских индейцев. Поселения состояли из характерных для коммунистических общин «длинных домов», где селились родами. Вырисовывается конфедеративный жреческий коммунизм (как его видит Ю. Шилов).
Вторая часть, разочаровавшись в «религии предков», ушла на северо-восток, где встретилась с живущими у Северного Каспия и Уральских гор потомками «первого раскола», ушедших из приледниковой Гипербореи, – носителями цивилизации «Бриарея-Варахи-Митры-Варуны». Войдя с ними в симбиоз и изгнав непринявших этого (тохар), они создали цивилизацию Арьяварты («арийского простора»). Они возрождают память об «изначальной Солнечной Приледниковой империи» и пробуждают надежду на ее возрождение. Эта «Весть» становится ядром их пассионарности, они организовывают под своим началом среднеевразийские народы, и, уже оснащенные новыми технологиями, рвутся на Запад, где мирно живут потомки первой части исхода из пришельфовой Бореи. Там «Великий Воин» попирает «Змия-Тельца», то есть образуется новый Центр, иерархически организующий вокруг себя все периферийные круги.

3.

Но, все же, потомки цивилизации «Бореи-Бхайравы-Одина-Афины» не остались в долгу, «асиметрично ответив» на экспансию «Великого Воина»: они приручили его, превратив хоть иногда и буйного, но все же разнеженного Диониса. И использовали для этого виноградную лозу.
Исследователь Г. Котов обратил внимание на недавние открытие американских учёных: благодаря химическому анализу проб, взятых из двух сосудов, найденных археологами в двух древних поселениях в 50 километрах от Тбилиси, был установлен факт изготовления вина на территории Грузии как минимум 7800 лет назад и более. До этого, пальму первенства удерживало иранское вино, которое местные жители научились изготовлять в промежутке 7400 – 7000 лет назад. «… К сожалению, – как указывает Г. Котов, – почему-то никто не обратил внимание, что обе даты лежат по разные стороны промежуточной даты – события, которое именуют черноморским потопом. Как теперь установлено, он произошёл 7500 лет назад. Прорвавшаяся через естественную дамбу Босфора морская вода затопила огромные низменные участки суши вдоль пресноводного озера-моря, использовавшиеся для скотоводства и земледелия. Местные жители были обречены на бегство и мигрировали в иные земли. Отступая, древние мастера уносили не только свой домашний скарб, но и секреты гончарного ремесла, многолетний опыт культивирования лозы и примитивные знания изготовления виноградного вина. Одна волна племён мигрировала на территорию нынешнего Западного Ирана. И там, как нам известно, на северной окраине хребта Загрос в поселении Хаджи-Фируз-Тепе примерно век спустя беглецы вновь возродили культивирование винограда. Вскоре появилось и местное виноделие. Найденный кувшин семи тысячелетней давности с остатками веществ, указывающие на вино из первого окультуренного вида – vitis vinifera, глиняные затычки, оберегающие напитки от соприкосновения с воздухом без сомнения подтверждали сей факт. Далее, виноделие сместилось чуть южнее – в Годин Тепе, а оттуда – в Междуречье (между реками Тигр и Евфрат).  В Месопотамии вино было доступно не всем. Здешний климат угнетал лозу и урожаи винограда были не значительными. По этой причине позволить пить вино могли только “верховные божества и повелители вселенной”, их придворная знать. Да и то, в рацион приёма местных веселящих напитков приходилось добавлять виноградные вина, привезённых аж с самого Армянского нагорья. Способ доставки был очень трудоёмким и затратным (лодки плыли в один конец).  С расцветом торговых маршрутов (задолго до появления Великого Шелкового пути), вино попало на территорию современной Сирии и Палестины. Вскоре в здешние края завезли саженцы лозы; повсеместно появляются виноградники.  В III до н.э. виноградники из долины реки Иордан перебрались в Нижний Египет, где его с успехом начали выращивать, так как этому сопутствовал здешний климат, смягчавшийся близостью Средиземного моря. О местном виноделии свидетельствуют папирусы и свитки, кувшины для сбродившего сусла найденные археологами в египетских гробницах.  Распространяясь вдоль восточных окраин Средиземного моря примитивное искусство виноградарства и виноделия добралось до островов Кипр и Крит, и далее проникло в материковую часть Греции. Считается, что именно Древняя Греция стала родоначальницей классической культуры виноделия. Справедливости ради надо сказать, что первое вино из винограда пытались делать на территории Греции на стыке V и VI тысячелетий до н. э., то есть почти в то же время, когда появились первые винодельни в Иране. Косвенно об этом говорят следы целенаправленной прессовки винограда. Но это ещё не факт зарождения виноделия в то далёкое время на юге Балканского полуострова. Ведь полученный винный напиток мог быстро превращаться в уксус при контакте с воздухом. Да и виноградники могли помёрзнуть в среднем атлантическом периоде (падение температур после 4800 г. до н. э.)… Употребление вина крепко-накрепко вошло в обыденную жизнь людей и стало воистину народным напитком. Одновременно, вино стало неплохой альтернативой обычной питьевой воде, которая в те времена была недостаточно безопасной при приёме пищи» [Котов Г. Традиции виноделия до и после потопа // http://www.proza.ru/2017/12/22/1478].