Бедный Хуго Фейс

Маргарита Школьниксон-Смишко
Что-то случилось этой весной с тайными почитателями Розы: им не стало хватать энергии скрывать свои чувства.

Письмо Косте  1-03-1912:

„Ниуниу, дорогуля, уезжаю в Бремен, завтра после обеда уже вернусь. Я получила от мастера* два билета на Баха, конечно, пойду. Ужасно этому рада. Вчера был весенний день, просто сводящий с ума. Я шаталась по городу и сводила других людей с ума...»

* так большей частью называла Роза Хуго Фейса — адвоката и мецената Х. Вольфа

«4.03.1912

Юю, дорогуля, в Бремене было грандиозное собрание, но уже туда я приехала разбитой, а домой вернулась полумёртвой...
С Фейстем — божественная комедия. За последние три дня я получила три длинных письма, две открытки и длиннющую телеграмму. В них он то приглашает меня на концерт, то просит вернуть билеты, которые мне подарил, всё время подчёркивает, что мы должны встретиться «наедине в тайне от всех» , так что мне уже стыдно перед почтой. В промежутках просит прощения из-за своих расшатанных нервов, просит не опаздывать на концерт, потом сообщает, что прийдёт после первой части и т.д.и т.п. Давно я так не веселилась и не смеялась, как над его письмами. Хотелось бы ему сказать: «Мой бедный херувим, Вы сошли с ума» - если бы херувим не был бы уже в годах и при брюшке.   
Вчера и сегодня не пришло писем от Ниуниу**, завтра, конечно, его получу...
Юю, Ида уволилась, без всякой причины. Спроси у Мари, не найдёт ли она мне в деревне девушку..
Будь весел и добр! Мы обе тебя целуем.
                Н. и М.»

** У Кости в Штуттгарте тоже весна, и такое же настроение как у Розы, разница лишь в их возрасте и вытекающих из этого последствиях.

Ах, Роза, как же она забыла народную мудрость: "Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним".. Но пока судьба её милует и даёт отпраздновать день рождения:

«6.03.1912

Юю, дорогуля, вчера ты доставил мне много радости! Всё пришло сразу утром: письмо и пакет, и к ним огромная корзина с 14 голубыми и белыми гиацинтами и ландышами. В квартире пахнет как в саду. Книжечки, особенно Толстой, меня ужасно радуют. Войля*** я буду старательно прорабатывать, иллюстрации я уже все внимательно просмотрела.
Вечером я была в Малом театре на премьере о  Толстом : "И свет светит во тьме" . Великолепная вещь, и играют хорошо. Представляют его судьбу. Мне только было неловко, что старец со своими идеями и своей болью выступил перед подлыми немецкими филистёрами. Только немногая молодёжь фанатично аплодировала. Вещь воздействует прямо призывающе,  особенно сцена когда рекрут отказывается от присяги. Я надеюсь, что в апреле, когда Ниуниу приедет, ещё будет представление, и мы вместе на него сходим...
От Фейса пришло ещё одно длинное письмо и две открытки, и сегодня должна «наконец состояться долгожданная встреча», как он пишет.  Но я думаю, что получу ещё одну телеграмму с отказом. На Баха он пришёл под шафэ, с алкогольным запахом, так что мне было стыдно за него перед людьми. Хотел после концерта со мной и Ханнесом куда-то пойти, но я смылась домой.
Месса была хороша, но понравилась бы мне больше, если бы рядом был Ниуниу...»

*** К. Войле писал о культурном развитии народов и этнографии, какая из его работ здесь упоминается, установить не удалось