Нежный Гигант с Гавайев

Джеймс Александр Даркфорс
  Коль скоро я уже наверняка заработал репутацию любителя обзоров на нечто своеобразное, а порой не всегда приемлемое для масс, этот обзор мог бы рассматриваться, как странное упущение в общей коллекции. Исправлю этот пробел, несмотря на то, что сам двигаюсь в направлении Non Ethnic.
  Знакомьтесь, Израэль Камакавиво’оле (Israel Ka’ano’i Kamakawiwo’ole), Гавайские острова. В России он не так известен, как в США, где стал настоящей знаменитостью. Из (Iz), как его частенько называли, пел под аккомпанемент укулеле, причём, репертуар его был довольно широк и не так уж оригинален, если не считать инструмента и своеобразной внешности – увы, но при жизни Из страдал ожирением.
  Родился он 20 мая 1959 года, в Гонолулу. Ещё в детстве он начал играть на укулеле, ухитрившись собрать группу из друзей, к группе присоединился и его брат, назывались они THE MAKAHA SONS OF NI’IHAU. Впрочем, стоит сразу сказать, что сам по себе данный состав большой популярности не получил. Школу Из там получил, но вряд ли очень большую. Известным он стал, когда начал сольную карьеру. Хотя на самом деле THE MAKAHA SONS OF NI’IHAU были очень успешной группой, они много выступали и даже записали целых пять альбомов. Всё-таки это было несколько не то, если сравнивать с тем, чем прославился Gentle Giant, как его стали называть на Гавайях. Распад группы во многом был связан с тем, что брат Израэля, Скиппи, умер в 1982 году, от остановки сердца. И Из это очень тяжело переживал.
  190 сантиметров роста и 343 килограмма веса в сочетании с вкрадчивым, нежным, почти девичьим голосом – в принципе, с такими параметрами этот обаятельный полинезиец мог бы считаться самым натуральным фриком, но даже при своей внешности и некотором простодушии он всё-таки не воспринимался, как «фрик». Напротив, его обаяние и бесспорные музыкальные способности быстро сделали этого огромного, добродушного полинезийца любимцем широкой публики сначала на родном архипелаге, а потом и по всему миру. Ещё стоит отметить момент: Из не был стопроцентно «этническим» певцом, несмотря на то, что своё «гавайское» он нёс, как знамя, отстаивая независимость родных островов. Может быть, именно поэтому ещё он очень спокойно относился к мировой популярности.
  Первый его альбом вышел в 1990 году и назывался «Ka 'Ano'i». Уже из названия понятно, что альбом должен был быть типично «гавайским», с текстами на родном языке Камакавиво’оле. И он таковым был. Видимо, именно поэтому его по достоинству оценили только гавайцы, и оценка была очень хорошей, надо сказать. Но на этнической музыке он всё-таки не зацикливался, смело экспериментируя со стилями. Он мог играть даже что-то в духе реггей и джаза, при этом всё было сосредоточено в нём самом, его гитаре и голосе.
  В 1993 году выходит его второй альбом, уже с англоязычным названием «Facing Future» (хотя на родном языке он продолжал петь всегда). Здесь-то и прозвучала песня «Over The Rainbow», впервые спетая Джуди Гарланд в 1939 году. Это было в фильме «Волшебник страны Оз». Символично? Пожалуй, ведь в дальнейшем эта песня в исполнении Израэля Иза, как его называли за пределами Гавайского архипелага, не раз мелькала в кинофильмах. И понеслось…
  Из не только пел, но ещё и вёл активную общественную деятельность на родных Гавайях: призывал школьников не употреблять наркотики, общался с врачами, чтобы объяснить им, как победить «национальную гавайскую болезнь» – ожирение. Помогал, сколько у него получалось, местному благотворительному центру «Angel Network» – причём, уже тогда, когда собственное ожирение приковало его к инвалидной коляске c аппаратом искусственной вентиляции лёгких.
  В 1995 году он отдаёт дань памяти брату Скиппи, включив записи его голоса в альбом «E Ala E». К этому моменту он был звездой уже международного масштаба, а не только гавайского. В его «коллекции» уже были награды американской и гавайской Академий Звукозаписи, причём, не по одной. Для многих он стал живым прорывом гавайской музыки за пределы архипелага.
  Следующий альбом назывался «N Dis Life» и вышел в 1996 году. К этому моменту, увы, здоровье Иза стало сильно ухудшаться, и награду местной Академии Звукозаписи, которую ему присудили в 1997 году, он получать не приехал, так как на момент её вручения находился в больнице. На момент болезни ему становилось всё сложнее и сложнее играть на укулеле, поэтому ему сделали что-то вроде «детской гитары», но звучала она, как укулеле. Израэль Из (или Брудда Из, его и так называли) держался до последнего, но проблемы с дыханием всё-таки взяли верх. Он умер 26 июня 1997 года.
  О его популярности на тот момент свидетельствует тот факт, что гроб с его телом выставили для прощания в Капитолии Гонолулу, это был третий случай в истории Гавайев вообще, и первый раз в Капитолии выставляли гроб с телом человека, никоим образом не относящегося к политике. Приспущенные флаги на всех островах – та же история, до него только два крупных гавайских политика были удостоены такой почести. После завершения церемонии прощания, соблюдая волю певца, его тело кремировали.
  10 июля 1997 года урна с прахом Израэля Камакавиво’оле была доставлена на лодку, вышедшую в океан, рядом с пляжем Макуа. Десять тысяч человек, многие из которых находились в воде на полинезийских лодках и досках для сёрфинга, сопровождавших катамаран с урной. Прах Нежного Гиганта был развеян над водой, о чём он сам не раз просил.
  И, наконец, 20 сентября 2003 года его бюст установили в здании «Waianae Neighborhood Community Center». Так сказать, полное официальное признание заслуг. О неофициальном уже было сказано, и для многих этот певец стал известен не так давно – не буду говорить, какой культурный шок «на плюс» они при этом испытывают.
  А так вот, если по большому счёту – ничего тут не расскажешь. Это просто нужно послушать, и там уже другое дело, «ваше» это или нет.