Грановитая палата Московского Кремля

Юрий Жданов 2
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ


                «И стоит Москва и сердце Москвы- Кремль».
                В.Н. Иванов
                «...И каждый камень твой-
                заветное преданье поколений».
                М.Ю. Лермонтов
               
Начало… Золотая палата

Знакомство с Соборной площадью Московского Кремля мы еще не закончили. Мы уже познакомились с Успенским собором («Радость» №11, 2003), Благовещенским собором ( №3, 2004 ), Архангельским собором ( №7-8, 2004 ), колокольней «Иван Великий» ( № 9-10, 2004).                Теперь у нас встреча с Грановитой палатой- бывшим главным приемным залом (тронным) великокняжеского дворца. На Боровицком холме традиционно возводили великокняжеские и царские дворцы в Кремле. Здесь некогда находились деревянные хоромы Ивана Калиты, дворец Дмитрия Донского.  Грановитая палата расположена между Успенским и Благовещенским соборами и,  примыкая к Большому Кремлевскому дворцу, входит в его комплекс. Это древнейшая гражданская постройка Москвы. Она называлась также Большой Золотой палатой. Возведена она  в 1487-1491 годы по повелению Великого князя Ивана III. Это период, когда Москва объединила вокруг себя соседние княжества и стала во главе молодого централизованного Русского государства. Именно тогда изумленная Европа была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи. Ивана III заботила в первую очередь неприступность Кремля. Но одновременно с возведением кремлевских укреплений шло и строительство нового великокняжеского дворца, начавшееся в 1487 году с Набережной  (или Малой) палаты, располагавшейся вдоль кромки кремлевского холма. В этот же год на Соборной площади было начато и в 1491 году закончено возведение Большой палаты, которая позже получила название Грановитой.                Вторая жена Ивана III Софья Фоминична не хотела мириться с теснотою и убожеством имевшихся московских великокняжеских хором. И вот появилась Грановитая палата, ставшая первым большим зданием в европейском смысле. Строили ее русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Фрязина и Пьетро Антонио Солари. Грановитой она названа, так как наружность ее восточного фасада  облицована  граненым белым камнем- так называемый граненый каменный руст. Почему названа палатой? Да потому, что в то время палатами назывались государевы чертоги и судебные места, а также вообще каменные здания. В архитектуре Грановитой палаты сочетаются русские и итальянские художественные традиции. Свет в палату проходит через восемнадцать окон различной величины, расположенных в  два яруса. Когда-то вход в Грановитую палату с Соборной площади вел через  Красное крыльцо и Святые сени. В Святых сенях собирались в ожидании приема приглашенные к царю бояре, думные дьяки и иностранные послы. Такая планировка палаты следовала народной традиции жилого дома, в котором сени были обязательной частью. Оказавшегося внутри палаты поражает ее нарядность и торжественность.   
               
Уникальное сооружение
                Для Москвы XV века  Грановитая палата была выдающимся сооружением. До этого Москва не знала такого просторного и светлого зала- 495 квадратных метров! Причем высокие девятиметровые парусные своды этого квадратного зала опирались всего лишь на один четырехгранный столб, расположенный в его центре. Такая конструкция палаты характерна для древнерусских общественных помещений: гридниц, трапезных, служивших для торжественных приемов и пиров. Обычно вдоль их стен ставились лавки, стулья. А столы были добротные, крепко сколоченные. Внутри  стены и своды Грановитой  палаты были украшены живописью. Впервые она была расписана в конце XVI века, но из-за многочисленных пожаров эта живопись не сохранилась. Та живопись, которую мы видим здесь сегодня, исполнена талантливыми  художниками села Палеха братьями Белоусовыми по описям, составленным известным русским иконописцем  Симоном Ушаковым, поновлявшим росписи палаты. Художников из Палеха пригласили не случайно. Они работали в манере древнерусской живописи: четко прописывали фигуры, давали контрастные цветовые сочетания, сделанные ими изображения носили повествовательный характер. А именно это и нужно было для восстановления старинного облика палаты. В росписях Грановитой палаты объединены религиозные сюжеты с историко-бытовыми сценами. Это интересная  их особенность. В летописи упоминается, что  палата была украшена «бытийным письмом». Главная идея росписи- прославление царской власти. Это отвечало назначению палаты. Ведь в XVI-XVII веках она была тронным залом и главным местом для особо важных торжественных церемоний. Вот, например, как Симон Ушаков  описал фреску, изображающую царя Федора Ивановича, при жизни которого впервые выполнили росписи: «Всея Руси самодержец сидит на троне, на голове его венец весь каменьем и жемчугом украшен... с правую сторону подле места его царского стоит правитель Борис Годунов». Среди росписей палаты были изображения, повествующие о сотворении мира, об Иосифе Прекрасном, притчи о неправедном и праведном судье... Было и  изображение киевского князя Владимира, поучающего двенадцать своих сыновей праведной жизни и мудрому правлению государством.
Соборная площадь, на которой находится Грановитая палата, ранее называлась Царской. На ней цари нередко беседовали с народом, устраивали для народа пиры.

Дела государственные…

Грановитая палата предназначалась для приема послов и для важных государственных совещаний или официальных представлений чиновников государям. Здесь торжественно объявляли наследников русского престола, устраивались свадебные пиршества. Пиры и приемы обставлялись очень пышно и торжественно. Пол застилали персидскими коврами, вокруг центрального столба стояли поставцы (столы) с золотой и серебряной посудой (сейчас она хранится в Оружейной палате). В юго-восточном углу палаты под богатым бархатным балдахином находился трон царя, украшенный драгоценными камнями. Рядом с троном стояли рынды (царские телохранители) в белоснежных одеждах. Царь являлся в богатом венце, парчовых одеждах, расшитых самоцветами. Вся окружающая роскошь и торжественность происходившего производили сильное впечатление на иностранных послов. В самом верху палаты, напротив трона, находится полукруглое отверстие, искусно занавешенное бархатом. Это так называемый тайник- «смотрильное» окошко в продолговатой палате, расположенной над Святыми сенями. Находившиеся в этой тайной палате царицы и царевны могли через «смотрильную решетку» скрытно наблюдать за происходившими в Грановитой палате торжественными приемами послов и за другими обрядами. Ведь по древнему обыкновению они не имели права открыто присутствовать при мужских беседах. А так можно было удовлетворить свое  любопытство. Есть предположение, что этот тайник устроила властолюбивая царевна Софья для наблюдения за делами братьев Ивана и Петра. В палате проходили собрания боярской думы, там сам царь открывал заседания земских соборов. Здесь в 1552 году Иван Грозный праздновал присоединение Казанского ханства. Царь три дня щедро угощал своих сподвижников, послов и приближенных бояр. Более 400 пудов серебра ушло лишь на вознаграждения. В 1653 году здесь, на Земском соборе, было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В 1672 году царь Алексей Михайлович отмечал в Грановитой палате рождение сына Петра, будущего великого преобразователя России. В 1709 году Петр I праздновал тут победу под Полтавой, а в 1721 году- заключение Ништадтского мира, завершившего Северную войну со Швецией. В 1767 году Екатерина II открывала здесь заседания Комиссии по составлению проекта нового Уложения. Мы упомянули лишь некоторые события, свидетельницей которых была Грановитая палата. А сколько их было за всю ее историю! Хочется вспомнить еще об одном событии, описанном  Пушкиным в трагедии «Борис Годунов» в сцене «Царская дума», проходящей в Грановитой палате. В этой сцене царь Борис, патриарх, бояре Басманов, Шуйский и другие собравшиеся под яркими расписными сводами палаты обсуждают меры борьбы с самозванцем- расстригой Григорием Отрепьевым. Вход  в Грановитую палату был через Красное крыльцо направо, а налево был вход в Кремлевский дворец. А что представляло собой Красное крыльцо?      
               
О Красном крыльце…
                У него интересная история. Та часть Царской площади (ныне- Соборная площадь), которая находилась перед Красным крыльцом, называлась Красной площадью (не путайте с нынешней Красной площадью!). Почему крыльцо назвали красным? Если обратимся к словарю Даля, то узнаем, что применительно к понятиям доброты и красоты слово «красный» означает красивый, прекрасный, превосходный, лучший. Именно таким и было Красное крыльцо: красивым, прекрасным, превосходным, лучшим крыльцом. На него вели три красные лестницы. Между лестницами были  Красные ворота. Очень логично, что площадь, на которую выходили Красное крыльцо, красные лестницы и Красные ворота, тоже стали называть Красной. Это название быстро закрепилось. Эпитет «красный» получил и дворцовый сад на набережной Москвы-реки, примыкавший к Красной площади. Красное крыльцо, имеющее особое историческое значение, недавно восстановлено реставраторами. На ступенях этого крыльца стояли государи Руси, когда народ приходил сюда поглядеть на них и поклониться. Здесь в ясные летние дни царские дети играли с родителями. Здесь цари беседовали после вечерни с митрополитом и ближними боярами. Начиная с Ивана III цари спускались с  Красного крыльца на Красную площадь (еще раз напоминаем: не на нынешнюю Красную площадь!) и шествовали в Успенский собор для священного обряда коронования. После этого обряда русские государи обходили кремлевские соборы и входили по Красному крыльцу в Грановитую палату, в которой давался царский обед для высших чинов государства. Обеды здесь продолжались долго, иногда по пять-шесть часов. «Время от времени царь пил за здоровье кого-либо. Тот вставал, а за ним и прочие. Поклонившись, опять садились». Датский посол Я. Ульфельд подсчитал, что за время обеда у Ивана Грозного ему пришлось вставать 65 раз! Затем государи удалялись в прилегавший к Грановитой палате царский дворец.                На этой Красной площади находилось и Лобное место (не то, которое находится на нынешней Красной площади!). Около Красного крыльца совершались и страшные сцены мятежей. Находившийся здесь во время стрелецкого бунта  1682 года юный Петр I на всю жизнь запомнил расправу, учиненную стрельцами над братьями его матери Иваном и Афанасием Нарышкиными, над Юрием и Михаилом Долгоруковыми,  Григорием и Андреем Ромодановскими, Артамоном Матвеевым, Языковым... Петр с матерью находился на Красном крыльце, с южной стороны Грановитой палаты, обращенной к Благовещенскому собору. Страшные сцены этого бунта выразительно описаны А.Н. Толстым в романе «Петр I». Около Красного крыльца издавна дежурил караул, охранявший весь Кремль. Под Грановитой палатой у Красного крыльца размещалась гауптвахта (караульное помещение).

Внимая истории…

Грановитая палата пострадала в 1812 году от взрывов, осуществленных отступавшими из Москвы французами. Наполеон приказал взорвать весь Кремль. Выполнить этот варварский приказ неприятелю не удалось, но ущерб Кремлю был нанесен ощутимый. От взрывов пострадали не только Грановитая палата, но и Арсенал, Потешный дворец, здание Сената, в пяти местах кремлевские стены, пристройка к колокольне Ивана Великого- звонница Петрока Малого, полностью обрушилась Водовзводная и наполовину Никольская башни...После окончания войны все эти повреждения были быстро устранены.
Будем благодарны всем мастерам, сохранившим до наших дней  Грановитую палату- древнейший памятник нашей истории и культуры.                Невидимкой поднимаюсь по ступенькам Красного крыльца, прохожу Святые сени и оказываюсь в Грановитой палате. Тише! Всматриваюсь в собравшихся здесь, прислушиваюсь к их разговорам...  Стоящие у трона горячо обсуждают нашу историю: Иван III внимательно слушает рассказ Ивана Грозного о своих свершениях, Екатерина II пытается выяснить у Петра I, почему он не назначил наследника престола ... А в центре палаты, около ее центрального столпа, спорят о чем-то императоры Александры и Николаи... Находящиеся в палате патриархи, бояре, дворяне, заморские гости не мешают их спорам... И мы не будем отвлекать их от стремления разобраться в сложностях и завихрениях непрерывного исторического потока...
                Юрий Жданов       05.01.2005

 Рассказ Юрия Жданова «Грановитая палата Московского Кремля» опубликован:
Юрий Жданов. Грановитая палата Московского Кремля. Газета «Радость» № 1, 2005. Стр. 20-22

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).