Адриатика глазами туриста. Пестрая мозаика

Борис Бем
 

        Путевые заметки

      Вместо  предисловия:
      
  Охота к перемене мест проявилась у меня с юности. К  восемнадцати годам я уже был знаком с большинством крупных  городов разных братских республик великой и огромной страны под названием СССР. Каждая такая поездка по незнакомым местам оставляла у меня глубокую зарубку в памяти. Таких зарубок  скопилось множество. К  сегодняшним  солидным годам в багаже моей памяти  уже около шестидесяти посещенных стран на разных континентах нашей необъятной планеты.  И если в солнечной Хорватии я побывал  ранее уже дважды, то  жемчужину  балканского региона ; Черногорию мне впервые  довелось увидеть только в начале июня  нынешнего курортного сезона.  Старинный город Будва  с лабиринтом романтических и узких улочек  покорил меня буйством неповторимых красок. Сама природа курортного городка  в окружении скалистых гор и затейливых хрустальных водопадов, длинных песчаных и песчано-галечных пляжей, вдоль которых живописно протянулись отели и виллы,  щедрые лучи солнца и бархатные теплые волны  моря создавали праздничное мажорное настроение.  На экскурсионном юрком автобусе я,   в группе других туристов из разных стран мира, объездил эту страну вдоль и поперек.  Наиболее интересные эпизоды поездки по этой республике, а также соседних стран Боснии и Герцеговины и Албании легли в основу моего  путевого дневника. Мне хотелось быть беспристрастным,  объективно  и без ретуши рассказать о жизни людей,  населяющих  некогда пылающую в огне войны большую союзную республику Югославию,  распавшуюся ныне на шесть республик.  С Черногорией граничат Босния и Герцеговина, Албания и Хорватия, а несколько поодаль находятся Сербия, Македония и Словения.  В  мой дневник вошли также и диалоги с гостями этого солнечного  курортного уголка, беседы с местными жителями. Сегодня  я выношу на читательский суд некоторые  заметки из своего путевого блокнота.

  Глава первая: ЧЕРНОГОРИЯ
  Глава вторая: БОСНИЯ и ГЕРЦЕГОВИНА
  Глава третья: АЛБАНИЯ
 
            ЧЕРНОГОРСКИЕ    ЭТЮДЫ

   Статистическая справка:
     В независимой Черногории проживает 660 тысяч человек.  Столица Черногории ;  Подгорица. Культурная столица – город Цетине.  Коренное население:  черногорцы и сербы – свыше восьмидесяти процентов. Остальные народности:   боснийцы, албанцы, хорваты и цыгане.  Республика получила независимость в 2006 году. Национальная валюта - евро.
          
               1.
      
    Театр, как известно,  начинается с вешалки,  ресторан - с кухонного блока, а гостиничный комплекс в курортное время-   с  уютного пляжа  с мягкими удобными лежаками под широкими грибочками-боровичками. Тихий и спокойный плеск волн, воздух,  наполненный  ароматом прибрежных пальм и корабельных сосен.  Лепота!   Городской пляж уже с утра напоминает восточный базар. Местные жители снуют по скрипучей гальке, держа в руках подносы с пончиками, соленой кукурузой, спелой аппетитной черешней и сочными кусками арбузов. Такая у них работа.  Курортный сезон длится в этих краях с мая до октября.  И если селянина кормит собственное подворье, то жители Будвы  живут исключительно за счет туристской братии.   Вслед за торговцами лакомств   вступает в «бой» тяжелая артиллерия.  Так  я с юмором называю мастеров народных ремесел.  Чего только не представлено этими умельцами!  Здесь и расшитые  скатерти   разных цветов и размеров, и игральные карты в красивом полиграфическом исполнении, наручные часы в ассортименте, солнцезащитные очки,  домашние вязаные тапочки с затейливыми орнаментами... И этот список можно продолжить.   Одно сильно угнетает.  Так хочется понежиться  с книжкой в руках на лежаке под щедрым и ласковым солнцем,  но местные   «предприниматели»  своей явной бесцеремонностью  зачастую омрачают  минуты и часы курортного отдыха.
               2.
   
         ТОННЕЛИ СОКРАЩАЮТ РАССТОЯНИЯ
    
   Эта чудесная страна   комфортно расположилась  в  окружении скалистых гор.  Когда наш экскурсионный автобус   отправился по местным черногорским каньонам,    я с жадной завистью наблюдал за тем, как мастерски  водитель   ведет наш автобус  по узкому серпантину горных дорог.  Зигзаги бетонки здесь настолько частые,  что  иногда кажется,   что  наш автобус  вот-вот соскочит с полотна дороги и нырнет в бездну.  На всем  пути от Будвы до самого  большого  каньона страны  глубиной более одного километра  мы насчитали около  сорока  тоннелей  разной длины:   от нескольких десятков метров до четырех с лишним километров.  Очень любопытно наблюдать за этой картиной  через  оконное стекло  автобуса.  Большая по диаметру труба вихревым потоком всасывает в себя грузовики,  легковушки,  автобусы, автопоезда, а потом «выплевывает» их с обратной стороны.  Да и в подземелье чувствуешь себя как на летном поле в ночное время.  По обе стороны тоннеля две ровные нитки желтых и красных лампочек. Никакой суеты.  Водители сосредоточены и предупредительны,  гуськом следуют  друг за другом, соблюдая ровную дистанцию. В этой связи мне вспомнилась давняя поездка в Египет,  когда я тоже совершал автобусную экскурсию в Каир и  Александрию. Тогда на дороге я видел чудеса  элементарной вольницы. Водители легковушек ехали по дорожному полотну как хотели:   и вперед, и назад, при этом бесцеремонно обгоняя друг друга, явно демонстрируя  свои  браваду и хулиганство.  Удивительно,   как  тогда   нашему водителю  хватило   терпения и мастерства не столкнуться с этими  автомобильными  «асами».   Кстати,  если бы на нашем пути в Черногории встретилось значительно меньше таких  скальных подземелий,  то и дорога туда и назад заняла бы гораздо больше времени.  Вот уж  воистину  , тоннели здорово сокращают расстояния…
      
             3


        МОСТ ДЖУРЖЕВИЧА
   
   Я стою на  широком  арочном мосту через реку Тара в северной части Черногории  и  любуюсь   глубоким  каньоном  в  Европе.  Бетонный мост   было спроектирован и построен  в конце тридцатых годов минувшего столетия архитектором  Миятом Трояновичем.   Уникальное по своей задумке  сооружение   расположено на перекрестке путей между городами Майковац, Жабляк и Плевля.  Свое название мост Джуржевича  получил от имени  владельца фермы,  расположенной  рядом.   Это самый высокий автомобильный мост на территории Европы,  раскинулся он  на высоте 160 метров над уровнем реки.  Он  состоит из пяти арочных пролетов,  длина каждого  триста шестьдесят пять метров.   Мост  -  национальная гордость Черногории.  Во  времена второй мировой войны это инженерное  сооружение сыграло очень важную стратегическую роль.  Красавец-мост  был построен  перед самым началом войны в 1940 году,  а  вскоре Югославия  уже была оккупирована итальянскими войсками.   Однако  партизанское движение доставило много неприятностей фашистам.   В  1942 году югославские партизаны взорвали одну из арок  моста, тем  самым перекрыв единственный переход каньона реки Тара,  не дав итальянским войскам развить наступление на этом направлении.  Примечательно,  что схему  закладывания  взрывчатки разрабатывал не   кто  иной,  а   один из участников  строительства  моста , инженер  Лазарь Яукович.   Менее чем через год постройки  он был  вынужден разрушить  его,   но смог разработать    схему подрыва  так,  что   после окончания войны в 1946 году  мост был легко восстановлен. 
    Сегодня по мосту Джурджевича  движется транспорт со всей  Европы.   Здесь постоянно останавливаются экскурсионные автобусы,  слышится хор голосов на разных языках.  В сувенирных магазинах чего только не выставлено:  от значков и пивных кружек  до дубленок и вязаных пальто, отороченных натуральным мехом.  А по самому мосту любят гулять влюбленные.  Вот и я облокотился  на парапет и загадал желание.  Мир  уже  около семидесяти лет  живет без  войны, но  фашизм  на востоке Европы вновь поднимает голову и сжимает кулаки.   В некогда братской Украине вновь рвутся  бомбы и снаряды,  обрекая народ на горе и страдания.   Появились человеческие жертвы.   Политика - это  далеко не белоснежная материя,  и   войны развязывают не народы, а нерадивые государственные  мужи.  А как хочется мира и спокойствия на всей планете!   Я жмурюсь от лучей  палящего солнца,   и слезы предательски вытекают  из глаз.  Может быть,  Всевышний услышит мои молитвы?

                4.

             САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР
   
      C   молодым   человеком   по имени  Антон   я познакомился перед завтраком   в гостиничном комплексе «СЛАВЯНСКИЙ ПЛЯЖ» на  второй день своего отдыха .    Было  ровно восемь утра,  но    Антон уже деловито выжидал  потенциальных  экскурсантов  у дверей своего офиса.  На улице в это время  суток  еще не так многолюдно,  и менеджер по продажам туристских поездок по разным маршрутам  Адриатического побережья гостеприимно распахнул передо мной двери своей небольшой комнатки,  где стоял скромный стол с водруженным на нем ноутбуком.   Мы разговорились.  Оказалось, что паренек  живет в Черногории  уже шестой год.  Приехал  Антон  сюда   двадцатилетним мальчишкой,  чтобы чуть подзаработать в  курортный сезон, а задержался на долгие годы. Даже маму из Винницы выписал.  Трудился парень  на разных работах,  ничем  не гнушался. По  рекомендации своего  тогдашнего хозяина за несколько месяцев  он  довольно быстро   освоил черногорский  разговорный язык, и уже на следующий год поступил на учебу в колледж  гостиничного хозяйства и туризма. Теперь  годы учебы позади,   и Антон с дипломом специалиста по праву занимает место менеджера.   В  его  штате  есть и  помощники,   вместе  с которыми он   делит хлопоты   нелегкого   бизнеса.  Дело в том, что курортный сезон в здешних местах начинается в мае,  а заканчивается в октябре,   поэтому в деле продажи туристского продукта не бывает ни суббот, ни воскресений,  ни даже больничных листов.   Пусть у тебя головная боль или даже температура,  все равно выходи на службу и работай.  Технологически иначе не получается.  В разгар сезона работа только увеличивается,  вот и приходится «пахать» одному за троих,   а иногда даже и за четверых сотрудников.  Только в десять часов вечера  есть возможность  перевести дух и отвлечься  от работы.   Затем сон,  а утром  снова начинается «пахота».   Как рассказал Антон,  активный отдых, если его можно так назвать, начинается в начале октября,  когда гостиница перестает подавать признаки жизни.  И в это время персонал  временно уходит «в свободное плавание».  В межсезонье Антон    занимается переводами, помогает рыбакам и выживает так же,  как  многие другие его коллеги.
     «Как потопаешь, так и полопаешь, -  говорит бывший украинец.  --  Если сезон окажется удачным,  то заработанного  хватает почти  до следующей туристской кампании.  Мы с мамой уехали с Украины не в самое тяжелое время,  хотя   безработица в нашем Винницком  регионе существовала  уже давно.  Поэтому не случайно,  что многие  мои земляки разбрелись по Европе в поисках куска хлеба.  Ведь  у большинства из них большие семьи,  малые дети,  которых нужно поднимать.  А вот сейчас и война в Восточной Украине началась,  и это совсем некстати».   
     Антон  грустно улыбнулся и продолжил:  «Но на судьбу я не ропщу.  У многих моих соотечественников положение  значительно хуже.  Я считаю, что каждый из нас должен быть режиссером своей жизни.   Ведь никто никогда   не расстелет перед  нами  бархатную красную дорожку.  Знаете, Борис, какая у меня любимая поговорка?  Хочешь быть счастливым, так стань им».
     Я с большим вниманием  слушал Антона,   восторгался им.  Парень совсем еще  молодой,  а мысли пронизаны глубоким житейским опытом. Такой человек  не  пропадет в жизни.  Не утонет в воде,  и не  сгинет на суше.  Как-никак  -  славянская закалка…

               5.

            Я - БАНДЕРОВКА
   
      С Инной,  женщиной  на вид примерно тридцати пяти лет,  я познакомился в последний день отдыха на гостиничном пляже.  Наши лежаки оказались рядом и,  слово за слово,  мы с ней  невольно разговорились.  Вначале  говорили о  прекрасной  погоде,  о  приятном отдыхе,  о местных достопримечательностях.   Узнав о том,  что я  литератор из Германии,  моя собеседница оживилась:
     -- Вы, наверное,  в курсе дела,  что  сейчас делается в Восточной Украине?
     Я  молча  кивнул головой.  Кто этого не знает? В последнее время украинские новости   похожи на  сводки с поля боя.
     Инна приподнялась с лежака, поправила лямку купальника и продолжила:
     --  Чего только не говорят о нашей Украине!  Но  все почему-то верят  средствам  массовой информации. И мало кто разберет,  где ложь,  а где правда.   Вот вы,   возможно,  и не знаете,  что   в  нашей Украине  уже давно назревала революционная ситуация.  То, что  произошло на  Майдане 30 ноября прошлого года  можно смело считать революцией.   Хотя это  был уже  не первый Майдан!  В  2004 году нечто подобное уже происходило.  Поэтому прошлогодние события   --  это  прямое его продолжение.  А почему это произошло?   Я вам сейчас расскажу.   Власть в Украине со времени распада Союза ничего не делала для народа.  Правители  только языками  чесали,  да  под шумок баблом  набивали   свои карманы.   Взять  хотя бы нашего бывшего  президента Януковича!    Ведь  это  с его согласия  страной управляли   приближенные ему   лица.   А сам президент    не считал нужным  даже информировать  общество о своих действиях.   Получилось так, что   его «семейному подряду»   были подвластны    и наши суды,  и парламент,  и партия.   Сколько лет все  покорно молчали!    Выборы  у нас  были непрозрачными,   правительство формировалось   из нужных  Януковичу людей.    Хотя…   Для руководства страны  цели президента,  возможно,  и были  оправданными,  но в народе  диктаторский режим вызывал возмущение и протест.  Судите сами,  экономика была пущена на самотек, заводы и фабрики продолжали работать на старом оборудовании, а новые хозяева жизни не хотели вкладывать свои  средства в обновление нового парка оборудования. Они не управляли страной вовсе!  Просто стремились к личному обогащению.  Поэтому нарыв  все зрел и зрел.  И вот он прорвался.  И не в Западной Украине, откуда я родом,  а на Востоке --  в Донецком бассейне.  Ведь после Майдана  2004 года  наш украинский народ почувствовал,  что можно жить иначе.
     Я с интересом впитывал информацию.
      --Борис, а  вы когда-нибудь видели   живого бандеровца?   Нет?  Так посмотрите на меня повнимательнее!    Вот  она  --  живая почитательница  Степана Бандеры!   Не секрет, что  мы,   западные жители Украины,  считаем  Бандеру  своим национальным героем.  А почему?  Потому  что мы  помним его как освободителя украинского народа от засилья большевиков, правого беспредела  и красного террора.   У нас даже и памятники ему стоят.   Но   вот  советская и демократическая российская пропаганда выставляют его поддонком и негодяем,   а вот мы,  коренные украинцы,  так не думаем.   У меня ведь  и прадед  в свое время пострадал от советской власти.   В тридцатые годы прошлого столетия  его объявили кулаком,  все отобрали и отправили с семьей  с Полтавщины  в казахстанские степи.  А за что?  За то, что трудился он от зари до темна,  дом справный имел,  корову и пару кабанчиков.
     Инна  раскраснелась от волнения,  обтерла лицо влажной салфеткой.
     --  Да, наш народ недоволен нынешней политической ситуацией в стране.  Не такой жизни мы хотели. Только я тоже понимаю  жителей Донецка и Луганска.  Им надоело кормиться от власти завтраками.   Только  вот  с  провозглашением новых порядков мои земляки явно переборщили.   Ладно,  мы Крым потеряли, но он и так висел гирей у Киева, ибо всегда был дотационным и сосал большие деньги из республиканского бюджета.  А тут хаос,  кровь, жертвы!   Кто теперь остановит этот беспредел?    Да,  я признаюсь, я  -- настоящая бандеровка!    Мне давно опостылела  роль ближайшего соседа   России как старшего брата.  Понимаете, братской семьи народов больше нет,  все разбрелись по своим квартирам. Так почему нам не дают жить  спокойно  без  всяких указок?   Мы ведь сами разберемся, как нам жить.  Поверьте,  Борис,   я ничего не имею против россиян.  Я часто бываю в Москве и в Питере,   у меня там есть друзья.   И я всегда поддерживаю с ними хорошие отношения.   Так  пусть все знают о том, что украинцы, разделяющие политические взгляды Степана Бандеры,  не враги россиянам и другим народам мира.   Вы – литератор,  поэтому  непременно  должны об этом   написать!   Ведь  если так разобраться,  то русский народ  в настоящее время тоже подвергается  политическому и социальному угнетению.  Разве не так?   Кремль  правит Россией!    Что принесла  революция   1917 года?   Социальное равенство и справедливость,  фабрики   рабочим,  а  земли  ;  крестьянам?  Мы  запомнили эти  революционные лозунги.  А  что получили?  Большевики,  прикрываясь  высокими  фразами как щитом, насильно вырвали власть  из рук народа,  построили новую эксплуататорскую систему.  Поэтому коммунистическое прошлое   --  это позор для сегодняшнего   поколения.  А мы, жители Украины,  хотим жить спокойно и счастливо.  Без войны и менторских указок!   И так будет.    Вот увидите…
    
   ОТ АВТОРА:  Я долго размышлял над тем,  стоит ли   этот монолог включать в свой материал,  боялся,  что меня смогут заподозрить в симпатиях к врагам большевизма.   Однако  здравый смысл взял верх.  Картина оказалась бы не совсем полной. Мне очень важно было услышать  голос простого народа,   передать его  в  авторской интонации,  то есть безо всякой ретуши.

                6.

                ВКУС   РАКИИ
    
     Я отдыхал на черногорском  побережье уже вторую неделю,  поэтому    мне непременно хотелось  разговорить   кого-нибудь  их местных жителей.   Просто  поговорить с ним по душам.  Уж очень  велико было желание получить побольше информации  из первых уст.  Но дело это очень деликатное, не приставать же к каждому встречному?  И  вот однажды поздно  вечером такой случай представился.  После прогулки в город я возвращался  в свой номер.  Вилла,  в которой  я обитал  с женой,  почти примыкала к пляжной полосе,  до которой было не более двух -- трех десятков метров.  Проходя мимо террасы летнего ресторана,  я  заметил  одиноко сидящего  старика в соломенной шляпе с курительной трубкой в зубах.  Перед ним стоял   бокал,  наполненный  пивом.  Я уселся за соседний столик, ко мне вскоре подошел официант,   и я заказал себе  чашку капуччино  с порцией ванильного мороженого.  В ожидании десерта  развернул  купленный несколькими минутами назад свежий номер газеты «Аргументы и факты».  Углубившись  в чтение,  не заметил,  что пожилой мужчина очень внимательно следит за мной.   Только официант принес  мне креманку с мороженым,  и я принялся за холодный десерт,  как  вдруг  вечернюю тишину разорвал приглушенный мужской голос на ломаном русском:
     ;  Братушка,  вы говорите русский язык? Я  много год назад отдыхать  Крим  пионерский лагер «Артек».   
      В ту же секунду меня словно ударило током,  я повернулся к незнакомцу и стал сверлить его своим острым взглядом.   Старик, пыхтя трубкой,  взял свой бокал и пересел ко мне.
     --  Я прочитал русский буквы на газете,  и сразу  повеяло родным.  Ведь мы кириллица  пишем...
     Пожилой незнакомец представился. Он оказался рыбаком из близлежащего  села.  Приехал в Будву сдавать  свой улов в гостиничный ресторан,  так как с гостиницей  у него был заключен договор на поставку рыбной продукции.   Мика Драгич,  так назвался старик, оказался  коренным жителем Черногории.  Было  ему  67 лет.   «Надо же,  почти мой ровесник», — отметил  я про себя.  Выглядел Мика заметно старше своих лет.  Продолговатое овальное лицо  его  было изрезано морщинами,  а  на мозолистых руках   выделялись вздутые  вены.  Чувствовалось,  что за плечами у рыбака была совсем нелегкая жизнь.  Мика  рассказал мне о себе.  Родился  он вскоре после окончания второй мировой войны.  Восемь  зим  ходил  в школу.   Затем  пошел работать  на ферму,  так как  нужно было поднимать младших братьев и сестер.  Семья  была многодетной.     Мика женился поздно -- в тридцать пять лет.   Его жена-
рукодельница  до  сих пор вышивает полотенца,  вяжет  скатерти и национальные кофточки,  продает  их заезжим туристам.  Двух дочерей  он поднял с супругой.  Обе дочери  замужем, уже  воспитывают своих детей.    Вспомнил Мика и войну на стыке веков,  правда она больше коснулась Боснии и Сербии, но все равно  на душе было  очень неспокойно.  И уж полной грудью вздохнул  черногорский народ,  когда в 2006 году обрел полную независимость.   
     -- А как вам удалось побывать в советском пионерлагере «Артек»?    поинтересовался  я. -- Что вам запомнилось с того времени?
     Глаза Мики заблестели.
     --  О! Артек…  ;   восторженно протянул он. --  Я  был совсем маленький мальшик,  но до сих пор его  так хоррошо   помню!
     И старик поведал мне  яркую историю своего детства. Он был в классе шестом  – седьмом, когда  их  школа получила    путевку  в советский  детский оздоровительный лагерь.  Собрался педсовет  и родительский комитет школы.  После долгого обсуждения  эту путевку  было решено  дать  ему  --  одному из лучших учеников  школы.   Мика  в то время и учился хорошо,  и поведение его   было  примерным.  Были,  конечно же,  в их школе  и отличники,  но  мальчишка рос в многодетной семье,  и  его здоровьишко  было   довольно ослабленным.  Паренек  помнил, как  всем селом  собирали его в далекую поездку.  Кто-то из односельчан  принес  ему брючки,  кто-то пару рубашек, а кто-то помог  и обувкой.     И распахнулся перед  подростком  новый мир -- незнакомый, но такой притягательный!  Пионерский лагерь «Артек»   встретил  его  звонкими горнами,   отлаженным распорядком дня,  вкусной едой,  купанием в теплом море  и массой увлекательных мероприятий.  Запомнились посвящение в «артековцы»,  туристские походы с ночевкой на вершину горы Аю-Даг,  пионерские костры и  печеная картошка.   И,  конечно же,  настоящая    дружба…   «Ведь мы, артековцы,  тогда  и послание в будущее написали,  запаяли его в капсулу»,   ; вспомнил  Мика. -- Слышал я,  что в 2000 году эта капсула была вскрыта и наше послание прочтено.  О чем мечтали в те времена мы,    дети?  Как и сейчас  -- о мире на всей Земле...». 
     До самой полуночи просидели мы со старым рыбаком,  рассуждая о жизни. По  просьбе Мики официант принес  небольшой штофик  местной водки «Ракия».  Выпили за дружбу и единение народов.  Водка  с запахом миндального ореха оказалась приятной на вкус.   На прощание  черногорец  взял со стола   бумажную салфетку,  накарябал на ней  печатными буквами  на кириллице:  «МИРУ --  МИР»,  чем  растрогал меня до слез.  Вот ведь как получается.  Ходишь среди людей,  шагаешь мимо, а ведь и невдомек остановиться и заглянуть им в душу.  Как здорово, что мне довелось пообщаться с черногорским  селянином Микой.  Пообщавшись с ним,  я будто бы  родниковой воды напился из святого монастырского источника. Так пусть и вам, друзья, везет в жизни на добрых людей.  И очень здорово, когда случайные встречные  прохожие становятся друзьями.  Прошло всего немного времени  с  тех пор, как я дышал и наслаждался красотами Адриатики, однако вкус этой самой водки «Ракии»,   которой меня угостил черногорец,  я до сих пор ощущаю на губах.  Спасибо тебе,  Мика.  Я  буду долго  вспоминать тебя…

   2014 год

     Будва-Кельн.

  P-S: Вторую и третью главы читайте на моей странице.