гл. 45. Завоз

Владимир Озерянин
см.ФОТО:Жены и дети офицеров полка.В очереди возле магазина.



        Полковой  военторг.
Идем с Колей Макаровым по территории полка. Проверяли санитарное состояние спальных расположений батарей. Проходим мимо магазина Военторг. Будний день. Время около одиннадцати часов. Обращаю внимание на то, что из дверей магазина еле выползают двое солдат, согнувшихся под увесистой тяжестью свернутого в рулон огромного ковра. Вслед за ними еще несколько таких же защитников Родины несут огромные картонные коробки. Сбоку от входа стоит небольшая кучка женщин.


        -Коля, - обращаюсь я к коллеге. - А что это они таскают?
 Коля со сверкнувшей злостью в глазах мгновенно взглянул на меня, цыкнул слюной сквозь зубы  и с шипением в голосе проворчал:
- А ты, что первый раз видишь?
- Нет, не первый, но внимания не заострял.
- Это называется «Завоз», - начал объяснять мне бестолковому, Макаров.
- И что это такое? - с непониманием смотрю я на него.
- Поясняю для невнимательных и непонятливых. Каждую среду в магазины Военторга осуществляется завоз «дефицитных» и относительно недорогих товаров. Ну, тех, которые пользуются большим спросом у советских товарищей.  А это ковры, хрусталь, постельное белье, джинсовые костюмы, посуда и т.д. Много чего имеется в стране развитого социализма, произведенного не только в ГДР, но и в странах всего содружества. А кое - что попадает сюда и из стран «загнивающего капитализЬма, - именно так, через мягкий знак, произносил Коля это слово, как бы особо подчеркивая его загнивание.
- Всего этого добра, в нашем эсесесеэре днем с огнем простой офицер не сыщет, не говоря уже об остальном населении. А здесь все это есть. Но не про нашу с тобой честь.   Обрати внимание, продолжил он, - на женщин, стоящих возле входа. Это жены заместителей командира полка. А внутри магазина в это время отоваривается жена командира. Сначала она лично пересмотрит и перещупает весь поступивший товар. Купит все, что ей приглянулось. Затем продавщица запустит внутрь вот этих, заместительниц. После них пойдут все жены офицеров штаба полка и командиров дивизионов. Ну, а уже после всех, и мы можем побывать на этом празднике жизни. Но, что ты там увидишь? Правильно, то что уже никому и нах.. не нужно. Поэтому нам этот магазин по барабану. Тетрадь и ручку для политзанятий мы можем где угодно купить.



     -Коля, но ведь все эти товары что ты перечислил, имеются и в открытой продаже в немецких магазинах?- изумленно восклицаю я.
-Нет, не все. Во первых, здесь все намного дешевле. Во вторых, есть те же ковры, например, сделанные с узорами, именно, на вкус наших барынь. Типа «русская тройка», «лебеди» , «розы»… Немцы таких расцветок не покупают, и в своих магазинах не продают. Ну, а торгаши военторга тоже свой навар от всего этого имеют. Они всегда в почете, они нужные люди. И поэтому создают свой, искусственный дефицит. Иначе, кто в их сторону посмотрит.


           "Вот оно что! - подумал тогда я.- И по этому принципу, в армии идет жесткое расслоение. Даже в таких закрытых сообществах, как войсковая часть. Могу сообщить читателю, забегая наперед, что мне так и не пришлось в этой жизни прикоснуться ко всем этим «благам и богатствам». Я даже и не увидел ковры с изображением русской тройки лошадей, или лебедей на пруду. Не знаю, но так и не пойму, много ли я от этого потерял.