Добродетель

Эрнест Марцелл
Действующие лица:
Раджа. Высокий, полный, пожилой  человек с густой бородой. Одет в  золотой халат, чалму с зелёным пером, руки в перстнях.
Капитан галеона Дон Хосе. Испанец средних лет. Худой, высокий с длинными усами.  В кирасе, при шпаге, в металлическом шлеме.
Визирь раджи. Тощий старик в белых одеждах.
Хагим. Бедный молодой крестьянин в чалме и набедренной повязке.
Свита раджи.
Жена Хагима, двое его детей.
Место действия:
Индия. Дворец раджи. На террасе сидит раджа. Рядом стоит визирь, свита, Дон Хосе.
Под террасой колышется многотысячная толпа. Визирь читает в руках длинную бумагу указа.
Визирь: … Наш величайший раджа, да продлит Шива его дни, устраивает в честь своего дня появления на свет великий праздник. На который его величество своей безграничной добротой и милостью выделяет десять тысяч рупий!
Толпа (кланяется): Слава великому радже!
Визирь: На этом милость нашего лучезарного владыки ещё не закончилась! В честь своего величайшего дня появления на свет повелитель устраивает танцы. На которые его милость выделяет от щедрот своих ещё десять тысяч рупий!
Толпа (кланяется): Слава великому радже!
Визирь: Но и это ещё не предел щедрости нашего величайшего правителя. Наш великий господин выделяет из своей казны на развлечения ещё десять тысяч рупий!
Толпа (кланяется): Слава великому радже!
Бурные, продолжительные овации. Музыка.
Слуги поднимают носилки с троном раджи и, разворачивают и выносят во внутренние покои.
Визирь и Дон Хосе следуют за ними. Раджа делает знак, слуги опускают носилки. Музыка стихает. Слуги, визирь, Дон Хосе встают вокруг. Слуга за спиной раджи машет веером.
В залу, сопровождаемый стражниками, робко входит Хагим с семьёй, становятся на колени у входа, кланяются радже.
Раджа( маня рукой Хагима): А ну-ка иди сюда!
Хагим (согнувшись подходит к трону): Да, великий раджа!
Раджа: Ты должен мне десять рупий и твой срок вышел сегодня. Где они, я не вижу их?
Хагим (вновь падая на колени и простирая к радже руки): О, великий! Меня постигло несчастье!
Раджа: Какое ещё несчастье!
Хагим: Моя корова померла, урожай погиб от дождей! Я теперь  нищий и моя семья голодает! Великий раджа, уповаю к твоей милости! Отсрочь мой долг на месяц!
Раджа: Если я каждому буду  отсрочивать, то сам стану нищим! Ты обманул меня. За такой обман мне следует спустить с тебя заживо кожу. А твою семью скормить тиграм!
Семья Хагима в ужасе падает на колени.
Хагим( бьётся головой о пол): Помилуй! Повелитель!
Раджа(снисходительно): Но это было бы год назад. Встань!
Хагим  тяжело дыша вскакивает.
Раджа: Теперь же просветление пришло на ум мой и я считаю что казнить тебя нельзя.
(знаком подзывает Дона Хосе).
Дон Хосе подходит к Хагиму, ощупывает ему мускулы, заглядывает в рот, с секунду думает.
Дон Хосе: Восемь рупий!
Раджа: Забирай! (обращается к семье Хагима): Две рупии от щедрости своей я прощаю вам!
Семья Хагиба: Спасибо тебе, о раджа! Щедрость твоя не знает границ! (кланяются).
Дон Хосе (в сторону): Это точно! Щедрый! Да в Константинополе за такого пятьдесят рупий дадут не глядя…
Раджа машет рукой. Музыканты поднимают инструменты. Музыка.