Дневник странника инока - имяславца

Протоиерей Константин Борщ
Протоиерей Константин Борщ. ИМЯСЛАВИЕ. Том 3.Часть 2

Дневник странника инока - имяславца,
Староафонского изгнанника 1913 года, автора сей истории, иеромонаха Паисия

Глава  1-я.

О Российском Поместном Соборе 1917 – 1918 г.г.

Уразумел Государь своё окрадение Правительством Церковным. Но исправление  тяжкого греха имяборчества, греха избиения иноков Афонских за честь и Славу Имени Божия - немыслимо...
О, горе Государю! О, ужасу! О, безумию! И увидел Государь ров, глубины безмерной, в который столкнуло его Церковное Правительство, и уподобило его первым царям, гонителям христианства, облившим землю кровью христианских мучеников. Но те цари были язычники, не познавшие Христа. Ныне же, много веков спустя, в двадцатом веке, в торжество веры Христовой и благочестия потомок благочестивых царей и Сам благочестивый Государь омыл кровью Афонских мучеников Святую Гору Афонскую за то, что монахи-молитвенники стали до смерти в защиту поруганного Синодом Святейшего Имени Иисусова и вообще Имени Божия.
Московская синодальная Контора всего лишь подтвердила правоту нашего исповедания. Судить же вопрос сей нет, и не будет на земле правомощного лица в веке сем, и остаётся он до явления в страшной славе и крепкой силе Того самого Лица, Имя Которого поругали церковные пастыри и архипастыри и последовавшие им пасомые.
Сии строки пишем мы, имяславцы, изгнанные со святой Горы Афонской, нищие странники в лютом, осатанелом мире сем, - 1-го сентября, 1964 года по ст. ст.
В дальнейшем мы будем выявлять, кто они, свившие себе гнездо в правительстве церковном.
Первая мировая война родила революцию, в которой померкла пятая звезда. У остатка верующего народа возник вопрос о судьбе строя Церковного. Синод, называемый “Святейшим”, - утратил значение такого наименования; он представлял из себя развалины, неправомощного к управлению Церковного Орган.а.
Для него оставалась одна только возможность - при посредстве его объявить созыв поместного Собора. Сие важнейшее в Русской Церкви и состоялось в 1917 - 1918 г.г. Ревностно прибыли на собор епископы всех епархий Русского Государства, а также пресвитеры и представители от благочестивых мирян.
Со времён императора Петра 1-го Великого, упразднившего патриаршество в Российской Церкви, назрело много церковных вопросов, которые вменялись в прямую обязанность к рассмотрению и урегулированию их, ради мира церковного. Во главе угла прежде всего, лежал вопрос о восстановлении чести Церкви возвращением ей достойного Апостольского Управления, которым управляются все прочие Церкви Восточного Православного Исповедания, - то есть, восстановление Патриаршества избранием лица, достойного  высокого сана Патриарха из Среды Иерархов Русской Церкви, а затем уже, рассмотрение всем Собором догматических и богословских вопросов, из которых главным является – Старо-афонский вопрос об Имени Божием.
По прочтении доклада к вопросу о восстановлении Патриаршества весь собор выразил единомыслие. А при упоминании в докладе о необходимости рассмотрения богословского вопроса  об Имени Божием, к удивлению всего Собора, обнаружились пристрастные лица. Они выразили негодование по поводу доклада и намеревались закрыть этот вопрос на том основании,  будто бы он уже решён окончательно Судом Московской Синодальной Конторы при Царском Правительстве, и вновь возбуждать миновавшее, как уже умершее, нецелесообразно никакому Собору.
Выступление этих пристрастных противников рассмотрения вопроса об Имени Божием  возмутило весь Собор и наделало такого шума, как триста лет тому назад столько шума, сколько триста лет тому назад наделало шума выступление на Соборе протопопа Аввакума, так что предстояла угроза распада Собора. Рассмотрение вопроса о Патриаршестве имело всеобщую поддержку. А предложение докладчика рассмотреть назревшие догматические богословские вопросы встретило бурю негодования и произвело раскол в Соборе, так  как сильными явились скандалисты, упомянутые пристрастные. Наконец, выступил один из младших членов Собора епископ Иларион Крутицкий викарий Московской епархии. Обратившись к Собору, он произнёс такую вдохновенную речь, что все члены Собора единодушно сосредоточились на нём и единогласно провозгласили: ”Ты и будешь главой нашей и Патриархом Всероссийским!”
- Нет, отцы святые! - Ответил он, - не к своему лицу относилось моё слово, далёк я мыслию от вашего предложения, но дабы объединить святое собрание ваше в согласное единомыслие о Христе Иисусе Господе нашем и во Имя Его да совершится достойное назначение равноапостольное, по воле Божией, оградитесь миром и любовью.
Я молод. Среди вашего честного и святого собрания являюсь самым младшим. Имею же предложить вам последовать апостольскому примеру. По вознесении Господнем, возвратившись с горы Елеонской и собравшись в горнице числом сто двадцать человек с женами и Мариею Матерью Иисусовой, святой Апостол Петр сказал всему апостольскому собранию слово о восполнении лика апостольского, из которого вышел Иуда Искариот предатель, чтобы восполнилось число двенадцать. Из своей среды избрали двух кандидатов и положили жребий. Жребий выпал на Матфея, и был он причислен к двенадцати, - повествуется в Деяниях Апостольских. По подобию святых апостолов усмотрите и вы из среды вашей трёх достойных кандидатов, старейших по сану и хиротонии, Иерархов, заслуженных перед Церковью, дадите им жребии, и по молитве Собора Бог укажет жребием Патриарха. Этот совет епископа Илариона был принят всем Собором с радостью и единодушно. Но при этом непременным долгом было определено: не избирать кандидатами на Патриаршество иерархов, бывших членами Синода, хотя бы те были и старейшие. Такое решение Собора обнаружило пристрастных, в лицах которых выразился мрак Иуды Искариотского. Все озарились благодатным восторгом, в том числе и самые исключённые из кандидатуры некоторые члены бывшего Синода. Одни только пристрастные бесовски передёрнулись в лицах,  они же и мутили собор. На Соборе они сидели все рядышком, с хмурым выражением лиц, исподлобья смотрели на благочестивое собрание в безсильной злобе и безмолвии, ибо опасно было прекословить всему Собору...
Все благочестивые и беспристрастные архиереи знали друг друга. Поэтому для них не составляло ни малейшей трудности избрать достойных кандидатов.
Первым достойным кандидатом был избран  архиепископ Арсений Новгородский и Старорусский, сторонник и покровитель имяславцев в своей Новгородской епархии.
Вторым кандидатом был избран митроп. Московский и Коломенский Тихон, не защитивший Имя Божие от хулы синодального Послания, когда, в бытность его на Ярославской кафедре, афонские представители-имяславцы просили его приложить сердце чтобы воздать славу Имени Божию, по заповеди Отца Небесного (Малах. 2 гл.).
Третьим кандидатом был избран архиеп. Харьковский Антоний (Храповицкий), главное лицо имяборческой синодальной кучи.
  На другой день была торжественно совершена Божественная Литургия, по отпусте которой, в особый ковчежец были опущены три жребия по числу кандидатов. Взять из ковчежца жребий было поручено известному члену Собора старцу-схимнику Алексию (Зосимовскому) затворнику1. Жребий выпал на Тихона, митрополита Московского и Коломенского. И стал он Патриархом Московским и всея Руси. А два другие кандидата: архиепископ Арсений и архиепископ Антоний были возведены в сан митрополитов.
И так, совершилось желанное восстановление Патриаршества в Церкви Российской!
После этого торжества епископ Иларион, став на амвоне, по дару благодатной словесности произнёс слово, относящееся к торжеству восстановления достойного иерархического правления в Церкви Российской. Слово своё проповедник относил к священному Собору и ко всему народу, переполнившему соборный храм, в котором совершилось историческое торжество восстановления Патриаршества.
А затем призывал блюсти оное, храня данную самим Господом евангельскую заповедь о единстве и крепости союза Апостольского братства: ”Где двое или трое во Имя Мое, там и Я посреди их”. Святые Апостолы пребывали в этом духе и нам заповедали пребывать в святом единстве.
По окончании слова епископа Илариона, весь освященный Собор в благодарность почтил его высшим титулом - “Архиепископа”.
Почтенный титулом “архиепископа” Иларион Крутицкий, - викарий Московской епархии. - Всех викариатств в Московской епархии до пяти. Крутицкое викариатство обнимает весь центр Москвы и почитается старейшим. По окончании всего торжества, архиеп. Иларион с прочими викарными епископами Москвы вышли на середину соборного храма и совершили благодарственный молебен Триипостасному Богу, о даровании милости нашей Церкви Российской. Закончили многолетием Святейшему Патриарху Тихону и всему освященному Собору. Резиденцией  Святейшему Патриарху Тихону назначен был Донской монастырь.
На следующий день в соборном храме этого монастыря была совершена  первая Божественная Литургия нововозведённым Святейшим Патриархом Тихоном, в сослужении старейших членов Священного Собора.  После  Литургии всем Священным Собором был отслужен благодарственный молебен в Троице славимому Богу, о величайшем событии восстановления Патриаршества в нашей, два столетия вдовствующей,  Российской Церкви. Торжество было неописуемо радостное.

Глава 2
Постановка вопроса об Имени Божием, на
Соборе Российской Церкви 1917 - 1918 г.г.

В дальнейшем сему Священному Поместному Собору Российской Церкви предлежало обсудить и решить богословские догматические вопросы. После молитвенных благодарственных торжеств на следующий день состоялось начало первого заседания
Докладчик огласил первый, во главе угла лежащий, богословский догматический вопрос, возникший на Святой Горе Афонской, об Имени, Божием. Вопрос величайшей важности, пренебрежением которым поколеблет в самом основании святую веру Евангелия Христова, и этим видимо предвещает угрозу разрушения гражданского Государственного строя и небывалые бедствия на Земле.
Только что докладчик коснулся сего Старо-Афонского вопроса, вдруг, словно бомба взорвалась, и как бы из мертвых воскресли те самые, которые не были допущены в кандидаты на Патриаршество. В нервном возбуждении они зачитали свой “доклад”: “Мы живём в новом времени, старое миновало, оно уже умерло, старое решено при старом строе, возник новый строй, (какой? - революционный!), и мы должны вырабатывать способы применения к строю нового правительства, а не богословствовать!».
Ярость и бешеная наглость горланов возмутила всё святое собрание. Попытки убедить и урезонить их не увенчались успехом.
Я - странник, афонский изгнанник, жил в эти дни в городе Ельце. Прослышав, что приехал из Москвы член Собора епископ Елецкий, я пошёл к нему узнать результат дел соборных. Он же, смущённый, встретив и благословив меня, воскликнул: ”Ну, отец Паисий! Ваш вопрос Афонский наделал столько шуму и скандала, что Ленин прислал от себя оффицианта и грозно разогнал нас. Так неожиданно и закончился собор, - горько и печально. Успели только поставить Патриарха». Такую скорбную весть услышал я от нашего Владыки Амвросия, епископа Елецкого, члена собора от города Ельца. Второй член от гор. Ельца протоиерей Николай Брянцев в храме начал говорить свою проповедь к народу: ”Дорогие отцы, братие и сестры, Церковь в гонении!” В дальнейшем он выяснил происходившие спорные волнения со стороны мятежных членов бывшего Синода, которые и являлись угрозой Вере Христовой.
При нововозведённом Святейшем Патриархе Тихоне архиеп. Иларион Крутицкий явился для него Ангелом Хранителем. Подобным Илариону был и его родной брат Епископ Григорий, иного викариатства Московского. Всего около пяти архиереев викариатств Московских. Все они - воспитанники и ученики Митрополита Московского Макария и все они - ревнители по Афонскому вопросу стояли на стороне защитников славы Имени Божия, подобно своему отцу Митрополиту Макарию.
Итак, Святейший Патриарх Тихон, находился как бы в ограде, охраняемый окружением Московских Архипастырей. Митрополит Макарий, упразднённый от управления Московской епархией восстановлением Патриаршества - пребывал тут же в Москве, но он возражал на незаконное отстранение его от управления Московской митрополией. Друг его и собрат по защите афонского вопроса об Имени Божием Киевский Митрополит Флавиан почил о Господе 4-го ноября 1915 года, пред кончиной он был обрадован радостным извещением о том, что Московская Синодальная Контора по поручению Государя рассмотрев вопрос об афонских имяславцах, изгнанных с Афона за Имя Божие нашла, что монахи эти являются православными и терпят ГОНЕНИЕ ПРАВДЫ РАДИ. Святитель Флавиан считал себя счастливым, так как, в Киевской епархии в Лавре он дал приют пятидесяти монахам исповедникам Имени Божия, и в обители Святого Архистратига Божия Михаила у гробницы Великомученицы Варвары приютил 25 человек, всего 75 Афонских странников - изгнанников Правды ради обрели у него покой. Доволен о Христе Иисусе также  Владыка Макарий, Митрополит Московский - у него в Духовной Академии два учёных мужа: Новосёлов и Муретов - профессора-богословы, приняли на своё иждивение 50 иноков-имяславцев, изгнанников со святой Горы Афонской.
  25 иноков-имяславцев, тяжело раненых солдатами 50-го Его Величества Белостокского полка во время Афонского погрома и изгнанные с Афона, скитались в лесах Новгородской епархии, покровительствуемые Владыкой Арсением архиепископом Новгородским, прятались от «непогоды» на границе Петербурга и Новгорода, питаясь милостыней дачников. Из числа этих монахов четверо имяславцев были приглашены на беседу Государём Николаем II-м перед лицом которых, Государь Император со своим семейством  прегорько рыдал, каясь в том своём тяжком грехе, что посланные им на Афон три роты солдат, якобы на разгром революционеров, избивали во время молитвы ни в чём не повинных перед Государем монахов.  Царь-Батюшка прегорько рыдал о том, что вместо революционеров его солдаты, по наветам синодской кучи Антония Волынского, разгромили верноподданных Государю монахов двух русских Афонских обителей за исповедание Державного Имени Божия, из числа которых 10 было убито, а 45 тяжело ранены. Прегорько рыдал Государь о том, что обманутый членами Синода, будущими изменниками Царю он сделался соучастником в пролитии мученической крови исповедников Афонских, кровью которых омыта Святая Гора Афонская. Но, слава Богу, за Его милость к Царю, что вразумлённый Богом через личную беседу с афонскими монахами имяславцами, Царь успел покаяться за свой величайший грех, содеянный им в неведении...
Вот уже полстолетия миновало  со дня нашего изгнания со Святой Горы Афонской. Прошедшие дни видимы всеми жителями земли.  Оценку же сему полстолетию  способны дать только живущие по духу Христову.
Из земного жребия Богоматери нас было изгнано 1500 исповедников Имени Божия. На предыдущей странице мы упомянули лишь о 150 иноках. Остальные разсеяны по пространству российской империии; странствуя они носят на устах Сладчайшее Имя Иисусово. Как любители пустынного Афона некоторые из нас укрылись в горах Кавказа.  1500 афонских иноков-изгнанников, странствуя по миру, продолжают дело исповедания Имени Иисусова до последнего издыхания.

Глава 3-я
Сказание о татях и разбойниках Церковных

Весной 1922 года всех пустынников, живших в горах Кавказа, изгнали в мир. Кто поупорствовал, те были расстреляны. Не находя духовной пользы в противлении и упорстве,  некоторые из нас, из Сочинских гор удалились и прибыли в гор. Ростов-на Дону. В эти самые дни был арестован епископ Арсений Ростовский и с ним много городского духовенства. Верующие понимали, что все пойдут в ссылку и Ростов останется без пастыря. Набралась маленькая община верующих, решивших найти епископа на время отсутствия своего любимого Архипастыря.
Временный пастырь скоро нашёлся без приглашения – это епископ Феофилакт из Пятигорска. Для того чтобы иметь право управления чужой епархией, согласно каноническим правилам, должно испросить благословение у хозяина епархии, то есть, у архиеп. Арсения, заключённого в тюрьму. Последний знал о прибытии в Ростов епископа Феофилакта и был утешен его желанием временно потрудиться  заместителем Управляющего Ростовской епархией. Владыка Арсений  ожидал от Феофилакта обращения к себе за согласием, и законным благословением.
Судебный беззаконный процесс тянулся долго, и приговорил Святителя     Арсения к 5-ти годам тюремного заключения в Архангельске, со строгой изоляцией. И добрый наш пастырь отправлен был на пятилетнее страдание, с поднятою десницею для благословения своего заместителя епископа Феофилакта. Дела последнего обнаружили в нём не пастыря-заместителя, но татя и разбойника, по слову самого Христа: ”Не входяй дверью во двор овчий, но прелазаяй инуде, той тать есть и разбойник” (Ин. 10, 1).
Епископ Феофилакт гордо отверг канонические правила. Без приглашения явился и самочинно занял Ростовскую епархию, не испросив согласия у Владыки Арсения. Значит, он вошёл во двор овчий не дверью церковного закона, но перелез через ограду Ростовской епархии. Поэтому, он - вор и разбойник, незаконно восхитивший власть управления церковью, не подлежащей его ведению.
Феофилакту подчинилась большая часть Ростовского духовенства. А меньшая часть иереев решительно отвергла его, как вора церковного. С этим малым числом духовенства устоявшим в истине, возревновала о законных церковных правилах наименьшая часть верующих города Ростова. Устоявшие в истине не ходили в храмы, занятые епископом Феофилактом. Чтобы не лишаться Божественных служб в Воскресные и Праздничные дни, эти верующие приглашали в свои дома верных истине иереев, отвергших вора Феофилакта. Таковые скорбные последствия сложились вследствие гордого противления Феофилакта святым заповедям Церкви Христовой.
Это было в 1922 году, с первых же дней отправки в Архангельскую тюрьму доброго нашего пастыря Архиепископа Арсения. Скорбели любимые чада его о родном своём пастыре, о лишении храмов Божиих.
В следующем 1923 году проявился другой лютый зверь и разбойник - Сергий, Архиепископ Финляндский, по-диавольски ненавидевший Святейшего Патриарха Тихона. Враждуя на святейшего Патриарха Тихона и на всю Церковь Христову, в тайном сговоре с Лениным, Сергий составил коварный план: как потрясти и поколебать основание святой Церкви Российской, а в дальнейшем, вконец уничтожить всё святое на Русской земле.
  (Читатель, не удивляйся открытию  уголка тайной завесы снизу.)
Первым шагом восстания на святую Церковь Христову, по задуманному плану змия Сергия, был домашний арест Святейшего Патриарха Тихона. Затем Сергий, архиепископ Финляндский объявляет о созыве Всероссийского Поместного Собора, явиться на который, обязывает епископов всех епархий.
Такая дерзость и самозванство лица, абсолютно не имеющего ни права ни власти на это дело, такое надругательство над Церковью Христовой могло быть попущено исключительно лишь в России, убитой до смерти разбойниками в архиерейских ризах и золотых митрах, и только именем революции.
По усмотрению этого разбойника, было решено: одних верных истине пастырей упрятать в тюрьму, других отправить на Соловки, чтобы не мешали разбою змия Сергия, таких, например, как Архиепископ Ростовский Арсений, и другие.

Глава 4-я
Последование дел Змиевского собрания

Первым на змиевском Сергиевском скопище решается вопрос о Патриархе Тихоне - Святейший низлагается из сана Патриарха в звание простого мирянина, с лишением всех прав - церковных и гражданских.
По 2-му вопросу: отменяется и упраздняется чин монашеский.
По 3-му вопросу: объявляется женатый епископат, т. е. полная свобода мирянам принимать сан епископа.
По 4-му вопросу: вдовствующие священники и диаконы имеют право вступать в повторный брак.
По 5-му вопросу: даётся полная свобода священникам и диаконам расторгать брак с первыми жёнами и вступать в новый брак.
По 6-му вопросу: все церковные посты отменяются.
По 7-му вопросу: старый календарный стиль отменяется и вводится в действие новый церковный стиль.
По 8-му вопросу: почитание святых мощей в виде костей мертвых, отвергается.
О, ужас! Без святых мощей не может быть святого Антиминса, а без святого Антиминса не может совершаться Божественная Литургия.
В дальнейшем, канонические правила святых апостолов и Святых Соборов подлежат пересмотру, применять их в соответствии с новым строем и новыми условиями жизни. И прочие кощунства были приняты этим драконовским сборищем.
Вот дела и деяния треклятого скопища Сергия, архиепископа Финляндского, подробности которого мы не можем вместить на наших страницах, сборища, которое было названо “Собором Церковного Обновления” в духе новой государственной жизни!
Какая верующая христианская душа не содрогнётся и не придёт в ужас от дел лютых драконовского сборища, состоявшегося в 1923 году?!
Слух о кощунствах  диавольского скопища дошёл до Америки. Крайне вознегодовавши на все беззаконные деяния от имени Русской Православной Церкви, за поругание Святейшего Патриарха Тихона, американское правительство пригрозило объявить войну России, если не будет немедленно восстановлен в своих правах правления Церковью Святейший Патриарх Тихон.
После угрозы Америки Ленин поспешил отменить всю Сергиеву политику и всё, содеянное его скопищем.
Святейший Патриарх Тихон получив свободу, облачился в эпитрахиль, и, выйдя из своего заключения, пошёл на кладбище своего Донского монастыря и начал служить панихиды.
Народ Москвы узнав об освобождении своего любимого Пастыря - Святейшего Патриарха, быстро заполнил кладбище и всю Донскую обитель с её окрестностями.
Последующая радость народа о восстановлении Пастыря в его патриаршем чине была неописуема. В среде русского народа, любимый Пастырь явился как священномученик, от врагов веры пострадавший. Его восхитили на руки и несли в соборный храм обители, где в большом множестве собралось духовенство обительское и московское, для совершения благодарственного молебствия Господу Богу о даровании свободы своему  Пастырю.
Позорнейшие псы-архиереи члены беззаконного Сергиева скопища, как поганые крысы постыдно скрылись в норы видя любовь народную, честь и славу, воздаваемые своему Архипастырю, которого эти псы низвели на степень простого мужика Василия Беллавина.
В ближайшие дни после народного торжества, эти разбойники - псы и воры церковные, один за другим стали вылезать из своих нор и пошли на челобитные поклоны к поруганному ими Пастырю, прося прощения. Милосердный Святейший Патриарх Тихон всем прощал, всех разрешал от греха мятежного.
Пришёл, наконец, и самый вождь мятежа, семиглавый дракон Сергий, - всенародно произнёс покаянную речь пред лицом  самого Святейшего Отца - Патриарха, много раз кланяясь, целуя стопы его и моля о прощении, с клятвою о мире и любви. Благосердый Святейший Отец  и сему тяжкому злодею от всей души простил, лобызая его.
По-видимому восстановилось мирное и благоденственное житие. Добрый, любимый Архипастырь Тихон служит по старому. Отметить надобно, что оставалась некоторая часть епископов, ревнителей благочестия, которые отвергли приказы и установления мятежного Сергия, и не восседали на седалище губителя треклятого Сергиевского скопища. Таковые были все викарные Московские: Архиепископ Иларион Крутицкий, брат его епископ Григорий, епископ Модест Верейский и все другие епископы викариатств Московских, сохранившие верность Церкви Божией. Были из таковых столпами церковными даже правящие епархиями, например, Архиепископ Арсений Новгородский, Архиепископ Николай Владимирский, и другие старейшие по служению остались непричастными скопищу Сергия.
Наблюдая с правой стороны за процессом примирения мятежных членов обновленческого сборища, мы - правые, далеки от доверия  к такому примирению со святейшим Патриархом Тихоном, потому что оно явилось  вынужденным, вследствие угрозы Америки. А во-вторых, они увидели силу любви паствы к своему Архипастырю, Святейшему Патриарху Тихону. Эта любовь вызвала у них ещё большую ненависть к намеченной жертве, и явилась   лукавая необходимость скрыть от народа свою змиевскую злобу лицемерным раскаянием. В душе, скрежеща зубами, они отложили исполнение своего намерения до времени, как жиды о Христе, решили убить Его, но не в праздник, да не молва будет людская”...
Они, учёные, ловко входят в доверие, проникают в душу простого народа. Поклонились Отцу Святейшему, и расползлись эти змеи по епархиям, унося с собой яд богомерзкого обновленчества, т. е. определение своего беззаконного, кощунственного, церковного обновления. Мощи святых угодников Божиих предали поруганию, поместив их в  мерзкие музеи; святые мощи великого печальника земли Российской - преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, извлекли из храма и поместили в Московский музей, и, раздев его до нага, положили рядом с нерастлевшим татарином фальшивомонетчиком и сказали: “Оба равны!”
Знаменитые пещеры великих подвижников преподобных отцов Киево-печерской Лавры обратили в музей, раздев до нага нетленные мощи святых. Мощи святой страстотерпицы Христовой Великомученицы Варвары извлекли из монастыря св. Архистратига Божия Михаила и, обнажив их,  положили в пещерный музей. С нею рядом положили святые нетленные мощи девицы княжны Ольшанской Евфросинии Полоцкой, так же обнажив их; и прочие без числа беззакония совершены с согласия архиепископа Сергия Финляндского.
Поругание святыни земли Российской явилось следствием треклятого скопища дракона Сергия Финляндского. Такое страшное восстание врат адовых на Церковь Божию Сергий со своим скопищем наименовал: ”Обновлением Церковным”. Каково же  оно?..
В первые века христианства верующие были в ожидании кончины мира и Второго пришествия Христова. Такое ожидательное волнение особенно проявилось в церкви Солунской. Св. Апостол Павел успокаивал солунян, говоря: ”Не спешите колебаться умом и смущаться... будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. ...Вы знаете, что не допускает открыться ему в своё время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от Среды удерживающий теперь” (2-е Солун. 2 гл.). В славянском тексте удерживающий обозначен словом - держай.
Замечательно, что в Священном Писании, и в писаниях святых отцов, под словом держай, или под удерживающим подразумевается имя Божие. Так, например, в Библии сказано: ”Имя Господа - крепкая башня: убегает в неё праведник, и безопасен”, (Притч. Сол. 18,11). У св. апостола Павла был в Риме ученик св. апостол Ерм, которому в видении Ангел Божий сказал: ”Имя Сына Божия велико, неизмеримо и неизреченно, Оно держит весь мир” (“Пастырь св. Ерма”. подобие 9. гл. 14). Итак, Имя Божие - небесный Держай. Святой Игнатий Брянчанинов учит: ”Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу”. (Т. 2. изд.3. СПб. 1905. с.193). Святой Иоанн Лествичник, наставляет: ”Бей супостата Именем Иисусовым, крепче этого оружия не найдёшь ни на небе, ни на земле” (Лествица. 21, 7). И сам Господь наш Иисус Христос говорит: ”Именем Моим бесы ижденут” (Мрк. 16,17-18; Деян. 4, 10-12). Святой пророк Давид восклицает: ”Господи, Господь наш, яко чудно Имя, Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес” (Пс. 8, 2). Под словом небес здесь разумеется не только видимое нами небо, но небесное жительство Сил Бесплотных. Великолепие Имени Сына Божия без всякого сравнения превыше небес и Ангельских чинов. И так, имя Сына Божия держит весь мир, видимый и невидимый, Имя Божие - Державно!
Ересь имяборческая, изрыгнутая на Афонской Горе старцами Пантелеимоновского монастыря, сие Державное Имя Божие низвела на степень рабского человеческого имени. Что это? - Верится, что всё небо вознегодовало на эту страшнуюересь, с пагубной ересью пришло отступление народа христианского. Державное Имя Сына Божия Иисус, тяжко восхуленное имяборческой ересью, взято от Среды богоотступного народа и вся вселенная подверглась гневу Божию и предана сатане, под властью которого  мятётся всё человечество, раздираемое враждой, беззаконием и раздорами. Ищут мира с мечами в руках. Изливаются целые моря словесных речей в словопрениях, обольщая и чаруя слухи друг друга. Но во всём - ложь. В богоотступстве правды быть не может. Всё человечество духовно омертвело и находится в жалком неведении своего бедствия. Таково свойство отступления от Истины. Это свойство падших духов. В этом же духе сатаны и все действия Сергия, архиепископа Финляндского, губителя церковного, начальника обновленчества. Он родил мерзость и запустение на месте святе, предав поруганию  всё святое Церкви Христовой. - Се признак близости Дня Судного (Мф.24,15).
Разрушив христианское Русское Государство, Ленин создал новое, антихристианское государство, в обладание имеющему быть владыкой  и имущему воссесть на седалище партийном. В сем строении нового государства архиепископ Сергий Финляндский, являясь самозванным членом Церковного Правительства, проявил себя лжепророком.
В нашем сказании о восстановлении патриаршества в святой Церкви Российской,  на Всероссийском Поместном Соборе, мы видели неоднократные вспышки и волнения, которые постоянно возникали из состава кучи Сергиевского товарищества. После того, эта же куча, возглавляемая Сергием, снова восстала на святую Церковь Российскую, о чём подробно сказано было выше. Эта архиерейская кучка мутили святое собрание смиренных епископов. В дальнейшем мы выявим её природу и происхождение. А пока предлежит скорбное сказание.
Глава 5-я
Окрадение Святейшего Патриарха

Выше мы уже видели раскаяние обновленческих злодеев. Благосердый Пастырь стада Христова, Святейший Патриарх Тихон всех изменников простил, и разрешил их от греха буйства церковного. Все были обрадованы миром церковным, пастыри и пасомые. После Божественной Литургии в соборном храме Донского монастыря, который был переполнен народом, радующимся и веселящимся о восстановлении в своих правах Святейшего Патриарха Тихона, последним была учреждена трапеза любви в монастырской трапезной, во имя мира и Евангельской любви. В гостеприимный чин братолюбия были приглашены также прощённые грешники-архиереи, раскаявшиеся в своём нечестивом обновлении, и между ними всенародно примирённый и расцелованный Святейшим Отцом Тихоном - губитель Сергий. И составилась общая братская радость во имя Христово, в предстательстве самого Святейшего хозяина, Отца и Наставника Донской обители Патриарха Тихона. Присутствовали тут же, соборно служившие с ним Литургию его викарные епископы Московской епархии. Составился не малый сонм гостей. Рядом с собой, плечом к плечу, Святейший Отец спосадил вождя треклятого обновленческого скопища архиепископа Сергия Финляндского. Бывший враг вчинился в побратима неблагоразумным действием Председателя трапезы.
В дальнейшем, расчувствованный недостойным ласкательством, неуместным благосердием, Святейший отец, дабы поближе расположить к себе  раскаявшегося врага, решился заявить: ”Из всёго что сделано на вашем соборе, я признаю только переход на новый стиль”. Викарный же архиепископ Крутицкого викариатства, столп благоразумия, Иларион ревностно возразил: ”С признанием одного, признаётся всё”.  А что всё, смотри, читатель, выше в главе: ”Последование дел змиевского собрания”.
Значит, признаётся, во-первых, самое нечестивое беззаконное, самочинное, воровское сборище, которое ни под каким видом нельзя назвать собором. Довольно было для Святейшего Патриарха лишь только простить раскаявшихся врагов. А дела их подлежали проклятию. Мы, верные Истине Церкви Христовой, утверждаем это, ревностно исповедуем и храним совместно с блаженным мужем, дорогим, мудрым и благоверным отцом  Иларионом, архиепископом Крутицким.
Один новый стиль для Православия является грехом непростительным и, положительно неприемлемым нами, исповедниками Церковной Истины. Самые строители царства антихристова становятся упрёком новостильцам. Ибо они свой дьявольский октябрьский праздник не по новому стилю 25-го октября празднуют, а по старому 7-го ноября. То-есть, событие своего безбожного дела торжествуют точно в день события. А как же, Святейший Патриарх Тихон дерзнул, в угоду мятежного разбойника церковного Сергия, признать новый антихристианский стиль?
Блаженный исповедник Православия архиепископ Иларион достойно и праведно возразил Святейшему: ”С признанием одного - признаётся всё”, т. е. всё богомерзкое действие треклятого Сергиевского скопища. Достойно возразил, говорим, по суду Священного Писания: ”Аще на лица зрите, грех содеваете обличаеми от закона, якоже преступницы. Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен”(Иак. 2, 9-10).
Святейший отче, рассуди об одном грехе - ”новом стиле”, - если язычники свои дьявольские праздники отмечают по старому стилю, то, как же ты, Пастырь церковный, решился Божественные праздники Церковные перевести на новый стиль? Например, Праздник Рождества Христова, Крещение Господне и проч.?
Праздники Божьи есть непреложный закон и торжество Христовой Церкви. Возмём во внимание Ветхозаветную Церковь древнего Израиля, в которой также установлены были праздники и ни на йоту не были изменяемы дни их празднования. Ты же, верховный иерарх Христовой Церкви Российской, в угоду мятежника Сергия, дерзнул на безсрочное изменение дней празднования их и, таким образом, непреложность закона Божия ты умалил пред языческими праздниками.
Одним словом ”признаю новый стиль” - ты, святейший Отче, пал в отступление, сделался изменником непреложному святому закону Церкви Христовой. Новый стиль - не пустяк, но тяжкое искушение и восстание на Церковь Христову древнего змия. Таковое богопротивное зло исповедники церковной истины бросают в лицо отступникам! Движимый ревностью по Богу, архиеп. Иларион достойно возразил: ”С признанием одного признаётся всё”. После признания Святейшим принятого Сергиевым скопищем нового стиля трапеза Святейшего Патриарха Тихона, наречённая “трапезой любви”, превратилась в трапезу иуды искариотского. А блаженный исповедник правды архиеп. Иларион немедленно последовал в Соловки. За ним отправлены в тайгу Сибирскую и все другие соревнители истины Местоблюстители Патриарщего Престола, Митрополиты: Кирилл, Агафангел, и прочие. - Се, дела могучего Сергия Финляндского…
Святейший Патриарх Тихон оставался на своём месте в змеином окружении мятежного обновленческого скопища, которое в своём центре имело окраденное лицо Святейшего. Как бы примирённые с Патриархом члены этого скопища расползлись по своим епархиям и проводили свою нечестивую идею обновленчества. Не согласные с ними священники подверглись опасности ареста. И началось бегство с приходов  благочестивых священников, ревнителей православия, и сокрытие их в неизвестность. Личный пример - пишущий эти строки, малейший, ничтожный  урод, но встретил своих соревнителей благочестия в самой Москве, златословесных проповедников, беженцев из провинциальных приходов, - о них же упомянем в дальнейшем сказании. Ныне же имеем нужду напомнить остатку христиан предостережение: ”Бдите и молитесь, да не внидете в напасть”.

Глава 6-я
Дальнейшее сказание

Со дня ссылки в Архангельскую тюрьму на пятилетнее заключение исповедника архиепископа Арсения, аз худейший иеромонах (Паисий) его Архиерейского дома, в отсутствии своего Владыки взял на себя подвиг странствования в горы Кубанской области. Пожив несколько дней в среде пустынников, аз, нищий, был приглашён на приход к храму святого Великомученика Георгия. На Богослужениях я возносил имя своего Архиерея Арсения Ростовского и Таганрогского, а не Кубанской епархии, к которой относится Георгиевский приход.
Весной 1923 года прошёл слух о Соборе Российской Церкви. Духовно мне предчувствовалось от этого собора недоброе. Мои прихожане глубоко уважали и почитали меня за благоговейное совершение церковных Богослужений. К престольному празднику св. Великомученика Георгия собрались мои прихожанки, очистили внутри и снаружи храм, украсили и обрядили его живыми цветами. А я, как служитель этого храма, с моим келейником Даниилом в свою очередь убрали и украсили святой алтарь. В то же время меня томил дух недоброго предчувствия последствий церковного собора, и я молил святого Великомученика Георгия, если этот собор окажется волчий, да даст мне Господь знамение такой болезнью, по причине которой я мог бы удалиться  с прихода моего служения.
Торжество престольного праздника великомученика Георгия прошло достойно и умиленно для прихожан. Прихожане уважали моё безкорыстное служение, - как монах Старого Афона, изгнанник за Имя Божие, все требы я исполнял нищенски, во имя милостыни. Уважая моё бескорыстное отношение к ним, прихожане всем обществом захотели совершить общественное молебствие с крестным ходом по полям весеннего посева.
Приход малый и бедный. Ревность же, и молитвенное умиление бедных прихожан - богаты. Общественных молебствий у них никогда не бывало. И вот, опасаясь отяготить меня, они скромно открыли мне своё желание и услышали от меня одобрение благого их намерения. И сам я с большой радостью отнёсся к такой ревности прихожан. На третий день после праздника св. великомученика Георгия состоялось небывалое в их местности божественное торжество. После Божественной Литургии все вышли из храма с крестным ходом к полю. На его окраине совершили умилительное молебствие ко Господу Богу,  Богоматери и святому великомученику Георгию, с водоосвящением. При всём том тайно в душе я молился: ”Господи! Да не вниду в напасть, если церковный собор в Москве объявится нечестивым”.
Крестный ход по полям и молебствие умилило моих прихожан, все были в несказанной радости. Торжество закончилось общественной братской трапезой у стен храма великомученика Георгия.
На другой день после молебного торжества я ощутил недомогание организма. А на третий день открылось малярийное сотрясение. При моём приходе большой цементный завод. Вызванный с этого завода доктор  определил во мне “тропическую малярию”, которая действует через день: один день сотрясает, а на следующий день - отдых, и так без конца.
И возблагодарил и прославил я, многогрешный, Промыслительную Десницу Бога моего и ходатайство святого великомученика Георгия о мне грешном. Приключившаяся мне малярийная болезнь, была для меня прямым доказательством о нечестии церковного собора. Со мной на приходе жил молодой послушник со старого Афона из нашего Андреевского скита, где он нёс послушание в просфорне. То же самое послушание исполнял он и теперь, живя со мной на приходе. Я как иеромонах совершал божественные службы, а он выпекал просфоры для Божественной Литургии. Приговором синодской кучи мы с ним были изгнаны из Афона в числе 1500 иноков в ссылку в мировой омут. Оба мы происходили из одного уезда, города Ельца. Вместе мы странствовали, вместе проживали и на приходе в братской о Христе любви, неся тяготу изгнания, единомысленно исповедуя Имя Божие в надежде утешения и вечного покоя в загробном мире.
Приключившаяся мне малярия, предсказала предстоящие мне скорби от последствий церковного собора. И я уже готов был встретиться с ними. Малярийный мой недуг я лобызал как средство, данное от Бога для избежания опасности от последствий собора. Малярия жестоко сотрясала меня в точном графике - через день.  Мои прихожане скорбели о моём состоянии, а я радовался и благодарил Господа, с любовью лобызал болезнь малярийную.
Дней через десять, в часы жестоких малярийных приступов, почтальон приносит мне два пакета с епархиального ведомства, большого формата, с большими печатями епархиального управления. В немалом волнении от ожидаемого сюрприза вскрываю один из пакетов и читаю: ”Определением и постановлением святого поместного Всероссийского Собора - переходим на новый стиль, - Соборное повеление принимается к исполнению без всякого рассуждения”. 
Раскрываю второй пакет, с такими же властными знаками, как и первый, и читаю: ”Впредь грядущие определения и постановления Святого Всероссийского поместного Собора подлежат неуклонному исполнению всеми причтами приходов”.
Прочитав содержимое обоих пакетов, я громко зову своего сожителя: ” Брат Даниил, иди скорее ко мне!” Он пришёл. Я дал ему прочитать оба предписания власти церковной. Вижу мой Даниил в волнении. Затем, взяв из рук его пакеты, говорю: ”Брат Даниил, совместно, в братской дружбе о Господе, плюём и сморкаем на оба сии повеления из преисподних ада от самого сатаны!” Выполнив от души в своё удовольствие поругание диавольского собора, я бросил оба предписания разбойников церковных на пол, и мы с Даниилом, по-братски, попирали и топтали их ногами.
Кубанский архиерей Иоанн с своим епархиальным управлением, конечно, не знал и не видел наше отношение к богомерзкому, разбойническому скопищу треклятых архиереев, - но сатана, с бесами своими, был убеждён в том, что как на святой Афонской Горе, ещё с 1911 года, мы, иноки защитники славы Имени Божия-имяславцы, в числе 1500 ополченцев, бьём и попираем главу змиеву, - так и в изгнании нашем с Афона в 1913 году в мир на погибель, мы-имяславцы Афонские, облечённые силой Державного Имени Божия, под хоругвью Архистратига Божия Михаила несём знамя защиты Истины Небесной до последнего Дня Судного к престолу Того, Чьё Державное Имя ругатели низвели на степень своего тварного рабского имени. Одно и тоже полчище змиево, с которым мы, имяславцы, были в брани на Афоне, и то, - которое ныне ругает Церковь Христову, но не могут одолеть Её. Хотя нас и малая горсточка, всего лишь три пятисотицы, т. е. 1500 иноков, но с нами Бог, Который, за Петрово исповедание: ”Ты еси Христос, Сын Бога Живаго”  ублажил его  и сказал: “На сем камне (т. е. на твёрдом как камень Петровом исповедании, - Сост.) созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Её” (Мф.16,18). И ещё: ”Не бойся, малое стадо! ибо Отец благоволил дать вам Царство” (Лук.12, 32).
Врата адовы проявили себя на Афоне в имяборчестве. Те же самые врата адовы, и тот же самый  Сергий, архиепископ Финляндский, проявили себя в обновленчестве. Его мы знаем уже больше пол века, с ним мы в духовной брани. Он - Сергий, разбойник церковный, с сатаной в душе. Мы имеем намерение в дальнейшем, открыть, кто есть он, и каким образом, с товарищами, он инуде перелез через ограду Церковную.
Малярия дана мне Промыслом Божьим, чтобы посредством её мне можно было удалиться из прихода, подлежащего Кубанскому обновленческому ведомству.
Приближались праздники: Вознесение Господне и День Святой Троицы. Мне крайне желательно было напоследок отпраздновать их на месте,  а затем идти в путь уклонения от зла, чтобы сотворить благо (Пс. 33, 15). Народ моего прихода видит моё крайнее изнеможение, и скорбит обо мне. Малярийные приступы приурочивались как раз к служению Божественной Литургии. Так что было опасно приступать к Богослужению. Люди усердствуют, а я падаю от головокружения. Приходилось во время Богослужения в облачении ложиться на пол в святом алтаре на несколько минут. И хотя служил в крайнем напряжении, однако  устав Божественной Литургии выполнял.
Отпраздновав праздники Святой Троицы, я пригласил с завода доктора, который знал уже мою болезнь. По национальности он поляк, а я русский. Я рассказал ему моё отношение к Кубанскому архиерею и епархиальному управлению. Попросил его написать мне такую справку, по свидетельству которой, вследствие острой неизлечимой болезни, я должен переменить климат. Доктор с любовью выполнил мою просьбу, принёс мне справку, и я, со своим келейником Даниилом, немедленно стали собираться в путь.
В епархиальное управление я спешно написал и послал заявление о том, что в связи с крайним моим страданием от малярии, покидаю место служения в приходе и выбываю в место с благоприятным климатом. Вызвал приходской церковный совет и передал, принадлежавшее мне по службе алтарное имущество.
Своего личного стяжания у меня было только два мешка сухарей, да посох в руке, и удалился я с моим собратом Даниилом опять в ту же пустыньку, из которой был приглашён на приход. Своего приюта в пустыньке я не имел. Но как остро больному дали мне комнатку в общинке монахинь. Даниилу моему места не нашлось, и он отбыл на свою родину, я же остался один со своей малярией.
Через неделю я был извещён, что из Крымской станицы по горам идёт уполномоченный с епархиального управления, некий поп, вооружённый двумя револьверами, с целью арестовать меня. Этого попа знали все пустынножители, и я тоже. Специаьность его - разведывать офицеров царской армии, скрывшихся после первой мировой войны; поп этот арестовывал их и предавал к расстрелу. Та же самая цель была и по отношению ко мне, ушедшему с прихода без разрешения архиерея.
В общинке монахинь, у которых дали мне, больному, комнатку, у одной из них, в горном хуторе жили её родители в верстах пяти от пустыньки; решили скрыть меня немедленно в этом хуторе. Сам я до крайности расслабел. Две монахини несли мои сухари, а я с малярийными приступами «ползком» следовал за ними с раннего утра и до вечера. Родители монахини приняли меня радушно, но не без волнений, - поп сыщик может двинуться с обыском по хуторам, в окрестностях пустыни. Со дня, на день, я всё сильнее падал в изнеможение; сухарей много, но я ничего не кушал. У хозяев моих была квашеная капуста. Россол с неё,  пришёлся  по мне. А мои сухари (крупчатые) нежные, были мне противные.
С неделю пролежал я в горном хуторе. О пьяном попе с револьверами слух затих. Но мне стало тягостно от сознания, что я обременяю добрых хуторян приютивших меня; притом, может пройти по другим хуторам слух о моём проживании у них по соседству, и я могу попасть в львиные когти архиерея - Иоанна Кубанского.
У моего доброго хозяина есть лошадка и арба, глубокая телега, в которой возят сено с сенокосов. Пришло мне на мысль просить хозяина отвезти меня в город Новороссийск, где есть близкие мне по духу знакомые. Высказал я моему хозяину таковое моё желание. Он охотно согласился выполнить мою просьбу; сообщил об этом своей дочери в пустыньке, и она пришла провожать меня в дорогу. Набросали в арбу много душистого сена, помогли мне забраться в неё, накрыли меня сеном и выбыл я с хутора в Новороссийск. Адрес, куда меня определить  я сказал хозяину.
Глава 7-я
Сказание о пустыньке отца Илариона

Пустынька эта была знаменита тем, что в ней доживал последние свои дни известный пустынник Кавказских Гор автор книги: ”На Горах Кавказа” старец Илларион. Книга его свидетельствовала о плодах высокой аскетической жизни последнего истинного монашества и явилась научно-практическим руководством и наставлением к правому пути, вожделевшим уклониться  от мира сего и последовать Христу. При том же содержит незаблудное учение и наставление о внутренней умно-сердечной молитве Иисусовой.
Старец сей, схимонах Илларион, автор книги “На Горах Кавказа”, известный в нашей исторической брани против имяборческой ереси, по своему духовному воспитанию происходил из обители св. великомученика Пантелеимона, на Святой Горе Афонской.
Книга его основана на Божественном Евангелии и писаниях святых отцов Церкви и явилась камнем претыкания для прельщённых духом века сего служителей лукавому миру во главе с сатаной, которому поклонились начальствующие старцы обители св. великомученика и Целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской.
Эти старцы - поклонники сатаны, восстали жестокой бранью на книгу Иларионову “На Горах Кавказа”, через то что схимонах Иларион в учении своём о молитве Именем Иисуса явил славу сего Имени говоря: ”В Имени Иисус Христос - Сам Иисус Христос; в Имени Божием - Сам Бог”. А блаженной памяти всемирный молитвенник  о. Иоанн Кронштадтский учит: ”Имя Божие есть Сам Бог”.
Начальствующие старцы Свято-Афонской Пантелеимоновской обители живущие по духу лукавого мира сего, умершие  для Бога, не могли вместить в умы свои высоту небесного учения об Имени Иисусове, о Коем учит всё Божественное Евангелие, всё Священное Писание и Богоносные отцы Церкви. И воздвигли брань на Бога страшной и богохульной имяборческой ересью. Имя Божие “Иисус”, которое означает “Спаситель”, или “Искупитель”, имяборческая ересь низвела на степень, равную своему рабскому имени. Эта богохульная ересь положила своё начало на святой Горе Афонской в 1911 году. Промыслом же Божиим выступили ревнители Славы Имени Божия и Святая Гора Афонская превратилась в арену духовной  брани защитников Славы Имени Господня, со вратами ада. О сей брани довольно сказано в нашей истории. Самая брань ревнителей Славы Имени Божия со вратами ада, ведома только иноческому ополчению, воюющему с сатаной, мужественно и неуступчиво попирающему главу змиеву, и самому небу, презирающему на сию брань духовную. Миру же она отнюдь неведома.
Автор книги: ”На Горах Кавказа” блаженной памяти схимонах Иларион, также подвергся гонению от бывших собратий и друзей своих. Из больших Гор Кавказских он уклонился в меньшие горы Кубанские, где и почил о Господе гонимый, смиренный старец. Вокруг его могилки образовалась “пустынька” почитателей памяти его, которые получили спасительную пользу, руководствующую их ко спасению.

Глава 8-я
Сновидение отца Паисия

11-го ноября, 1964 года, во вторник, я - изгнанник с Афона, инок Паисий, приступил к продолжению своего труда - писанию повествований.  Вдруг напала на меня дремота, и в тонком сне вижу: люди в образе архиереев, и мирянин в образе учителя народной школы. Они бешено и с яростью напали на меня с угрозами: ”зачем ты пишешь всё это?” Угрозы их как будто придавили меня к стенке и кололи копьями, говоря: ”Ты не прав, ты заблуждаешься, наша правда, перестань писать!” Под давлением их я тревожно пробудился. В сей день - память преподобного отца нашего Феодора Студита исповедника, пострадавшего за защиту святых и честных икон от иконоборцев. Наша брань за Имя Божие  тождественна  брани  святого Феодора.
Преподобне отче наш Феодоре, помогай нам, имяславцам, молитвами твоими в брани нашей против ереси имяборческой. Веруем крепко и уповаем на Державное Имя Божие: Господи, Иисусе, помогай нам, странникам, немощным изгнанникам с Горы Афонской!


Глава 9-я
Продолжение сказания

Продолжаю писать и повторяю: самое дело нашей брани на Св. Горе Афонской ведомо только инокам ополченцам на защиту Славы Имени Спасова, да самому Небу! Миру оно отнюдь неведомо. Ибо мы на Афоне боролись со вратами ада, а врата адовы писали в газетах и во всей прочей мировой печати то, что угодно аду.
Дело адово завершилось избиением нас на св. Горе афонской – пролитием исповеднической крови в земном уделе Царицы Спасения; а затем, изгнанием с Афона Самой Царицы спасения,  изгнанием вместе с Нею и нас иноков афонских в обуреваемое неистовыми волнами житейское море.
В Новороссийск прибыли мы по указанному адресу в вечерние сумерки. Хозяйка-старушка, знакомая моему вознице - хуторянину, приняла меня радушно. Её домик был маленький, но нашлась для меня удобная маленькая комната. Жила она одиноко. Были у неё семейные две дочки. У каждой из них свои домики. Как и сама она, дочки воспитаны  духовно, обе они - боголюбивые. Старушка хозяйка моя, имела промысловое занятие: давала обеды. Она имела в отдельной комнате столовую. Жила  в достатке. Так что я не был для неё бременем. Моя комнатка от столовой изолирована У старушки отделённые от моей, две комнаты. Таким образом, я был словно в монашеской уединённой келии, один с моей малярией, которая усердно давала мне трёпку на радость мою, потому что она была испрошена мною у Бога и была средством моего удаления от угроз треклятого обновленчества. Ко мне, лежащему на болезненном одре, доходили слухи о жестоком преследовании непокорных изуверству разбойника безбожного Сергия Финляндского.
       В станице Абинской поп, ревнитель обновленчества, арестовал весь церковный совет, категорически отвергший обновленчество, - ибо казаки особенно ревновали за православие. Всему церковному совету поп угрожал  ссылкой, а председателю совета – расстрелом, за то что ревностно обличал безбожное обновленчество митрополита Сергия (Страгородского) в лицо перед попом-обновленцем. Жена председателя церковного совета пришла к попу и, кланяясь ему в ноги, слёзно просила милости мужу своему. Неумолимый поп, обутый в сапогах, в ревности по обновленчеству начал жестоко избивать ногами лежавшую жену арестованного председателя, бил её сапогами в бока и спину. Она кричала от побоев. Люди пришли и выручили её. В ближайшие дни председатель был расстрелян, а его товарищи пошли в ссылку.
Это один из многих примеров безбожного обновленческого произвола сотрудников сатаниста-губителя митрополита Сергия. У хозяйки давшей мне покой, я был скрыт в неизвестности, но не в безопасности, которая гнездилась в соборном храме города Новороссийска в лице псаломщика служившего в церкви с обновленческими попами. Псаломщик с академическим образованием занимал должность дьячка, ходил одетый в шинель простого солдата, внутри же – ехидная змея, служил митрополиту Сергию разведчиком. В конце концов, он встретился со мной, но Бог сохранил меня от его ловительства  чудесным образом. Об этом будет ещё сказано.
В моём уединении малярия держала меня до половины октября, затем начала ослабевать. Почёл я нужным выбыть из Кубанской епархии и переселиться в Ростов, в котором тоже обновленцы, но есть горсточка и православных. С ослаблением малярийных приступов восстановлялись мои силы. В Новороссийске были у меня другие близкие знакомые; посему, поблагодарив хозяйку-старушку, я забрал свои сухарики и перебрался на западный  скромный  край города. На новой квартире пожил около месяца, затем двинулся на Ростов.
Вот я и в Ростове. Место как будто иное, но я тот же странник, Староафонский изгнанник за защиту Славы Имени Божия, с 1913 года. В Ростове были у меня близкие родные. В городе много Божьих храмов, но все обновленческие, и архиерей обновленец. Узнаю, что есть и православные священники, которые в праздничные дни служат в домах по приглашению христиан, ревнителей православия. Жизнь течёт мирно и покойно, гонений нет.
Один из священников отец Иоанн Цариненко, старый заслуженный протоиерей, ключарь Кафедрального собора, строго храня православие, служит в домах по приглашению православных. Он пригласил меня к себе служить. Служб всегда много. В каждый праздник много посетителей ревнителей православия. Посему пренебрегаемое обновленчество видится полумёртвым, вместе с обновленческим архиереем. Православные  же священники, наоборот, в большом почёте. Так что и самые обновленческие попы, и сам обновленец архиерей, относились к православным священникам с глубоким уважением.
Пятигорский епископ Феофилакт разбойнически захвативший правление Ростовской епархией, как выше было сказано, и подчинивший обновленчеству епархию, вскоре умер. На его место явился иной епископ Назарий, тоже обновленец. Праведность сокрылась от среды. Отступление, предсказанное святым Апостолом Павлом во 2-м послании к Солунянам, с буквальной точностью постигло Вселенную. Разумным оно ясно зримо. Взят от Среды Держай. - Внимай, христианская душа, всем умом и сердцем предсказанию св. Апостола Павла. Это предсказание достигло наших дней двадцатого века. Горе живущим на земле. Ибо пятый Ангел вострубил. Эта тайна разумна живым. (Чит. Апокалипсис).

Глава 10-я
Тайна о Патриархе Тихоне. Продолжение сказания о нашем служении по домам ростовских христиан, ревнителей православия

Старец-священник о.Иоанн Домовский, служил в своём доме невозбранно. К нему собиралось много народа из числа ревнителей православия.
Священник о. Владимир Феодосьев, академик, знаменитый проповедник,  оставил свой богатый приход - Никольскую церковь, занятую обновленцами, и ходил по домам по приглашению.
Священники о. Павел Чехранов и его родной брат, не помню  имени последнего, тоже ушли из храмов, занятых обновленцами и служили по домам.
Отец Иоанн Цариненко, заслуженный протоиерей - ключарь Кафедрального Ростовского Собора - лицо должностное Ростовской епархии, также служил по домам, по приглашению, а с ним - и я, убогий иеромонах Ростовского и Таганрогского Архиерейского дома.
Протоиерею Цариненко, старцу преклонных лет, такое странствование по улицам большого города Ростова было не по силам, и он стал роптать на такую свою судьбу на старости лет. Ему шёл уже восьмой десяток... И решил он, наконец, отправиться в Москву к Святейшему Патриарху Тихону просить православного епископа на время, пока отбудет тюремное заключение наш родной Архипастырь, ревнитель православия, Архиепископ Арсений.
В конце июня 1923 года, о. Иоанн Цариненко тронулся в путь. Примазался и я с ним, Паисий, в сопутствие, по своей ревности, при крайней нищете моей. На железнодорожный билет  собрали мне милостыней верующие нашей общинки. И это не без промысла Божия, в пользу самого о. Иоанна; а в дальнейшем, благодаря этому, мне лично открыта была тайна, о которой будет сказано.  В Москве у нас знакомых не было, но ради вопроса, побудившего нас прибыть к чужим, скоро нашлись и свои, подобные нам ревнители против неистовства обновленческого. Мы из Ростова приехали, мирные, искать правду. Но на пути нашем встретили гонимых правды ради, скрывающихся в самой Москве. Первым из них объявился нам честнейший о. Александр, беженец из Анапы, Кубанской епархии, в которой и я подвергался опасности расстрела от разгула свирепого обновленчества. Отец Александр и его дьякон бросили в Анапе семьи свои и службу церковную и нашли себе место службы в Москве; народ, где они служили, полюбил о. Александра за его сладкоречие и чудные проповеди. Отец Александр нашёл нам добрый приют, в котором мы гостили две недели -  всё время нашего пребывания в Москве.
Первым нашим долгом было обратиться к Святейшему Отцу Патриарху по делу засилья обновленчества в Ростовской епархии. Для Святейшего Отца это наше заявление было не в новость и на наше прошение подчинить Ростовскую епархию православному епископу он сказал нам, что у вас есть епископ Назарий. Но о. Иоанн возразил, что епископ Назарий член обновленческого собора, в духе которого и является продолжателем обновленчества в нашей епархии, положительно неприемлемого для нас, строго хранящих Истину Православия, - а в таковой ревности и все верующие города Ростова, - “Просим Ваше Святейшество, назначить нам епископа православного, чистого от обновленчества, на время, пока возвратится из заключения наш родной, добрый пастырь архиепископ Арсений”.
Святейший Отец Патриарх Тихон протестом о. Иоанна остался недоволен; недовольны и мы вышли от него.
У Святейшего Патриарха есть помогающий ему в управлении Патриарший Синод, которому немедленно стало известно наше обращение к Святейшему, ибо Синод сей присутствовал в том же Патриаршем корпусе, через коридор от его келейных покоев.
Приём у Святейшего патриарха обычно начинался с 9-ти часов утра и продолжался до 4-х часов вечера. Толпа архиереев и священников наполняла переднюю комнату, террасу  связывающую с другим соседним корпусом, и парадную дверь к Патриарху. Была установлена очередь, над которой наблюдали два иподьякона. Приём был краткий, но для Святейшего Отца, конечно, многотрудный; ведь каждого надо выслушать, и правосудно ответить.
По выходе от Святейшего нас встретил отец Александр и мы пошли на прогулку по кладбищу Донского монастыря. Тут же в беседе с о. Александром узнаём, что сам Святейший Отец в окружении обновленческом, а посему удовлетворить нашу просьбу не может. Отец Александр знает многое из того, что нами уже ранее описано, то есть о Крутицком викариатстве, и о том, что Высокочтимейший исповедник архиепископ Иларион Крутицкий за Истину пошёл в ссылку, в Соловки. А митрополит Пётр, ныне Крутицкий, является нечистым.
Правды нет, но есть в Москве много православных приходских храмов, есть сокрытые православные епископы, и в самом Патриаршем Синоде есть члены против Сергия. Народ же Московский, все миряне, ненавидят Сергия, как врага Божия.
В 4 часа по полудни приём у Патриарха закончился. Толпа просителей исчезла. Отец Александр распрощался с нами, мы же с о. Иоанном задержались на кладбище, рассматривая могильные памятники.

Глава 11-я
Открытие Великой Тайны в Грузии в 1930-м
году о плачущей иконе Божией Матери в дни репрессирования иноков-имяславцев на Афоне

Прилагаю ещё одно сказание в заключение истории. В 1929 году я прослышал, что на Араратских Горах в Армении и на Казбеке Кавказском живут изгнанники - Афонские имяславцы, мои соратники по брани за Имя Божие. Сего ради я решился попытать счастье, найти их. Поехал в Грузию, в Тифлис. Труд большой и не безопасный. Но желание найти своих,  превозмогло, все трудности. И вот, чего хотел найти, я не нашёл, а о чём не помышлял, нечаянно открылось мне в утешение моё и всех нас, изгнанников Св. Горы Афонской.
Недалеко от Тифлиса есть древняя столица Грузии город Мцхет - место первых подвигов Евангельской проповеди св. Равноапстольной Нины, просветительницы Грузии. В Мцхете есть соборный храм, воздвигнутый ещё первым Грузинским царём, уверовавшим во Христа через проповедь св. Нины.
В сем соборном храме хранилась святая риза Христа Спасителя, которая ныне лежит в Москве в Кремлёвском Успенском соборе. Открывавший мне Мцхетский соборный храм грузинский Архиерей сказал, что на окраине города Мцхета есть древний женский монастырь на том месте, где святая Нина по прибытии в Грузию немало дней пребывала в посте и молитве. Тогда на этом месте был царский сад. Св. Нина избрала себе одно многоветвистое дерево, под сенью которого почивала и совершала молитвенные подвиги перед началом проповеди Евангельской и в дни самой проповеди. В память святой Нины и основан был этот монастырь. Рассказав об этом монастыре, грузинский старец-архиерей посоветовал мне посетить его, там в моё утешение я найду немало древних достопримечательностей, памятников св. Нины.
Для меня этот совет был очень приятен. По указанию старца-архиерея я скоро нашёл этот монастырь. Войдя в ограду монастыря, я встретил очень старенькую монахиню-грузинку. По внешнему виду моему она догадалась, кто я.  Но говорить со мной по-русски не могла. Она знаками сказала подождать мне здесь, а сама пошла в монашеский корпус тут-же вблизи врат монастырских. Через несколько минут, выходят около семи монахинь очень старых грузинок. Одна из них прекрасно говорит по-русски, это сама матушка игумения обители. Она и прочие монахини радушно поприветствовали меня, оказав любезное почтение.
Прежде всего игумения  и сопутствовавшие ей старицы повели меня к дереву, под которым жила св. Нина около полуторы тысячи лет тому назад. Это дерево сохранилось и очень согласовывалось своим видом со старенькими монашенками. Это было в феврале, но дерево, хотя и скудно, по ветхости, было покрыто зелёными листочками. Поцеловав веточки священного памятника св. Нины, игумения со старицами повели меня в соборный храм. В притворе храма в стенной нише лежат два камня величиной с развёрнутую ученическую тетрадь, толщиной в три пальца мужской руки. На этих камнях изображены кресты с углублениями, как бы на воске. Игумения сказала, что эти кресты начертаны пальцем руки св. Нины. С верой и любовью лобызал я чудотворные священные изображения крестов, начертанные св. Ниной.
Затем ввели меня в храм. У входа в храм с левой стороны два надгробные памятника, сверху во весь размер покрытые листовым серебром, с чеканными изображениями ликов, лежащих под спудом грузинских Царя и Царицы, первыми уверовавших во Христа проповедью св. Нины, всенародно крестившихся во всеобщей купели - реке, кажется “Кура”, - но точно не помню, - протекающей у Мцхета. Таковое же торжественное крещение в последующем времени совершилось и у нас в Киеве, при великом равноапостольном князе Владимире. Грузинские Царь и Царица причислены к лику святых, как и наш князь Владимир. Я молитвенно поцеловал изображения святых Царей грузинских. В житии св. Равноапостольной Нины всё это святое и чудесное описано подробно.
Затем добрая игумения показала мне на дверь с северной стороны храма и сказала, что дверь эта вводит в храм, созданный усердием самой святой Нины в первые дни после крещения святых Царей и всего грузинского народа. Я пожелал помолиться в этой древнейшей святыне. Игумения с любовью открыла мне дверь, и в сопровождении добрых стариц благоговейно вошёл я в святой храм-памятник дивной равноапостольной Нины, древность которого превосходит полутора тысячу лет, ибо святая Нина была племянница святого великомученика Георгия Победоносца.
Храм маленький. Иконостаса нет. Святой престол стоит открыто, у самой стены с востока. С благоговением облобызал я св. престол. Игумения рассказала, что когда созидался соборный храм (тоже в древности), то храмоздатели, Нинин храм не отделяя от созидаемого соборного храма, ввели в одну стену собора с северной стороны.
Вышедши из храма, св. Нины опять в собор, игумения подводит меня к столбу у левого клироса и указала мне на икону Божией Матери, именуемую ”Иверская”, утверждённую на столбе, и сказала мне, что эта св. икона прислана в их обитель со Святой Горы Афонской грузинскими монахами в начале нашего двадцатого столетия, приблизительно от 1903, или 1904 года, но не позже 1906 года, - точного года игумения не назвала. Икона, по нынешним меркам, выше метра, почти равная и по ширине, новая. Написана икона в грузинском стиле, а это значит, что писана не греками, а самими грузинскими монахами - иконописцами. Мы в настоящей истории рассказывали, что Иверский, т. е. грузинский монастырь греки у грузин отняли, вместо него дали им на высокой горе маленькую обитель, в которой и теснились обиженные, смиренные грузинские монахи-подвижники. Эти самые подвижники и пожертвовали в Мцхетский женский монастырь сию св. икону. Освящена она на Афоне. На ней по-грузински надпись: “Иверская”...
Рассказав о происхождении святой иконы Богоматери, старица игумения в чувствах глубокого умиления, указывая на божественный лик Богоматери, говорит: ”Она плакала”. Я спросил: “Как плакала?” Игумения воскликнула: ”Батюшка, три дня плакала Матерь Божия!” - и указала на оставшиеся следы слёз на иконе, которые изливались через благословляющую ручку Богомладенца Спасителя.
«Три дня мы переменяли положенную вату, и всё время вата насыщалась слезами. Мы были в страхе и трепете и недоумевали: что означает это чудесное знамение?»
Я спросил старицу: ”Когда же это было?” Она ответила: ”В 1913-м году.” Я вздрогнул, и спросил о времени, точнее: месяце и дне, когда Матерь Божия плакала. Игумения говорит:  «16, 17, и 18-го  июля, 1913 года».
При этом я пришёл в неизъяснимые чувства благоговения и трепета, мгновенно уразумев причину плача Царицы неба и земли, и воскликнул: ”Матушка! - в эти самые дни 16, 17, 18-го июля 1913 года афонские монахи изгнанные за защиту Славы Имени Божия, подвергались тяжёлому и жестокому испытанию и поруганию в Одессе; тысяча пятьсот иноков имяславцев, обезчещенные, в эти три дня обливались слезами скорби, будучи выброшенными из святых Афонских обителей в мир на погибель.
При первых моих словах обращения к Царицы Небесной старица игумения всплеснула руками и воскликнула: ”Ах!” - и затрепетала. Другие старицы, не знавшие русского языка, были поражены трепетанием игумении. Через минуту игумения пришла в чувства и передала своим сёстрам, по-грузински, мною поведанное ей. Услышав через неё мои слова, сами старицы затрепетали и ахнули, всплеснув руками, смотрят то на икону, то на меня, попеременно.
Всё дело Афонское игумения и матушки отлично знали. Они духовны и благочестивы, как и мы, афонские изгнанники. Знали и об изгнании имяславцев с Афона.
Но никто не может взвесить тяжесть греха хуления Имени Божия, а известно это только нам, защитникам славы Его. Суд же за сей грех принадлежит только единому Богу. Понятие о тяжести имяборческого греха открывается и всякому благочестиво верующему рабу Божию в знамениях небесных, которыми восполняется наша история. Самая же сила знамения для вразумления всех верущих является в последнем нашем сказании - «трёхдневный плач Царицы Неба и Земли о поругании имяборцами Святейшего Имени Божия и защитников славы Его, которых богомерзкая куча архиереев-отступников отняла у Неё из земного Её Жребия и ввергла в горнило погибельного мира на растерзание рыкающего льва, ищущего кого бы поглотить...
Три дня 16, 17 и 18-го июля 1913 года мы, поруганные иноки имяславцы, плакали в Одессе. С нашими прегорькими слезами сливались и слёзы плакавшей Матери Божией в одну чашу горечи: мы - преогорчённые, а Матерь Божия - об огорчённых чадах Её. Ибо из места спасения выбросили нас в погибельный мир.
Монастырь в Мцхете, где имеется чудотворная икона плакавшей Матери Божией, - во имя Преображения Господня. В этом монастыре я был в январе 1930 года. До сего посещения моего никто не знал о таинственных слезах Богоматери. Я приехал в Грузию искать своих братий-имяславцев афонских, которых там не оказалось. Когда же побывал я в Мцхетском женском монастыре, мне стало разумно, что промыслом Матери Божией, странствуя в изгнании, мне дано было найти утешение у чудотворной святой иконы Заступницы нашей, Попечительницы, Одигитрии-Путеводительницы, Спасительницы моей. А через это посещение мною, грешным, Мцхетского монастыря открылась тайна слёз трёхдневного плача Царицы Небесной. До сего времени положительно никто не знал, и никогда не мог узнать этой великой Тайны слёз Пречистой Девы Марии. Поэтому игумения с сёстрами монастыря, были весьма благодарны за мой визит к ним в обитель.
После сего откровения, по выходе моём из монастыря, скорби, напасти и многоразличные козни сопротивника дьявола, как змеи ползали и вились у ног на пути моём.
Таков наш путь в изгнании со Святой Горы Афонской вот уже сорок пятый год, который завершается в июле месяце. А доживу ли до этого горького юбилея, один только Бог знает, Владыка жизни нашей. Слёзы же наши по Афону не утоляются со дня нашего изгнания от 8-го июля 1913 года даже до дня сего, и не могут утолиться до исхода из этой земной юдоли.
Эти последние строки пишу вечером 25-го января 1958 года в день праздника святителя Григория Богослова.
Моим посещением Мцхетского женского монастыря разрешилась Тайна трёхдневного плача Матери Божией. До этого никто не мог разгадать сию Тайну. Не без промысла Божия был я, подвигнут к путешествию в Грузию для раскрытия сего таинственного знамения. Плачущая святая икона, именуемая “Иверская” была прислана в Грузию иноками иверами, т. е. грузинами, незадолго до возникновения на Афоне богохульной имяборческой ереси, возникшей в 1911 году.
В 1905 году Св. Гора Афонская содрогалась небывалым землетрясением целый месяц, особенно трясло Иверский монастырь, о чём повествуется в нашей истории. Об этом предсказывал преподобный Нил Мироточивый, что незадолго до ухода Царицы Спасения с Горы Афонской потрясётся Афон, особенно же потрясётся с великой силой обитель, в которой жительствует икона Её, т. е. Иверская.
В нашей истории говорилось об обстоятельствах, сопутствовавших плачевному изгнанию нашему с Афона, заключительным знамением которых является трёхдневный плач Царицы Спасения во дни жестокого поругания над иноками, защитниками славы Имени Божия.
Святой Нил Мироточивый предсказывал, что будет исходить “тонкий глас” - это тонкая лукавая имяборческая ересь, действием сатаны. Об этом также было уже сказано в нашей истории. И о том было предсказано, что над не покорными этой злочестивой ереси будет употребляться насилие, даже до мученичества, и о поклонении этой ереси храмов Божиих. Всё это в буквальном смысле уже пришло в исполнение.
Повторяем же вкратце всё уже сказанное, для вящшего утверждения истины в душах хранящих истинное благочестие Христовой веры, дабы не колебаться в искушениях, которые с особенной яростью тонко и коварно разливает сатана на пагубу всего человечества.
Крайне осторожно и осмотрительно должны мы совершать свой путь во дни сии предконечные. Мир ныне у самых дверей Суда Христова. Бодрствовать и молиться должны мы на всякий час, по учению самого Господа. Царица Спасения удалилась с Афона вместе с изгнанием нашим, и плакала три дня в другом своём жребии земном, ибо Грузия, страна Иверская - Её земной жребий Апостольский.
Наконец,  читайте  послание святого Апостола Павла:  ”Тем же и Бог Его превознесе, (т. е. Сына своего Иисуса Христа), и дарова Ему Имя, еже паче всякого имене: да о Имене Иисусове всяко колено поклонится небесных земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца”. (Флпс. 2, 9).
Имяборческая же ересь, низведя сие имя Иисусово на степень своего рабского тварного имени, поругала Славу Бога-Отца, т .е. возлюбленного Сына Его Иисуса Христа.

Страшно выяснять эту тяжкую хулу. Мысль содрогается от того, что говорят имяборцы, будто бы Сын Божий Иисус носил Имя Сие номинально, как и они - Хрисанф и Алексей Киреевский, которые воровски, недостойно проникли на Афон, воровски облачились в монашеское одеяние. Но не суть истинные монахи, а воры и кощунники, грязью своего лжеумствования облившие самого Сына Божия Иисуса Христа...

Глава 12-я
Сновидение отца Паисия в 1964 году

“В Воскресенье 3 августа, (со слов его благодетелей - в 1964 году. – Сост.), по старому стилю, утром приснилось мне поучительное сновидение. Я умер. Комната иная, большая, но моя спальная. Посреди комнаты на табуретках стоит гроб, и в нём вижу лежит моё тело, одетое как должно в чёрное, по чину моему монашескому. Вокруг гроба - три подсвечника. Людей мало, но все свои. Я взял с кровати эпитрахиль и ризу из новой золотистой парчи, каких раньше не было, но принадлежат мне по службе. Благословив их, я облачился, чтобы служить панихиду. Пройдя между людей, чтобы стать, как полагается, у ног покойного и начать служить панихиду по умершем, вижу  тут-же стоит священник в облачении и служит краткие литии, поминает новопреставленного послушника. Я хочу ему заметить, что я не послушник, а мантийный монах, но слов выразить не могу. Сам священник - не моего духа, чуждый мне обновленец. Кто его пригласил, дознаться не могу. Присутствие его тягостно мне. Люди дают ему на помин монеты, как полагается, а он всё служит и служит, поминает новопреставленного послушника. Я стою немного влево от гроба. Наконец, я стал прямо перед гробом, чтобы начать служить по своему уставу. Хотел начать сам, но тут-же пришёл в недоумение: как я могу поминать новопреставленного, когда это я сам? Тело моё во гробе, а я перед гробом один, в облачении, а во гробе лежит моё мёртвое тело. Люди, окружавшие гроб, смотрят на тело, во гробе лежащее, а меня, в облачении стоящего у ног гроба, не видят. Хочу начать панихиду, мысль есть, и весь я целый, и ум, и мысль, и желание, но проявить себя не могу, мысль не может выразиться на языке, как и всегда было до смерти моей. Притом же как поминать  на эктении - самого себя: ”Упокой, Господи, душу раба Твоего”, когда я сам стою в облачении живой и в действии, ибо желаю служить панихиду, но по ком? Во гробе лежит тело умершего монаха Паисия, как бы чужое мне, или как бывшая моя одежда,  теперь же  не нужная мне.”

-----------------------

На обратной стороне листка со сновидением, отцом Паисием начертан четвероконечный крест. Над горизонтальной перекладиной слева написаны годы: 1904, 1908, 1911, 1913, 1914.
 И под той же перекладиной, (слева): 1962, под этим годом - 7470,
и тут-же значок в виде аппендицита, а рядом с ним отрезок прямой спирали.
Справа, над горизонтальной перекладиной-50, а под перекладиной, круг.

Конец 2-й части