Что вспомнилось? часть5

Татьяна Минаева-Антонова
   фото: Северо-Енисейск 1926г.
   
  Аня с братом часто просят бабушку:
  - Бабуся, расскажи что-нибудь интересное.
  -  Ой, сколько мы натерпелись, когда жили в Самаре во время гражданской войны! Каждый день власть менялась – то белые приходят, то красные. Твоего дедушку приходилось прятать в подполье, накрывая половиками крышку, когда белые входили в город – он ведь был большевик.
   - А какая ты маленькая была?
   - Какое у меня было детство с мачехой?! Пообещают куклу и заставят водиться с соседскими маленькими детьми, а потом и забудут о своем обещании. Первая мачеха, как и моя мама, умерла вскоре, и отец привел в дом другую мачеху. Ох, как не сладко жить с неродной матерью! Я родилась в 1888 году в селе  Деменчино Моршанского уезда Тамбовской области.
   - А отец тебя не защищал?
   - Он всегда  работал у помещика, его редко дома было застать. Он даже в Сибирь ездил, и мы хотели переезжать туда. Отец рассказывал нам, что в Сибири люди каждый день белый хлеб едят – мы же один ржаной ели. Я даже вскрикнула: «Папка, а как же они им наедаются?» Ведь мы его ели только по большим праздникам. Потом рано я стала работать, стирала белье у помещика. Белье все белоснежное было, все пальцы стертые были от стирки тяжелой. Вот такое у меня было детство.
   Аня с трудом представляет бабушку в детстве, ведь ей казалось, что она всегда была такой взрослой, как она привыкла ее видеть. А кто такой помещик? Так размышляя, она засыпает, прижавшись к бабушке.
     На другой день Аня опять просит:
     - Бабуся, расскажи, а мама какая маленькая была?               
     - Дедушку перевели в город Северо-Енисейск управляющим золотых приисков, мама твоя совсем маленькой туда поехала.   
     Прямо перед кроватью, где они спят с бабушкой, висят в рамке фотографии, среди больших портретов бабушки и дедушки расположены маленькие.               
   - А у мамы были красивые платья?
   - Конечно, это был 1926 год, но я ее одевала нарядно, да и сама я любила модно одеться, всегда у меня были дорогие шелковые платья.               
    - А на севере же холодно было?
    - Очень холодно, поэтому у моих детей была теплая одежда – иначе там было нельзя жить.               
    - Вот они мои дети – будущие врач, учитель и летчик. Я сама неграмотная, а всем детям дала хорошее образование. Младший сын обижал маму твою, а старший всегда ее защищал. Но мы недолго жили на севере, дедушку вскоре перевели в управление в город Кемерово, где твоя мама, окончив школу,   уехала учиться в Новосибирск.
   - Я тоже там буду учиться!
   - Ты еще в школе не учишься даже,- смеется бабушка.
  Бабушка показывает на другую фотографию.   
   - А это я провожаю в 1943 году своего сына летчика на фронт. А теперь давай спать!
   Аня поворачивается к стене и думает: «Какая мама маленькая смешная была! Даже меньше меня была тогда, чем я сейчас».