Поиграем в декаданс..

Диза Ми
   19 - го век.   Европа. На культурной авансцене появляются такие неоднозначные фигуры как Джон Рёскин, Уолтер Пейтер, Оскар Уальд, Поль Верлен, Артур Рембо, Шарль Бодлер. Этих людей позднее назовут декадентами, а их жизнь будет представляться своеобразной доминантой эпохи, воплощающей в себе дух новоевропейской цивилизации, непостижимый эстетизм которого начал зарождаться еще в философии Шопенгауэра. 

Чем же было вызвано появление декадентов и носителями, каких настроений и какого мировоззрения они являлись?  В чем сущность этого явления и можно ли его считать кризисом европейской цивилизации? На эти вопросы нам предстоит ответить в данной работе.

Итак, 18 век.  Европа. Философия Жана - Жака Руссо, а также Фридриха Шиллера знаменует переживание предромантического конфликта между культурой и цивилизацией. Эти идеи оказали непосредственное влияние, на настроение эпохи, следствием чего становится реакция на «прогрессивный» век просвещения, называемая Романтизмом. Романтизм позволяет Европе переосмыслить идеалы эпохи Просвещения, переживает и изживает себя, не в силах дать ответы, на поставленные Веку Разума вопросы, терзающие душу европейской цивилизации. Среди писателей появляются первые критики романтизма, к которым относится Дезире Низар, беспощадно отзывающийся о чрезмерной  описательности и забвении разума, служащих для романтиков дверью в  воображаемую действительность, а также  творчество наиболее яркого представителя этого художественного направления - Виктора Гюго.  В сущности же,  за мифологемой творцов уже 19 века стоял протест против всепроникающей буржуазности  и реакция на излишнюю чопорность. Следствием подобных настроений в обществе стало появление декадентства.

Сердце Декаданса - так называемый извращенный эстетизм, в основе которого лежит саморазрушение и упадок.  К подобному мировоззрению человека приводит общая секуляризация новоевропейской цивилизации и разочарованность в идеологиях предшествующих эпох. Декорациями к зарождению нового духа выступает кризис христианской веры,  следствием которого является абсолютное смещение и потеря морально - нравственных ориентиров. Человек блуждает в собственной душе как в сумрачном  лабиринте, отчаивается  найти хоть какую - то нить,  нить, способную вывести его к свету.  Пути этого лабиринта также хаотичны. Хаосом словно пронизана атмосфера, царящая в нем, в воздухе которой царит неясное, непостижимое сплетение чувств, мыслей и понятий существования. Труд теперь воспринимается как искусство, искусство становится трудом, религия полностью утрачивает свою роль и значение, в том смысле, котором она понималась ранее и  является не больше чем эстетическим переживанием. Находящийся в совершенном смятении человек, пытаясь заполнить,  образовавшийся  в его существовании вакуум, создает новую религию, имя которой искусство.  Вакантное место Бога он отдает Красоте, в Платоновском ее понимании, где подлинная красота является лишь потенциальной реальностью, любое материальное воплощение которой является лишь несовершенной и незавершенной формой трансцендентной неназываемой идеи Красоты. Так, Декаданс, в сущности, является своеобразным агностицизмом, в полной мере выраженный в словах Ф. Ницше, называющего жизнь морально - оптической иллюзией. Отчаявшись познать мир, Человек находит единственно - верное для себя решение - создать свой мир самостоятельно. Инструментом конструирования реальности становится искусство. Отождествленное с религией оно становится еще и путем познания себя и восхождения к духовному абсолюту. Религиозное чувство,  уравненное в своих правах с эстетическим переживанием,  синтезирует чувственную  и духовную сферы человеческого бытия, соединяя их в единое целое, что в свою очередь ведет к рождению гедонизма декадентского толка, подразумевающего предельность переживания каждого приходящего момента жизни, своеобразного «сжигания бытия» посредством наивысшего напряжения всех моральных, интеллектуальных и физических сил Человека ради соприкосновения с метафизическим планом бытия. Идеологически Декаданс восходит к философии Шопенгауэра, фатализм которой, дает богатые всходы на почве потерянного, заблудившегося, уставшего, отчаявшегося Человека, нашедшего свое единственное убежище в искусстве. ВедОмые непостижимым роком творцы  - декаденты воспевают  красоту страданий, болезней, они с упоением пишут о сладостном миге смерти, почти экстатично переживая этот момент исчезающего бытия. Их муза теперь - саморазрушение, их мораль - приобретение самого разностороннего, часто ничем не ограниченного  опыта жизни, их Бог - Безобразная Красота, вдохновляющая Человека на искусство ради искусства, на  жизнь ради жизни. Жизнь ради самой жизни без цели и смысла - такова сущность эстетики декаданса.

На этой волне переосмысливается  понятие героизма. Герой декаданса - это герой, бросивший вызов обществу, живущий вопреки буржуазному прагматизму, свободный художник - нонконформист, открывший для себя конечность бытия и необратимость времени,  соединивший жизнь, творчество и смерть воедино, пишущий свой личный завет, сочиняющий свой «памятник нерукотворный», свой «неведомый шедевр», создающий из себя самого  своего «сверхчеловека». Художник отныне становится приверженцем трагической философии и искателем некой трансцендентной истины, для которого приоритетным в творчестве является постановка и решение своих собственных задач, и акцент на доминанте формы над содержанием. Зачастую, герой - декадент создает из своей жизни произведение искусств и в этом видится его первый и единственный подвиг.

Одной из значительных фигур Декаданса является Джон Рёскин. Блестящий искусствовед,  писатель, художник, - он одним из первых начинает критиковать  догматизм и стандартизацию Классицизма, являвшегося следствием Века Разума. Джон Рёскин  отводит искусству воспитательную и облагораживающую роль, он говорит  том, что творчество обогащает человека духовно, ведет его к совершенству, наделяя, таким образом, искусство этическими функциями. Однако уже его ученик и последователь Уолтер Пейтер отрицает этический пафос искусства. При этом Пейтер задает основной вектор Декаданса, отрицая все объективное и утверждая, что истину можно познать лишь в субъективном индивидуальном переживании, что неминуемо отсылает нас к философии Протагора, а в 20 веке, найдет свое полное выражение в философии экзистенциализма. Именно Пейтер стоит у истоков единения чувственного и духовного переживания в искусстве, что как было сказано выше, лишает искусство его назидательной роли и приводит к гедонистической эстетизации творчества. Последователь Рёскина лишает язык искусства аморфности и размытости. Он не признает абстракций и говорит о том, что  любое впечатление должно быть конкретно выражено, но при этом нести некий оттенок недосказанности, что находит свое отражение в творчестве импрессионистов. По Пейтеру, человек, переживая произведение искусства, переживает всю его культурную традицию, интегрируя в нее свой импрессионистический опыт и только таким образом можно познать истинную идею Красоты.  Уолтер Пейтер также синтезирует язычество и христианство, что в купе с философией страдания приводит к эстетизации образа Христа в Декадансе.

В этом свете нельзя не упомянуть об Оскаре Уальде, являющимся последователем Уолтера Пейтера и представляющего собой своеобразную «икону» Декаданса. Личность и жизнь этого в высшей степени неординарного писателя стали центровыми, и в наибольшей  степени отражали рефлексию, так называемого, духовного кризиса новоевропейской цивилизации конца 19 века. Творчество Оскара Уальда, ставшее следствием его жизни, которую он превратил весьма креативное произведение искусства, пожалуй, ярче всего отражает в себе настроения и идеологию Декаданса. Оскар Уальд будто бы задает тон всей эпохе декадентства и становится законодателем моды буквально во всех сферах жизни, но в его искусстве нет морально - нравственного поиска Произведения Оскара Уальда это гимн Красоте, Ода Эстетизма, через которые он пытается донести людям высшие истины, что у него, несомненно, получается.

Не менее колоритными на фоне Оскара Уальда выступают фигуры Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артура Рембо, Жориса - Карлоса Гюисманса, Чарльза Суинберна, Габриэле Д’Аннунцио. Их жизнь и творчество, так или иначе, отражало в себе богемную моду декаданса со всей его проклятостью, аморализмом, дендизмом, эстетством, и символами эпохи Декаданса, которыми являлись сфинкс, демон, роковая женщина, Эдип, Прометей, Саломея, Тристан, Нерон, Чезаре Борджиа, Юлиан Отступник, Эдгар. По, Людвиг   II   Баварский.  Все эти символы, как реальные, так и мифологические, резонировали с живописью Данте Габриэля Россетти, Гюстава Моро, Одилона Редона, Арнольда Бёклина, Франца фон Штука,  Густава Климта, Михаила Врубеля, Одри Бёрдсли, и, сливаясь в едином порыве дерзновенного художественного духа с музыкой Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса, они звучали мрачной патетической симфонией Декаданса.

Основополагающую  роль в становлении Декаданса сыграла философия Фридриха Ницше, в частности его работа «Происхождение трагедии из духа музыки». В этой работе немецкий философ проводит параллель между дионисийской темой и современностью, противопоставляя Дионисийское бессознательное начало человеческого сознания Апполонийскому.  Под первым Ницше подразумевает  музыкальность, опьянение чувствами, ужасом существования,  сомнение в формах явлений, блаженством и восторгом жизни, поднимающимся из самых глубин человеческой души. Второму же свойственна иллюзия, стремление к техническому совершенству, выраженному в идеальных классических формах бытия. По мысли Ницше кризис общества наступил тогда, когда чаша  весов Дионисийского начала склонилась к Аполлонийскому, что было связано с появлением философии Сократа, который своим учением нарушил прежний порядок вещей и перевернул сознание грека. Философия Сократа утвердила доминирующую роль Аполлонийского начала, следствием чего стал псевдоидеализм и безрадостное существование во имя совершенствования, впервые за всю историю человечества, отделенной от тела души. Таким образом, Ницше отождествляет смерть Дионисийского начала с духовным кризисом христианской Европы конца 19 века, следствием чего становится утрата равновесия между внутренним и вешним миром человека и полнейшая дезориентация его сознания.  Христианскому самоотречению, смирению и любви к ближнему во имя жизни вечной,  немецкий философ противопоставляет античный культ тела с его экстатичным переживанием бытия, выраженном в непрекращающемся возрождении, в процессе творческого отношения к жизни, позволяющего вовлекаться в каждый момент бытия на всю глубину своего существа, сжигая время и сгорая в ослепительном огне вечного «здесь и сейчас». Из философских исканий Ницше,  центром которых являлся кризис исторических форм европейского христианства, в сущности, и рождается основная идея Декаданса.

Однако назвать само культурное явление Декаданса кризисом новоевропейской цивилизации вряд ли можно. Именно в период жизни этого культурного направления рождается плеяда непостижимых по глубине и недосягаемых по высоте творчества писателей, художников, скульпторов, композиторов, и иных творцов искусства и своей жизни. Они смотрят на мир через призму нового, качественного иного эстетизма, в свете которого ужасное превращается  чарующе красивое, дьявольское приобретает  аромат божественного, а боль несет вкус наслаждения.  На почве этого «извращенного» непонятного многим миропонимания и мироощущения, дает свои богатые всходы течение Символизма, а эстетика декадентства оказалась неподвластной времени. Так или иначе, ее мрачные ноты  звучат в искусстве всего 20 века.

Конечно, Декаданс не был упадком или кризисом новоевропейской цивилизации. Думается также ошибочно предполагать, что это явление в культурной жизни Европы представляло собой некое переходное звено от Романтизма к Модерну.  Слишком велико значение для всего человечества этого, рожденного в муках культурного  явления и слишком неоднозначна его природа. Усталость,  проповедующая наслаждение жизнью во всех ее ипостасях. Парадокс? Нет…Просто Декаданс...