Больше суток в части не появился, значит, дезертир

Наталья Дедова
Вряд ли кто-то сможет оспорить утверждение, что война – работа тяжёлая, работа страшная. Но на любой, самой тяжёлой и страшной работе, в самой сложной обстановке случаются минуты радости. А что радостнее встречи с земляками может быть для человека, шагающего дорогами войны…

Ананий Петрович Поздеев человек в Вельске известный, награждённый за боевые заслуги орденом Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной звезды, многочисленными медалями. Война Анания Петровича в Ленинграде застала. Только-только вельчак трамвайно-троллейбусный техникум закончил, экзамены выпускные сдавал.

– Война ведь в воскресенье началась. А мы по этим дням с племянником в баню ходили. В тот день обратно возвращались, собрались проспект Энгельса пересекать, смотрим – а народу у репродукторов и кто-то громко говорит!.. А Ленинград аж бурлит. Я Коле говорю: «Пойдем скорей домой». Домой прибежали, я с шумом так портфель бросаю, а тут дядя с соседом: «Тише, тише, Ананий, ты что! Война-а…» 

Уже в начале августа записался Ананий Петрович в ленинградское народное ополчение. Немало пришлось испытать, немало в госпиталях полежать, многими военными дорогами прошагать.

– А приходилось ли вам на войне встречать земляков, – спрашиваю ветерана.
 
– Было, – как то по-военному отвечает тот. И продолжает: – Первого земляка с нашей Верхопуи, Гришу Тихонова, встретил я в 1943 году. Мы перемещались куда-то и случайно с ним встретились. Я его хорошо знал. Сам я 1923 года рождения, а он 1921-го. Ну, поздоровались, конечно, а разговаривать некогда – дальше пошли.

Ещё случай был, когда Ригу взяли. Мы много потеряли в Риге живых людей – не раненых, не убитых. Ночью город брали. Не в ту улицу солдат забрёл и заблудился, а закон такой: если больше суток ты в части не появился, считаешься дезертиром. Старались друг от друга далеко не уходить. И тут как вышло. Мы Киш-озеро форсировали, и двигались в том направлении, куда комбат послал. А кухни наши Бог знает, где. Их же по озеру не повезут. Пока шли, обстрел начался. Мы в подъезде укрылись. Тут, смотрю, кухня пришла, два солдата с ней. А обстрел же. Они к нам в подъезд и забежали. Ой, а ведь с нашей деревни один – 1925 года рождения. Радостный такой, что встретились!

Ну и ещё, в 1945 году, где-то в начале апреля такая встреча случилась. Часть нашу разбили, так что ждали пополнения, не в бою были, а рядом с передовой. И хоронили заместителя командира дивизии. Он был ранен и умер в госпитале. Я стреляю из автомата – салют прощальный, смотрю – знакомый стоит. Тоже на меня смотрит, улыбается. Я потом, когда отсалютовали и командира похоронили, подхожу, о – Алексей Палыч Баёв, наш бригадир колхозный. Вот ведь повезло-то!

Он: «У-у-у! Пойдём ко мне, пойдём!! Я говорю: «Да некогда, видишь. Меня не отпустят тут одного». «Ну-ка давай, пойдём, спросим», – Баёв в ответ.

Спросили у заместителя командира полка. Тот напутствует: «Ты смотри. Только чтоб обратно не заблудился».

Ну, посидели с земляком, поели и Алексей Палыч говорит: «А вон, Кострушин едет на передовую. Он через вас едет, тебя как раз довезёт».
 
Ну, хорошо, меня на машину посадили. Мы с этим мужиком не знакомы были, но он тоже с нашего колхоза оказался, с Андричево. Всю дорогу расспрашивал, чей, да откуда. За разговором до места и добрались. А у них часть передовая стояла в карьере. Солдаты только с задания пришли, мокрые, костры жгут, сушатся. Это ж конец войны, так что не особо и остерегались. И самолёты немецкие не летали.
 
Вот и кричит Кострушин: «Шустиков, иди, я тебе земляка привёз!»

Ой, паря!.. а разговор-то какой, наш, деревенский! Я ж пять лет не был дома.
«Да пусть идёт сюда», – от костра кричат.

Ну, я пришёл. Они давай меня разглядывать: «У-у, да ты, паря, лейтенант!». Так деревенские разговаривают. Оказалось, с нашей деревни два мужика, а эта часть – отдельная кабельная рота связи. Она формировалась где-то в Вологде. И она вся сохранилась. Мало у них потерь-то было.

...С войны все земляки Анания Петровича, о которых речь шла, живыми вернулись. Вот и так ещё на войне случается.