Слово двух свидетелей

Владимир Короткевич
Слово двух свидетелей


                Короткевич В.С. (26 ноября 1930 — 25 июля 1984)

                Слово двух свидетелей
              (Введение к роману «Христос приземлился в Городне»)
                (Евангелие от Иуды)
                (Перевод с белорусского языка)


                ...і на пачатку панавання таго Жыкгімонта
                Першога быў нейкій... который з лёгкості
                якой умысліў або рачэй з роспачы імя
                із зверхность Хрыста господа собе
                прыпісаў і прівлашчаў.

                «Кроніка Белай Русі...»
                каноніка жмойскага Мацея Стрыкоўскага



 Пребывая на склоне дней, готовясь к общей чаше человеческой — ее же никто не минует, — зная, что за гранью не встретимся снова, ведь веры мы разной, а возможно, и за гранью лежит «может быть» или вообще «ничто», решили мы, один грамотный, а второй помнящий, рассказать вам, люди, о Юрасе Братчике, кого церковь назвала «лже-Христом».

 Неправда и ложь! Многих они так забрасывали каменьями, а потом канонизировали. Этого — вряд ли. Оболгали и позабыли грамотные, оболгали богатые, оболгали книжники продажные имя его. И записали о нем только Матей Стрыковский, и Квангин Алесь-летописец, и Варлам Оршанский, и Зборовская книга записей, и Андроник, Логофил по фамилии, из Буйничей Могилевских.

 Но первые два, книги свои спасая, ради страха иудейского, о Городне словно и не помнят; грабеж Чудотворной из Вильни в Частогов относят; злодеем одним его делают, шуткой мошеннической все показывают, историей плутовской. А остальные, когда и говорят о бунте и большой Городенской резне, то, зная мало, строчками двумя, от одной буквы красной до второй: «Христос той речёный город взял и людей побил, но потом...» И, еще слова два сказав, говорят потом, как корова ратмана* на льду ногу сломала, и что сено очень уж в этом году дорогое было. Разве что надо свиньям поросячьим сено это?!

 Как собираются причислить кого-то к списку святых — вспоминают, сотворил ли он до кончины хотя бы два чуда. И «адвокат дьявола»** те чудеса испытывает сомнением, пытается доказать, что были это не чудеса, а какие-то привороты и гусли и блуд лотровский***, и доказательств требует, что чудеса эти были.

 У него, у Юрася Братчика, чудес было много. И главное чудо — мертвые восстали, когда пришел он.

 И потому мошенникам этим, чернокнижникам, пришлось бы решать и определять вопрос о втором пришествии сына Божьего на землю, а это тяжелее, чем сколько-то там дурней в святые записать.

 Молчат они. Молчат и книгочеи. Кто знает — тот сказать не может или не хочет. Кто может сказать — тот не знает.

 А мы можем. Мы знаем. Мы ходили с ним. И старые мы уже. Нечего нам, как коту возле горячего сала, ходить. И сало нам ненужно, и лоза не страшна. Да и раньше мы писали. Только та рукопись исчезла, украли её.

 И мы бы с адвокатом дьявола согласились бы. Не было чудес. И были чудеса. И не был он Бог, а был человек. Но для нас, человеков, даже для тех, что знали его, был он — Бог.
 И замыслили мы оставить правду. Может, она дойдет, когда начнут канонизировать не в святые, а в Люди. То и пусть грядет правда.

 Аминь!

 *советник.
 ** Участник обряда канонизации.
 *** Плутовской.

 Городня – старое название нынешнего Гродно

 Продолжение "Раздел Первый. Падение огненного змея" http://www.proza.ru/2014/07/10/977