На берегу

Лауреаты Фонда Всм
ИРИНА КОЧЕТКОВА - http://www.proza.ru/avtor/iraziv  -  ВТОРОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ЛАУРЕАТ 24» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


         
     За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия.
Чтобы зацвёл самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.
                Оскар Уайльд


      Я сижу на камнях возле реки, слева — причал, еще чуть дальше и левее — порт, но здесь тихо, -  место, где я часто сижу вечерами  — отдыхаю душой. Вдали   - на других камнях — отдыхают другие люди, - парочки, рыбаки, одинокие старики, - но мне не мешает. Я выбираю камень, равноудаленный от остальных камней, и представляю, что никого, кроме меня и реки здесь нет. Демонстрирую свою непричастность-ни-к-чему,  - посылаю в эфир волны, отгоняющие от меня суету как таковую,  и любые  ее проявления в каждом конкретном живом организме, - не трожь, не подходи! Так нет же! Нашелся один, невосприимчивый к знакам, подсел, - слишком близко, слишком некомфортно.
Ладно. Сидим, молчим. Вдруг:
 - Рубероид не интересует?
 - Простите?
 - А средство от потливости ног?
Я прожигаю его взглядом, очень хотелось бы испепелить до горстки пепла, но он смотрит в сторону, невосприимчив, сидит пень пнем.
 - Ты что — дурак?
 - Я — художник.
 - Одно другому не мешает.  - В сердцах я лезу в карман за сигаретами. Так хорошо сидела, так чудесно и безмолвно тек воздух и летело небо....
 - Я хочу вас нарисовать.
 - Средством от потливости ног на рубероиде? - криво ухмыляюсь, прикуривая. Принесла же нелегкая!

 - Я люблю рисовать рыжих! Это моя страсть!
Ничего, что я не рыжая? Вечер был окончательно испорчен. Отсесть от него подальше? Уйти? Прогнать его? Все это требует энергии, напора или хотя бы элементарного физического усилия, но я пришла сюда именно для того, чтобы расслабиться,  - такое небо, такая вода!..Скоро, когда падут сумерки, над рекой станет подниматься туман, пар, морок водного царства.. А тут этот,  молчит, на мою подколку никак не отреагировал. Имбецил! Решила попробовать по-другому:
 - «Вот все говорят, - Моцарт-Моцарт, а сами ни одной его картины не видели!» Согласна, шутка не новая, и что вы думаете? Молчит. Ни рыба - ни мясо. Смотрит в упор и молчит. Я — человек выдержанный, ну, более-менее, но когда некто занимает твое личное пространство, дышит в ухо и напряженно молчит... тут любому терпению придет конец.
 - Я хочу вас нарисовать, - тупо повторяет он.
 - Рисуй! - равнодушно бросаю я. - Давай!
 - А еще я хочу за вас замуж!
 - Что-что???
 - В смысле, возьмите меня в мужья, и я буду рисовать вас каждый день, с утра до вечера!!!
 - Боже упаси!  - вырвалось у меня.- Разве вы не знаете, художник, что любое мгновение, любое переживание, -  неповторимы и прекрасны именно своей летучестью,  - как газы, - пояснила я.
 - Газы?
 - Да! Колбочку открыли, вдохнули, - ах!   От повторения, тиражирования, копирования,  подражания... ну, вы, художник, долны  понять, что я имею ввиду, - мгновение, чувство, эмоция, предмет — неважно — умаляются, теряют, стираются и со временем вовсе исчезают... То есть, проще говоря, одного раза вполне достаточно, даже более  чем!

   Молчит! Убила бы. Потом мелькает догадка, - может быть, «нарисовать» в его лексиконе означает некий эвфемизм, он так намекает совсем на другое действие? («буду рисовать с утра до вечера!») От подобной мысли меня пробирает озноб. Дурак — еще ладно, а если псих, маньяк, одержимый? Невольно оглядываюсь,  остались ли люди на берегу.  Будет ли к кому в случае необходимости броситься за помощью. Рыбаки на причале еще долго проторчат. Пока не страшно.

Так как он сидит слишком близко, мне неудобно на него смотреть, слишком шею придется выворачивать. Вот я и не смотрю, и даже не представляю, какой он из себя. Слышу только его голос и его дыхание.  Прибавилось что-то новое, шорох какой-то, шуршание. Все-таки повернулась,  - рисует!!! На колене держит некий рулон, наподобие оторванной полосы обоев, и штрихует вовсю!!!
 - А разве данный процесс не предполагает наличия некой перспективы?! - намекаю я.
 - Не шевелитесь, пожалуйста! - умоляющий голос, шуршание по бумаге, прерывистое взволнованное дыхание.

Как-то все это чрезмерно «физиологично»!  Я бы предпочла быть сфотографированной с десяти футов. Я очень трепетно отношусь к своему личному пространству, для меня почти болезненно и невыносимо сидеть впритык с незнакомым человеком.  Но он, словно почуяв, что я сейчас отодвинусь, машинально хватает меня за колено, тут же отдергивает руку, вновь просит:
 - Не шевелитесь, пожалуйста!
 Я зверею.
 -  Вам нужен крупный план? Зачем так близко? Вы же меня так и не видите!!!
 - Мне необходим контакт. Я далеко не чувствую. Прошу вас, еще пару минут. Не убирайте ногу!

Ногу! Он имеет ввиду, что мы едва-едва касаемся коленями, и его это ...что? Заводит?  Нацеливает? Вдохновляет?

 - Я чувствую так гораздо лучше, - отвечает  он на мой невысказанный вопрос.  - Вы сами увидите. Так получится гораздо правдивее!

Правдивее! О чем это он?!. Я, словно онемевшая, не шевелюсь и не смею посмотреть на него, и на его мазню.  Это уже сродни какому-то невротическому состоянию — и вынести не можешь, и прервать не смеешь, как парализованный. Может еще капля любопытства имеет место,  все же, нестандартность ситуации... Сижу, постепенно расслабляюсь, вроде не агрессивный, не бросается, не кусается,  - пусть рисует. Но я не рыжая! Да, у  меня красно-каштановый оттенок волос, но не рыжая, нет! И «взять в мужья!» - что за набор бреда? «Рубероид, средство от пота»... размышляю, а сама все более и более расслабляюсь и успокаиваюсь, словно сошло что-то тягостное, и небо с рекой опять на месте, и кровь во мне перестала пульсировать толчками, и вновь струится как положено. Вечер, тихо, хорошо... Я почти и забыла о нем, углубившись — просочившись- провалившись — в эти сумерки над пологом спокойной воды. Отличная медитация — глядеть на воду, особенно вечером.

Почувствовала, что он отодвинулся, только когда вдруг ноге стало холодно. Колено привыкло чувствовать его тепло.
 - Ну что, готово?
Он опять молчит, протягивает мне свой рулон. Смотрю, и сердце проваливается куда-то в живот.  Я сидела к нему боком, причем правым, а нарисована я анфас, слегка с левой стороны, но главное не это! Рыжая-не рыжая, а рисовал он черным углем, но,  клянусь вам, там была рыжая женщина — и это была я — вся я  - я  до самого донышка, со всеми своими комплексами, амбициями, ранами и победами, словно он мою душу взвесил, промерил, да и выложил на кусок старых обоев. Я ошеломленно молчала. Было  с чего замолчать теперь мне!

 - А рубероид?..
 - Кровельный, крупнозернистый. Рулон, 20 метров. - охотно отозвался он
 - И средство от потливости ног?..
 - Ящик. 20 банок.
 - Причем здесь это?
 - Это единственное, что у меня есть. Все новое, в упаковке, от бати осталось. Он снабженцем работал, воровал. Все остальное я уже продал, а это.....
 - Зачем? - все еще не понимала я
 - У меня бумаги нет и краски кончились. Ничего нет, обдираю обои и рисую чем найду.

 Я все еще нахожусь в неком каматозном состоянии — или правильнее сказать в состоянии атараксии!? Держу перед собой его рисунок и просто не нахожу слов, молчу, молчу...Я должна купить у него рубероид, я обязана выкупить у него ящик от потливости ног. Хотя мне не нужно ни то, ни другое. Он — гений! Но у меня нет денег. Я не гений, но я тоже бедна.
 - Вы показывали свои рисунки кому-нибудь? Ну,  кому-нибудь там, наверху, в музеях, в академии... Вы учились? Вам... вам необходимо рисовать! - путаюсь и заплетаюсь я в словах.
 - Я не могу не рисовать! - просто отвечает он. - Показывал?.. нет.. я живу один. -  сказал он невпопад. - Я  не поняла, но не стала уточнять.
 - А замуж-то зачем? - улыбнулась я.
 - Простите, я, кроме всего прочего, еще и косноязычен. Просто.. я вас так прочувствовал, редко бывает. Чтоб так сильно... Я же не смогу каждый раз звать вас на берег реки. Вот я и ляпнул, простите, дурака.  - Я понимала, что упускаю что-то важное, не допонимаю, нечто скрывается недосказанное.
 - Зачем замуж, зачем на берег реки, увидел раз — и рисуй потом всю жизнь, разве художники так не умеют? - задала я вроде бы резонный вопрос.  Часто близорукими  оказываются даже  люди с очень хорошим зрением.
 - Я же слепой! -  просто ответил он. Он вообще говорил очень просто, без пафоса, без лишних модуляций. Я повернулась и впервые посмотрела ему в лицо. Слепой!!! Жгучий стыд разлился по моим сосудам и нервам, словно горячий укол.
 
Цепочка ассоциаций пронеслась в голове: Моцарт- Бетховен, что я несла?! При чем тут Моцарт? Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта, сам же Бетховен выбрал себе в наставники Антонио Сальери... Как прихотливо работает наш мозг... - слепой художник и глухой композитор... А ведь Бетховен написал лучшие свои вещи именно тогда, когда уже стал терять ( и уже потерял) слух. Бетховен лишился своего звукового восприятия. Он слышал музыку «внутренним ухом», а как же художник, потерявший зрение? — видит «внутренним взором»? Но ведь он нарисовал похоже! Похоже на меня!
 - Для этого мне и нужно было сидеть так близко и касаться вас, - вновь ответил он на незаданный мною вопрос. - Я «вижу» через тактильный контакт, уж не знаю сам, как объяснить...

Тут уж я не стала ничего спрашивать и уточнять.  Злое пошлое любопытство рвалось выспросить: а как же луна, небо, звезды? - их нельзя потрогать. Как ты «видишь» воду? Какая она, а рука человека, а лапа собаки?... Я просто молчала, потому что больше ничего нельзя было сказать. Я не могла купить его рубероид, я не могла стать его женой...Но я отдала ему всю бумагу, что была у меня в доме, все карандаши, краски и фломастеры.

 Спустя какое-то время он-таки продал рубероид и на вырученные деньги купил себе холсты, подрамник и краски.

Иногда мы общаемся (я приношу ему бумагу, кисти и краски, а он показывает свои картины), и время от времени мы  вместе сидим на берегу. Я смотрю на воду, а он трогает камни, траву,  деревья, песок.

Я поняла, что то, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. И  каждый из нас смотрит по-своему, и  видит  по-разному — этот такой огромный и разный мир.