любовь длинною в жизнь

Александра Фёдорова-Росс
              Мне везёт на встречи с замечательными людьми. Вот и сегодня совершенно случайно в кабинет  Совета ветеранов Центрального округа вошёл старейший участник Великой Отечественной войны,  Казаковцев Николай Петрович.   
Многим  жителям нашего города  знакомо это лицо. Да и как иначе? Большая часть его жизни прошла в городе Братске. Наш город чтит и помнит своих героев. Хочется поговорить с ним, вспомнить кое-что из его жизни. Но я не люблю сухих фраз и дат, там - учился, женился, работал и всё. Хочется чего-то более глубокого в рассказах, потаённого, тёплого.
 Приглашаю к чаю и, потихоньку, задевая за живое, прошу рассказать о первой любви. Николай Петрович, человек энергичный, отзывчивый, быстро понял, и пошёл рассказ, объединяющий большой отрезок жизни, эдак, лет в  шестьдесят пять.
    - Война, Курская коса. Подход к Калининграду через Балтийское море. Ожесточённые бои. Какая там любовь, главное, остаться бы в живых. Спали урывками в окопах, редкие письма родным на коленках писались в перерывах между обстрелами, боями. И всё равно меня пуля достала. В селе Штеровка, что в Калининградской области, ранение в правую ногу. Госпиталь. После госпиталя  отправили на долечивание домой в Красноярский край. Выйду на реку Енисей, посижу на берегу и домой. Это было в сентябре, а в октябре стал ходить в клуб с палочкой. Там и познакомился с девушкой Валей, молодой учительницей. Время летит быстро, вот, уже  и уезжать пора. Я ей слова не давал и у неё не брал ждать меня, война, всё бывает. Она же на прощание сказала:
-  Приезжай любой!
 Этим она привязала меня к себе накрепко. Окончилась война, возвращаюсь я домой. Доехал до Красноярска, а парохода нет в нашу сторону. Смотрю, стоит старенький такой, с бочками, везёт смолу на судоремонтный завод, идёт как раз к нам, куда мне надо. Попросился. Капитан говорит:
 - «Иди в Красный уголок, посиди там».
 У меня была с собой фляга со спиртом и, чуть позже, мы с капитаном немного похимичили, спирт развели водой,  выпили за Победу, поговорили,  и я
 уснул. Проснулся, а мы стоим уже у берега, где дом наш. Дело было осенью, уборка урожая. Я, конечно, сначала к Вале. Валя с матерью убирали картофель на огороде. Она как увидела меня, так и убежала в сарай, застыдилась, что руки в земле, грязные.
      В этом месяце мы и расписались, да получилось, что на всю жизнь. Это она у меня учительница, а у меня профессии не было никакой. Работал лопатой в забое, потом учился у Драного Тихона Тихоновича, начальника Электромеханического оборудования в шахте. Потом год работал машинистом шахтного электровоза. Вызывает как-то меня Швецов, начальник горно-механического рудника:
 – Поедешь учиться в Свердловск.
Я сначала отказался, не хотелось Валю одну оставлять. Жена настояла, и я четыре года учился, потом работал механиком участка капитальных работ.  Помню всех своих учителей поимённо, и всегда с благодарностью вспоминаю их.
      А с Валей мы уже 65 лет вместе. Трое сыновей вырастили, есть семь внуков и четыре правнука. Любовь – великая сила. Разное в жизни было, и ссорились иногда. Главное  - любить друг друга. А любить – значит смотреть в одном направлении!
  Слышали, молодые? Вот, что важно в любви, в жизни. Смотреть в одном направлении! Я заслушалась, засмотрелась. Каков герой! Высок, статен, красив. Поди, не одна дивчина заглядывалась на него, а он, вот он, 65 лет уже вместе  рука об руку с Валей, Валюшей, Валентиной, поддерживая и помогая друг другу. Так хотелось бы, чтобы и наши дети, внуки, правнуки жили вместе с любимыми долго-долго, счастливы были и здоровы.
       - Спасибо, вам, дорогой Николай Петрович за рассказ о большой любви.
Он улыбается и приглашает к себе показать фотографии, которых у него несколько альбомов. Обязательно побываю в гостях у этих замечательных людей нашего города.
       А знаете, как он называет свою верную подругу?  Наверное, не догадаетесь. Милочка! То - есть, милая, любимая!
После этого рассказа у меня родились такие стихотворные строчки:

Сколько лет мы вместе,
Много зим и вёсен.
У судьбы поблажек
для себя не просим.
 
Только б быть нам вместе,
и шагать упруго,
В трудную минуту
поддержать друг друга.

Не терять надежды,
и иметь стремление,
Нам любить и двигаться
в одном направлении!
               
Вот так, дорогие! Пусть это послужит вам хорошим примером в жизни.
Чем же занимается наш ветеран, герой, сейчас?
Встречается со школьниками. Рассказывает о военных буднях и читает стихи. А как читает! На различных конкурсах занимает призовые места. Сколько грамот накопилось за эти годы, ведь он участвует в работе ветеранского движения не один год , а в художественной самодеятельности лет, эдак пятьдесят. Вот так надо жить!   Неутомимо!  Ярко!  Вдохновенно!